Rambler's Top100

№ 399 - 400
23 ноября - 6 декабря 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Российская газета» и «Время новостей» об улучшении демографической ситуации в России
«Газета» «Yтро.ru» и «Известия» о поспешности оптимистических выводов
«Труд» о приравнивании воспитания многих детей к работе
«Новые известия» об эксперименте платного родовспоможения в Чехии
«Российская газета» о сокращении въезда мигрантов в Россию
«Коммерсантъ» и «Время новостей» о сокращении квот на привлечение иностранных трудящихся
«Известия» и «Regions.Ru» о диспуте «Иммиграция в Россию: риски и выгоды»
«Аргументы и факты» об опасности отсутствия миграционной политики
«Деловой Вторник» о беженцах в России
«Новые известия» о персональных данных лиц, подлежащих депортации из России
«Вечерний Бишкек» о миграции как угрозе человеческому развитию в Киргизии
«Ведомости» о перспективе возвращения российских ученых
«Ведомости» о социально-экономических проблемах регионов России как барьере модернизации
«Ведомости» о падении производительности труда
«Время новостей» и «Коммерсантъ» о безработице в России

«Ведомости» о цене человеческой жизни
«Время новостей» о влиянии демографии на экономику

«Ведомости» о вредных условиях труда как потери роста ВВП
«Ведомости», «Известия» и «Газета» о смертности на дорогах
«Зеркало» о проблеме ДТП в Азербайджане
«Новые известия» о детской смертности
«Русский репортер» о реформе системы медстрахования в США
«Итоги» о проблемах онкологии в России
«Новые известия» о вреде от вакцинации против свиного гриппа
«Белорусские новости» об алкогольных проблемах в Белоруссии
«Le Figaro» о проблеме алкоголизма в Китае
«Газета» об акции по отказу от курения
«Газета» о нехватке продовольствия
«Independent» о врожденных дефектах у детей в Эль-Фаллудже
«Время новостей» о запрете смертной казни
«Новые известия» об отсутствии запрета на клонирование в России
«Независимая газета» о перспективах мирового населения
«Le Temps» о потеплении климата как заговоре ученых

… о беженцах в России

Это горькое слово - "беженцы"...

На вопросы "НС" отвечает член совета при Президенте России по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Светлана Ганнушкина

Беженцы... Это слово, в котором криком кричит человеческая беда, так и не исчезло вместе с ушедшей Великой Отечественной войной. Первые беженцы в мирное время появились в Советском Союзе в конце 80-х, в ходе Нагорно-Карабахского конфликта. Затем хлынули беженцы из Грузии, Таджикистана, Чечни и других "горячих точек" постсоветского пространства. При этом ни одна волна беженцев, избравших в качестве своего защитника Россию, так и не получила возможности окончательно интегрироваться в новую жизнь...
Впрочем, о проблемах беженцев и путях их решения хорошо знает председатель Региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам "Гражданское содействие", член Совета при Президенте России по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Светлана Ганнушкина. С ней и побеседовала корреспондент "Нашего Содружества".
- Светлана Алексеевна, многие жизненно важные проблемы некоторых групп мигрантов, и прежде всего беженцев, годами не находят своего решения. Какие из них вы считаете особенно острыми?
- Основная проблема заключается в том, что сегодня официальный статус беженца в нашей стране получают единицы. Их у нас на сегодняшний день всего 777 человек, в то время как Россия на международной конференции в Женеве заявляла такие цифры: 270 тыс. беженцев и почти миллион вынужденных переселенцев, т.е. таких же беженцев по социальному положению, но имеющих гражданство РФ. Куда подевались эти сотни тысяч? Их просто лишили этого статуса по надуманным причинам, после чего беженцы утратили законные основания находиться на территории нашей страны. Поскольку Россия практически не предоставляет беженцам никакой значимой помощи, основная проблема сводится, в конечном счете, к невозможности беженцам легализоваться в нашей стране.
Многолетняя кампания по проверке законности выдачи российских паспортов и получения российского гражданства привела к тому, что у тысяч людей паспорта были изъяты на том основании, что они были получены с нарушением порядка (или только по подозрению в этом). Таким образом дети беженцев не получают свидетельств о рождении, что выводит из правового поля часть жителей России, превращая их в наследственных нелегалов. Надо сказать, что 4 апреля 2009 года Генеральная прокуратура, после множества жалоб, признала эту практику незаконной. Однако это признание без дополнительных действий со стороны ФМС России никак не скажется на судьбах тех, с кем это уже произошло.
Еще одна проблема: вынужденные переселенцы, признанные нуждающимися в жилищном обеспечении, стоят в очереди, которая при теперешних темпах будет длиться в среднем 40 лет, а в некоторых регионах и больше. При этом компенсация за утраченное, к примеру, в Чеченской Республике жилье покинувшим ее гражданам такова, что семья, независимо от числа ее членов, может купить лишь 4 кв. м общей площади.
- Что, на ваш взгляд, может изменить сложившуюся ситуацию?
- Для решения этих и многих других проблем, включая все более обостряющуюся проблему трудовой миграции, мы предложили президенту РФ на встрече с Советом 15 апреля этого года восстановить Правительственную комиссию по проблемам миграции в России с привлечением к ее работе ученых и представителей общественных организаций. Это необходимо для постановки и всестороннего обсуждения проблем миграции и разработки предложений по совершенствованию законодательства в этой сфере. К нам прислушались, и Правительственная комиссия по миграционной политике была восстановлена. Сейчас в ее рабочей группе обсуждается именно проблема легализации бывших граждан СССР, долгое время проживающих на территории РФ. ФМС России предложила внести соответствующие поправки в Закон "О правовом положении иностранных граждан", мы представили свой вариант законопроекта. Обсуждение идет в конструктивном ключе, что вселяет надежду на успех. Мы считаем, что нужно вернуться к разработке концепции миграционной политики в России и принять перспективную Федеральную миграционную программу на ближайшие годы. Но это - вопросы стратегии. Что же касается тактики, то уже сегодня можно решать многие конкретные проблемы различных категорий беженцев, в том числе и на законодательном уровне. Делать это нужно как можно быстрее, потому что промедление в этом вопросе является дестабилизирующим фактором для нашей страны в целом.
- Светлана Алексеевна, после известных событий в Южной Осетии в августе прошлого года в Россию хлынули новые толпы беженцев. Как наше государство решает их проблемы?
- Это далеко не первая волна беженцев, ставших жертвами грузино-осетинского конфликта. Основной их поток хлынул из внутренних районов Грузии еще в 1991-92 годах, а их число составляет примерно 24 тысячи человек. Власти Северной Осетии сначала легализовали их в статусе беженца, а затем способствовали предоставлению этой группе российского гражданства. Около 14 тысяч из них имеет статус вынужденного переселенца, а, следовательно, их жилищное обустройство ложится на федеральный бюджет. Однако эта проблема не решается, люди живут в ужасающих условиях уже 18 лет.
С августа 2008 года, после новой вооруженной фазы конфликта, в Республику направился новый поток беженцев, он невелик - всего около одной тысячи человек, но также требует к себе внимания. "Помощь государства" этой категории беженцев выражается в том, что оно, государство, выделяет на 4,2 тыс. семей вынужденных переселенцев, признанных нуждающимися в жилье, один жилищный сертификат в год. Поэтому необходимо принять государственную программу помощи этой категории граждан в жилищном обустройстве.
Вторая группа мигрантов, на которую мне хочется обратить особое внимание, нуждается, в первую очередь, в легализации. Ее составляют главным образом грузины, покинувшие Абхазию в 1993-94 гг. и не имеющие возможности туда вернуться. Из 240 тысяч абхазских грузин 50 тысяч поселились в России. Часть из них получила грузинские паспорта, большинство остались лицами без гражданства. До 2001 г. правовой статус этой категории бывших граждан СССР не вызывал больших проблем, поскольку все они, согласно приказу МВД РФ, регистрировались также, как граждане РФ. Но в 2001 г. с Грузией был введен визовый режим пересечения границы, а в 2002 г., с вступлением в силу ФЗ РФ "О правовом положении иностранных граждан", все бывшие жители Абхазии стали нелегалами. Только около 2000 человек получили на территории РФ визы, срок действия которых закончился 30 сентября.
С правовой точки зрения, после признания Россией независимости Абхазии ее жители не могут считаться группой, ответственность за которую несет Грузия. И, поскольку власти Абхазии прямо заявляют о своем нежелании способствовать возвращению беженцев, Россия обязана предоставить им убежище или иную форму легализации.
Необходим специальный нормативный акт о легализации этой группы. Наилучшим решением было бы предоставление им разрешения на временное проживание, после чего они могли бы обратиться за предоставлением им российского гражданства.
- Светлана Алексеевна, как известно, с трудностями в получении гражданства сталкиваются и этнические русские, вынужденные в начале девяностых покинуть бывшие союзные республики. В этом же списке - многие азербайджанцы, грузины, молдаване, которых принято называть "русскоязычными", то есть люди, получившие образование на русском языке и в одночасье ставшие персонами "нон грата" на своей исторической родине. Как решаются их проблемы?
- Действительно, тысячи бывших граждан Советского Союза, в первую очередь русско-культурных, долгие годы проживают в России, не имеют никакого правового статуса. Их дети также становятся нелегалами, таким образом, искусственно создается категория жителей России, поколениям которых невозможно легализоваться. Проблема этой категории жителей России - лиц без гражданства - имеет и более широкое звучание. Причина такого правового вакуума - в отсутствии переходных положений принятого в 2002 г. Федерального Закона "О правовом положении иностранных граждан". Исправить этот дефект достаточно просто: нужно только предоставить право получения разрешения на временное проживание лицам, имеющим подтверждение своего постоянного проживания в России до принятия указанного закона и по сей день. Предлагаемые нами поправки не раз направлялись депутатам Государственной думы и передавались в Совет Федерации. Однако их никто не внес на рассмотрение, несмотря на словесное выражение поддержки и понимания. На наш взгляд, необходимо принять поправки в ст. 10 и 37 ФЗ РФ "О правовом положении иностранных граждан", дающие возможность лицам без гражданства и иностранным гражданам устанавливать факт постоянного проживания на день вступления в силу настоящего закона с целью предоставления им разрешения на временное проживание. Это мы сейчас и предлагаем сделать от имени Правительственной комиссии по миграционной политике.
- В нашей беседе вы уделяли основное внимание правовым аспектам решения проблем беженцев. А есть еще и другие: ксенофобия, нежелание местных жителей принимать их в свое сообщество...
- Да, отторжение обществом - страшная штука, особенно для психики детей и подростков. Люди без правового статуса становятся изгоями в любом случае, но легализация беженцев может решить эту проблему лишь отчасти. Переложить на мигрантов вину за беды местного населения бывает выгодно и некоторым властным кругам и недобросовестным работодателям, эксплуатирующим мигрантов и заинтересованным в их бесправном положении. Наше общество стало жестоким, традиции благотворительности утрачены. Нужна большая созидательная работа, направленная на то, чтобы эта простая истина - "добрым быть выгодно" - вошла в сознание наших людей. Мой многолетний жизненный опыт убедил меня, что самое гуманное решение любой проблемы одновременно и самое прагматичное.

***
КСТАТИ

Странам СНГ следует принять документы, которые бы упростили механизм идентификации личности иностранных граждан, задержанных без удостоверений личности. Об этом заявил в Минске на заседании совместной комиссии государств - участников Соглашения о сотрудничестве стран СНГ в борьбе с незаконной миграцией, состоявшемся в Исполнительном комитете СНГ, начальник департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Белоруссии Алексей Бегун.
По его мнению, вывод о необходимости данного упрощения можно сделать исходя из того, что очень часто граждане, задержанные при пересечении внутренних границ СНГ без документов, до полугода находятся в местах для содержания нелегальных мигрантов. Виной последнему - отсутствие надлежащего взаимодействия между миграционными службами государств - участников СНГ.
"Если с Россией у Белоруссии отработаны все механизмы по оперативному получению информации о гражданах, то с другими государствами при необходимости получения такой информации, мягко говоря, приходится туговато", - отметил Алексей Бегун.
Чиновник, в частности, считает, что миграционные службы государств - участников СНГ должны взаимодействовать между собой напрямую в вопросе идентификации личности граждан. При отсутствии соответствующих соглашений (каковые существуют между Белоруссией и Россией) приходится обращаться для идентификации задержанных в дипслужбы, что значительно удлиняет сроки установления личности.
Поддержал своего белорусского коллегу и первый заместитель директора Федеральной миграционной службы России Михаил Тюркин, который, в частности, отметил, что странам СНГ нужен единый упрощенный механизм идентификации личности задержанных без документов. По мнению российского чиновника, таких граждан при определенных случаях вполне можно было бы не содержать в учреждениях закрытого типа, а дать им возможность спокойно перемещаться по стране пребывания до тех пор, пока вся необходимая информация о них не будет подтверждена. В частности, он считает, что граждан, задержанных без документов, нужно делить на три категории: на тех, кто потерял свои документы, удостоверяющие личность, в дороге; у кого эти документы были похищены; кто умышленно уничтожил свои документы, и в зависимости от этого уже принимать конкретное решение по конкретному лицу.
Помимо вышеупомянутого вопроса, члены комиссии рассмотрели результаты проведенного в Российской Федерации эксперимента по автоматизированному заполнению миграционных карт, ознакомились с практическим опытом работы в вопросах противодействия незаконной миграции в России и опытом работы государств по имплементации норм действующих международных договоров о реадмиссии в национальное законодательство.

Светлана АВДЕЕВА. «Деловой Вторник», 24 ноября 2009 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.