На вопрос "Удовлетворены
ли Вы учебниками демографии?",
поставленный в Демоскопе Weekly № 399, за истекшие
2 недели
ответили 25 человек.
Ответы распределились следующим
образом:
С какими из перечисленных
учебников и учебных пособий Вы знакомы и
можете ли рекомендовать их другим?
Приведены проценты проголосовавших
за один из пяти вариантов в порядке убывания
числа ответов 5 и 4.
|
|
1
- не слышал о таком
2 - слышал, но не читал
3
- знаком, но не пользовался
4 - использовал, но не могу рекомендовать
5 - использовал и рекомендую другим
|
Учебник
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Медков. Демография: Учебник. М.: 2007
|
12
|
8
|
0
|
8
|
72
|
Борисов. Демография. - М.: 2001
|
16
|
4
|
8
|
4
|
68
|
Введение в демографию / Под ред. Ионцева,
Саградова - М.: 2002
|
32
|
4
|
4
|
8
|
52
|
Валентей, Кваша. Основы демографии: Учебник.
- М.: 1989
|
20
|
8
|
16
|
4
|
52
|
Денисенко, Калмыкова. Демография. М.: 2007
|
32
|
8
|
16
|
4
|
40
|
Зверева, Елизаров, Веселкова. Основы демографии:
Учебное пособие - М.: 2004
|
32
|
16
|
8
|
8
|
36
|
Кристоф Вандескрик. Демографический анализ
- М.: 2005
|
32
|
12
|
12
|
12
|
32
|
Демография и статистика населения: Учебник
/ Под ред.Елисеевой - М.: 2006
|
44
|
12
|
12
|
4
|
28
|
Демография: Учебник для вузов. Под ред.Волгина,
Рыбаковского. - М.: 2005
|
36
|
16
|
12
|
12
|
24
|
Саградов. Экономическая демография. Учебное
пособие. М.: 2005
|
56
|
8
|
16
|
4
|
16
|
Архангельский, Иванова, Рыбаковский, Рязанцев.
Практическая демография: Учебник. - М.:
2005
|
40
|
24
|
12
|
12
|
12
|
Бреева.Основы демографии. Учебное пособие.
М.: 2009
|
60
|
20
|
4
|
8
|
8
|
Тихомиров. Демография. Методы анализа и
прогнозирования. М.: 2005
|
52
|
24
|
12
|
4
|
8
|
Харченко. Демография. Учебное пособие.
2007
|
52
|
12
|
4
|
28
|
4
|
Клочкова. Демография: Учебное пособие.
М.: 2006
|
72
|
4
|
4
|
16
|
4
|
Демография: электронный учебник / под ред.
Глушковой, Симагина. - М.: 2009
|
72
|
8
|
12
|
8
|
0
|
Саак, Тагаев. Демография: Учебное пособие.
- Таганрог: 2003
|
76
|
8
|
12
|
4
|
0
|
Газиева. Демография. Учебник. Нижний Новгород:
2009
|
80
|
12
|
8
|
0
|
0
|
Кроме того, посетителями были упомянуты
учебники:
|
|
|
|
|
|
Боярский А.Я. Курс демографии
|
|
|
|
|
|
Бойко, Карманов Экономическая демография
|
|
|
|
|
|
Современная демография, 1995 г. (Ионцев,
Денисенко и др.)
|
|
|
|
|
|
Недостатки учебников
демографии
Приведен средний уровень в порядке его
убывания
|
Слабое освещение состояния современной
демографической науки за рубежом
|
2,72
|
Сложность подачи материала
|
2,68
|
Недостаточное освещение современных методов
количественного демографического анализа,
прогнозирования и моделирования
|
2,68
|
Слабое внимание к вопросам демографического
прогнозирования
|
2,64
|
Слабое внимание к вопросам демографической
политики
|
2,52
|
Неудовлетворительный учет современных возможностей
компьютеров и Интернета как источников получения
и закрепления демографических знаний
|
2,48
|
Недостаточная ориентированность на закрепление
знаний, отсутствие или малое количество
контрольных вопросов, задач, упражнений
|
2,40
|
Дублирование учебников и отсутствие их
гаммы, учитывающей разные интересы и уровни
подготовки
|
2,32
|
Недостаточное освещение актуальных демографических
процессов и проблем
|
2,32
|
Недостаточное внимание к взаимодействию
демографических процессов с экономическими
и социальными
|
2,32
|
Недостаточное освещение современных социальных
теорий, необходимых для понимания демографических
процессов
|
2,28
|
Чрезмерное внимание к количественному анализу
в ущерб качественному
|
2,00
|
Слабое освещение истории демографии как
научной дисциплины
|
1,92
|
Примитивность подачи материала
|
1,88
|
Перегруженность второстепенными вопросами
|
1,76
|
Посетителями были также отмечены следующие
недостатки
|
|
в некоторых учебниках, пособиях много цифр,
статистики, но нет анализа, выводов
|
|
недостаток справочных материалов по методам
статобработки
|
|
практически нет зарубежного опыта
|
|
недостаточное внимание к проблеме интерпретации
статистических данных
|
|
практически нет материала о репродуктивном
поведении
|
|
недостаточность ссылок на источники получения
демографических, статистических данных:
требуется описание конкретных действий,
а не просто - перепись, ЗАГС и пр.
|
|
Достоинства учебников
демографии
Приведен средний уровень в порядке его
убывания
|
Живой, ясный язык
|
3,2
|
Простота подачи материала
|
3,0
|
Возможность для самостоятельной работы
с учебником
|
2,8
|
Тщательный отбор материала, позволяющий
сосредоточиться на главном
|
2,7
|
Сбалансированность количественного и качественного
анализа
|
2,6
|
Хорошее освещение современных демографических
проблем, побуждающее к самостоятельному
размышлению о них
|
2,5
|
Полнота представлений о современной демографической
науке, ее достижениях и нерешенных вопросах
|
2,5
|
Ориентированность на закрепление знаний,
большое количество интересных контрольных
вопросов, задач, упражнений
|
2,3
|
Хороший учет современных возможностей компьютеров
и Интернета как источников получения и закрепления
демографических знаний
|
2,1
|
Богатая информация, позволяющая пополнить
как демографическую, так и общую эрудицию
|
2,0
|
Посетители предложили также следующие
критерии
|
|
практические примеры и применимость к российской
действительности
|
|
комплексность
|
|
|