Rambler's Top100

№ 453 - 454
7 - 20 февраля 2011

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Российский демографический барометр 

Регистрируемая преступность в России снижается четвертый год подряд

Несмотря на двукратное снижение числа убийств, на фоне европейских показателей оно остается крайне высоким

Число ДТП и пострадавших в них снижается, но смертность от транспортных травм остается высокой, вдвое превышая средний уровень по ЕС

66% лиц, совершивших преступления в 2010 году, не имели постоянного источника дохода, 36% уже совершали преступления раньше

В 2009 году по приговорам судов, вступившим в законную силу, было осуждено 862 тысячи человек, 32% из них приговорено к наказанию лишением свободы

В местах лишения свободы на начало 2010 года содержалось 864,2 тысячи человек, в том числе 8,8 тысячи несовершеннолетних

См. также Архив выпусков Российского демографического барометра


Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

Число ДТП и пострадавших в них снижается, но смертность от транспортных травм остается высокой, вдвое превышая средний уровень по ЕС

Значительное число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и пострадавших в них людей (погибших и раненых) остается одной из серьезных социально-экономических проблем России.

В 2007 году число зарегистрированных ДТП8 возросло до 233,8 тысяч, что на 48% больше, чем в 2000 году. В последующие три года оно снижалось, составив в 2010 году 199,4 тысячи (на 2,1% меньше, чем в 2009 году и на 14,7% меньше, чем в 2007 году).

В числе зарегистрированных ДТП устойчиво растет доля происшествий по вине водителей-владельцев индивидуальных транспортных средств: в 1995 году она насчитывала 52,1%, в 2000 году – 59,1%, в 2005 году – 67,2%, в 2009 году – 73,8%.

Одновременно сокращалось (за исключением 2002-2003 годов) число ДТП из-за нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств в состоянии опьянения. В 1998-2004 годах оно превышало 20 тысяч в год (в 1998 и 2003 годах составив около 24 тысяч), а к 2009 году снизилось до 12,3 тысячи.  В отличие от абсолютного числа ДТП из-за нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств в состоянии опьянения, удельный вес такого рода ДТП в общем числе ДТП неуклонно сокращался: с 15,0% в 1998 году до 6,0% в 2009 году.

Число погибших и раненых9 в результате нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств резко возросло во второй половине 1980-х годов, увеличившись с 22,7 тысячи человек в 1985 году до 37,1 тысячи в 1993 (рис. 8). К 1997 году оно снизилось до 27,7 тысячи человек, а затем вновь стало расти – до 35,6 тысячи в 2003 году (в том числе 4 тысячи человек из-за нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств в состоянии опьянения), а всего за тот год от всех видов транспортных травм умерло 43,4 тысячи человек (29,9 на 100 тысяч человек).

Начиная с 2004 года число погибших в дорожно-транспортных происшествиях сокращалось (за исключением 2007 года, когда оно немного увеличилось), а число раненых продолжало расти до 2007 года, после чего также стало снижаться. При этом, если число пострадавших в происшествиях с транспортными средствами юридических лиц постепенно снижается, то число пострадавших в происшествиях с транспортными средствами физических лиц стало снижаться только в 2008-2009 годах.

В 2009 году число погибших в происшествиях на автомобильных дорогах и улицах снизилось до 27,7 тысячи человек, а число погибших в результате всех видов транспортных травм до 30,1 тысячи человек (21,2 на 100 тысяч человек), в том числе в результате ДТП – 20,6 тысячи (14,5). Число раненых в дорожно-транспортных происшествиях снизилось до 255,5 тысячи человек.

В 2010 году число погибших на автомобильных дорогах и улицах сократилось до 26,6 тысячи человек, число погибших в результате всех видов транспортных травм до 28,5 тысячи человек (20,1 на 100 тысяч человек), в том числе в результате ДТП – 19,9 тысячи (14,0). Число раненных в дорожно-транспортных происшествиях сократилось до 250,6 тысячи человек.

Для сравнения можно отметить, что в Европейском союзе в последние десятилетия было предпринято немало усилий для сокращения смертности от ДТП (в отличие от России, в течение 30 дней после происшествия), в результате чего она снизилась с 16,2 на 100 тысяч человек в 1990 году до 8,7 в 2006 году10.

Рисунок 8. Численность пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, 1980-2010 годы, тысяч человек

Число погибших в ДТП сокращалось быстрее, чем число самих ДТП, в результате чего «летальность» дорожно-транспортных происшествий постепенно снижалась (рис. 9). Число погибших в транспортных происшествиях (то есть без учета умерших впоследствии от полученных от травм) в расчете на 1000 ДТП сократилось со 196 в 1995 году до 188 в 2000-2001 годах и 133 в 2010 году. Вместе с тем устойчиво возрастало число раненных в результате ДТП, часть из которых умирает в течение какого-то времени после происшествия. Число раненых в расчете на 1000 зарегистрированных ДТП увеличилось с 1099 в 1995 году до 1257 в 2010 году.

Рисунок 9. Число погибших  (ось слева) и раненных (ось справа) на 1000 дорожно-транспортных происшествиях, 1995, 2000-2009 годы

Число зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в них заметно различается по регионам России. В 2009 году число ДТП в расчете на 100 тысяч человек постоянного населения составило в целом по стране 144, варьируясь от 28 в Чеченской Республике до 255 в Новгородской области (рис. 10). Еще в 5 регионах оно превышало 200 ДТП на 100 человек (Республике Хакасии, Приморском крае, Владимирской, Магаданской и Псковской областях), и только в 10 не достигало 100 (помимо Чечни, в республиках Ингушетия, Дагестан, Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкария, Чукотском и Ненецком  автономных округах, Томской, Саратовской и Ульяновской областях).

Однако при низком числе зарегистрированных ДТП их тяжесть нередко оказывается на порядок выше, чем в регионах, где их регистрируется больше. Так, число погибших в транспортных происшествиях в расчете на 1000 ДТП составляло от 58 в Санкт-Петербурге и 60 в Москве до 567 в Чеченской Республике. Несколько ниже было соотношение числа погибших и дорожно-транспортных происшествий в республиках Ингушетия (447), Дагестан (346), Тыва (339), Кабардино-Балкария (322). Ниже среднего по России (128) это соотношение было в 34 регионах – субъектах федерации, а в остальных 49 в той или иной степени превышало его, в том числе в 8 превышало 225 на 1000 ДТП.

Число раненных в дорожно-транспортных происшествиях в расчете на 1000 ДТП составило в 2009 году в целом по России 1262, а по регионам-субъектам федерации варьировалось от 1123 в Калининградской области и 1124 в Ненецком автономном округе до 1751 в Республике Ингушетии.

Рисунок 10. Число дорожно-транспортных происшествий и численность пострадавших в них по регионам – субъектам Российской Федерации, 2009 год
Список регионов


8 Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения, либо причинен иной материальный ущерб. В статистический показатель, характеризующий дорожно-транспортные происшествия, включается сведения только о тех дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди.
9 Погибший - лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия, либо умершее от его последствий в течение 7 последующих суток. Раненый - лицо, получившее в месте дорожно-транспортного происшествия телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток, либо необходимость амбулаторного лечения.
10 Highlights of the Panorama of Transport. // Statistics in focus. Transport. 42/2009. P. 5. - http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_OFFPUB/KS-SF-09-042/EN/KS-SF-09-042-EN.PDF

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.