| 
 |  | Регистрируемая преступность в России снижается четвертый год подряд
  |   |  | Несмотря на двукратное снижение числа убийств, на фоне европейских показателей оно остается крайне высоким
  |   |  | Число ДТП и пострадавших в них снижается, но смертность от транспортных травм остается высокой, вдвое превышая средний уровень по ЕС
  |   |  | 66% лиц, совершивших преступления в 2010 году, не имели постоянного источника дохода, 36% уже совершали преступления раньше
  |   |  | В 2009 году по приговорам судов, вступившим в законную силу, было осуждено 862 тысячи человек, 32% из них приговорено к наказанию лишением свободы
  |   |  | В местах лишения свободы на начало 2010 года содержалось 864,2 тысячи человек, в том числе 8,8 тысячи несовершеннолетних
  |   |  | См. также Архив выпусков Российского демографического барометра
  |  | 
               
                |  | Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова |  Число ДТП и пострадавших в них снижается, но смертность 
              от транспортных травм остается высокой, вдвое превышая средний уровень 
              по ЕС Значительное число дорожно-транспортных происшествий 
              (ДТП) и пострадавших в них людей (погибших и раненых) остается одной 
              из серьезных социально-экономических проблем России.  В 2007 году число зарегистрированных ДТП8 
              возросло до 233,8 тысяч, что на 48% больше, чем в 2000 году. В последующие 
              три года оно снижалось, составив в 2010 году 199,4 тысячи (на 2,1% 
              меньше, чем в 2009 году и на 14,7% меньше, чем в 2007 году). В числе зарегистрированных ДТП устойчиво растет доля 
              происшествий по вине водителей-владельцев индивидуальных транспортных 
              средств: в 1995 году она насчитывала 52,1%, в 2000 году – 59,1%, 
              в 2005 году – 67,2%, в 2009 году – 73,8%. Одновременно сокращалось (за исключением 2002-2003 годов) 
              число ДТП из-за нарушения правил дорожного движения водителями транспортных 
              средств в состоянии опьянения. В 1998-2004 годах оно превышало 20 
              тысяч в год (в 1998 и 2003 годах составив около 24 тысяч), а к 2009 
              году снизилось до 12,3 тысячи.  В отличие от абсолютного числа 
              ДТП из-за нарушения правил дорожного движения водителями транспортных 
              средств в состоянии опьянения, удельный вес такого рода ДТП в общем 
              числе ДТП неуклонно сокращался: с 15,0% в 1998 году до 6,0% в 2009 
              году. Число погибших и раненых9 
              в результате нарушения правил дорожного движения и эксплуатации 
              транспортных средств резко возросло во второй половине 1980-х годов, 
              увеличившись с 22,7 тысячи человек в 1985 году до 37,1 тысячи в 
              1993 (рис. 8). К 1997 году оно снизилось до 27,7 тысячи человек, 
              а затем вновь стало расти – до 35,6 тысячи в 2003 году (в том числе 
              4 тысячи человек из-за нарушения правил дорожного движения водителями 
              транспортных средств в состоянии опьянения), а всего за тот год 
              от всех видов транспортных травм умерло 43,4 тысячи человек (29,9 
              на 100 тысяч человек).  Начиная с 2004 года число погибших в дорожно-транспортных 
              происшествиях сокращалось (за исключением 2007 года, когда оно немного 
              увеличилось), а число раненых продолжало расти до 2007 года, после 
              чего также стало снижаться. При этом, если число пострадавших в 
              происшествиях с транспортными средствами юридических лиц постепенно 
              снижается, то число пострадавших в происшествиях с транспортными 
              средствами физических лиц стало снижаться только в 2008-2009 годах. В 2009 году число погибших в происшествиях на автомобильных 
              дорогах и улицах снизилось до 27,7 тысячи человек, а число погибших 
              в результате всех видов транспортных травм до 30,1 тысячи человек 
              (21,2 на 100 тысяч человек), в том числе в результате ДТП – 20,6 
              тысячи (14,5). Число раненых в дорожно-транспортных происшествиях 
              снизилось до 255,5 тысячи человек.  В 2010 году число погибших на автомобильных дорогах 
              и улицах сократилось до 26,6 тысячи человек, число погибших в результате 
              всех видов транспортных травм до 28,5 тысячи человек (20,1 на 100 
              тысяч человек), в том числе в результате ДТП – 19,9 тысячи (14,0). 
              Число раненных в дорожно-транспортных происшествиях сократилось 
              до 250,6 тысячи человек.  Для сравнения можно отметить, что в Европейском союзе 
              в последние десятилетия было предпринято немало усилий для сокращения 
              смертности от ДТП (в отличие от России, в течение 30 дней после 
              происшествия), в результате чего она снизилась с 16,2 на 100 тысяч 
              человек в 1990 году до 8,7 в 2006 году10. 
 Рисунок 8. Численность пострадавших в дорожно-транспортных 
              происшествиях, 1980-2010 годы, тысяч человек Число погибших в ДТП сокращалось быстрее, чем число 
              самих ДТП, в результате чего «летальность» дорожно-транспортных 
              происшествий постепенно снижалась (рис. 9). Число погибших в транспортных 
              происшествиях (то есть без учета умерших впоследствии от полученных 
              от травм) в расчете на 1000 ДТП сократилось со 196 в 1995 году до 
              188 в 2000-2001 годах и 133 в 2010 году. Вместе с тем устойчиво 
              возрастало число раненных в результате ДТП, часть из которых умирает 
              в течение какого-то времени после происшествия. Число раненых в 
              расчете на 1000 зарегистрированных ДТП увеличилось с 1099 в 1995 
              году до 1257 в 2010 году. 
 Рисунок 9. Число погибших  (ось слева) и раненных 
              (ось справа) на 1000 дорожно-транспортных происшествиях, 1995, 2000-2009 
              годы Число зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий 
              и пострадавших в них заметно различается по регионам России. В 2009 
              году число ДТП в расчете на 100 тысяч человек постоянного населения 
              составило в целом по стране 144, варьируясь от 28 в Чеченской Республике 
              до 255 в Новгородской области (рис. 10). Еще в 5 регионах оно превышало 
              200 ДТП на 100 человек (Республике Хакасии, Приморском крае, Владимирской, 
              Магаданской и Псковской областях), и только в 10 не достигало 100 
              (помимо Чечни, в республиках Ингушетия, Дагестан, Северная Осетия-Алания, 
              Кабардино-Балкария, Чукотском и Ненецком  автономных округах, 
              Томской, Саратовской и Ульяновской областях).  Однако при низком числе зарегистрированных ДТП их тяжесть 
              нередко оказывается на порядок выше, чем в регионах, где их регистрируется 
              больше. Так, число погибших в транспортных происшествиях в расчете 
              на 1000 ДТП составляло от 58 в Санкт-Петербурге и 60 в Москве до 
              567 в Чеченской Республике. Несколько ниже было соотношение числа 
              погибших и дорожно-транспортных происшествий в республиках Ингушетия 
              (447), Дагестан (346), Тыва (339), Кабардино-Балкария (322). Ниже 
              среднего по России (128) это соотношение было в 34 регионах – субъектах 
              федерации, а в остальных 49 в той или иной степени превышало его, 
              в том числе в 8 превышало 225 на 1000 ДТП. Число раненных в дорожно-транспортных происшествиях 
              в расчете на 1000 ДТП составило в 2009 году в целом по России 1262, 
              а по регионам-субъектам федерации варьировалось от 1123 в Калининградской 
              области и 1124 в Ненецком автономном округе до 1751 в Республике 
              Ингушетии. 
 Рисунок 10. Число дорожно-транспортных происшествий 
              и численность пострадавших в них по регионам – субъектам Российской 
              Федерации, 2009 годСписок регионов
 
 8 Дорожно-транспортное 
              происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге 
              транспортного средства и с его участием, при котором погибли или 
              ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения, 
              либо причинен иной материальный ущерб. В статистический показатель, 
              характеризующий дорожно-транспортные происшествия, включается сведения 
              только о тех дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли 
              или были ранены люди.9 Погибший - лицо, 
              погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия, либо умершее 
              от его последствий в течение 7 последующих суток. Раненый - лицо, 
              получившее в месте дорожно-транспортного происшествия телесные повреждения, 
              обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток, либо 
              необходимость амбулаторного лечения.
 10 Highlights of 
              the Panorama of Transport. // Statistics in focus. Transport. 42/2009. 
              P. 5. - http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_OFFPUB/KS-SF-09-042/EN/KS-SF-09-042-EN.PDF
  
              
             |