Rambler's Top100

№ 383 - 384
1 июля - 16 августа 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Российское образование на демографическом фоне

Система образования на качелях демографических волн

Дошкольное образование не готово к росту рождаемости

Школьников меньше – школам не лучше

Спрос на профессиональное образование молодежи сократится вдвое

Более 20% студентов обучаются в столицах

Учиться надо бы всю жизнь…

Экспорт образования: потребность растет, возможности сокращаются

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Николай Богданов-Бельский. Устный счет в народной школе Рачинского. Nikolay Bogdanov-Belsky. Oral Reckoning at Rachinsky's People's school (1895) Российское образование на демографическом фоне Марк АГРАНОВИЧ

Над темой номера работал Марк АГРАНОВИЧ

Спрос на профессиональное образование молодежи сократится вдвое

В сфере третичного образования последствия снижения контингентов учащихся еще более существенны и многоаспектны.

На рис. 2 видно, что сейчас волна стремительного падения численности населения перемещается с типичных возрастов получения среднего образования на возраста, предъявляющие спрос на третичное образование. Если снижение численности населения в возрасте получения школьного образования через 3-4 года закончится, то снижение численности населения в возрасте получения третичного образования только начинается, будет продолжаться до 2020 года, при этом в нижней точке падения численность этой возрастной группы сократится по сравнению с 2007 годом почти в два раза.

Сегодня уровень участия населения в профессиональном образовании в России один из самых высоких в мире (рис. 8).

Рисунок 8. Охват третичным образованием в России и в мире по группам стран7

В этих условиях трудно ожидать, что снижение числа студентов будет происходить существенно медленнее, чем снижение численности населения в типичном возрасте получения профессионального образования. Иными словами, можно предположить, что на протяжении ближайших пятнадцати лет произойдет почти двукратное уменьшение спроса на профессиональное образование молодежи.

С точки зрения обеспечения экономики профессиональными кадрами, почти двукратное снижение численности выпускников учреждений среднего и высшего профессионального образования, мало что добавляет к общей проблеме снижения численности населения в трудоспособном возрасте. Уровень образования населения в РФ – один из самых высоких в мире – доля населения с профессиональным образованием составляет 54%8, и эффект выдавливания обладателями дипломов людей с более низким образованием с рабочих мест, не требующих высшего, а иногда и среднего профессионального, образования («crowding-out effect») в нашей стране приобрел большие масштабы, чем во многих других странах в связи с исключительно высоким уровнем образования населения и относительно меньшим количеством мест, требующих третичного образования. Так что падение выпусков может быть компенсировано за счет модернизации и развития системы дополнительного профессионального образования в части повышения квалификации и переподготовки.

Основные проблемы для системы профессионального образования связаны именно с последствиями «сжатия» сектора.

Как отмечалось выше, «естественный» источник компенсации ожидаемого падения наборов - выпускники школ, - практически исчерпан. Сегодня число мест на первых курсах вузов превышает количество выпускников общеобразовательных школ на 25%. Поэтому, в первую очередь, можно ожидать усиления конкуренции между учреждениями образования в рамках ступеней, между программами, реализующими разные формы обучения (очное и заочное) и между ступенями, усилится борьба за абитуриента, который означает финансирование, то есть поддержание функционирования, а в некоторых случаях и выживание. Это может породить несколько следствий:

  • сокращение количества ВУЗов, усиление их поляризации. Снижение числа учащихся может привести к закрытию отдельных вузов или падению контингентов до уровня, на котором финансирование образования окончательно перестанет быть эффективным – ВУЗы не смогут оплачивать заработную плату преподавателей, работающих на полной ставке, наиболее мобильные представители профессорско-преподавательского корпуса покинут сферу образования, а оставшиеся не смогут обеспечить преподавание ни в полном объеме, ни на должном уровне. Те же вузы, которые сохранятся, скорее всего, разделятся на крупные учебные центры которые победят в конкурентной борьбе, и остальные, материальная база, кадровый состав и уровень образования в которых будет все больше отставать от первой группы. Возможно, их место частично займут филиалы более успешных вузов.
  • снижение количества абитуриентов неизбежно приведет к дальнейшему падению «планки» отбора в ВУЗы, которая и так снижается в последние годы в связи со стремлением ВУЗов увеличить коммерческий набор. Это хорошо прослеживается на тенденциях структуры набора: доля лиц с начальным профессиональным образованием в общем количестве зачисленных на первый курс ВУЗов, устойчиво держится на уровне 5%. И это при том, что наборы в ВУЗы растут, а выпуск НПО остается практически на одном уровне. Сегодня один из 20 выпускников НПО поступает в ВУЗ в год окончания, еще несколько лет назад – каждый тридцатый.

Логично предположить также, что система среднего профессионального образования будет сворачиваться быстрее, чем система высшего профессионального образования, поскольку те студенты средних специальных учебных заведений (ССУЗов), которые раньше не имели шансов поступить в институты и университеты, со снижением требований на входе такой шанс получат. Кроме того, здесь может сыграть свою роль и тот факт, что учреждения высшего профессионального образования финансируются из федерального бюджета, а среднего – из региональных бюджетов. В дотационных регионах, а таких в Российской Федерации большинство, местные власти охотно пойдут на сокращение количества ССУЗов, перекладывая расходы на третичное образование на федеральный бюджет. Этот процесс уже начался: численность населения в возрасте 17 лет (типичный возраст поступления в ВУЗ) увеличилась с 2000 по 2005 год на 4%, число зачисленных на первый курс ВУЗов за этот же период выросло на 21%, а на первые курсы ССУЗов – снизилось на 3% (рис. 9).

Рисунок 9. Численность населения в типичном возрасте поступления в высшие и средние специальные учебные заведения и число зачисленных на 1 курс в 2000-2005 годах

Остается еще один ресурс пополнения контингента учащихся ВУЗов – учащиеся неочных форм обучения (заочное, очно-заочное, дистантное образование). Сейчас структура учащихся на программах третичного образования по формам обучения в России существенно отличается от сложившихся в мире соотношений (рис. 10).

Рисунок 10. Структура учащихся на программах третичного образования по форам обучения

Таким образом, можно назвать несколько проблем, которые встанут перед системой третичного образования в связи с почти двукратным снижением численности населения в типичном возрасте получения среднего и высшего профессионального образования:

  • проблема выживания для значительной части вузов, поляризация вузовской системы, ее разделение на более или менее успешно справляющиеся с уменьшением притока студентов и, следовательно, финансирования, и те, которые возможно и выживут, но будут стремительно отставать по технической оснащенности образовательного процесса, уровню кадрового обеспечения, и, в конечном счете, качества образования.
  • ускоренное сворачивание системы среднего профессионального образования в результате поражения в конкурентной борьбе с ВУЗами за абитуриентов.

Подавляющее большинство населения связывает будущее своих детей с получением высшего образования, но, к сожалению, качество его никто всерьез не оценивает. Диплом ВУЗа, сегодня, скорее, свидетельство некоторого уровня социализации, чем профессиональной подготовки. Поэтому снижение ВУЗами «планки» на приеме увеличит приток студентов за счет менее подготовленных выпускников школ и выпускников учреждений начального профессионального образования, программы которых в принципе ориентированы на то, что выпускник выходит на рынок труда, а не продолжает академическую карьеру, за счет тех, кто сегодня идет на заочное отделение, ориентируясь на существенно меньшие требования и на входе, и в процессе обучения. Это неизбежно приведет к снижению качества подготовки абитуриентов за счет прихода в вузы тех, кто еще сегодня не может преодолеть входной контроль, в среднем, и так не высокий. А это, в свою очередь, будет иметь неизбежным следствием снижение качества выпускников ВУЗов, поскольку больше времени потребуется для восполнения пробелов в знаниях, хуже подготовленные студенты дольше будут осваивать образовательные программы, если вообще смогут их освоить в необходимом объеме.  

Можно ожидать, что стремление ВУЗов к выживанию приведет к тому, что наборы в вузы будут снижаться медленнее, чем численность населения в возрасте получения третичного образования. В результате выход на рынок труда молодежи в возрасте 17-24 года (возраст массового получения третичного образования) будет падать еще быстрее, чем будет снижаться численность населения этих возрастов.

Решение этих проблем видится в скорейшем фактическом введении двухуровневого образования9, ужесточения контроля за качеством образования в ВУЗах при лицензировании и аккредитации программ, в первую очередь второго уровня, то есть магистерских, жесткий отбор при зачислении на магистерские программы.

Одновременно с этим одной из стратегий выживания ВУЗов, отвечающих и требованиям современной экономики, могло бы стать развитие коротких программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации, создающих основу для практической реализации принципа непрерывного образования.


7 Здесь и далее для удобства анализа и представления данных все страны, с которыми проводятся сравнения, разделены на три группы: развитые страны, с душевым ВВП свыше 25 тыс. долл., страны со средним уровнем экономического развития  - душевой ВВП от 10 до 25 тыс. долл. и страны с низким уровнем развития -  душевой ВВП до 10 тыс. долл.
8 По этому показателю Россия превзошла все страны а по доле населения с высшим профессиональным образованием (третичное образование типа А по МСКО-97) уступает только Норвегии, Канаде, США и Израилю.
9 Переход на двухуровневое образование предусмотрен Федеральным законом N 232-ФЗ от 24 октября 2007 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)».

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.