Rambler's Top100

№ 395 - 396
26 октября - 8 ноября 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Конец российской модели рынка труда? Статья первая. Взгляд из недавнего прошлого

Нестандартность постсоветского российского рынка труда

Стабильная занятость, невысокая безработица

Низкая межфирменная мобильность рабочей силы?

Гибкое рабочее время

Гибкая заработная плата

Нестандартные формы трудовых отношений

Экономические и социальные издержки российской модели

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Юрий Пименов. Маруся, пора обедать! Yori Pimenov. Marusia, it's time for lunch! (1951-1958) Конец российской модели рынка труда?1

Статья первая.
Взгляд из недавнего прошлого

Ростислав КАПЕЛЮШНИКОВ

Над темой номера работал
Ростислав КАПЕЛЮШНИКОВ2

Нестандартность постсоветского российского рынка труда

В начале 1990-х годов, как и сейчас, в российском обществе царил страх перед перспективой сверхвысокой безработицы. Им были охвачены буквально все – правительство и его политические оппоненты, экспертное сообщество, средства массовой информации, рядовые граждане. Как и сейчас, этот страх подпитывался ожиданиями грядущих социальных и политических потрясений. Казалось очевидным, что безработица в России не может быть меньше, чем в США в годы Великой депрессии, – то есть порядка 25%. Эксперты соревновались в том, кто даст самый леденящий кровь прогноз. Практически ни у кого не было сомнений, что в сфере занятости российскую экономику ждет неминуемая катастрофа, и вопрос заключался лишь в том, можно ли хоть как-то смягчить ее последствия.

Однако предсказаниям прогнозистов-катастрофистов не суждено было сбыться. Развитие российского рынка труда пошло по совершенно иному пути. Несмотря на глубокий и затяжной экономический кризис на нем не наблюдалось ни всплеска массовых увольнений, ни резкого падения численности занятых, ни взрывного роста открытой безработицы – ничего, что подходило бы под определение "катастрофы". Это дало основание подозревать, что мы имеем дело не со случайной аберрацией, а с системной реакцией – с чем-то, что заслуживает названия "модели".

В эволюции российского рынка труда легко различимы два четко очерченных этапа: первый (1991-1998 гг.) стал отражением глубокой трансформационной рецессии, второй (1999-2008 гг.) – энергичного посттрансформационного подъема. Но и на том, и на другом его поведение сохраняло явные признаки "нестандартности".

Острейший финансово-экономический кризис, заявивший о себе во второй половине 2008 года, обозначил начало нового, третьего этапа и на этом этапе, как уверенно предсказывают многие эксперты, все будет происходить иначе – совершенно не так, как раньше. Это "не так" предполагает, что теперь ситуация станет развиваться по более или менее хрестоматийному сценарию: спад производства Þ немедленная волна массовых увольнений Þ резкий скачок безработицы Þ и в том случае, если этот скачок окажется очень сильным, то эскалация социальных конфликтов и дестабилизация политической обстановки.

К примеру, Ф. Прокопов (РСПП) убежден, что в условиях нынешнего кризиса "будет совершенно другая тенденция", чем в 1990-е годы3. По мнению Е. Гонтмахера (ИМЭМО РАН), к концу 2009 г. безработица в России "почти наверняка поднимется до 12-15%" и, следовательно, при неблагоприятном развитии событий она окажется выше, чем на пике переходного кризиса в 1998-1999 гг.4. Б. Кравченко (ВКТ) выражает сомнение, удастся ли государству справиться с пятнадцатипроцентной безработицей, которую он характеризует как "критическую" с точки зрения сохранения социальной стабильности5. А. Макаркин (Центр политических технологий) предупреждает, что, «если безработица примет массовый характер и превратится в обвальный процесс, это может перерасти в серьезный политический кризис»6. Явно или неявно алармистские высказывания такого рода – а их число множится с каждым днем – подразумевают, что модель рынка труда, утвердившаяся в предыдущие десятилетия, либо уже прекратила, либо вот-вот прекратит свое существование.

Насколько оправдан этот вердикт? Можно ли считать его самоочевидным и не требующим особых доказательств? Действительно ли сегодня есть основания говорить о полном сломе действовавшей ранее модели рынка труда, о кардинальном изменении ее институциональных и функциональных характеристик? Пойдет ли адаптация привычными путями, опробованными еще в 1990-е годы, или же вместо этого следует ожидать обвального сброса занятости и быстрого разрастания безработицы? Насколько вероятен скачок безработицы до отметки 15% или даже более высоких значений? И, наконец, может ли резкое ухудшение в сфере занятости спровоцировать волну острых социальных конфликтов, как этого опасаются многие?

Представим вначале схематический "портрет" российской модели рынка труда в том виде, в каком она сложилась и действовала в предыдущие десятилетия, а затем, во второй статье, перейдем к обсуждению того, как эта модель ведет себя в ситуации конца 2008-начала 2009 годов.

С самого начала следует оговориться, что российская модель рынка труда7 никем не конструировалась "сверху", по заранее составленному плану. Она складывалась спонтанно, под воздействием решений, принимавшихся независимо друг от друга государством, предпринимателями и работниками. Их накладывающиеся реакции зачастую приводили к результатам, которые никем не прогнозировались и для всех оказывались неожиданными. Однако с ходом времени сквозь них все отчетливее проступали контуры внутренне согласованной и по-своему целостной системы, вполне заслуживающей того, чтобы называться "моделью". Каковы же ее главные отличительные черты?


1 Настоящая работа в значительной мере опирается на результаты многолетних совместных исследований с В. Е. Гимпельсоном, посвященных выявлению особенностей российской модели рынка труда. См, в частности: Какой рынок труда нужен России? Перспективы реформирования трудовых отношений. Под ред. Р. Капелюшникова. М.: ОГИ. 2003; Нестандартная занятость в российской экономике. Под ред. В. Гимпельсона и Р. Капелюшникова. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ. 2006; Заработная плата в России: эволюция и дифференциация. Под ред. В. Гимпельсона и Р. Капелюшникова. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ. 2007; В. Гимпельсон, Р. Капелюшников. Трудовое законодательство: анализ межрегиональных различий в практике правоприменения // Правоприменение: теория и практика. Под ред. Ю.А. Тихомирова. М.: Формула-право. 2008.
2 д.э.н., главный научный сотрудник ИМЭМО РАН, замдиректора Центра трудовых исследований ГУ ВШЭ
3 ИА REGNUM. 12.12.2008 (http://www.regnum.ru/news/1098286.html)
4 Гонтмахер Е. Бригады из малых городов будут вытеснять гастарбайтеров // Новая газета. 22 декабря 2008 г. № 95.
5 Минздрав предупреждают // Время новостей. 22 января 2009 г. № 209.
6 Кризис? Увольте // Время новостей. 28 октября 2008 г. № 200.
7 Под "моделью" мы будем понимать набор взаимосвязанных функциональных и институциональных характеристик, которые позволяют рынку труда действовать как единое целое, задают траекторию его развития и выделяют его среди рынков труда других стран. Всякая модель предполагает особую конфигурацию выгод и издержек, положительных и отрицательных стимулов. От нее зависит, как строится взаимодействие между участниками рынка труда и как они реагируют на те или иные шоки – положительные и отрицательные, на стороне спроса и на стороне предложения, глобальные и локальные.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.