Rambler's Top100

№ 383 - 384
1 июля - 16 августа 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Где, сколько и чему учатся дети и молодежь в разных странах

Охват детей дошкольным образованием: уровень, межрегиональная дифференциация и ее причины

Проблемы высшей школы Германии

Кризис профессионального образования – тревожит ли он работодателей?

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Проблемы высшей школы Германии

Л. Ходов1
(Опубликовано в журнале "Вопросы экономики", 2009, №7, с. 147-152)

Введение платы за обучение

С летнего семестра 2007 г. в ряде федеральных земель Германии введена плата за обучение в высших учебных заведениях. Мнения в обществе разделились. Противники введения платы за обучение считают, что бесплатное образование в ФРГ было одним из главных социальных достижений государства и служило образцом для стран, где у власти стояли социал-демократические партии. Основой разрешения спора между сторонниками и противниками введения платы за обучение стал главный аргумент - текущее и перспективное состояние государственных финансов.

В стране образовался огромный дефицит квалифицированных кадров. Для его преодоления высшие учебные заведения в ближайшее время должны существенно увеличить выпуск дипломированных специалистов. В начале 2008 г. вакантными оставались 35 тыс. инженерных должностей. При сложившихся в 2001 - 2007 гг. темпах роста числа выпускников высшей школы дефицит специалистов с высшим образованием в 2020 г. достигнет 240 тыс. По оценке Германского института экономики и Союза инженеров ФРГ, это означает, что ежегодно народное хозяйство страны недополучит от 18,5 млрд. до 23 млрд. евро2.

Однако проблема заключается не только в необходимости увеличения числа студентов, но и в сокращении периода их обучения в высшей школе, поскольку более 1/3 студентов числятся в ней дольше официального срока обучения. К тому же затраты на обучение, особенно по некоторым техническим специальностям, растут довольно быстро, поэтому высшей школе с каждым годом требуется все больше средств.

За высшее образование ответственность несут федеральные земли, но они не могут удовлетворять возрастающие потребности университетов и других высших школ, поэтому возникает необходимость в ассигнованиях из федерального бюджета. Так, в печати появилось заявление ректоров берлинских университетов, что 15 тыс. студенческих мест в них окажутся под угрозой, если установленные Берлинским сенатом до 2010 г. ассигнования не будут увеличены на 157 млн. евро. Чтобы уложиться в выделяемые сенатом средства, университеты в 1992-2007 гг. сократили число сотрудников с 13000 до 8150, то есть на 36%3.

Одной из причин введения платы за высшее образование в Германии стал также разрыв в финансировании высших школ между федеральными землями. Ежегодная численность выпускников вузов в каждой из них зависит от количества и размеров университетов и институтов, а устройство выпускников на работу - от спроса на кадры, то есть от экономического потенциала, структуры хозяйства той или иной земли и конъюнктуры. Правительства земель рассматривают расходы на высшее образование как своеобразный кредит студентам, который они вернут в бюджет земель в виде налогов, когда получат дипломы и начнут работать. Однако если выпускники, подготовку которых финансировало правительство одной земли, уезжают работать в другую, то и налоги они платят там же. Противоречие между интересами земель можно было бы нейтрализовать, если бы высшая школа находилась в компетенции федерального правительства.

Закон о введении платы за обучение вступил в силу в 7 из 15 федеральных земель. Летом 2008 г. правительство земли Гессен отменило на своей территории плату за высшее образование по инициативе социал-демократов. В землях, где плата за учебу в высшей школе окончательно закреплена, каждый студент должен вносить до 500 евро за семестр. Только элитные университеты имеют право сами определять размер оплаты. Особыми правами пользуются высшие учебные заведения земли Северный Рейн - Вестфалия: действующий там закон предоставляет высшим учебным заведениям право самим решать вопрос об оплате вообще и об определении ее размера в частности.

Представители государственной власти неоднократно заявляли, что высшая школа должна быть организована по принципу коммерческих структур. Однако ни о какой свободе распоряжения полученными за учебу средствами нет и речи: реально на учебный процесс и исследования идет 10-12% суммы, поступающей от студентов в виде платежей. Федеральные земли решили, что 10% сборов пойдет на погашение задолженностей по невыплаченным кредитам за обучение. Такая задолженность возникает, когда студент, закончивший учебу, не может своевременно погасить полученный ранее кредит. В земле Северный Рейн-Вестфалия на эти цели направляется до 23% платы, полученной за обучение, часть оставшихся средств идет на дополнительное финансирование стипендий студентам из необеспеченных слоев общества. Таким образом, получается, что собранные средства частично будут перераспределяться между студентами, облегчая в какой-то мере финансовую нагрузку на земельные бюджеты.

В 2006 г., когда было объявлено о введении платы, доля молодых людей, желающих поступить в университеты и институты, среди всех выпускников составила 68% по сравнению с 73% в 2002 г. Эта тенденция по мере обострения финансово-экономического кризиса сохраняется. Половина студентов, родители которых имеют высшее образование, оплачивает взносы за учебу за их счет. Более 75% студентов из менее образованных и, вероятно, менее обеспеченных семей сами зарабатывают на оплату или используют банковские кредиты4.

Одним из отрицательных последствий введения платы за обучение стала миграция студентов. Справедливости ради надо отметить, что пока эта миграция невелика, поскольку в отдельных землях плата за обучение может быть введена или отменена в зависимости от победы тех или иных политических партий на земельных выборах.

В германских средствах массовой информации в связи с экономическим кризисом рассматриваются некоторые альтернативные варианты плате за высшее образование.

Дополнительное бюджетное финансирование. Правительство ФРГ из года в год увеличивает расходы на науку и высшее образование, поставив цель довести их до 3% ВВП. Так, на дополнительное финансирование высших учебных заведений была выделена сумма 4 млрд. евро, федеральное правительство согласовало с отдельными землями дополнительное финансирование научных исследований. Однако доходы консолидированного бюджета растут очень медленно. Бюджетные расходы по статье "Наука и образование" повышают преимущественно на престижные проекты в области исследований климата, космоса, информатики и медицины, на финансирование элитных университетов, конкурирующих с американскими учебными заведениями. Поэтому надежда на замену студенческих взносов дополнительным бюджетным финансированием невелика.

Спонсорские взносы. На счета учебных заведений поступают добровольные пожертвования выпускников и спонсорские взносы фирм через специальные благотворительные фонды поддержки высших учебных заведений. Но, как показывает практика, этот источник финансирования не может способствовать решению проблем высших учебных заведений Германии.

Выполнение работ на заказ. Министерство образования Германии призывает университеты и учебные институты увеличивать количество заказов, поступающих от частных фирм и отдельных государственных учреждений. Однако спрос на такие разработки невысок, поскольку ведущие концерны автомобильной, электронной, машиностроительной и химической промышленности имеют собственные научно-исследовательские институты. Заказы же на прикладные разработки от средних по размерам фирм часто не совпадают с научным направлением многих университетов, ориентированных на фундаментальные исследования.

Платежи за обучение иностранцев. Иногда в качестве дополнительного источника финансирования высшей школы называют "китайские деньги" - средства, поступающие от иностранцев за обучение в немецких вузах. Число иностранных студентов непрерывно растет и достигло почти 250 тыс. человек, среди них больше всего граждан КНР.

Массовые протесты студентов против введения платы за высшее образование, публикация материалов о серьезных проблемах высшей школы, об отставании Германии от некоторых европейских стран, США, Канады и Австралии по ряду показателей университетского образования привлекли внимание правительства и общественности к немецкой высшей школе. Союз банковских учреждений Германии рекомендовал своим членам предложить студентам системы льготного кредитования оплаты учебы. Инициатором выступил банк земли Северный Рейн-Вестфалия, установив меняющийся в зависимости от колебания учетной ставки процент за этот кредит, но не более 5,9% годовых. Студент должен возвратить кредит после завершения учебы и поступления на работу, когда его годовой доход превысит 32 тыс. евро. Общая сумма выплат выпускника вуза по задолженности не должна превышать 10 тыс. евро. Если она выше, то выплату этой части берет на себя государство5.

Оплата труда научно-педагогических кадров

В 2006 г. в Германии завершилась реформа оплаты научно-педагогических кадров высшей квалификации - профессоров высших учебных заведений. До этого в стране действовал порядок оплаты профессоров, в соответствии с которым они делились на четыре категории C, для каждой был установлен основной оклад, к нему предусматривались доплаты в зависимости от заслуг и стажа работы.

Согласно новой системе, для оплаты профессоров введены три категории W, по каждой оклады установлены несколько ниже ранее существовавших; по всем категориям прекращена выплата надбавок за выслугу лет. Фиксированные ставки установлены для профессоров, имевших ранее категории C1, C2, C3 и C4. Остальные должны пройти аттестацию.

Зарплата профессоров категорий W2 и W3 состоит из двух частей - основной и дополнительной. Основная часть - фиксированный оклад, дополнительная зависит от эффективности работы педагога и включается в базу для расчета пенсии. Дополнительная часть не начисляется молодым профессорам категории W1. За одну и ту же работу профессор может получать дополнительные выплаты из разных источников: за хорошую подготовку молодых специалистов - премию от Германского союза работодателей и краткосрочную доплату к жалованию от университета; за успешное выполнение исследовательского проекта - премию от концерна, заказавшего этот проект, медаль или грамоту, подкрепляемые определенной суммой денег; за вклад в развитие германской науки - от федерального министерства образования и от одного из научных обществ.

Профессора не довольны не только новой системой оплаты и зависящим от нее уровнем пенсий, но и ограничением возможностей продвижения по служебной лестнице. Нередки случаи, когда признанные, заслуженные специалисты годами ждут получения более высоких ставок по мере увольнения коллег. Вскоре после присоединения ГДР из Западной Германии в новые земли было направлено огромное число преподавателей, недовольных своим материальным положением. Однако высвобождение профессорских ставок коснулось в основном гуманитарных специальностей. Освободившиеся в результате увольнений и реорганизации восточногерманских учебных заведений ставки были заполнены, и прежнее положение восстановилось.

Одним из серьезных последствий сложившейся ситуации в системе оплаты квалифицированных специалистов высшей школы стало стремление части из них уехать работать за границу. В Австрии и Швейцарии оклады на 30-45% выше, чем в Германии. По данным немецкого русскоязычного журнала "Партнер", около 17% сотрудников австрийских высших учебных заведений составляют выходцы из ФРГ6. Среди европейских государств по числу прибывших немецких профессоров далее идут Нидерланды, страны Скандинавии и Великобритания. Особое место в приоритетах эмиграции занимают США, Канада и Австралия, где оклады в 2 раза выше, где легче сделать карьеру и зачастую интереснее работа, поскольку в некоторых американских университетах расположены мировые центры научных исследований.

В 2007 г. из Германии за границу выехали 160 тыс. квалифицированных специалистов. Сотрудники Института прогнозирования опросили 1410 из них о причинах отъезда: 53% назвали недостаточный уровень оплаты труда, 48% - высокий уровень налогов и социальных отчислений, 31% - засилье бюрократии, 25% - малоперспективные условия для карьерного роста в науке7.

Отъезд из Германии квалифицированных и востребованных специалистов объясняется не только материальными причинами. Среди других причин можно назвать желание работать в учреждениях и лабораториях, оснащенных самым современным оборудованием для проведения научных исследований, иметь меньшую учебную нагрузку для профессоров, возможность участвовать в семинарах, на конференциях за рубежом.

Эмиграция ученых и преподавателей оказывает серьезное влияние на научный и преподавательский уровень высших учебных заведений страны. Достаточно напомнить, что в конце XIX - первой половине XX в. Германия считалась признанным мировым центром науки, а диплом об окончании немецкого университета был лучшей рекомендацией для замещения должности в любом университете мира, 2/3 научных работ в мире публиковалось на немецком языке.

Правительство ФРГ и частный капитал с целью компенсировать отъезд кадров из немецких университетов в течение многих десятилетий практикуют привлечение педагогических и научных специалистов из-за рубежа. ФРГ проводит политику привлечения квалифицированных кадров из государств Восточной Европы, России, ряда развивающихся стран, как это делают США, Канада, Швейцария, Австралия по отношению к остальному миру.

Привлекаемых в Германию квалифицированных специалистов можно разделить на две группы. Одна из них - это лучшие из иностранцев, проходивших стажировку, практику, докторантуру в Германии, отмеченные как особо отличившиеся научными руководителями, директорами институтов. Некоторых из них приглашают на преподавательские должности. Другая группа - это профессора и научные работники из зарубежных стран, привлекшие внимание своими публикациями, выступлениями на международных конференциях или рекомендуемые земляками, ранее переехавшими на работу в Германию.

С недавних пор в научных дискуссиях и публикациях обсуждается вопрос об объективных пределах привлечения иностранных специалистов в германские научные и учебные заведения. На первый взгляд ответ на него совершенно очевиден: по мере потребностей и в меру возможностей, то есть при наличии ставок и самих иностранных квалифицированных кадров нужного профиля, желающих работать в Германии.

Однако некоторые исследователи приводят противоположные аргументы: для иностранных ученых характерна высокая мобильность, поэтому они легче, чем немецкие специалисты, меняют место работы. Среди иностранных ученых и педагогов больше доля лиц, не продлевающих контракт после его истечения, чем среди немцев. Такая "ненадежность" иностранцев объясняется более высоким уровнем зарплаты в ряде европейских стран, США, Канаде, Австралии и продолжающейся охотой за умами со стороны американских университетов.

Поиски альтернативных путей замещения уходящих на пенсию преподавателей и уезжающих за границу немецких специалистов, а также привлечение квалифицированных специалистов из других стран идут по трем направлениям.

Во-первых, предпринимаются попытки возвратить профессоров и научных работников, покинувших Германию и работающих за границей. Для этого в зарубежных странах регулярно проводятся встречи с работающими там представителями немецкой интеллигенции. Некоторые ученые принимают решение вернуться, чтобы закончить научную карьеру на высокой должности в известном всему миру университете у себя на родине.

Во-вторых, на основе участия в финансировании, формировании профессорского корпуса и научной специализации стремятся включиться в германскую научно-педагогическую систему высшие учебные заведения соседних развитых стран, не имеющих языкового барьера: Австрии, Швейцарии, Люксембурга, французского Эльзаса, итальянского Южного Тироля, Нидерландов. Они могли бы готовить специалистов и заниматься исследованиями, ориентируясь на потребности германской науки и экономики, филиалов немецких компаний. Исследования и подготовка кадров для германской науки и экономики, таким образом, перекладываются частично на иностранные высшие школы, где они осуществляются местными и немецкими профессорами при финансировании ряда проектов и программ заказчиками из ФРГ.

В-третьих, создаются условия для возвращения в университеты пенсионеров. Сегодня проблему обеспечения страны квалифицированными научно-педагогическими кадрами германская общественность частично пытается решать путем ослабления возрастных ограничений для профессоров и научных работников, достигших пенсионного возраста. Например, Фонд Фольксвагена объявил о финансировании восьми ставок так называемым "профессорам-сеньорам", работающим в области естественных наук, и о покрытии их расходов на оплату помещений, лабораторного оборудования, инструментов, сотрудников, командировок.

Привлечение немецких профессоров старше 65 лет к работе особенно актуально для университетов. Правительство Берлина, например, готово по рекомендациям ученых советов высших школ пригласить до 2011 г. на преподавательскую работу 55 профессоров, достигших 65-летнего возраста.

Союз германских высших учебных заведений предлагает продлевать контракты с профессорами пенсионного возраста при условии их отказа от административных должностей и согласия на получение доплаты в размере разницы между пенсией и профессорским окладом. Если данное предложение станет юридической нормой на всей территории Германии, то эмиграция немецких ученых частично может быть восполнена.


1 Л. ХОДОВ, профессор, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН
2 Wirtschaftswoche. 2008. No 34.
3 Suddeutsche Zeitung. 2008. №22.
4 Die Welt. 2008. 29 Aug.
5 Die Welt. 2008. 20 Juni.
6 Партнер. 2007. Сент.
7 Die Welt. 2008. 25 Juni.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.