Rambler's Top100

№ 439 - 440
18 - 31 октября 2010

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Изменение здоровья населения России в условиях меняющегося климата

Климатические изменения в Арктике и эпидемиологическая опасность деградации территорий вечной мерзлоты и наводнений

Экологические приоритеты и здоровье: социально уязвимые территории и группы населения

К оценке влияния деятельности ТЭК на качество окружающей среды и здоровье населения

Будущее российской демографической статистики после переписи населения 2010 года

Альтернативные методы проведения переписей населения: применимы ли они в России?

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Альтернативные методы проведения переписей населения: применимы ли они в России?

М.А. Клупт1, О.Н. Никифоров2
(Опубликовано в журнале "Вопросы статистики", 2010, №9, с. 3-8)

Российские учебники по демографии и статистике населения обычно ограничиваются описанием классического подхода к проведению переписей населения. Между тем такой подход сегодня уже не является единственным в мировой статистической практике. Хотя большинство государств мира, включая Россию, по-прежнему используют классическую методологию проведения переписей, в наиболее развитых странах мира очевидна тенденция к ее замене альтернативными подходами (см. таблицу). В данной статье мы попытаемся охарактеризовать преимущества и недостатки альтернативных методов проведения переписей и обсудить перспективы их использования российской статистикой.

Таблица 1. Методы проведения переписей в США в 2010 г. и странах ЕС в 2011 г.

Методы проведения переписи

Страны

Обычная перепись

Болгария, Великобритания, Венгрия, Греция, Ирландия, Италия, Литва, Польша, Португалия, Румыния, Чехия, Эстония

Перепись на основе данных регистров

Австрия, Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция

Перепись на основе данных регистров в сочетании с обычной переписью

Бельгия, Испания, Латвия, Люксембург, Словения

Перепись на основе данных регистров в сочетании с выборочными обследованиями

Германия, Нидерланды

Непрерывное выборочное обследование, заменяющее длинную анкету переписи, в сочетании с обычной переписью по короткой анкете

США

Непрерывная перепись

Франция

Источники: Учет бездомных в ходе переписей 2010 года: непосредственная перепись и использование данных реестров/ /Экономический и Социальный совет ООН. Европейская экономическая комиссия. Конференция европейских статистиков. Документ ECE/CES/GE.41/2009/7; Census 2011/Statistisches Bundesamt Deutchland http://www.destatis.de/jetspeed/portal/cms/Sites/
destatis//Internet/EN/Navigation/Census/Census.psml
.

Причины перехода к альтернативным методам проведения переписи

В настоящее время можно говорить о двух основных методологических идеях, альтернативных классической переписи. Одна из них - проведение переписей, основанных на данных регистров, вторая - проведение непрерывных или, как их еще называют, скользящих переписей3. Кроме того, широко применяются комбинированные методы, сочетающие обычную перепись с использованием данных регистров или выборочным обследованием.

Возникновение и внедрение в статистическую практику альтернативных методов проведения переписей было обусловлено целым рядом факторов. Одним из них являются недостатки классического подхода. К ним, в первую очередь, относится необходимость мобилизации значительных человеческих ресурсов и пиковые нагрузки на государственный бюджет в годы проведения переписей. Во Франции, например, перепись, первоначально запланированную на 1997 г., в силу бюджетных причин пришлось перенести на 1999 г.4. Еще одним серьезным недостатком классических переписей, особенно заметным в условиях возросшей мобильности населения, является невозможность регулярно получать на их основе свежие данные о населении и жилищном фонде, необходимые органам власти и местного самоуправления.

В ряде стран отказ от переписи классического типа был связан, помимо прочего, со снижением возврата анкет при переписях, проводимых методом самообследования. Так, в Нидерландах при пилотном обследовании 1979 г. доля невозвращенных анкет составила 21% в сельской местности и 37% в городских поселениях5, после чего было принято решение отказаться от традиционной методологии проведения переписи. Начиная с 1981 г. переписи в Нидерландах осуществляются на основе комбинированного использования данных регистров и выборочных обследований.

В США тенденцию к снижению возврата анкет (в 1970 г. было возвращено заполненными 78% анкет, в 1980 г. - 70, в 1990 г. - 65%) в 2000 г. удалось остановить (65%)6. Тем не менее перепись 2010 г. в США было решено провести комбинированным методом. Часть данных будет получена по «короткой» анкете в результате обычной переписи, другая часть - на основе непрерывного (скользящего) выборочного обследования American Community Survey, которое позволило отказаться от громоздкой «длинной» анкеты переписи.

Среди важнейших предпосылок перехода к альтернативным методам проведения переписей следует упомянуть развитие информационных технологий, в первую очередь регистров и геоинформационных систем. Немалую роль сыграло и развитие теории выборочного метода, значительный вклад в которую внесли работы американского статистика Лесли Киша (1910-2000), посвященные организации скользящих обследований7.

Переписи, основанные на регистрах населения

Пионерами переписей, основанных исключительно на регистрах населения, являются страны Северной Европы. Родословная таких переписей восходит к местным регистрам населения, история которых насчитывает несколько столетий. В 60-е - 80-е годы прошлого века в Дании, Норвегии, Финляндии и Швеции были созданы централизованные регистры населения (в 1964-1969 гг.), семей, занятости, образования, жилищный, субъектов хозяйственной деятельности и др.8. В 1981 г. первую в мире перепись населения и жилого фонда, основанную только на данных регистров, провела Дания. Финляндия перешла к этому методу проведения переписей в 1990 г., Швеция - в 2005 г., Норвегия переходит к нему с 2011 г.

Переписи, основанные исключительно на регистрах населения, обладают двумя существенными преимуществами по сравнению с классическими переписями. Во-первых, они не предполагают опроса населения, в силу чего требуют значительно меньших по сравнению с классической переписью затрат. Во-вторых, они обеспечивают более свежие по сравнению с классическими переписями данные.

В то же время проведение переписей, основанных на регистрах населения, возможно лишь при одновременном выполнении ряда условий. Прежде всего это наличие высококачественных административных источников - централизованных регистров учета, охватывающих все население. Столь же важна возможность интеграции демографических данных на микроуровне - получения информации об одном физическом лице сразу из нескольких регистров - населения, студентов, безработных, субъектов хозяйственной деятельности, пенсионного, налогового и т.д., что может быть сделано на основе единого идентификационного номера, присвоенного каждому жителю страны, или других его идентификационных характеристик. Такая интеграция в свою очередь возможна лишь при хорошо отлаженном информационном взаимодействии ведомств, ведущих отдельные регистры. Должны быть решены и ряд проблем, вызванных юридическими ограничениями на использование персональных данных. В то же время переписи, основанные только на регистрах, не могут выйти за пределы их информационного наполнения и в этом смысле проигрывают классической переписи, с помощью которой можно получить и такую информацию, которая ранее не собиралась.

В ряде государств этот недостаток переписей, основанных исключительно на регистрах, преодолевают, получая основную часть информации из регистров и добирая отсутствующие в них данные с помощью опросов. С 1981 г. подобный способ проведения переписи используют в Нидерландах, с 2000 г. - в Сингапуре. В 2011 г., впервые в истории страны, перепись, организованную подобным образом, проводит Германия. Главным источником данных будут регистры, однако отсутствующие в них данные о жилом фонде будут получены путем почтового опроса собственников зданий и жилых помещений. Ответы на ряд вопросов, в частности касающихся образования, профессионального обучения и занятости, будут получены путем выборочного обследования9.

Непрерывные («скользящие») переписи и обследования

Методология скользящих выборочных обследований населения при проведении переписей используется в США и во Франции. Несмотря на использование общей методологической идеи, дизайн переписей населения в этих странах имеет существенные различия.

Франция приступила к реализации новой методологии проведения переписи в 2004 г. В соответствии с ней все населенные пункты Франции были разделены на две части - с численностью населения менее 10 тыс. человек и с численностью населения 10 тыс. человек и более. Методология непрерывной переписи применяется в населенных пунктах с численностью населения 10 тыс. человек и более, в которых проживает примерно половина населения Франции. В таких населенных пунктах переписной опрос проводится ежегодно, носит выборочный характер и на протяжении каждого года охватывает 8% жилищ, распределенных по всей территории населенного пункта. За пять лет такой опрос охватывает 40% населения каждого из этих населенных пунктов. По мнению французских статистиков10, такая степень охвата достаточна для того, чтобы гарантировать получение достоверных данных по населенному пункту и его микрорайонам.

Населенные пункты, в которых проживает менее 10 тыс. человек, разбиваются на пять групп. Ежегодно в одной из этих пяти групп проводится сплошной переписной опрос. Анкетирование носит циклический характер - по истечении пяти лет в населенных пунктах первой группы проводится повторный опрос и т.д. Таким образом, в течение пятилетнего цикла оказывается обследованным 40% населения, проживающего в населенных пунктах с численностью 10 тыс. человек и более, а также все проживающие в меньших населенных пунктах, что в целом составляет около 70% населения страны. При этом, как и ранее, счетчик разносит анкеты, а затем собирает их.

В населенных пунктах с численностью населения 10 тыс. человек и более оценка численности населения проводится методом скользящей средней, полученной по выборкам за пять лет. На основе выборок за годы (t-4, t) рассчитывается среднее число жильцов в жилище, репрезентативное для середины периода (год t-2). Затем это число умножается на число жилищ, зарегистрированных в регистре зданий на начало года t-2, что дает в результате общую численность населения населенного пункта.

При оценке численности населения населенных пунктов с численностью менее 10 тыс. человек в году t-2 применяется другая процедура. Для населенных пунктов, в которых выборка проводилась в году t-2, используются данные переписного опроса этого года. В тех населенных пунктах, где выборка проводилась в годы t, t-1, численность населения в году t-2 определяется путем проведения интерполяции между результатами переписного анкетирования и последними опубликованными итоговыми данными. Для тех населенных пунктов, где переписной опрос проводится в годы t-4 и t-3, численность населения в году t-2 определяется путем экстраполяции. При этом используются данные по жилищному налогу, по которым судят об изменении числа жилищ в населенном пункте.

Иной подход к проведению переписи применяется в США, где в 2010 г. непрерывное (скользящее) выборочное обследование American Community Survey11 заменило длинную анкету переписи. Становление этого обследования, включавшее разработку его методологии и практическую «обкатку», заняло полтора десятилетия - с 1990 по 2004 г.12. С 2005 г. данное обследование осуществляется в полном объеме. Ежемесячно обследуется 250 тыс. жилищных единиц (домов, квартир, комнат в квартире или других помещений, которые могут рассматриваться как отдельные места проживания), а также места группового проживания (общежития и т.д.). По отобранным адресам направляется анкета. Респонденты возвращают заполненные анкеты по почте. Тех, кто не возвратил анкету, опрашивают по телефону; если не удалось и это, то по указанному адресу направляется интервьюер. Цикл обследования составляет пять лет, в течение которых анкетирование проводится примерно в 15 млн. жилых помещений, что позволяет получить информацию о каждом девятом домохозяйстве.

Выборка формируется таким образом, чтобы анкетирование по одному адресу проводилось не чаще одного раза в пять лет. Полученные данные суммируются. Для районов с населением не менее 65 тыс. жителей достоверными считаются результаты, накопленные за год; от 20 тыс. до 65 тыс. жителей - за три года; менее 20 тыс. человек - за пять лет13.

Непрерывная перепись обладает рядом преимуществ перед классической. К ним относится возможность быстрого обновления данных, равномерное распределение нагрузки во времени, возможность совершенствовать технологию проведения переписи из года в год, своевременно внедряя технико-технологические и методологические инновации. Недостатком непрерывной переписи является то, что она не позволяет получать «моментальный снимок» населения на критический момент переписи. В силу этого точность сопоставления данных по территориям, в которых перепись проводилась в различные годы, зависит от точности процедур экстраполяции и интерполяции.

В отличие от классической переписи, изначально нацеленной на получение информации о всех жителях страны, непрерывная перепись не ставит этой задачи. Предполагается, что численность населения страны и ее населенных пунктов может быть с достаточной степенью точности оценена на основе выборочного обследования. «Принципы и рекомендации в отношении переписей населения и жилого фонда» справедливо отмечают в этой связи, что «применение данного подхода требует весьма сложных методов выборки и моде­лирования, а также высококачественного инструментария выборки, позволяющего делать выборки по самым мелким административным единицам (незаменимой в этом плане является эталонная и ежегодно обновляемая адресная картотека)»14.

Опыт применения альтернативных методов при проведении переписей населения в развитых странах дает возможность сделать ряд обобщающих выводов. Вполне очевидно, что появление и развитие таких методов представляют собой закономерное следствие более общей тенденции - информатизации общества. При достижении той или иной страной определенной ступени информатизации классическая перепись становится социально и экономически менее эффективной, чем альтернативные методы или их различные комбинации, в том числе с традиционной переписью. Ввиду этого можно ожидать дальнейшего распространения альтернативных методов проведения переписи в мировой статистической практике.

В то же время определенная осторожность по отношению к альтернативным методам, заметная в подготовленных ООН «Принципах...»15, также имеет под собой веское основание - разнообразие современного мира. Сравнительная эффективность различных методов проведения переписи определяется как достигнутой страной степенью информатизации, так и рядом других факторов - численностью населения страны, размером ее территории, степенью социально-экономической и природно-климатической однородности территории, особенностями сложившейся системы расселения.

Наиболее существенным из этих факторов является численность населения страны. Пионерами переписей, основанных исключительно на данных регистров, выступили Дания и Финляндия, к которым позднее присоединились Швеция, Австрия и Норвегия. Численность населения этих стран (на начало 2010 г.) лежит в диапазоне от 4,9 млн. человек (Норвегия) до 9,3 млн. человек (Швеция). Более крупные страны, достигшие высокой степени информатизации, применяют либо методологию непрерывной переписи (Франция), либо, что бывает чаще, комбинированные методы. В Германии - это перепись, основанная на регистрах в сочетании с дополнительным выборочным обследованием; в США - классическая перепись в сочетании с непрерывным выборочным обследованием; в Испании - классическая перепись в сочетании с использованием данных регистров и т.д.

Следует также отметить, что подготовке переписи, основанной на альтернативной методологии или ее комбинации с классическими методами, всегда предшествует подготовительный период, составляющий обычно одно-два десятилетия. На протяжении этого периода разрабатывается методология проведения переписи, основанной на альтернативной методологии, проводятся экспериментальные статистические работы, позволяющие сравнить результаты, полученные классическим и альтернативными методами. Переход к альтернативным переписям населения инициируется и сопровождается законодательными актами, обеспечивающими правовую основу таких переписей.

Применимы ли альтернативные методы проведения переписей в России?

Какие же выводы вытекают из опыта использования методов, альтернативных классической переписи, для российской статистической практики?

На наш взгляд, вопрос об использовании альтернативных методов проведения переписей в России созрел для широкого обсуждения и последующих практических действий. Развитие альтернативных методов проведения переписей может стать важной составной частью информатизации российского общества и создания в стране единого информационного пространства. В перспективе использование таких методов позволит также более равномерно распределять во времени бюджетные расходы по проведению переписи. Как показывает зарубежный опыт, переход к использованию альтернативных переписей занимает не менее одного десятилетия, поэтому первые шаги в данном направлении следует предпринять через короткое время после окончания Всероссийской переписи населения 2010 г. По результатам последней переписи было бы целесообразно получить оценку неответов и долю участия населения в переписи.

Закономерно возникает вопрос о том, какие из альтернативных методов проведения переписи наиболее адекватны российским условиям. В настоящий момент можно, вероятно, высказать лишь соображения общего характера, инициирующие дискуссию по данному вопросу. На наш взгляд, проведение в России переписи, основанной исключительно на регистрах населения, или переход к непрерывной переписи французского образца в ближайшие десятилетия вряд ли осуществим. Более реалистичным является комбинированный метод проведения переписи, включающий как традиционный, так и новые подходы к ее проведению. При реализации данного подхода перепись могла бы включать четыре основных компонента:

  1. Всеобщую перепись, основанную, главным образом, на данных автоматизированных регистров населения, а до их создания - на данных регистрации (паспортного учета) и осуществляемую в годы, к которым приурочена перепись (один раз в 5 или 10 лет). Такая перепись должна обеспечить сведения о численности населения и, по возможности, его базовых характеристиках, имеющихся в регистрах;
  2. Дополнительные обследования, проводимые одновременно со всеобщей переписью с целью определения расхождений между численностями населения, охваченного регистрами (регистрацией), и наличного населения, а также о численности спецконтингентов. Целью этого компонента является обеспечение досчетов и корректировок данных регистров (регистрации) с целью определения численности жителей отдельных населенных пунктов и населения страны в целом;
  3. Непрерывное скользящее выборочное обследование, проводимое в достаточно крупных населенных пунктах (например, в городах с численностью населения более 500 тыс. жителей);
  4. Сплошной опрос населения, проводимый в годы, к которым приурочена перепись в тех населенных пунктах, где проведение скользящего выборочного обследования невозможно или нецелесообразно (например, в небольших населенных пунктах, на отдаленных территориях и т.д.).

Подобная методология позволила бы распределить во времени две задачи, которые классическая перепись пытается решить одновременно: (а) получение данных о численности населения страны и ее населенных пунктов и (б) получение таблиц, характеризующих распределение населения по социальным, демографическим и экономическим признакам. В результате был бы достигнут двойной эффект:

  • получение более актуальной, чем при классической переписи, информации о социально-экономической и демографической структуре населения;
  • более равномерное распределение бюджетных затрат во времени.

Отметим, что первая из этих задач - получение данных о численности населения - в российской статистической практике всегда решалась с широким привлечением - в качестве вспомогательных - данных регистрации населения. В этом отношении компонент 1 - всеобщая перепись, основанная на регистрах (до их создания - на данных регистрации), будет лишь логическим продолжением давно сложившейся практики. Создание автоматизированных регистров населения позволит сделать этот элемент переписи виртуальным. Весьма вероятно, что к проведению следующей переписи населения автоматизированные регистры, пригодные для ее проведения, еще не будут созданы. В этом случае при проведении пробной переписи целесообразно провести экспериментальные работы, позволяющие установить, как соотносятся между собой данные регистрации и результаты переписи, проведенной методом опроса.

Вторую задачу - получение данных о социально- экономической и демографической структуре населения целесообразно решать на основе непрерывного выборочного обследования с накоплением данных (компонент 3), а не переписи классического типа. Подобная методология позволит регулярно получать такую информацию, которая с помощью переписей классического типа может быть собрана не чаще одного раза в 10 лет. Один из возможных вариантов решения данной задачи - адаптация к задачам переписи обследования по проблемам занятости, осуществляемого в настоящее время Росстатом по методологии, близкой к методологии непрерывных переписей. В этом случае целесообразно придать такому обследованию статус компонента переписи, дополнить его программу вопросами, принятыми при проведении переписей населения и жилого фонда в мировой практике, и увеличить объем выборки. Другим вариантом решения данной задачи является организация самостоятельного обследования, имеющего статус компонента переписи. Сплошной опрос населения, проводимый в годы, к которым приурочена перепись (компонент 4), целесообразно проводить лишь в тех населенных пунктах, где проведение скользящего выборочного обследования невозможно или нецелесообразно.

Становление новой методологии всероссийских переписей, разумеется, невозможно без достаточно длительного переходного периода. На протяжении этого периода обязательным, как это показывает опыт зарубежных стран, является проведение экспериментальных статистических работ, в ходе которых новая методология переписи должна пройти апробацию. Программа таких работ требует отдельного обсуждения. Отметим лишь, что немалый вклад в успешное проведение в 1897 г. первой Всероссийской переписи населения внесли предшествовавшие ей городские переписи, позволившие опробовать новаторскую по тому времени статистическую методологию. Вероятно, и сейчас в качестве экспериментальной площадки по отработке новой методологии российских переписей было бы целесообразно использовать крупнейшие города России.

Переход к новой методологии проведения переписей является, безусловно, крупномасштабной и сложной задачей. Тем не менее в стратегической перспек­тиве такой переход оправдан. Появление новых информационных технологий, развитие методологии выборочных исследований создают предпосылки для повышения социальной и экономической эффективности переписей населения. Эти предпосылки необходимо научиться использовать.


1 Д-р экон. наук, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов
2 Канд. экон. наук, Территориальный орган Росстата по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
3 В англоязычной литературе данный тип переписи обозначают термином rolling census, перевод которого на русский язык пока не устоялся. Во втором пересмотренном издании «Принципов и рекомендаций в отношении переписей населения и жилого фонда», подготовленном Статистическим отделом ООН [Принципы и рекомендации в отношении переписей населения и жилого фонда. Второе пересмотренное издание/ Статистический отдел ООН. Статистические документы. Серия М № 67/Rev.2. Нью-Йорк, 2009.], используется термин «непрерывная перепись», в других документах ООН и Конференции европейских статистиков - «скользящая перепись» [Учет бездомных в ходе переписей 2010 года: непос­редственная перепись и использование данных реестров/ /Экономический и Социальный совет ООН. Европейская экономическая комиссия. Конференция европейских статистиков. Документ ECE/CES/GE.41/2009/7] и «циклическая перепись» [Переписи во Франции: от всеобщей переписи к цик­лической. Европейская экономическая комиссия. Документ ECE/CES/2006/24 29 March 2006, представленный НИСЭИ, Франция/Экономический и Социальный совет ООН. Конференция европейских статистиков. 54-я пленарная сессия. Париж, 13-15 июня 2006 г.].
4 Переписи во Франции: от всеобщей переписи к цик­лической. Европейская экономическая комиссия. Документ ECE/CES/2006/24 29 March 2006, представленный НИСЭИ, Франция/Экономический и Социальный совет ООН. Конференция европейских статистиков. 54-я пленарная сессия. Париж, 13-15 июня 2006 г.
5 Van der Laan P. The 2001 Census in the Netherlandslntegration of Registers and Surveys/Statistics Netherlands www.ccsr.ac.uk/conference/VanderLaanpap.doc.
6 2000 Census Status of Nonresponse Follow-up and Key Operations /United States General Accounting Office. Testimony Before the Subcommittee on the Census Committee on Government Reform House of Representatives. р. 3.
7 Kish, L. Using Cumulated Rolling Samples to Integrate Census and Survey Operations of the Census Bureau: An Analysis, Review, and Response. Washington, DC, U.S. Government Printing Office, 1981.
8 Tonder J.-K. Statistics Norway The Register-based Statistical System Preconditions and Processes International Association for Official Statistics Conference Shanghai, October 14-18,2008.
9 Statistisches Amter des Bundes und der Lander http:// //www.statistik-portal.de/Statistik-Portal/en/Zensus/
10 Переписи во Франции: от всеобщей переписи к циклической. Европейская экономическая комиссия. Документ ECE/CES/2006/24 29 March 2006, представленный НИСЭИ, Франция/Экономический и Социальный совет ООН. Конференция европейских статистиков. 54-я пленарная сессия. Париж, 13-15 июня 2006 г.
11 В популярной брошюре Бюро переписи населения США [Анкетирование населения США по месту жительства. Вопросы и ответы/Бюро переписи населения США, 2007.], изданной на русском языке и ориентированной на русскоязычных жителей США, данное обследование именуется Анкетированием населения США по месту жительства.
12 Design and Methodology. American Community Survey. US Census Bureau 2006.
13 Statement of Linda Jacobsen, vice president, Domestic Programs, Population Reference Bureau, before the Joint Economic Committee, U.S. Congress, July 21, 2009 http:// www.prb.org/Articles/2009/2010censustestimony.aspx.
14 Принципы и рекомендации в отношении переписей населения и жилого фонда. Второе пересмотренное издание/ Статистический отдел ООН. Статистические документы. Серия М № 67/Rev.2. Нью-Йорк, 2009. c. 21.
15 Там же.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.