Rambler's Top100

375 - 376
1 - 17 мая 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Российское образование в поисках ответа на новые вызовы

Дошкольное и школьное образование в новых демографических условиях

Начальное профессиональное образование не устраивает никого

Прием в ССУЗы начал сокращаться

Высшее образование - выше некуда

Массовое высшее образование: потери и приобретения

Болонский процесс и другие судьбоносные перемены

Рост расходов на образование впечатляет, но недостаточен для обеспечения его конкурентоспособности

Заинтересованы ли регионы финансировать профобразование?

Что нового внесли нацпроекты

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Жан Оноре Фрагонар. Ученье. Jean-Honore Fragonard. Study (1769) Российское образование в поисках ответа на новые вызовы Татьяна КЛЯЧКО

Над темой номера работала Татьяна КЛЯЧКО

Дошкольное и школьное образование в новых демографических условиях

Российская Федерация известна как страна с высоким уровнем образования. По данным переписи 2002 года, лица, имеющие высшее (полное и неполное), а также среднее профессиональное образование, составили 462 человек на 1000 населения в возрасте 15 лет и более против 322 на 1000 во время последней советской переписи 1989 года (рост в 1,4 раза).

Среди занятого населения удельный вес лиц с высшим образованием (полным и неполным) в 2005 году достиг 26,6%1. По этому показателю Россия входит в первую тройку стран, уступая только Норвегии и США2.

Сегодня на показатели деятельности системы образования в России сильное влияние оказывает демографический фактор, изменение численности различных возрастных контингентов. Если в дошкольном образовании длительный спад контингентов закончился и даже наметилась некоторая тенденция роста числа детей, посещающих детские образовательные учреждения, то в общеобразовательных учреждениях число учащихся продолжает сокращаться, а в учебных заведениях начального профессионального образования этот процесс стартовал не так давно: выраженное падение контингентов наблюдается здесь с 2004 года. В среднем профессиональном образовании также наблюдается сокращение контингентов3. В высшем образовании контингенты пока продолжают расти, но с 2005/06 учебного года стало падать число принимаемых в вузы на бюджетной основе.

В дошкольном образовании число учреждений все время сокращалось, хотя  с 2000 года – значительно медленнее, чем прежде. Но число воспитанников после 2000 года росло, хотя и не очень быстро (рис. 1 и 2). Этот рост был обусловлен двумя причинами: с одной стороны, с конца 90-х шел рост числа рождений – с 1215 тысяч в 1999 году до 1610 тысяч в 2007, что привело к увеличению контингентов детских учреждений, с другой – возрос охват детей дошкольного возраста услугами дошкольных учреждений (экономический рост привел к тому, что матери стали стремиться отдать детей в детские сады и выйти на работу).

Рисунок 1. Изменение числа дошкольных общеобразовательных учреждений и воспитанников в них с 1993 года (1993 = 100%)

Рисунок 2. Число дошкольных образовательных учреждений и воспитанников в них, тысяч

Источник: Росстат, Россия в цифрах

Вместе с тем охват детей 5–6 лет дошкольным образованием остается низким – он не достигает и 60%, что привело в 2004 году к постановке вопроса о введении в России предшколы, особенно для детей из малообеспеченных семей, с тем, чтобы подготовить их к обучению в общеобразовательной школе. Эта мера позволила бы выровнять стартовые условия для учащихся из разных доходных групп населения, повысить качество образования в начальной школе.

Рисунок 3. Охват детей дошкольными образовательными учреждениями, в процентах от числа детей в возрасте 1–6 лет

Число школ в последние годы также сокращалось, с 2000/01 по 2006/07 учебный год оно уменьшилось почти на 7,8 тысячи (рис. 4). Но при этом падало и число учащихся, отражая предшествующее падение числа рождений с конца 1980-х годов  (с 2,5 млн. в 1987 до 1,2 млн. в 1999 году).

Рисунок 4. Число общеобразовательных школ и учащихся в них (на начало учебного года, тысяч)

Источник: Росстат, Россия в цифрах.

Продолжается падение числа учащихся, приходящихся на 1 учителя: в 2006/07 учебном году оно уже опустилось почти до 9,5 к 1 (рис. 5).

Рисунок 5. Соотношение учитель-ученик в общеобразовательных школах (число учащихся, приходящихся на 1 учителя)

Рассчитано по: Росстат, Россия в цифрах

Этот показатель по европейским и американским меркам (в качестве нормальных рассматриваются показатели 15 к 1 для начальной школы, 25 к 1 для основной, 20 к 1 для старшей)4 считается крайне низким даже с учетом российских расстояний и структуры расселения. Соответственно можно сделать вывод, что действующая сеть школ нуждается в дальнейшей оптимизации. Однако этот процесс сталкивается с серьезными социальными ограничениями, особенно в дотационных регионах с высоким уровнем безработицы, когда высвобожденные учителя не могут найти другую работу. В то же время возрастная структура учительских кадров, которая сложилась к настоящему моменту, не может не вызывать тревоги, поскольку 47% работающих учителей (т.е. почти половина) – это лица пенсионного (17%) и предпенсионного возрастов (30%).

За 2000–2007 годы число учащихся в государственных и муниципальных общеобразовательных школах уменьшилось почти на 30%. Следствием этого процесса стало значительное сокращение сети государственных и муниципальных школ и числа учителей. С 2000/01 по 2005/06 учебный год сеть указанных школ сокращалась примерно на 1200–1300 школ в год, но с 2005/06 учебного года процесс пошел более интенсивно: в 2005/06 учебном году сеть сократилась уже на 1700 школ, а в 2006/07 учебном году – еще на 2100. Вместе с тем следует отметить, что при падении контингентов на 28,5% число государственных и муниципальных школ сократилось всего на 11,7%, а число учителей – на 13,3%.


 1 Последние доступные данные.
2 Индикаторы образования. Статистический ежегодник. М.: ГУ–ВШЭ, 2006.
3 По последним данным Росстата, сокращение началось с 2005/2006 учебного года: численность студентов ссузов сократилась до 2461,9 тыс. чел., или на 1,7%.
4 См., напр.: Образование в странах с переходной экономикой: задачи развития. Доклад Всемирного банка. М., 2002.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.