|
Российское
образование в поисках ответа на новые вызовы |
|
Над темой номера работала Татьяна КЛЯЧКО
|
Дошкольное и школьное образование в новых демографических
условиях
Российская Федерация известна как страна с высоким уровнем
образования. По данным переписи 2002 года, лица, имеющие высшее
(полное и неполное), а также среднее профессиональное образование,
составили 462 человек на 1000 населения в возрасте 15 лет и более
против 322 на 1000 во время последней советской переписи 1989 года
(рост в 1,4 раза).
Среди занятого населения удельный вес лиц с высшим
образованием (полным и неполным) в 2005 году достиг 26,6%1.
По этому показателю Россия входит в первую тройку стран, уступая
только Норвегии и США2.
Сегодня на показатели деятельности системы образования
в России сильное влияние оказывает демографический фактор, изменение
численности различных возрастных контингентов. Если в дошкольном
образовании длительный спад контингентов закончился и даже наметилась
некоторая тенденция роста числа детей, посещающих детские образовательные
учреждения, то в общеобразовательных учреждениях число учащихся
продолжает сокращаться, а в учебных заведениях начального профессионального
образования этот процесс стартовал не так давно: выраженное падение
контингентов наблюдается здесь с 2004 года. В среднем профессиональном
образовании также наблюдается сокращение контингентов3.
В высшем образовании контингенты пока продолжают расти, но с 2005/06
учебного года стало падать число принимаемых в вузы на бюджетной
основе.
В дошкольном образовании число учреждений все время
сокращалось, хотя с 2000 года – значительно медленнее, чем
прежде. Но число воспитанников после 2000 года росло, хотя и не
очень быстро (рис. 1 и 2). Этот рост был обусловлен двумя причинами:
с одной стороны, с конца 90-х шел рост числа рождений – с 1215 тысяч
в 1999 году до 1610 тысяч в 2007, что привело к увеличению контингентов
детских учреждений, с другой – возрос охват детей дошкольного возраста
услугами дошкольных учреждений (экономический рост привел к тому,
что матери стали стремиться отдать детей в детские сады и выйти
на работу).
Рисунок 1. Изменение числа дошкольных общеобразовательных
учреждений и воспитанников в них с 1993 года (1993 = 100%)
Рисунок 2. Число дошкольных образовательных учреждений
и воспитанников в них, тысяч
Источник: Росстат, Россия в цифрах
Вместе с тем охват детей 5–6 лет дошкольным образованием
остается низким – он не достигает и 60%, что привело в 2004 году
к постановке вопроса о введении в России предшколы, особенно для
детей из малообеспеченных семей, с тем, чтобы подготовить их к обучению
в общеобразовательной школе. Эта мера позволила бы выровнять стартовые
условия для учащихся из разных доходных групп населения, повысить
качество образования в начальной школе.
Рисунок 3. Охват детей дошкольными образовательными
учреждениями, в процентах от числа детей в возрасте 1–6 лет
Число школ в последние годы также сокращалось, с 2000/01
по 2006/07 учебный год оно уменьшилось почти на 7,8 тысячи (рис.
4). Но при этом падало и число учащихся, отражая предшествующее
падение числа рождений с конца 1980-х годов (с 2,5 млн. в
1987 до 1,2 млн. в 1999 году).
Рисунок 4. Число общеобразовательных школ и учащихся
в них (на начало учебного года, тысяч)
Источник: Росстат, Россия в цифрах.
Продолжается падение числа учащихся, приходящихся на
1 учителя: в 2006/07 учебном году оно уже опустилось почти до 9,5
к 1 (рис. 5).
Рисунок 5. Соотношение учитель-ученик в общеобразовательных
школах (число учащихся, приходящихся на 1 учителя)
Рассчитано по: Росстат, Россия в цифрах
Этот показатель по европейским и американским меркам
(в качестве нормальных рассматриваются показатели 15 к 1 для начальной
школы, 25 к 1 для основной, 20 к 1 для старшей)4
считается крайне низким даже с учетом российских расстояний и структуры
расселения. Соответственно можно сделать вывод, что действующая
сеть школ нуждается в дальнейшей оптимизации. Однако этот процесс
сталкивается с серьезными социальными ограничениями, особенно в
дотационных регионах с высоким уровнем безработицы, когда высвобожденные
учителя не могут найти другую работу. В то же время возрастная структура
учительских кадров, которая сложилась к настоящему моменту, не может
не вызывать тревоги, поскольку 47% работающих учителей (т.е. почти
половина) – это лица пенсионного (17%) и предпенсионного возрастов
(30%).
За 2000–2007 годы число учащихся в государственных и
муниципальных общеобразовательных школах уменьшилось почти на 30%.
Следствием этого процесса стало значительное сокращение сети государственных
и муниципальных школ и числа учителей. С 2000/01 по 2005/06 учебный
год сеть указанных школ сокращалась примерно на 1200–1300 школ в
год, но с 2005/06 учебного года процесс пошел более интенсивно:
в 2005/06 учебном году сеть сократилась уже на 1700 школ, а в 2006/07
учебном году – еще на 2100. Вместе с тем следует отметить, что при
падении контингентов на 28,5% число государственных и муниципальных
школ сократилось всего на 11,7%, а число учителей – на 13,3%.
1 Последние
доступные данные.
2 Индикаторы образования.
Статистический ежегодник. М.: ГУ–ВШЭ, 2006.
3 По последним данным
Росстата, сокращение началось с 2005/2006 учебного года: численность
студентов ссузов сократилась до 2461,9 тыс. чел., или на 1,7%.
4 См., напр.: Образование
в странах с переходной экономикой: задачи развития. Доклад Всемирного
банка. М., 2002.
|