Rambler's Top100

№ 457 - 458
7 - 20 марта 2011

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Динамика брачности населения Республики Молдова в конце XX — начале XXI века

Старение населения в Республике Молдова: региональный аспект

Миграция в Молдове - краткая информация

Транснациональные русскоязычные сообщества Молдавии

Социальная политика в области репродуктивных технологий: опыт зарубежных стран. История изменений

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Социальная политика в области репродуктивных технологий: опыт зарубежных стран. История изменений

Исупова О.Г.1
(Опубликовано в: Проблемы народонаселения в зеркале истории: Шестые Валентеевские чтения: Москва, 22-24 апреля 2010 г. МГУ им. М.В. Ломоносова: Сборник докладов: Том 2 / Ред. В.В. Елизаров, И.А. Троицкая. -М.: МАКС Пресс, 2010. с. 138-147)

С тех пор, как в 1978 году, после многолетних исследований и испытаний на животных, наконец-то появился на свет первый ребенок "из пробирки" (широко известная Луиза Браун), многое изменилось в отношении общественности к существованию такой возможности зачатия и последующего появления на свет детей. Так что с полным правом это можно уже назвать историей, пусть и недолгой.

Вначале реакция была восторженной со стороны ученых и пациентов, и очень напряженной, если не отрицательной - со стороны как правых (религиозных), так и левых (прежде всего феминистских) кругов. Вскоре после массового появления на свет первых детей, зачатых с помощью технологий, а также выявления того факта, что во многих случаях методика остается неэффективной, "провальной", по выражению некоторых феминисток (ее эффективность в начале составляла около 10%, что никак не устраивало в том числе и пациентов), развязались первые общественные дискуссии относительно того, стоит ли вообще разрешать ее применение.

Наиболее мощной была оппозиция со стороны религиозных сообществ, которые утверждали, что при ВРТ происходит разрушение оплодотворенных яйцеклеток, являющихся, с их точки зрения, уже человеческими существами.

С другой стороны, многие религиозные организации и значительная часть широкой общественности считали, что человеческий эмбрион не заслуживает такого уровня защиты со стороны общества в период раннего развития, который дает ЭКО.

В дальнейшем, постепенно, это применение все же было разрешено в большинстве стран и в настоящее время регулируется или законами, или специальными руководствами, или никак не регулируется, но и не запрещается. Единственным исключением является Коста-Рика, где ВРТ полностью запрещены в любых формах (на том основании, что они противоречат национальной Конституции, нарушая права личности, начинающиеся с момента оплодотворения).

Несмотря на массированную оппозицию со стороны представителей церквей и некоторых левых партий в западных странах, со временем возник и вопрос о том, что лечение методами ВРТ необходимо включить в государственные программы медицинского страхования. Предполагалось, что оно может снизить остроту такой общественно важной проблемы как бесплодие и, возможно, даже оказать благотворное влияние на демографию (при условии дальнейшего старения материнства и щедрой государственной политики в области ВРТ). В некоторых странах это было сделано. Таким образом, в области ВРТ появилась государственная социальная политика.

Безусловно, это произошло под влиянием тех групп, которые были заинтересованы в увеличении частоты применения этих методик - пациентов, фармацевтических компаний, клиник ЭКО, и государства, в условиях крайне низкой рождаемости последних десятилетий заинтересованного в том, чтобы использовать все ресурсы для ее повышения.

С течением времени политика менялась, поскольку постоянно продолжались этические дискуссии насчет того, что допустимо и что нет в этой области, а также появлялись новые возможности, реальность которых заставляла принимать решения относительно их запрета или разрешения.

В мире существует широкий спектр мнений по поводу репродуктивных технологий и их содержания. Информацию об этих аспектах периодически собирает группа ученых IFFS (Международная Федерация Репродуктивных Обществ). Последний ее отчет был опубликован в 2007 году, в данном докладе широко используется информация из этого отчета2.

Несмотря на то, что одной из задач этой Федерации и этих отчетов (их начали публиковать в 1998 году) является сведение к минимуму этической и юридической несогласованности в области ВРТ, это так и не удалось осуществить в полной мере.

Поскольку консенсуса не удалось достигнуть в 1998 году, при составлении отчетов 2001, 2004 и 2007 годов к этому уже и не стремились.

Исторически, обзоры политики разных стран были ответом на выраженную многими политическими силами озабоченность способностью новых технологий вмешиваться в таинственные процессы, происходящие при зарождении жизни нового человеческого существа. Впоследствии у участвующих в обзорах ученых появились и свои собственные биоэтические проблемы, единства мнений в области которых и, соответственно, единства политики, они стремились достигнуть. Это, прежде всего, количество переносимых эмбрионов и озабоченность осложнениями при многоплодной беременности.

Политика в области законодательства и регулирования ВРТ

В результате первоначального интереса и неудовлетворенности общественности ВРТ, было создано множество комитетов и комиссий, государственных и негосударственных. Эти комиссии и комитеты выработали неофициальные регулирующие документы (не имеющие статуса закона) в большом количестве стран, где практикуются подобные технологии. Неофициальные документы, как правило, отражают мнения влиятельных в данной стране групп (религиозных или политических).

В некоторых странах были приняты также законы, неисполнение которых карается штрафами и другими наказаниями.

В то же время, существуют страны (например, Финляндия), где нет ни неофициальных регулирующих документов, ни законов. Тем не менее, репродуктивные технологии там практикуются, и в целом практики очень мало отличаются от принятых в тех странах, где есть регулирование.

Законы и иные регулирующие документы отражают не только медицинские, но и моральные и социально-религиозные нормы разных стран. Соответствие клиники и врача регулирующим документам варьирует от полной свободы до необходимости получить лицензию от государства после выполнения требований, сформулированных регулирующими документами. В некоторых странах еще проводятся периодические инспекции клиник.

Итак, в настоящее время можно классифицировать страны следующим образом:

  1. те, в которых существуют регламентирующие законы: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Вьетнам, Германия, Греция, Гонконг, Дания, Израиль, Испания, Италия, Канада, Латвия, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Россия, Саудовская Аравия, Словения, Тайвань, Турция, Тунис, Франция, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Южная Корея;
  2. те, где действуют неофициальные регулирующие документы: Аргентина, Австралия, Бразилия, Египет, Индия, Ирландия, Китай, Литва, Марокко, Мексика, Сингапур, США, Таиланд, Филиппины, Хорватия, Чили, ЮАР, Япония;
  3. те, где нет попыток регулирования деятельности в области ВРТ: Венесуэла, Иордания, Колумбия, Малайзия, Перу, Португалия, Румыния, Уругвай, Финляндия, Эквадор.

США в этом смысле является исключением среди развитых стран; однако, там существуют законы отдельных штатов, например, в период с 2004 по 2007 год был принят специальный закон в штате Виктория. Кроме того, эмбриологические лаборатории в США подчиняются законам и инспекциям, регулирующим деятельность любых лабораторий. Также их время от времени проверяет Департамент контроля лекарств и пищевых продуктов, предусматривающий очень суровые санкции в случае неправомерного использования донорских тканей и материалов.

В этот же период (с 2004 по 2007 год) изменилось законодательное регулирование в Австралии, Австрии, Бельгии, Великобритании, Венгрии, Вьетнаме, Греции, Испании, Италии, Канаде, Новой Зеландии, Норвегии, России, Сингапуре, Таиланде, Турции, Франции, Чешской Республике, Швейцарии, Швеции, Южной Корее.

Два самых важных изменения произошли в Бельгии и Греции. В Бельгии в 2003 году был принят закон, признающий возможными все виды исследований на эмбрионах, направленные на терапевтические цели, а также на прирост научного медицинского знания (генетические исследования, стволовые клетки, терапевтическое клонирование). Поскольку это предполагает намеренное создание эмбрионов в исследовательских целях, это тоже было разрешено. Однако запрещено делать то же самое в целях выбора иола ребенка, евгенического "улучшения" потомства, а также репродуктивное клонирование. Принятие этого закона свидетельствует о свободомыслии, этическом плюрализме страны и приоритете, который здесь имеют научные исследования.

В Греции в 2005 году был принят закон, относящийся исключительно к парам, состоящим в законном браке, одиноким, или состоящим в гетеросексуальном сожительстве. О лесбиянках специально не говорится, однако эксперты считают, что и им ничего специально не запрещено. Закон разрешает донорство спермы, ооцитов, эмбрионов, предимплантационную диагностику и суррогатное материнство. Донорство должно быть анонимным.

Изменения законов и регулирования в Австралии, Великобритании, Италии и Норвегии с точки зрения научного сообщества скорее реакционно- консервативны. Наиболее ограничивающим теперь стало итальянское законодательство: с 2004 года ВРТ здесь доступны только гетеросексуальным женатым парам (или долго сожительствующим), при этом оба партнера должны быть на момент лечения живы и в репродуктивном возрасте. Холостякам или гомосексуалистам ВРТ запрещены. Пары, желающие лечиться методом ВРТ, должны предоставить медицинское свидетельство не только о своем бесплодии, но и о том, что им показано именно ЭКО/ИКСИ, а не другие методы. Оплодотворяется максимум три яйцеклетки, и все полученные эмбрионы подсаживаются, вне зависимости от их качества и возраста будущей матери. Замораживание эмбрионов и донорство запрещены.

В Норвегии в этот же период было запрещено анонимное донорство при искусственном оплодотворении. В Великобритании было запрещено анонимное донорство любых половых клеток при любых ВРТ процедурах. Страховое государственное финансирование ВРТ

Примерно в половине стран, участвующих в периодическом обследовании, не предполагается никакого участия третьей стороны в оплате ВРТ (ни со стороны государства, ни со стороны частных страховых компаний). В число этих стран входят главным образом государства со значительным религиозным, прежде всего католическим, влиянием на частную жизнь и на государственные решения (страны Латинской Америки). В США возможно только использование средств частных страховых фондов. До последнего времени так же было и в Турции, но теперь там есть национальный план, предусматривающий частичную поддержку со стороны государства

Есть шесть стран, где государство полностью покрывает супружеским парам расходы на ВРТ — это Бельгия, Греция, Израиль, Словения, Франция и Швеция. Бельгийский случай уже можно проанализировать, есть первые результаты такой политики, поскольку она была введена еще в 2003 году. Предполагается полная оплата паре 6 циклов, при этом женщине должно быть меньше 42 лет. Если при первом цикле ей меньше 35, ей обязательно переносится только один эмбрион (в целях уменьшения осложнений, связанных с многоплодными беременностями). В последующих циклах ей переносится не более 2-х эмбрионов. Если в начале программы ей от 35 до 39 лет, вначале ей переносят два эмбриона и впоследствии - не более трех. Если женщине от 39 до 42 лет, ограничений по количеству переносимых эмбрионов нет. После 42 лет ни одна женщина под программу не подпадает.

В результате процент многоплодных беременностей после ЭКО/ИКСИ в Бельгии минимален (10%, по сравнению с обычными 30), а процент ВРТ-рождений в общей рождаемости максимален – 3,5%.

В Израиле государством финансируется столько попыток, сколько понадобится, пока у пары не родится двое детей.

Заключение

Можно видеть, что политика в отношении финансирования расходов на ВРТ в значительной степени варьирует в разных странах мира. Наилучший демографический результат с точки зрения процента детей (хорошего здоровья), рожденных "от" ВРТ, в общей рождаемости страны, достигается там, где государство сочетает: щедрое финансирование этих медицинских процедур, делая их доступными для всех слоев населения; внедрение наиболее современных и эффективных научных программ и методов; либеральное, незапретительное законодательство в области репродуктивных технологий. Примером такого подхода к ВРТ может служить Бельгия.

Таблица 1. Политика государства по возмещению расходов на лечение методами ВРТ и требования к пациентам и врачам (2007 год)

Страна / государство

Возмещение стоимости ВРТ государством

Страховка от частных фондов

Только средства пациентов

Ограничения по брачному статусу

Возраст и число переносимых эмбрионов

Австралия

частично

 

 

Нет ограничений. Разрешено одиноким женщинам и парам лесбиянок

До 2 если меньше 40 лет

Австрия

Частично

 

 

Брак / ”прочное” сожительство

Не определено

Аргентина

 

 

+

Брак / ”прочное” сожительство

Молодым – до 2, старшей группе – может быть и больше

Бельгия

полностью

 

 

Нет ограничений. Разрешено одиноким женщинам и парам лесбиянок

<35: 1-2; 36-39: 2-3; 40-42: нет ограничений

Болгария

Частично

 

 

Нет ограничений

Не определено

Бразилия

 

 

+

Нет ограничений. Разрешено одиноким женщинам и парам лесбиянок

Не определено

Великобритания

частично

 

 

Нет ограничений. Разрешено одиноким женщинам и парам лесбиянок

2

Венгрия

частично

 

 

Брак / ”прочное” сожительство. Разрешено одиноким женщинам

3-4 женщинам старшей группы с неудачными попытками в прошлом

Венесуэла

 

 

+

Не обсуждается в регулирующих документах

От 2 до 5

Вьетнам

 

 

+

Брак. Разрешено одиноким женщинам

Не определено

Германия

Частично

 

 

Брак /”прочное” сожительство

3

Гонконг

 

 

+

Брак

3, женщинам до 34 лет; >3 более старшим

Греция

полностью

 

 

Брак / ”прочное” сожительство. Разрешено одиноким женщинам

< 3-4

Дания

Частично

 

 

Брак / ”прочное” сожительство

2 или 3

Египет

 

 

+

Брак

Не определено

Израиль

полностью

 

 

Брак / ”прочное” сожительство. Разрешено одиноким женщинам и парам лесбиянок

Не определено

Индия

 

 

+

Брак / ”прочное” сожительство. Разрешено одиноким женщинам

Меньше трех кроме группы “плохо отвечающих на стимуляцию”

Иордания

 

 

+

Брак

Максимум 5

Ирландия

 

 

+

Брак / ”прочное” сожительство

Не определено

Испания

частично

 

 

Нет ограничений. Разрешено одиноким женщинам

3

Италия

частично

 

 

Брак / ”прочное” сожительство

Все полученные после оплодотворения только 3-х ЯК

Канада

 

 

+

Нет ограничений. Разрешено одиноким женщинам и парам лесбиянок

Не определено

Китай

 

 

+

Брак

Не определено

Колумбия

 

 

+

Брак / ”прочное” сожительство

От 2 до 4

Латвия

 

 

+

Нет ограничений. Разрешено одиноким женщинам

3

Литва

 

 

+

Брак

Не определено

Малайзия

 

 

+

Брак

Максимум 3-4

Марокко

 

 

+

Брак

2 кроме сложных случаев

Мексика

 

 

+

Нет ограничений

3

Нидерланды

частично

 

 

Нет ограничений. Разрешено одиноким женщинам и парам лесбиянок

Не определено

Новая Зеландия

частично

 

 

Нет ограничений. Разрешено одиноким женщинам и парам лесбиянок

Много переносов одного эмбриона

Норвегия

частично

 

 

Брак / ”прочное” сожительство

3

Перу

 

 

+

Разрешено одиноким женщинам

3

Португалия

частично

 

 

Брак / ”прочное” сожительство

Не более 3 кроме сложных случаев

Россия

квоты

 

 

Брак / ”прочное” сожительство

От 2 до 4

Румыния

 

 

+

Не обсуждается в регулирующих документах

3

Саудовская Аравия

 

 

Нет данных

Нет информации

Нет информации

Сингапур

 

 

+

Брак

Обычно не более 3

Словения

полностью

 

 

Брак / ”прочное” сожительство

3

США

 

есть

 

Нет ограничений. Разрешено одиноким женщинам и парам лесбиянок

Зависит от возраста – моложе 35 1-2, старше 40 – до 5-ти

Таиланд

 

 

+

Нет ограничений

2 кроме сложных случаев

Тайвань

 

 

+

Брак

Не определено

Тунис

частично

 

 

Брак

Не определено

Турция

частично

 

 

Брак

Не определено

Уругвай

 

 

+

Брак / ”прочное” сожительство

Максимум 3

Филиппины

 

 

+

Брак

Не более 3. Предпочтение 1-2

Финляндия

частично

 

 

Не обсуждается в регулирующих документах

1-2, максимум 3

Франция

полностью

 

 

Брак/”прочное” сожительство

Не определено

Хорватия

частично

 

 

Брак/”прочное” сожительство

3, кроме тех кто старше 40 или имел много неудач

Чехия

Частично

 

 

Брак/”прочное” сожительство

3

Чили

 

 

+

Брак/”прочное” сожительство. Разрешено одиноким женщинам

Не определено

Швейцария

 

 

+

Брак/”прочное” сожительство

3

Швеция

полностью

 

 

Брак/”прочное” сожительство

От 1 до 2

Эквадор

 

 

+

Брак/”прочное” сожительство

2

Южная Корея

 

 

+

Нет ограничений

Не определено

ЮАР

 

 

+

Нет ограничений. Разрешено одиноким женщинам и парам лесбиянок

Не определено

Япония

частично

 

 

Брак

3, в сложных случаях больше

Примечание. В 2008 году еще больше стран приняло политику переноса не более 2 эмбрионов, как благотворно влияющую на здоровье рождающихся детей, поскольку это позволяет избежать осложнений, связанных с многоплодием.


1 Институт Демографии ГУ-ВШЭ, Москва
2 IFFS 2007 Report (Fertility and sterility, Vol. 87, No. 4, Suppl. 1, April 2007

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.