Rambler's Top100

363 - 364
2 - 15 февраля 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков

Социально-экономическое развитие регионов: мифы и реалии выравнивания

Процессы урбанизации в Казахстане в постсоветский период и их демографическая составляющая

Москва в контексте процесса деиндустриализации

К вопросу о возможном влиянии кризиса на международную миграцию в России

К возрождению профессионального градостроения в России

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

К возрождению профессионального градостроения в России

Ю.П. Бочаров

В 2008-2009 годы российская высшая школа должна перейти на международные общеобразовательные нормы и будет ориентироваться на единую систему высшего образования с Европой и Америкой. Международный опыт свидетельствует, что междисциплинарная и внеархитектурная подготовка планировщиков городов в колледжах при архитектурно-строительных и технических университетах перспективней градостроительной специализации в автономных архитектурных школах, как это сложилось в СССР в 40 – 50-е годы.

* * *

Профессия планировщика городов начала складываться в середине XIX века вне архитектурной профессии в процессе урбанизации стран мира. Первоначально возникнув в Испании (И. Серда)1 и в Германии (Д. Хобрехт), специализация в сфере планировки и санитарии городов после 1890 г. постепенно стала ведущей дисциплиной подготовки инженеров-планировщиков и менеджеров для местных и городских самоуправлений. В Англии специализация но планированию городов стала развиваться на рубеже XX века в Ливерпульском университете (П. Аберкромби). В США первая Национальная конференция планировщиков состоялась в 1909 г. по инициативе Д. Бернхема. Выпуск дипломированных планировщиков начался в Гарвардском университете в 1929 г. Американское Общество (союз) планировщиков городов, куда кроме них, входили юристы, экономисты, транспортные инженеры и др., возникло в 1934 г. и затем при 30 университетах страны были созданы колледжи для подготовки дипломированных планировщиков. Во Франции школа урбанизма основана Марселем Поэтом в 1919 г. и с 1924 г. она стала факультетом Парижского университета.

Россия не остается в стороне от становления новой профессии муниципальных планировщиков или, как их называли, «городских и земских деятелей». В 1910 г. в Одессе проходит Всероссийский съезд специалистов по «городскому благоустройству». В Петербургском политехническом институте организуется кафедра городского хозяйства, в Москве кафедру местного самоуправления организует университет Шанявского. В Петербурге преобладает ориентация кафедр на строительную и представительно-архитектурную деятельность, в Киеве – на инженерно-административную, в Москве – на финансово-правовую, что обеспечивает включение в общероссийский учебный процесс разных знаний и умений по планированию городских поселений.

В Рижском политехническом курс планировки городов с уклоном на санитарно-технические аспекты читает гражданский инженер А. Енш. В 1914 г. выходит его книга «План и застройка городов», которую можно рассматривать как первый учебник по планированию населенных мест в России. Другим важным трудом явилась книга «Благоустройство городов» гражданского инженера В. Семенова.

Основные профессионалы в области городского планирования в России до революции – правоведы, землеустроители, гражданские инженеры, администраторы, санитарные врачи, специалисты по операциям с недвижимостью, местным финансам, самоуправлению. Академия художеств большую часть XIX века находится в ведении Министерства двора и уделов, и выпускает в год 8-10 художников-архитекторов для обслуживания, в основном, царского двора. В Москве работало 50-60 архитекторов по частным заказам.

После революции планировка населенных мест остается в сфере деятельности коммунальных или муниципальных инженеров. В 1926 г. выходит книга Н. Анциферова «Пути изучения города как социального организма». В 1930 г. создается Ленинградский институт Коммунального строительства с кафедрой «Планировка городов» под руководством инженера Г. Дубелира.

Судьба инженеров-урбанистов в дальнейшем сложилась трагически. В 1931 г. Совет народных комиссаров СССР одобрил проведение в Москве Международного конгресса урбанистов. Но вскоре въезд в страну иностранных делегатов был запрещен. В 1933 г. СССР и Германия вышли из состава Международного союза городов, основанного в Гааге в 1913 г. по их же инициативе. В 1934 г. после социально-экономической дискуссии в Коммунистической академии между урбанистами и дезурбанистами, развитие профессионального градостроительства по международным образцам было осуждено Пленумом ЦК ВКП(б). Общество урбанистов было объединено в единый Союз с архитекторами. Многие муниципальные планировщики и инженеры-урбанисты были репрессированы, в т.ч. руководитель проекта генерального плана Большой Москвы инженер и муниципальный планировщик А.Шестаков. Лидер дезурбанизма и сторонник внеархитектурной подготовки планировщика М. Охитович был расстрелян в период репрессий 30-х гг. Старинный ремесленнический цех архитекторов вытеснил европейски образованных муниципальных инженеров из сферы руководства планировкой городов, чтобы обрести новую общественную роль в условиях господства общегосударственной собственности на недвижимость и землю. Отрицание достижений теории планирования городов, ее экономической, социальной, транспортной и технической подсистем, имели примерно те же отрицательные последствия для России, как осуждение ЦК ВКП(б) в 1940 и 1950 годы достижений генетики, социологии и кибернетики. В стране возник тотальный дефицит профессионалов в области развития городов.

Россия остается одной из немногих стран мира, где до начала XXI века нет дипломированных планировщиков городов. Монополия на планирование городов уже 70 лет сохраняется за сферой профессиональной архитектуры. Сегодня в стране 52 архитектурные школы, где Градостроительство изучается не как специальность, а как прикладной раздел Архитектуры. Поэтому главными критериями в градостроительстве России остаются: субъективные эстетические оценки, архитектурная композиция, архитектурные ансамбли площадей, охрана исторического наследия и ландшафта. Социально-экономические, демографические, транспортные, инженерные, гигиенические и политические последствия развития населенных мест недооцениваются.

Почти весь прошлый век СССР прожил практически в изоляции от остального мира.

При кажущейся радикальности перемен, уровень интегрированности России в глобальные процессы относительно невысок. По индексу глобализации, ежегодно публикуемому в журнале Foreign Policy, в 2006 году Россия оказалась на 47-м месте из 62, включенных в список. Следовательно, наша вовлеченность в современный мир значительна лишь относительно недавнего советского прошлого, но на общемировом фоне невелика, а значит, главные трудности вхождения в глобализированный мир городов России еще впереди. В настоящее время выпуск архитекторов-планировщиков ничтожно мал (табл.1).

Таблица 1. Выпуск архитекторов (2003 - 2008)

Годы

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Общий выпуск

1720

1880

2005

2100

2200

2300

Градостроительство (специализация)

Количество

212

194

241

319

370

240

%

12,3%

10,3%

12,0%

15,2%

16,8%

10,4%

Отсутствие четкой программы развития регионов и поселений России привело к случайному размещению застройки, что еще больше усугубило и без того тяжелую ситуацию в жилищной сфере страны. По данным Ассоциации строителей России, более 60% из 19 млн. жилых зданий старше 30 лет. Ветхий и аварийный фонд (по данным Госстроя) к началу 2007 года составил 93,5 млн. м2, а ведь именно к этой категории застройки относятся жилые здания исторической части большинства городов России. Износ основных фондов жилищно-коммунальной инфраструктуры и энергетики практически перешагнул критический порог - 70%. Дополнительная нагрузка на инженерную инфраструктуру, создаваемая новым уплотнительным жилищным строительством, приводит к сбоям с подачей электроэнергии, горячей и холодной воды и в старую застройку, и в новую2. Если добавить территориальные, социокультурные, демографические, экологические, транспортные проблемы то ситуация выглядит критической. За последние 15 лет опустело примерно 10 тысяч сельских поселений, около миллиона жителей покинули малые города.

В настоящее время неэффективная «архитектурная» модель градостроительного образования все еще является единственной в России. По программе подготовки архитектора широкого профиля со специализацией «градостроитель» в ограниченном числе (200 - 300 человек в год) готовят в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Казани, Иркутске, Екатеринбурге и других городах . В то же время современная Россия нуждается в 30-35 тысячах дипломированных градостроителей. Если их готовить по современным темпам (табл.1), нам понадобится 25-30 лет.

В подготовке специалистов - градоустроителей городов - имеются стратегические недостатки. В их числе - слабая подготовка в сфере городского менеджмента, рыночной экономики и градостроительного права, инженерно-транспортных проблем современного города. Кроме того, во время своего обучения в специализированном архитектурном вузе студенты не имеют контактов со своими коллегами «смежных» специальностей - экономистами, социологами и т.п. - как это практикуется в зарубежных школах при обучении планировщиков и урбанистов в стенах университетов и многофункциональных колледжей.

Подготовка специалистов, связанных в своей деятельности с градостроительством, но не готовых решать весь сложный спектр городских проблем, ведется в различных вузах. Например, учебные планы географических и экономических факультетов университетов помимо геоурбанистики и территориального планирования, включают дисциплины по промышленности, географии транспорта, экологии регионов России, вопросам недвижимости и т.д., что в совокупности обеспечивает высокий уровень и разносторонность знаний по градоведческой проблематике.

При подготовке планировщиков возникают, например, вопросы освоения земель, в том числе недостаточно благоприятных для застройки. Для решения этих вопросов необходимы специальные знания. Еще в 40-х годах прошлого века в МИСИ была организована кафедра для подготовки инженеров-градостроителей, изучающих методы борьбы с затоплениями и подтоплениями, борьбой с карстовыми и суффозионными процессами, организации рельефа местности для беспрепятственного движения пешеходов и транспорта, трассирования магистралей, дорог и пешеходных путей. Позже, уже в 50-х годах, подобные кафедры были открыты во ВЗИСИ (МИКСиХ), НГАСИ и других. Сейчас такие кафедры функционируют в 26 вузах России. На базе внеархитектурного стандарта градостроителя можно создать специализацию магистров с ориентацией на специфику населенных мест того или иного региона.

США и Россия близки по динамике урбанизации и специфике создания городов в разнообразных природно-климатических условиях. Профессиональная планировка по внеархитектурной модели развивается в США около 100 лет (с 1910 г.) Там накоплен громадный опыт подготовки профессиональных градостроителей, издается около 40% всех книг и учебных пособий мира по урбанистике и градоустройству. Американские планировщики успешно проектируют и преподают в разных странах Европы и Азии. При этом учитываются рекомендации Конгрессов Всемирного общества городских и региональных планировщиков (ISoCaRP) по ступенчатой системе подготовки кадров нового типа (в Осаке. 1987 г., Сиднее 1995 г., Праге 1997 г., и Вашингтоне. 2004 г.) Сегодня каждый штат США, Канады и Австралии имеют в структуре государственных и частных университетов специализированный колледж городского планирования (urban planning).

Управление городом в рыночных условиях несопоставимо сложнее, чем в советских, поскольку вместо послушного воле начальства городского механизма приходится иметь дело с великим множеством автономных организаций и владельцев, а заодно и с тысячами разнонаправленных факторов объективного характера. Опасности, с которыми сталкиваются городские власти в новых условиях, связаны не только с отсутствием профессиональных градостроителей, но и с необходимостью противостоять корыстному напору спекулянтов городской недвижимостью. Последние быстро овладевают премудростями рыночного развития городов, а архитекторы почти всегда идут на поводу у инвесторов. Наши городские власти и городские службы слабо вооружены для борьбы с «отрущобливанием» целых частей города, с хаотизацией точечной застройки, с безудержной спекуляцией земельными участками и прочими «прелестями» раннего капитализма.

Во многих западных странах накоплен большой опыт адаптации городов к рынку и собраны целые библиотеки литературы, посвященной закономерностям развития городов. Подобная научная и учебная литература создана не только ради сугубо прикладных целей. Зная эти законы, можно предсказать динамику цен на землю, на участки, на строения, что открывает возможности контроля над риэлторами, и позволяет западным градостроителям обеспечивать удовлетворение, в первую очередь, интересов городского населения, обеспечивать улучшения условий транспортного обслуживания жителей. Любой американский вузовский учебник по градостроительству содержит описание строгих моделей развития города в рыночных условиях - от кольцевой модели Эрнеста Берджеса через секторную модель Хомера Хойта (1930-е) и полицентрическую модель Ульмана-Харриса (1950-е годы) до моделей «факторной экологии» (1970-е) и более современных построений, основанных на компьютерных возможностях и геоинформационных системах (информационная модель Мануэла Кастелса (1990-е годы) и многофакторная модель мегаполиса и региона Эдварда Соджи (2000 г.).

68 университетов США аккредитованы АРА для подготовки урбанистов. На подготовку магистров градостроительства принимаются также бакалавры из других областей знания - экономики, социологии, права, архитектуры, инженерии и т.п. В условиях России, при длительной и катастрофической нехватке квалифицированных градоустроителей, целесообразно сократить срок их подготовки. Для этого целесообразно начать подготовку магистров градостроительства, привлекая для дальнейшего обучения бакалавров- инженеров, бакалавров-архитекторов, бакалавров-географов, которых готовят наши Архитектурно-строительные и технические академии и Университеты.

В 68 университетских колледжах США, готовящих магистров градостроительства, основными дисциплинами (в порядке убывания) в 2002 – 2007 г.г. были:

  1. Законодательные основы градоустроительного планирования и проектирования.
  2. Экономические основы и критерии оценки градостроительных проектов.
  3. Методология и технология использования вычислительной техники в градостроительстве.
  4. Теория и практика землепользования, управление недвижимостью
  5. Методология проектирования населенных мест для конкретных социально-экономических и экологических условий.
  6. Транспортная и инженерная инфраструктура в условиях реконструкции населенных мест.
  7. Международный опыт градоустройства в условиях глобализации экономики.
  8. Гражданское и земельное право местных самоуправлений.
  9. Менеджмент, мониторинг и маркетинг в условиях города.

История и теория архитектуры в градостроительных колледжах преподается только по выбору студента и в качестве дополнительной дисциплины (примерно в 20% градостроительных колледжей).

Многоаспектность и междисциплинарность - характерная черта внеархитектурной модели градостроительной деятельности, охватывающей социальные, экономические, инженерные, демографические и много других сторон развития населенных мест. Поэтому междисциплинарность и полидисциплинарность - самые популярные понятия, циркулирующие в университетах Северной Америки и Западной Европы, идущие на смену узкоотраслевым ВУЗам, господствующим в Восточной Европе.

Государства, входящие в Европейский союз, поставили в 90-е годы XX в. проблему развития городов во главу списка национальных приоритетов. В "Единой Европе" налаживаются постоянные консультации между городами, идет разработка совместных проектов по развитию новых информационных технологий, межгосударственных транспортных систем и телекоммуникаций, лоббирование общих интересов муниципалитетов на межгосударственном уровне. Города объединяются в международные сетевые организации. Создана концепция расселения и развития городов в рамках ЕЭС. Действует Союз подготовки планировщиков городов для стран Европейского союза. В рамках ЕС в Брюсселе в 2002 г. разработана Framework Program (FP-6) по созданию к 2010 г. единого Европейского расселенческого и научного пространства для обеспечения мирового лидерства Западной Европы в области экономики, построенной на знаниях, а не на добыче и переработке полезных ископаемых.

Таблица 2. Некоторые тенденции развития населенных мест в развитых странах.

I половина XX века

Конец XX начало XXI веков

  • Урбанизация
  • Центростремительное развитие населенных мест
  • Сосредоточение мест приложения труда в центральных зонах города.
  • Решение спора между лифтом и автомобилем в пользу лифта.
  • Решения жилищной проблемы путем строительства многоквартирных домов.
  • Централизованное директивное планирование и регулирование застройки
  • Повышение плотности населения и застройки на единицу территории
  • Дезурбанизация
  • Центробежное развитие населенных мест
  • Перемещение мест приложения труда во внешний пояс агломерации.
  • Решение спора между лифтом и автомобилем в пользу автомобиля
  • Решение жилищной проблемы путём строительства односемейных домов
  • Децентрализованное планирование и регулирование застройки местными сообществами
  • Снижение плотности населения и застройки на единицу территории

Согласно Федеральному закону «О развитии населенных мест» от 1977 года Президент США каждые два года представляет в конгресс доклад о национальной городской политике (The President's National Urban Policy Report). Цели доклада - обеспечение сбалансированности регионального развития, децентрализации центров экономической деятельности, развитие транспортных инфраструктур штатов и городов, бюджетная помощь отстающим районам и др.

ВЫНОС

В любом рейтинге в лучшие 100 мировых университетов входят 60-70 американских и один российский — МГУ (93 - 96 место). Американские университеты проводят качественные исследования, собирают лучших студентов и преподавателей со всего мира и на порядок богаче заокеанских конкурентов. Важная особенность американской системы внеархитектурной подготовки градостроителя - это ее умение приспособиться к специфике инновационного (постиндустриального) общества.

Американский стандарт подготовки градостроителя радикально отличается от российского. Его разрабатывает не ведущая профессиональная школа страны и утверждает не Министерство высшего образования и науки. Стандарт планировщика разрабатывается профессиональными организациями в лице Американской ассоциации городских планировщиков и Корпорацией аккредитованных городских и региональных планировщиков. И только аккредитованные по этим программам выпускники имеют право на получение работы в каждом отдельном штате США. Общенациональных лицензий нет. Стандарт не предписывает ни длительности, ни содержания обучения, ни, тем более, перечня учебных курсов и дисциплин, их распределения по годам обучения и объёма в часах. Всё это прерогатива администрации конкретных университетов и их профессорско-преподавательского состава. Никто не вправе диктовать эти позиции сверху или со стороны.

От любой аккредитационной программы требуется система знаний для подготовки выпускников, компетентных в целом ряде интеллектуальных, пространственных, технических и межличностных коммуникационных умений. Они должны понимать исторический, социально-культурный и средовой контексты городов; быть способны решать проблемы проектирования, включая интеграцию технических систем, обеспечивать выполнение требований здравоохранения и безопасности населения, а также понимать роль и ответственность градостроителей перед обществом. Название документа, регламентирующего учебный процесс - «Критерии оценки качества подготовленности студентов». Других документов по регламентации учебного процесса не существует. Стандарт используется для того, чтобы помогать университетам в их самоусовершенствовании.

Хотя Институт дипломированных планировщиков США и определяет критерии, которым должны удовлетворять программы, но не устанавливает ни сами образовательные программы, ни формы студенческих работ и дипломных проектов, которые могут выступать свидетельством соответствия данным критериям. Образовательные программы поощряют к тому, чтобы разрабатывать уникальные стратегии изучения городского планирования применительно к условиям конкретного региона и использовать инновационные технологии. Стимулируемое либеральным стандартом своеобразие каждого градостроительного колледжа делает не только возможным, но и целесообразным высокую «горизонтальную» мобильность студентов.

Любой университет - это своего рода «плавильный котёл», в котором контактируют многочисленные представители разных и конкурирующих научных и творческих направлений - как студенты, так и преподаватели. Это эффективная среда культурных взаимовлиянии, креативности развития. Автономные колледжи меняют структуру стандарта не только в сфере образования, но и в профессии в целом, способствуя их демократизации. Понижается роль бюрократических государственных структур. Поэтому значение Министерства образования США в управлении градостроительными колледжами практически незаметно. Придаётся больший вес общественным, академическим, профессиональным организациям, градостроительной критике, профессиональной печати, стимулируется их развитие и перманентное обновление.

Работы Дж. Форрестера (74 г.) показали, что динамика развития городов и их социально-экономическая структура достаточно четко отражают перспективы развития общества в целом. Деятельность профессиональных планировщиков городов связана с инженерно-экономическими, социально-демографическими, земельными и экологическими проблемами, отношениями собственности, перспективами развития экономической оценки недвижимости, транспортных коммуникаций и т.д. Планировка городов выступает как важная часть деятельности местных самоуправлений в вопросах правового согласования интересов муниципалистов и частных собственников в хозяйственной деятельности на городской и пригородной территориях.

* * *

После распада СССР отмечается возросшее значение градостроительства в жизни страны. Создано Министерство регионального развития РФ, принято решение о формировании Совета по вопросам градостроительства при Правительстве РФ. Принятый национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», также предопределяет насущную потребность в решении градостроительных проблем, связанных с резким увеличением объемов жилищного строительства и освоением обширных земельных ресурсов, оборудованных инженерно-транспортной инфраструктурой.

Советское общество урбанистов (СОУ) возникло в период Перестройки в 1987 г. и объединяло архитекторов, географов, экономистов, инженеров, управленцев и гигиенистов (председатель – Ю.Бочаров). Основными целями Общества были: восстановление связей России с Международными обществами планировщиков и подготовка системы сертификации дипломированных планировщиков в 14 отделениях СОУ в республиках СССР.

В 1989 г. в г. Переяславль-Залесском было проведено первое в СССР Международное совещание урбанистов. В 1990 г. СОУ было принято в состав Всемирного общества городских и районных планировщиков (ISOCARP). В связи с распадом СССР Общество урбанистов в 1992 г. было ликвидировано. Некоторые из ранее созданных отделений СОУ в бывших советских республиках преобразовались в Национальные центры урбанистики новых независимых государств (Украины, Армении, Прибалтийских стран).

В 1993г. в Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) впервые в академической практике было создано отделение Градостроительства (академик-секретарь – Л. Вавакин). В его состав были избраны 30 академиков и членов-корреспондентов, которые специализировались на планировании населенных мест, но были по образованию архитекторами, а не дипломированными градостроителями.

В отделении Градостроительства РААСН была начата работа над программой «Формирование российской школы дипломированных градостроителей на базе архитектурных институтов, университетов и технических ВУЗов».

В сентябре 2007 г. Министерство образования и науки РФ издало приказ №265 «О направлениях подготовки (специальностях) высшего профессионального образования» и создало по инициативе РААСН новое для России направление 270400 «Градостроительство». Это направление закреплено за Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской федерации по образованию в области архитектуры. Но согласно федеральному закону «Об архитектурной деятельности в Российской федерации» принятому Государственной думой в октябре 1995 года, профессиональная деятельность архитекторов ориентирована не на градостроительные проблемы, а на создание архитектурного объекта, т.е. здания или комплекса зданий, их интерьеров и благоустройства прилегающей территории (статья 2 и 4). Поэтому приказ Министерства образования и науки от 27 сентября 2007 года ориентирует на продолжение советской традиции, т.е. подготовку псевдо-градостроителей на основе архитектурной модели, где под городом в основном понимается совокупность зданий. В большинстве развитых стран архитектура отделена от градостроительства.

В 2008 г. на основе федерального закона от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» создается Гильдия градостроителей России на базе объединения проектных, научных и консалтинговых организаций, связанных в той или иной степени с территориальным планированием и градоустройством (Президент Гильдии – М.Перов). При этом подчеркивается, что градоустроительная деятельность представляет собой сплав различных специальностей, результатом которой является уникальная профессия – «Градостроитель», институциональное оформление которой еще далеко не завершено.

Создание Гильдии градостроителей может стать реальным шагом в воссоздании профессии, что приведет к улучшению качества развития, обустройства и управления территориями городов, населенных мест и муниципальных образований.

Библиография

  1. В. Боберко «Профили специалистов-планировщиков» Планировка и строительство городов. 1933, №8.
  2. Ю. Бочаров, М. Шумилов «Подготовка магистров градостроительства» (с учетом опыта США) 2007г., ЦНИИП градостроительства РААСН.
  3. У. Валетта, А. Высоковский (ред.) Правовое зонирование. Опыт разработки «Правил землепользования и застройки» в городах России, М., 1999.
  4. Н. Власова «Структурная модернизация экономики крупнейших городов России», Екатеринбург, 2000
  5. В. Глазычев «Урбанистика», М., 2008
  6. Д. Донцов. В.Игнатьев, Н.Юшкова «Технология градорегулирования», Волгоград, 2005
  7. С. Гуриев «Америка и российское высшее образование», Pro et Contra, №3-4, М., 2007.
  8. К. Кияненко «Комментарий к американскому архитектурно-образовательному стандарту», 2002.
  9. Л.Смирнягин «Трудное будущее российских городов», PRО ET CONTRA, №1, 2007.
  10. M. Dluhy, Kan Chen «Interdisciplinary Planning», New Jersey, 1986
  11. Е. Soja «Postmetropolis. Critical Studies of Cities and Regions», Malden, 2000.
  12. M. Castels «The Informational city», Oxford, 1989.

1 Первая в мире научная работа по исследованию грядущей урбанизации Западной Европы опубликована общественным деятелем и транспортным инженером Ильдефонсо Серда в Барселоне в 1868 г.
2 Архитекторы рисуют красивые планы городов и районов. Но миллионы людей проводят часы в транспортных пробках. Зимой 2007-2008 г.г. более 1000 многоквартирных домов Красноярска остались без отопления и горячей воды. В Новосибирске были отключены от тепла около 40 жилых домов, в Махачкале в ряде районов отключено электроснабжение и т.д.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.