Rambler's Top100

373 - 374
13 - 30 апреля 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков

Региональные программы социальной поддержки многодетных семей: что знает о них население

Типология мотивов иметь или не иметь детей

Трансформации модели семьи и потребностей в социальной защите в условиях социально-демографических и социально-экономических перемен

Сексуальное образование - глобальная задача 21 века

Опыт размышления о роддомах, культуре родительства и нормативной малодетности

Семья [в Китае]: новые формы - иные ценности

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Опыт размышления о роддомах, культуре родительства и нормативной малодетности

Вовк Е.
(Опубликовано в журнале "Социальная реальность", 2008, №7)

Никогда не предполагала, сколь много можно понять относительно глубинной подоплеки репродуктивной ситуации (вернее, относительно социокультурной ценности семьи, детей, родительства), просто посмотрев на практику родовспоможения и на организацию роддома. Помню, первое, что меня поразило, когда довелось самой решать вопрос, где и как будет рождаться мой сын, - факт, что согласно стандартным правилам роддома родители не имеют права быть рядом со своим ребенком, а муж не имеет права быть рядом со своей женой. Впрочем, это право можно получить, но только за деньги, причем немалые. Стандартные процедуры роддома не ориентированы на семейные ценности. Более того, они ориентированы на максимальное разобщение; по сути своей классический роддом напоминает даже не больницу, а тюрьму: свидания только по часам, передачи запрещены, отклонения от режима и предписанных процедур караются. Думаете, преувеличение? Я сама так думала, пока не услышала рассказ одной из знакомых, рожавшей в самом что ни на есть обычном роддоме. В кратком пересказе: подходит время очередного кормления, медсестра везет на каталке малышей - ровные спеленутые столбики, но на что-то отвлекается, оставляет их в коридоре и уходит. Мама слышит плач своей дочки, подходит, чтобы взять ее на руки, - и получает окрик медсестры: "Положите ребенка! Кто Вам разрешал его брать!" То есть в картине мира медсестры права на родившегося малыша принадлежат роддому и медперсоналу, но не маме.

Согласно данным опроса1, мнение о необходимости совместного пребывания в роддоме мамы и ребенка распространено гораздо шире, нежели противоположное - что им следует находиться в разных палатах: 65% против 15%. Сходным образом распределились и ответы на вопрос, какой вариант предпочли бы большинство мам, будь им предоставлен такой выбор: 63% думают, что мамы хотели бы постоянно находиться в одной палате со своим ребенком, 10% - что они хотели бы большую часть времени проводить в разных палатах с новорожденным. Неожиданно, но существенных различий в установках представителей разных возрастных групп здесь не наблюдается.

Хорошие, продвинутые роддома постепенно отходят от этой казарменности и тюремных уставов. Постепенно входят в обиход и совместное пребывание мамы с ребенком, и относительно свободные посещения родильницы и новорожденного, и практика "совместных родов". Правда - опять же, за отдельные деньги. Почему нужно платить за отдельную палату - можно понять. Почему нужно платить за право оставить ребенка при себе - с трудом, но тоже можно (дескать, в стандартной палате роддома нет условий для совместного пребывания, и если вы хотите, нужно выделять отдельную и т.д.). Но вот почему нужно платить за право присутствовать при родах (причем - своего рода насмешка над здравым смыслом: нередко папе разрешают не столько физически присутствовать и помочь рождению своего ребенка, сколько посмотреть на этот процесс через стекло) или за право посещать и принимать посетителей? Получается, что внутренняя идеология роддомов нацелена на разъединение семьи, но не на ее объединение и укрепление.

Среди опрошенных женщин в возрасте 18-35 лет, имеющих детей, примерно половина заявили, что в роддоме ребенок основную часть времени находился с ними в одной палате, а половина - что он находился в отдельной палате (13 и 16% по выборке соответственно). Среди родительниц среднего (36-54 года) и тем более пожилого (от 55 лет) возраста соотношение совсем иное: только 8 и 5% соответственно проводили время в роддоме вместе со своим малышом, а 39 и 41% -находились с ним в разных палатах.

Несоответствие идеологии, инкорпорированной в организацию современных роддомов, и идеологии семейственности доходит до курьезов: в некоторых из лучших и наиболее передовых роддомов, в которых мамам не только разрешают оставлять малыша при себе, но и поощряют такую практику, на переодевание-подмывание малыша все равно уносят. Почему? В палатах нет пеленальных столиков... Интересно, а если этот ребенок - первый? Учиться обращаться с ним мама будет только дома, где на нее и других забот навалится порядком? Да и сам по себе подход показателен: легче, оказывается, отдать малыша на попечение "квалифицированного персонала", чем организовать взаимодействие мамы и ребенка.

По мнению 26% опрошенных, сегодня в России больше таких роддомов, в которых мамы постоянно находятся с новорожденными в одной палате; 33% уверены, что в стране больше роддомов, в которых мать и ребенок большую часть времени проводят порознь. При этом 35% опрошенных считают, что в большинстве роддомов у мамы есть возможность выбирать между совместным и раздельным вариантами пребывания с ребенком, а 31% - что такой выбор роддома, как правило, не предоставляют.

Ощутив на себе особенности доминирующего ныне отношения к родительству и к маленьким детям, не перестаю удивляться, как люди решаются даже на второго ребенка, не говоря уж о третьем и последующих. С самых первых минут рождения (да что там - с первых дней беременности) ребенка представляют как проблему, а все процедуры и практики, сложившиеся вокруг беременности, родов и ухода за новорожденным, ориентированы на то, чтобы с этой проблемой бороться. Первое, что нам с мужем предложили, когда наш сын появился на свет, - отдать его в детскую комнату роддома. На наш недоуменный вопрос "зачем?" нам так же недоуменно ответили: "Ну как же, отдохнуть..." Для нас это было дикостью - мы девять месяцев ждали, мы только что встретились, мы хотим пообщаться… Сейчас, спустя год с лишним, я понимаю, что временами родителям действительно нужно отдохнуть от ребенка, а ребенку - отдохнуть от родителей. Но тогда, в том предложении "отдать ребенка" сразу после родов, на мой взгляд, в концентрированной форме отразилась самая суть "общепринятой" культуры родительства и истинная мера ценности детей в этой "общепринятой" культуре: беременность - это болезнь, роды - это изнуряющий процесс и тяжелейшее испытание, а дети - мешают и нарушают нормальный ход жизни родителей. Сами по себе роды и момент появления ребенка на свет вообще считаются чем-то грязным, неприятным, непристойным.

Стоит ли удивляться, что у нас бросают детей в роддомах, если вместо того чтобы научить справляться с трудностями, вся система внушает родителям: ребенок мешает, ребенок утомляет, ну что вы с ним нянчитесь (а на руки вообще не берите!), легче его отдать, забыть и сбросить с себя проблему…

Сторонники раздельного пребывания мамы и малыша в роддоме говорят в первую очередь об интересах матери. С их точки зрения, эти интересы не совпадают с интересами ребенка: дескать, новорожденному более-менее все равно, находиться одному или с мамой, в то время как мама должна иметь возможность побыть одной. Так, мнения, что для матери лучше основную часть времени находиться в роддоме отдельно от ребенка, придерживаются 14% опрошенных (60% считают, что для нее лучше быть в одной палате с новорожденным), а мнения, что ребенку лучше быть в отдельной палате, чем вместе с мамой, - только 4%, но еще 12% ответили, что для новорожденного не имеет значения, находиться в одной палате с мамой или в разных (63% полагают, что для него лучше быть с матерью). Свою позицию сторонники концепции раздельного пребывания объясняли в ответах на открытый вопрос тем, что маме нужно отдохнуть и восстановиться после родов ("мама должна выспаться, отдохнуть после родов - дома такой возможности не будет", "после родов испытываешь слабость и трудно ухаживать за ребенком, особенно когда он плачет, у мамы не хватает сил, хочется спать"), а малышу в отдельной палате будет обеспечен более квалифицированный уход, будет соблюдаться необходимая стерильность ("новорожденный постоянно должен находиться под наблюдением медсестер", "персонал роддома ухаживает более профессионально", "палаты новорожденных детей лучше оборудованы, там все приспособлено для ребенка", "инфекции, заражения меньше", "стерильность должна соблюдаться").

А вот сторонники совместного пребывания, судя по всему, считают, что интересы матери и ребенка совпадают и что быть в роддоме вместе равно необходимо обоим. Показательно, что объяснения респондентов, почему они считают совместное пребывание в роддоме благом для матери и почему они считают его благом для ребенка, очень схожи. И в том, и в другом случае говорилось, что ребенок в одной палате с матерью будет под присмотром ("если он с тобой, ты знаешь, что происходит с ним", "дите все время под присмотром"), что будет лучше уход за ним ("мама все сделает вовремя и лучше других", "материнскую заботу не с чем сравнить"), что так обоим спокойнее ("мать не будет волноваться, что сейчас с ребенком", "потому что он с мамой, ему спокойнее, только что родился"), что мама и ребенок- это одно целое ("это же ребенок! Мое существо, родное", "одна плоть, по-другому не должно быть"), что им нужен постоянный контакт друг с другом ("9 месяцев он пробыл в маме, а тут его разъединили - конечно, лучше с мамой", "связь с ребенком; плохо, когда отрывают "), что в случае совместного пребывания они быстрее друг к другу привыкнут и т.д.

Вообще, похоже, что сейчас зарождается и постепенно вызревает некое иное отношение к родительству, да и сами внутрисемейные отношения приватизируются, интимизируются. Неспроста центры подготовки к родам, разрастающиеся в последние годы как грибы и пользующиеся довольно высокой популярностью, появляются и позиционируют себя именно как центры альтернативной родительской культуры. И в них в первую очередь учат жить вместе с детьми: радоваться беременности, общаться со своим будущим ребенком, рожать в гармонии и без страха, сохранять свой стиль жизни после рождения малыша и т. д. В них поощряют совместные и домашние роды, в которых участвуют не только папы, но и старшие дети. Кстати, организаторы этих центров - как правило, многодетные родители, которым нравится быть родителями и которые учат этому "нравится" других (хотя с общепринятой точки зрения они далеко не идеальные родители, со стороны может показаться, что к своим детям они относятся довольно наплевательски; но, может, именно это позволяет им сделать родительство занятием веселым и комфортным?).

Какое отношение это имеет к нормативной малодетности? Самое непосредственное. До тех пор пока практики ведения беременности, родовспоможения, ухода за родильницей, обращения с новорожденным и т.д. ориентированы на разделение, а не единение семьи, на результат ("выносить", "выродить", "пережить первый год", "поставить на ноги"), а не на процесс, на устранение хаоса, вносимого ребенком, а не на инкорпорацию этого хаоса в привычную жизнь, единственная мотивация деторождения, которая, похоже, может работать в современном мире, - "дети ради собственного удовольствия", - не работает.


1 - Общероссийский опрос населения от 12-13 апреля 2008 года (100 населенных пунктов, 44 субъекта РФ, 1500 респондентов). Далее по умолчанию приводятся данные этого опроса.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.