|
Комментарий Демоскопа
30 ноября 2010 года Президент Российской Федерации Дмитрий
Анатольевич Медведев выступил с ежегодным Посланием Федеральному
Собранию. Примерно пятая часть Послания была посвящена демографическим
вопросам или тесно связанным с ними, в частности, вопросам охраны
здоровья и воспитания детей. Столь обстоятельное обращение к проблемам
российской демографии в Президентском послании - не первое. В 2006
году эта тема еще с большей силой была поднята в Послании Федеральному
Собранию Президента Путина, который назвал демографическую проблему
"самой острой проблемой современной России" и внес предложения,
оформившиеся затем в ряд мер демографической политики, вступивших
в силу с января 2007 года.
Хотя в Президентском послании 2006 г. указывались три
главные направления решения этой проблемы - снижение смертности,
эффективная миграционная политика и повышение рождаемости, Демоскоп
уже тогда отмечал в своем
комментарии, что основное внимание в Послании было сосредоточено
на третьем из этих направлений, два остальные были лишь слегка затронуты,
пути движения по ним не были раскрыты. В нынешнем послании Президента
Медведева эта линия избирательного внимания к некоторым из большого
числа демографических проблем стала еще более заметной.
Слово "миграция" вообще не упоминается в Послании,
хотя миграция всегда была одним из трех основных демографических
процессов, формирующих население страны и ее отдельных территорий.
Сейчас демографическая роль миграции намного возросла, а миграционные
проблемы приобретают все большую остроту, привлекают общественное
внимания, вызывают неоднозначные оценки. Ответ на демографические
вызовы времени без учета миграционной составляющей невозможен.
Больше говорится в Послании о смертности - самой жгучей
демографической проблеме современной России. В частности, Президент
совершенно справедливо подчеркивает важность формирования и развития
ценностей здорового образа жизни, и хотя это говорится в контексте
стратегических приоритетов политики в сфере детства, в Послании
отмечается, что этот вопрос касается не только детей.
В то же время расстановка акцентов применительно к проблеме
чрезвычайно высокой смертности в России вызывает вопросы. Понятно,
что поскольку речь в Послании идет в основном о детях, в поле зрения
Президента попало прежде всего детское здравоохранение. По словам
Президента, "не менее 25 процентов средств, совокупно выделяемых
на модернизацию здравоохранения, должны пойти на развитие детской
медицины". Как ни привлекательно звучит это обещание, нельзя
не учитывать, что на долю детей до 16 лет приходится всего 16% нашего
населения, а главные проблемы здоровья и смертности в России сосредоточены
не в детских возрастах.
Даже если мы и отстаем заметно по показателям детской
смертности от передовых стран, детская смертность в России снижается,
и разрыв с этими странами сокращается. Но о смертности взрослого
населения, в частности, населения трудоспособного возраста, этого
пока сказать нельзя. Конечно, было бы очень хорошо, если бы как
можно больше наших детей вырастали здоровыми, но ведь затем они
неизбежно вливаются во взрослое население. И если в охране здоровья
и жизни взрослых россиян и россиянок не произойдут какие-то революционные
изменения, то даже и здоровые дети, достигнув определенного возраста,
будут оказываться в зоне повышенного риска заболеть и даже умереть.
Не будем также забывать, что взрослые мужчины и женщины - это родители
детей, и если у них со здоровьем не все в порядке, то и дети будут
рождаться не очень здоровыми. К этому следует добавить, что свои
запросы к здравоохранению предъявляют и пожилые люди, которых становится
все больше, а наше здравоохранение очень слабо подготовлено к тому,
чтобы ответить на эти растущие запросы. Начало жизни очень важно,
но в модернизации, а значит, и в соответствующих затратах, нуждается
система охраны здоровья человека на всех этапах его жизни.
В Послании Президента ничего не говорится об острейшей
проблеме пенсионного обеспечения в условиях демографического старения,
но сейчас именно низкая продолжительность общей и здоровой жизни
взрослого населения служит объективным препятствием для повышения
в России пенсионного возраста, что, в свою очередь, очень сильно
усложняет решение проблемы социальных расходов, в том числе и расходов
на развитие здравоохранения, загоняя, таки образом, российское общество
в замкнутый круг.
И, наконец, главное внимание в Послании действующего
Президента, как и в Послании бывшего Президента в 2006 году, уделено
рождаемости, причем сделан неожиданный упор на рождение третьих
детей. "По мнению экспертов, сказал Президент, главный путь
преодоления демографического кризиса - это радикальное увеличение
количества семей с тремя и более детьми".
Надо сказать, что достаточно полной информации о том,
сколько детей какой очередности рождается в России, у нас нет, статистические
органы ею не располагают. В других странах - располагают, до конца
1990-х годов она была и у нас, а потом ее почему-то упразднили.
С тех пор в разные инстанции было направлено бесчисленное количество
писем - и от научной общественности, и от статистических органов
- с просьбой восстановить необходимую информацию, и кажется странным,
что при двух президентах, столь озабоченных проблемами рождаемости,
не удается решить столь простой вопрос. Тем не менее, кое-какая
информация в распоряжении исследователей все же есть, и она позволяет
оценивать, пусть и с некоторыми огрехами из-за недостатка информации,
вероятность рождения детей каждой очередности.
Понятно, что для того, чтобы обзавестись третьим ребенком,
надо сначала родить второго. Вероятность того, что женщина, уже
имеющая одного ребенка, родит второго, в 2009 году составляла 0,58
(из каждых 100 однодетных матерей у 58 был шанс родить второго ребенка).
Это лучше, чем минимум 1999 года (0,41), но это означает, что пока
удалось вернуться лишь к уровню 1992 года, тоже невысокому. В то
же время в 1987 году вероятность рождения второго ребенка составлял
0,83 - максимум за последние 30 лет. Так что здесь можно рассчитывать
на какой-то рост, и за него можно бороться.
Вероятность того, что двухдетная мать родит третьего
ребенка, в 2009 году составляла 0,31 - уровень 1983-1985 годов,
тогда как максимум 1987 года - 0,36, здесь особых резервов роста
не видно даже для двухдетных, притом, что и их мало. И не совсем
понятно, как эксперты, на которых ссылается Президент, видят перспективы
увеличения числа трехдетных семей, пока не решена задача роста числа
двухдетных.
Не совсем понятна и оценка уже достигнутого роста рождаемости.
"По сравнению с 2005 годом рождаемость в России увеличилась
более чем на 21 процент. Это, кстати, замечу, один из лучших показателей
в мире". Рост рождаемости, конечно, был, и даже больше, чем
на 21%. Демографы обычно измеряют текущий уровень рождаемости с
помощью так называемого коэффициента суммарной рождаемости. В России
он растет с 2000 года, и за это время увеличился больше, чем на
30%. Но дело в том, что рост рождаемости в первом десятилетии нынешнего
века шел почти во всех европейских странах разными темпами в разные
годы. Если сравнивать показатели не с 2005 годом (кстати, нетипичным
для России, потому что это был единственный год, когда, на фоне
общего роста, показатель как раз понизился, сравнение с 2004 годом
было бы не столь выигрышным), а за весь период роста с конца 1990-х
годов, то Россия выглядит вполне достойно, но все же не так уж по-чемпионски
(см. график).
Среднегодовой прирост коэффициента суммарной рождаемости
в некоторых странах за период между годом достижения минимального
значения (указан в скобках) и 2008 (Италия -2006) годом, %. Для
России прирост указан также до 2010 года
Как и другие европейские страны, Россия обладает потенциалом
некоторого роста рождаемости, прежде всего, за счет вторых детей,
и надо делать все возможное, чтобы реализовать этот потенциал как
можно полнее. Среди мер, названных Президентом, наиболее важным
представляется решение проблемы детских дошкольных учреждений, которая
никогда не была решена ни в советское, ни в постсоветское время.
Почему ее никак не удается решить нам, - это загадка. В Европе есть
страны, которые гарантированно обеспечивают места в детских учреждениях
для 100% детей в возрасте от трех лет - как у нас места в школах
для всех, кто достиг школьного возраста. На нехватку мест в школах
никто никогда не жалуется, а в детские сады - постоянные очереди,
притом что сейчас рождается намного меньше детей, чем, скажем, в
1980-е годы. И наш, и зарубежный опыт свидетельствует о том, что
дошкольные детские учреждения разных форм - чрезвычайно важный инструмент,
позволяющий и матерям, и отцам сочетать родительские функции с работой
и получением дохода.
И, наконец, хотелось бы приветствовать мысль Президента
об увеличении господдержки лечения бесплодия с применением, в том
числе, технологий экстракорпорального оплодотворения. И дело не
только в том, что научные достижения последних десятилетий открывают
здесь большие возможности, но и в том, что жизненный цикл современной
женщины сильно изменился, возраст материнства повысился, а в связи
с этим появляются дополнительные риски бесплодия. Новые, так называемые
вспомогательные репродуктивные технологии, могут прийти на выручку.
А. Вишневский
|