Rambler's Top100

№ 349 - 350
13 - 26 октября 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Оценка творческого потенциала российских региональных сообществ

Формирование глобального рынка квалифицированного труда

Нынче здесь, завтра — там: межфирменная трудовая мобильность в России

Кто выиграет конкуренцию за человеческие ресурсы?

Кто обустроит Россию в условиях длительной депопуляции?

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Формирование глобального рынка квалифицированного труда

Г.И. Глущенко
(Опубликовано в: Глущенко Г.И. Влияние международной трудовой миграции на развитие мирового и национального хозяйства - М.: ИИЦ "Статистика России", 2006, с. 110-130)

Следующие четыре долгосрочные тенденции обусловливают растущее значение международной миграции профессионалов:

  • увеличение продолжительности жизни, уменьшение рождаемости и грядущая волна расходов на пенсии, способная захлестнуть бюджеты индустриально развитых стран; без притока новых работников системы социального обеспечения ИРС будут становиться все более уязвимыми;
  • хронический дефицит рабочей силы в государственном секторе, особенно в здравоохранении, несмотря на постоянно растущие возможности этого сектора;
  • экономия времени и средств для подготовки требующихся специалистов путем их импорта;
  • технологические изменения, осуществляемые в контексте повышения национальной конкурентоспособности, создают дефицит работников высокой квалификации1.

Формы экспорта и импорта квалифицированной рабочей силы

Глобальный РКТ стирает все границы, а унифицированные дипломы превращают их обладателей в активных участников глобального рынка труда, имеющих возможность наиболее эффективно реализовать свои знания и навыки. Становление глобального РКТ находит свое выражение в экспорте и импорте иностранной рабочей силы, осуществляемых в форме передвижения квалифицированных работников-мигрантов; обучения студентов за рубежом и дальнейшего их трудоустройства в стране обучения; использования знаний квалифицированных работников без их физического перемещения.

Передвижение квалифицированных работников-мигрантов. В целом «утечка умов» из развивающихся стран составляет 12,9 млн. человек (7 млн. - в США и 5,9 млн. - в остальные страны ОЭСР, включая Европу)2. В большинстве развивающихся стран уровень миграции наиболее высок среди выпускников университетов. Для Ганы, Египта и Южной Африки он достигает 60% всего миграционного потока из этих стран. В 1990 г. среди африканских мигрантов 76,6% составляли выпускники вузов. Для многих развивающихся стран доля выпускников вузов превышает 30%. В Гайане 70% выпускников уезжают в США, Иран теряет 25-34%, Гана - 26-35% и т. д. По подсчетам ВБ, с 1960 по 1987 г. из Африки уехала треть управленческих работников3. По оценкам, как минимум 400 тыс. ученых и инженеров из развивающихся стран работают в промышленно развитых странах в области НИОКР по сравнению с 1,2 млн. специалистов, занятых у себя на родине4. Международное движение профессионалов активизировалось не только между развитыми и развивающимися странами. Например, в Нидерландах с 1983 по 1989 г миграция интеллектуалов возросла приблизительно на 40%, а в Германии за 1977-1989 гг. - на 23%, в то время как полный миграционный поток (и особенно миграция неквалифицированных рабочих) из этих стран уменьшился. Новая Зеландия теряет квалифицированных работников, которые уезжают в Австралию, из которой в свою очередь происходит активный отток в Европу и США.

Магнитом, или эпицентром притяжения профессионалов, являются США. Поток высококвалифицированных мигрантов в США из развивающихся стран увеличился с 1,7 млн. в 1990 г. до 4,2 млн. в 2000 г.5. Около 47% ученых, родившихся в других странах и имеющих степень доктора наук, остаются в США, хотя этот показатель является различным в зависимости от стран происхождения мигрантов. В течение 27-летнего периода, начиная с 1970-х годов, ежегодный уровень прироста числа ученых и инженеров в США практически вдвое превышал уровень прироста всей рабочей силы (3,3% по сравнению с 1,8%). С 1990 г. число ученых иностранного происхождения и инженеров в рабочей силе увеличилось почти на 10%. А доля их в гражданских отраслях возросла с 7,6% в 1970 г. до 14,3% в 1997 г.6. Азия стала главным поставщиком «технических» специалистов, составляя 56% общего количества. Из Европы и Канады прибыло 24%, а остальные - главным образом из стран Латинской Америки7.

Согласно данным американского Национального фонда науки, в 1993 г. в США была 101 тыс. докторов наук иностранного происхождения, занятых в научных исследованиях и разработках. Они составляли 29% всех докторов наук, работающих в сфере НИОКР. Большинство из них фактически получило степени в американских университетах. В 1995 г. четверть всех выпускников высших учебных заведений США в научно-технической области была иностранцами. На уровне доктора наук иностранные студенты составляли 39% всех, получивших степени, в естествознании, 50% - в математике и информатике и 58% -в области техники8.

В период с 1990 по 1999 г. доля иностранных ученых с докторской степенью в области естественных и технических наук, которые остались работать в США, была выше среди мигрантов из Китая (87%), Индии (82%) и Соединенного Королевства (79%), чем среди мигрантов из Тайбэя (Китай) (57%) или Республики Корея (39%)9.

Обучение студентов за рубежом и предоставление им возможности остаться для дальнейшей работы. При исследовании проблемы иммиграции высококвалифицированных кадров нельзя пренебречь проблемой международной студенческой мобильности. В то время как миграция студентов может рассматриваться как форма миграции научно-технического квалифицированного персонала, она может ей предшествовать. По меткому выражению Б. Хадриа, студенты являются «полуфабрикатами человеческого капитала»10. В последние несколько лет иностранным студентам предоставляется возможность изменения статуса и получения разрешения на работу, исходя из их квалификации. Ранее они должны были покинуть страну по завершении учебы (Германия, Австралия, Франция, Норвегия).

Основными странами приема студентов являются: США - 34%, Великобритания - 16, Германия - 13, Франция -11, Австралия - 3, другие страны - 18% (Канада - 3%, Испания - 2, Австрия - 2, Италия - 2, Швейцария - 1, прочие - 8%)11. В 2000 г. около 1,5 млн. иностранных студентов учились в высших учебных заведениях государств - членов ОЭСР, причем половина из них прибыли из стран, которые не являются членами этой организации.

Таблица 3.1. Зарубежные студенты по регионам происхождения в 1998 г. (в % от обучающихся в стране зарубежных студентов)

Страна

Африка

Азия - Океания

Южная Америка

Европейские страны - не члены ОЭСР

США

4,8

65,0

5,3

2,7

Великобритания

7,1

34,2

1,2

3,3

Германия

9,3

35,9

2,3

0,7

Франция

43,1

11,2

2,3

3,8

Австралия

2,0

73,8

0,5

1,3

Источник: [SOPEMI Trends in International Migration. - Paris: OECD, 2001. р. 104].

Число иностранных студентов в США с 1970 до 1994 г. выросло в 3,1 раза12. По сравнению с 1955 г. в 2000 г. их число увеличилось в 16 раз и достигло 475 тыс. человек. В Великобритании насчитывалось 223 тыс. иностранных студентов, в Германии - 187 тыс., в Австралии - 105 тыс. и в Японии - 60 тыс. в 2000 г.13. Число иностранных студентов существенно возросло в Канаде, удвоившись между 1995 и 2001 гг. В 2000 г. в стране в колледжах и университетах обучалось 29239 иностранцев, а к 2002 г. - уже 3619814. Число иностранных студентов на 1000 обучавшихся в стране в Канаде составляло 27,1 - существенно ниже, чем в некоторых странах ОЭСР: в США - 32,4, во Франции - 73, в Австралии -125,9 (средневзвешенная величина - 37,1)15.

Большинство студентов намерены проживать в странах обучения временно лишь в течение периода своего обучения, однако значительная часть по завершении обучения меняет свой статус на постоянный. Исследование, проведенное в 14 странах ОЭСР, продемонстрировало, что в 1996 г. в большинстве стран обладание высокой квалификацией, полученной в стране молодыми людьми, давало ощутимые преимущества при вступлении на рынок труда. Обучавшиеся в стране студенты устраиваются с большей легкостью, чем другие иностранные претенденты16. Результаты исследования, проведенного среди 4200 временных мигрантов, получивших временную визу Н-1В в США в 2000 г., свидетельствуют о том, что 23% из них предварительно проходили обучение в стране.

Интересно, что эти визы были сконцентрированы среди мигрантов по странам происхождения. Около 50% - среди выходцев из Индии, 9% - из Китая17.

О потенциальных и реальных потерях для стран происхождения студентов, получивших звание PhD18 в США, можно судить по данным, приведенным в таблице 3.2.

Таблица 3.2. Студенты по странам происхождения, планирующие остаться (получившие приглашение фирмы) в стране прохождения обучения

Страна

Студенты, планирующие остаться (получившие приглашение фирмы)

Страна

Студенты, планирующие остаться (получившие приглашение фирмы)

Страна

Студенты, планирующие остаться (получившие приглашение фирмы)

Индия

81% (60%)

Канада

59% (49%)

Чили

49% (29%)

Китай

81% (58%)

Новая Зеландия

59% (48%)

Египет

47% (32%)

Великобритания

77% (59%)

Испания

53% (42%)

Австралия

44% (34%)

Перу

71% (49%)

Израиль

52% (41%)

Япония

44% (32%)

Иран

68% (48%)

Тайбэй (Китай)

51% (42%)

Мексика

41% (29%)

Нигерия

64% (32%)

Италия

51% (39%)

Южная Корея

37% (25%)

Греция

62% (51%)

Франция

51% (37%)

ЮАР

31% (29%)

Аргентина

61% (50%)

Турция

51% (32%)

Бразилия

28% (20%)

Германия

60% (43%)

Колумбия

50% (43%)

Индонезия

19% (11%)

Источник: [Tremblay K. Student Mobility between and Towards OECD Countries: a Comparative Analysis. / K. Tremblay // International Mobility of the Highly Skilled. - Paris: OECD, 2001. - P. 39-70, р. 44, Figure 1].

Из 55 тыс. иностранных студентов в научно-технической области, получивших докторские степени между 1988 и 1996 гг., приблизительно 22% оставались в США для последующего повышения квалификации и 17% устроились на работу. В стране находилось, однако, значительно большее их количество. Согласно исследованию, проведенному М. Финном, приблизительно 47% иностранцев, получивших докторскую степень в 1970-1972 гг., работали в США и в 1995 г.19.

В современной экономике, основанной на знаниях, привлечению высококвалифицированных специалистов уделяется особое внимание.

Если рассматривать различные формы миграции как части единого континуума движения населения, то высококвалифицированные кадры, особенно студенты и молодые специалисты, занимают самый активный полюс этого континуума и могут в значительной степени рассматриваться как «граждане мира»20.

Современное понимание процессов миграции высококвалифицированных кадров включает и виртуальную передачу знаний и опыта, которая становится одной из форм интеллектуальной миграции. Прогресс в ИТ позволяет беспрепятственно осуществлять передачу информации и услуг, то есть выполнять работу без физического перемещения21. Появляются новые возможности применения знаний на расстоянии. Новые информационные технологии расширяют возможности применения знаний в данной точке пространства, физически не находясь в ней. Это предполагает переосмысление традиционных моделей мобильности людей22. Возникают новые модели освоения пространства, а с ними и новое понимание миграции.

Проникновение новых технологий из области информатики и телекоммуникаций во все сферы экономики равнозначно по своему значению промышленной революции и является одним из крупнейших достижений за последние два столетия. В результате возникла целая гамма новых продуктов; они в свою очередь повлекли за собой значительное снижение производственных издержек и впечатляющие технические усовершенствования во многих отраслях. Благодаря развитию мировых информационных систем стало возможным создание интегрированных систем производства в масштабе планеты и сокращение стоимости хозяйственных операций23.

Согласно оценкам, расходы на глобальный аутсорсинг, в 2003 г. составлявшие 320 млрд. долл. США, вырастут до 827 млрд. долл. в 2008 г. Ожидается, что расходы на глобальный аутсорсинг компьютерного ПО и услуг увеличатся с 10 млрд. долл. США в 2003 г. до 31 млрд. долл. в 2008 г. (годовой прирост-26%)24.

М.П. Тодаро и С.К. Смит отмечают в «Экономическом развитии», что «утечка умов» не только уменьшает количество специалистов в развивающихся странах, но что еще важнее, заставляет ученых, врачей, архитекторов, инженеров, академиков отвлекаться от решения важнейших национальных проблем и достижения поставленных целей. Миграция интеллектуальная в терминах ориентации активности не на решение насущных для PC задач, а на подтверждение высокого профессионального уровня (с возможным в перспективе миграционным результатом) представляет не меньшую угрозу для развития PC, чем «утечка» квалифицированных кадров. Так, наглядным примером является желание многих хирургов специализироваться в области кардиохирургии в странах, где главной угрозой для жизни населения является эпидемия малярии. Врачей подобного профиля хронически не хватает. Или еще один пример, приводимый авторами. В бедных странах, где требуется строительство большого количества дешевого жилья, большинство архитекторов занято проектированием дорогостоящих особняков25.

Необходимо обратить внимание на то, что в данном разделе мы говорили о легальной квалифицированной миграции. Однако многим квалифицированным специалистам удается попасть в страны назначения нелегально либо работать в качестве неквалифицированных работников. Рабочие места, которые мигранты занимают в стране приезда, не характеризуют еще квалификацию и уровень сложности работы, которую они выполняли в собственной стране. Самые бедные из бедных и неграмотные обычно не мигрируют. Как правило, мигранты обладают значительной предпринимательской напористостью для улучшения условий жизни, определенной квалификацией и денежными ресурсами, чтобы предпринять поездку. Поэтому истинные масштабы оттока квалифицированных кадров из развивающихся стран существенно занижены.

3.1.2. Основные характеристики мирового рынка квалифицированного труда

Миграционные потоки, «текущие» из развивающихся стран, можно охарактеризовать следующим образом: а) у большинства мигрантов из наименее развитых стран средний уровень образования; б) потоки мигрантов с начальным или даже более низким уровнем образования незначительны; в) общей тенденцией является то, что мигранты лучше образованны, чем оставшаяся часть населения; г) хорошо образованные группы склонны к наибольшей международной мобильности26.

Таблица 3.3. Мигранты с третичным уровнем образования, проживающие в странах ОЭСР (уровень третичного образования проживающего на родине населения)

Бангладеш

62,3% (1,3%)

Индонезия

74,6% (2,3%)

Бразилия

54,6% (10,4%)

Мексика

14,0% (9,2%)

Китай

53,9% (2,0%)

Шри-Ланка

71,6% (1,1%)

Индия

79,8% (2,5%)

Тунис

63,7% (2,8%)

Источник: Kapur D. Remittances: The New Development Mantra? / D. Kapur. - NY, Geneva: UNCTAD, 2004. (G-24 DPS № 29) - 21 p.

По сути, РКТ является одним из сегментов глобального рынка труда, наиболее сформировавшимся, но все еще находящимся в процессе становления. Развитие остальных сегментов этого рынка, происходящее в русле объективных тенденций развития мирового хозяйства, наталкивается на активное сопротивление, выражающееся в миграционной политике ИРС, стремящихся максимально сократить официальные потоки неквалифицированной миграции.

Попытаемся охарактеризовать РКТ:

- ему присуща крайняя асимметричность, так как формирование цивилизованного рынка, в «основе которого лежит либеральная идея», может происходить между странами со сравнимым уровнем экономического и социального развития;
- характерной чертой для данного сегмента является его динамичность. Возникновение новых отраслей, переориентация всей экономики незамедлительно влекут за собой высокий спрос на квалифицированных работников, который не может быть одномоментно удовлетворен за счет внутренней рабочей силы;
- для данного рынка свойственна высокая взаимозамещаемость. Так, в США уезжают медицинские работники из Канады, Великобритании, Австралии. В эти страны с охотой едут врачи и медсестры из Филиппин, Индии, Австралии и Новой Зеландии. Работники здравоохранения из Южной Африки с готовностью замещают их. А на смену им прибывают медики из Кубы. Однако нередко не происходит полноценного замещения, и у стран активного отъезда медицинских работников появляются острые проблемы. Характерен пример Южной Африки, в которой высокие оклады, предлагаемые зарубежными работодателями выпускникам средних медицинских учебных заведений, побуждают даже некоторых врачей уходить с работы и подавать заявления о приеме на работу в качестве среднего медицинского персонала. От четверти до двух третей работников здравоохранения, опрошенных в ходе недавнего исследования, выразили намерение мигрировать, что свидетельствует о серьезности этой ситуации27;
- в настоящее время сформировались Центры первоначального приема и легитимации высококвалифицированных кадров (например, Канады и Австралии) и направления дальнейшей их передислокации (другие ИРС, а также PC, вплоть до работы на родине, но в качестве резидентов иных стран). За счет этого возрастает интенсивность трудовых потоков. Например, после принятия поправок в правила получения разрешений на работу в Великобритании в 2000 г. для привлечения большего количества квалифицированных иностранных профессионалов в информационных технологиях, более двух третей от общего количества профессионалов ИТ (около 20 тыс.) прибыли в Англию из Индии. Эта цифра преуменьшает долю Индии, поскольку существенная доля профессионалов ИТ из других стран (США, Южная Африка и Австралия) имеют индийское происхождение28;
- в мире активно создаются и функционируют высокотехнологичные центры инновационной индустрии и НИОКР - важный «магнит» для привлечения квалифицированного труда. Большая часть международной миграции ученых и инженеров локализована вокруг центров знания (например, Силиконовой долины), областей научных исследований (например, биотехники, клинической медицины в Великобритании) и компаний, активно занимающихся НИОКР. Вознаграждение талантов в таких местностях выше, и туда привлекается большее количество квалифицированных работников. Как местные, так и зарубежные квалифицированные работники приезжают в такие места. Существенная часть персонала в них - иностранцы. Причем подобные центры формируются как в развитых, так и в развивающихся странах, например в Китае, Индии, Малайзии. Несмотря на то, что их до последнего времени расценивают как национальные, иностранная составляющая и их международное значение постоянно растут. Следует также отметить растущую взаимозависимость между этими динамичными инновацинными средами. Движение специалистов в центры, между ними и из них кардинально изменяет само понятие постоянной и временной миграции, перенося акцент на «циркуляцию» специалистов, позволяющую участвовать в «мозговом тресте», являющемся важнейшим компонентом новой глобальной экономики;
- энергично развивающиеся НИС сами становятся активными участниками глобального РКТ, где выступают в роли конкурентов в борьбе за трудовые ресурсы. В последние годы отмечается очевидный отток квалифицированных работников из стран ОЭСР в азиатские НИС29. Этот феномен отражает интенсивное развитие торговых связей с азиатскими экономиками, а также характеризует собой набирающий силу процесс возвратной миграции. Около 34 тыс. лиц, проживавших в Канаде в 1996 г., к 2001 г. вернулись в Гонконг. Возвратившиеся обычно были молодыми, наиболее образованными людьми. Например, 50% из них имели образование выше среднего, по сравнению с 26% оставшимися в стране30;
- к настоящему моменту многие ниши РКТ заняты. Для проникновения на него, впрочем как и для сохранения позиций, требуется выработка целенаправленной стратегии PC, в основе которой лежит гибкая, реалистичная макроэкономическая политика, взаимоувязывающая миграционную политику с идеологией национального экономического развития;
- развитие РКТ требует развития и соответствующей ему инфраструктуры: систем контрактации, социального обеспечения и налогообложения и т. д. Например, на территории ЕС установлены единые технические нормы и правила действия систем социального обеспечения трудящихся и членов их семей, которые переезжают в другие государства в связи со сменой работы. Для этого в ЕС создана транснациональная система (ТЭСС), которая предназначена для связи между органами социального обеспечения всех государств-членов. При миграции гражданина ЕС в базу данных ТЭСС заносится информация, относящаяся к его статусу и социальным льготам в обеих странах. И через несколько лет каждый работающий житель ЕС будет иметь в своем распоряжении досье, где собрана вся информация, касающаяся его места в системе социальной защиты, его прав и полагающихся ему льгот. Через единую систему данные передаются из одной страны в другую, и каждому гражданину гарантирована информация о его правах, где бы он ни обосновался. К концу трудовой деятельности право на пенсионное обеспечение будет осуществляться с учетом всех видов деятельности во всех странах, где человек работал. Эта система может быть адаптирована для рынка квалифицированного труда. В противном случае его участники могут оказаться социально незащищенными в условиях переориентации на временную миграцию специалистов;

- учитывая, что перелив квалифицированных работников происходит по большей части из PC, учет их интересов требует регулирования на международном уровне. Выдающийся ученый в области торговой политики, миграции и глобализации Дж. Бхагвати, впрочем, как и другие специалисты, призывает к созданию Всемирной миграционной организации (ВМО), но не для того, чтобы диктовать странам, что делать, а для совместного наблюдения за ситуацией по аналогии с консультациями в МВФ в соответствии со статьей IV Устава. ВМО могла бы периодически и систематизированно рассматривать политику стран в отношении потоков легальных и нелегальных мигрантов и беженцев. Это произведет «эффект Дракулы» - позволит выявлять и критиковать негативные факторы и тем самым будет способствовать распространению во всем мире более взвешенной политики в данной области31.

В настоящее время на международном уровне отсутствует единый центр, а регулирование больше обсуждается, чем осуществляется. Имеющийся институциональный дефицит приводит к тому, что политика в области МТМ четко не формулируется, а последствия ее противоречивы. В январе 2004 г. в рамках ООН начала работу Всемирная комиссия по международной миграции (ВКММ), состоящая из 15 членов. Цели ВКММ заключаются в том, чтобы «внести миграцию в глобальную повестку дня», исследовать недостатки в управлении миграцией и взаимосвязи между миграцией и развитием; сделать рекомендации, позволяющие максимизировать выгоды и уменьшить потери от международной миграции. По всеобщему мнению специалистов, не стоит возлагать большие надежды на то, что ВКММ рекомендует создать ВМО.

3.1.3. Движущие силы и регуляторы рынка квалифицированного труда

В формировании глобального РКТ активную роль играют такие участники, как ТНК, фактически инициировавшие создание этого рынка; международные соглашения и организации, например ГАТС, значение которого возрастает; национальные государства, конкурирующие друг с другом в привлечении высококвалифицированных работников; региональные объединения государств, проводящие унификацию образовательных и квалификационных стандартов. Такими организациями, как ООН, MOM, МОТ, агентами развития МВФ, ВБ, и другими разрабатываются различные программы, способствующие преодолению негативных последствий функционирования РКТ и использованию преимуществ, создаваемых на нем. В последнее время все более активную роль начинают играть страны - экспортеры квалифицированного труда, разрабатывающие стратегии выхода на данный рынок и получения на нем максимальных преимуществ в целях национального развития. Кроме того, сформировались социальные сети мигрантов, соединяющих страны происхождения и страны приема, позволяющие преодолевать заслоны в виде ограничений и запретов национальных правопорядков и международных норм на пути мощных человеческих потоков.

Особое место среди всех участников занимают ТНК, «мыслящие на межгосударственном уровне», фактически не подпадающие под контроль правительств. Большинство внутрикорпоративных переводов (ВКП) носит краткосрочный характер и происходит в значительной степени среди богатых стран или членов ОЭСР. Например, в 1994 г. приблизительно 76% ВКП (от 98 тыс.) в США (виза L-1) были из других стран ОЭСР. Остальные, главным образом, осуществлялись из Восточно-Азиатских НИС и более богатых латиноамериканских стран, например Бразилии, Аргентины и Венесуэлы. ВКП в середине 1990-х годов составляли 5-10% полных потоков канадских квалифицированных работников в США.

Зарегистрированные данные относительно ВКП в странах ОЭСР указывают на концентрацию таких потоков в направлении США и Великобритании. В США их число возросло со 112 тыс. в 1995 г. до 313699 в 2002 г.32. В то же время во Францию осуществлялось только 2200 ВКП, а в Японию - 3900 в 2000 г. ВКП обходятся достаточно дорого. В Великобритании 50 тыс. ВКП между британскими компаниями и их филиалами, находящимися за границей, обходились приблизительно в 4,2 млрд. фунтов стерлингов33.

Таблица 3.4. Внутрикорпоративные переводы в некоторых странах ОЭСР в 1995-1999 гг. (тысяч)

Страна

1995

1996

1997

1998

1999

Канада

-

-

2,1

2,8

2,9

Франция

0,8

0,8

1,0

1,1

1,8

Япония

3,1

2,8

3,4

3,5

3,8

Нидерланды

-

1,6

2,3

2,7

2,5

Великобритания

14,1

13,0

18,0

22,0

15,0

США (visa L-1)

112,1

140,5

-

203,3

234,4

Источник: [Gera S. International Mobility of Skilled Labour: Analytical and Empirical Issues, and Research Priorities / S. Gera, S A Laryea, T. Songsakul. - Ottawa: Government of Canada, 2004. (WP 2004 D-01), р. 13].

В 2001 г. в 71 стране было принято 208 изменений законов о ПЗИ, из них свыше 90% нацелены на создание для них более благоприятного климата34. ВКП персонала ТНК рассматриваются в ряде ИРС как средство содействия иностранным инвестициям (Ирландия, Голландия, Австралия). Правительства содействуют международному ВКП персонала в рамках ТНК (Австралия, Голландия, Ирландия, Германия, США). Широко распространены упрощенные процедуры. Например, в Германии принято постановление министра (ASAV), которое разрешает быстрый, упрощенный процесс ВКП, включая менеджеров и специалистов из стран, не являющихся членами ЕС35.

С другой стороны, именно ТНК активизируют деятельность международных соглашений и организаций, например ГАТС, в качестве основной структуры для передвижения квалифицированных мигрантов. Они являются идеологами и лоббистами обсуждения на очередном раунде ГАТС «горизонтальных» групп работников. Охваченные группы включают в основном внутрикорпоративных сотрудников. Тенденция к большей мобильности временно нанимаемых иностранных работников, передвигающихся в рамках ВКП, по всей видимости, увенчается успехом, достигнутым на переговорах ГАТС36.

Национальные государства все чаще конкурируют между собой за привлечение высококвалифицированных специалистов, определяющих развитие новой экономики. При этом они разнятся в своих подходах и опыте управления миграцией. Механизмы и политические инициативы, используемые правительствами ИРС для привлечения иностранного квалифицированного труда, могут подразделяться на пять групп:

  1. Специальные схемы, используемые для привлечения высококвалифицированных мигрантов, такие, как «зеленые карты» в Германии и визы Н-1В США; канадские и австралийские программы временной и постоянной миграции высококвалифицированных работников; программа для высококвалифицированных мигрантов в Великобритании;
  2. Внесение небольших изменений в существующие системы разрешений на работу, обеспечивающие более быстрый доступ к рынку труда высококвалифицированного персонала, например быстрая схема рабочих виз для специалистов в области ИТ в Голландии и система авторизации работы в Ирландии;
  3. Освобождение, или упрощение процедуры получения разрешений на работу, чтобы обеспечить более быстрый доступ на рынок труда для нанимателей и иностранных работников. Например, ВКП в Ирландии не требуют разрешения на работу, а в Голландии освобождаются от проверки рынка труда;
  4. Налоговые стимулы, используемые для уменьшения налогового бремени, в частности в Скандинавских странах для иностранных работников с высоким уровнем доходов;
    5. Поощрение возвращения высококвалифицированных эмигрантов, особенно в Ирландии37.

Большинство европейских стран, наряду с развитыми странами Азии, не ввели специальные меры для привлечения высококвалифицированных работников. Они продолжают надеяться на существующие системы разрешения на работу. Там, где схемы введены, они неизменно направлены на персонал, работающий в сферах ИТ и здравоохранения (особенно на медицинских сестер), а также на ВКП.

В меньшинстве стран, главным образом в Австралии, Канаде и США, традиционно постоянная миграция людских ресурсов воспринималась как источник роста национальной экономики. Однако даже в этих странах временная миграция становится все более важной, как стратегия борьбы с дефицитом труда в некоторых секторах. В Европе временная миграция стала нормой, и разработаны схемы, направленные на преодоление дефицита рабочей силы в различных секторах, который не может компенсироваться за счет свободного перемещения в пределах ЕС.

В отношении диапазона конкретных схем и инициатив, направленных на привлечение высококвалифицированных специалистов, Великобритания двигалась быстрее и дальше, чем любая другая страна, за исключением Австралии, и в меньшей степени Канады. Большинство стран смогли уменьшить продолжительность периода предоставления разрешения на работу, но в Великобритании эти вопросы рассматриваются быстрее, чем где-либо38. Целью проводимых преобразований является выдача 90% разрешений на работу, при соблюдении требований «в течение одного дня»39.

Основными формами участия в развитии глобального РКТ, осуществляемого региональными объединениями государств, являются: заключение соглашений о свободе передвижения; проведение унификации образовательных и квалификационных стандартов, соглашения о взаимном признании дипломов, проведение краткосрочных студенческих программ.

В мире активно происходят интеграционные процессы, предусматривающие в рамках создающихся и расширяющихся региональных объединений свободу перемещения рабочей силы стран-участниц через внутренние границы этих союзов. Наряду с формированием мирового - глобального рынка труда, происходит создание и отдельных региональных рынков. Региональные организации охватывают вопросы управления международными миграционными потоками, и на разных уровнях разработали широкий диапазон мер, касающихся усло­вий допуска и пребывания работников, являющихся и не являющихся гражданами принимающей страны, и обращения с ними. В региональных актах проявляется двойственный характер миграционной политики: либерализация миграционных потоков внутри интеграционных союзов и ужесточение миграционной политики к «третьим странам». Отчасти регулирование, осуществляемое на региональном уровне, противостоит процессу глобализации рынка труда. Однако надо отдать должное национальным государствам, слухи о «смерти» которых сильно преувеличены и которые с легкостью обходят региональные барьеры. Как только дело касается национальных интересов, все препятствия с легкостью преодолеваются.

В европейских странах существует тщательно разработанный свод норм в области трудовой миграции, особенно на уровне Европейского Союза. В этой связи вступление в силу в 1999 г. Договора о Европейском Союзе, с поправками, внесенными в него Амстердамским протоколом, является поворотным пунктом в прилагаемых Европейским Союзом усилиях по решению проблем иммиграции и переводит процесс разработки миграционной политики с межправительственного уровня на уровень Сообщества.

Процессы региональной экономической миграции происходят также и на всех других континентах. За последние несколько лет в рамках растущего числа региональных межгосударственных экономических интеграционных пространств/процессов были приложены или возобновлены усилия, направленные на осуществление официальных правовых или административных соглашений в отношении перемещения рабочей силы. Европейский Союз является самым крупным регионом, где передвижение рабочей силы не имеет ограничений. В соответствии с Американским соглашением о свободе торговли, заключенным между США и Канадой (действующим с 1994 г.) и Мексикой (с 2004 г.), предполагается определенная свобода передвижения временных трудовых мигрантов: бизнесменов, инвесторов, работников высокой квалификации - профессионалов и служащих международных компаний. Для Мексики предусмотрен ежегодный лимит в 6600 квалифицированных работников, которые могут беспрепятственно въезжать в США. Во многих других регионах также действует ряд соглашений: между членами Скандинавского сообщества в отношении квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы; между Австралией и Новой Зеландией в рамках Торгового соглашения о более тесных экономических связях (СЕРТА); между государствами - членами Андского сообщества наций; между странами - членами Центрально-Африканского экономического и валютного союза (ЦАЭВС) и странами - членами Западно-Африканского валютного и экономического союза (ЗАВЭС) и между странами Карибского бассейна в отношении квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы в рамках КАРИКОМ40. Эти соглашения закладывают основу для дальнейшей постепенной координации политики с целью полного обеспечения в будущем равного обращения для всех граждан на взаимной основе. В странах, входящих в МЕРКОСУР41, в декабре 2002 г. принято соглашение о проживании граждан в каждой из стран этого региона. Эти соглашения являются свидетельством признания экономических и социальных преимуществ, которые дают единые рынки труда.

Региональная экономическая интеграция через либерализацию торговли должна в конечном счете привести к более тесному сближению уровня заработной платы и цен и других факторов производства, что само по себе ослабит стимулы для миграции. Именно это происходит в Европейском Союзе, где гарантируется свобода перемещения и равное обращение, а также признание повсюду в ЕС социальных льгот и пособий, заработанных в другом государстве. Внутри ЕС примерно 60% торговли товарами стран-участниц приходится на другие страны Союза. Однако миграция работников между странами-участницами ограничена и составляет лишь 2% рабочей силы на национальных рынках труда стран - членов ЕС. В то же время отмечается общее внутрикорпоративное увеличение мобильности работников и более значительное увеличение относительной важности виртуального и краткосрочного приема на работу42. Таким образом, региональная экономическая интеграция приводит в итоге к очевидному парадоксу: создавая более широкие возможности для свободного перемещения рабочей силы, она порождает такого рода экономическую конвергенцию, которая может снизить потребность в указанных перемещениях43.

В рамках региональных союзов происходит унификация образовательных и квалификационных стандартов, заключаются соглашения о взаимном признании дипломов. ЕС предпринимает определенные шаги в сфере унификации систем образования, например принята директива о взаимном признании дипломов, унификации систем профессиональной подготовки. Начиная с 1991 г. на всей территории ЕС равно признаются все дипломы о высшем образовании, полученные в одной из стран-членов. Дипломы, полученные в третьих странах (не входящих в ЕС), могут быть признаны при условии, что их обладатели как минимум три года работали по данным дипломам в одной из стран-участниц. Для решения об окончательной сопоставимости дипломов был выработан ряд критериев, одним из которых, например, является требование получить высшее образование любого типа в течение не менее трех лет. Помимо этого, с недавнего времени действуют секторальные директивы признания дипломов, включающие подробный перечень профессий и отраслей, где дипломы признаются равноценными на всем пространстве ЕС и где требуется обязательный минимум дополнительного обучения.

Новая Зеландия и Австралия также заключили Соглашения о взаимном признании дипломов. В рамках НАФТА облегчен «перелив» квалифицированного персонала. Однако для многих объединений отсутствие единой системы признания профессиональной квалификации является проблемой. Некоторые страны сохраняют барьеры, препятствующие занятию отдельными профессиями, требуя прохождения тестов для получения необходимых лицензий, если заявитель получил образование не в стране, где он работает.

Все более активную роль в формировании РКТ начинают играть страны - экспортеры квалифицированного труда. Ими разрабатываются стратегии выхода на данный рынок и получения на нем максимальных преимуществ в целях национального развития. Например, Китай весной 2000 г. провозгласил новую внешнеэкономическую стратегию, выражающуюся девизом «идти вовне». В Китае заговорили о том, что стратегия «идти вовне» должна обеспечить значительное расширение позиций на МРТ КНР исходит из того, что на долю страны приходится одна треть работающего населения планеты, но только 2-3% МРТ. Часто в связи с этим в Пекине выдвигается задача завоевания примерно 10% МРТ44.

Специфика ситуации в КНР состоит в том, что в стране такое количество научно-технических кадров (НТК), как в США, Японии, странах ЕС и России, вместе взятых. Тем не менее качество их находится на достаточно низком уровне. В соответствии с Докладом о международной конкурентоспособности (2000) Лозаннской международной школы менеджмента Китай занимал последнее место по показателю «пригодности квалифицированных инженеров», а по показателю «пригодности квалифицированных информационных технологов» - предпоследнее45.

Высокая стоимость образования в Китае и низкое до последнего времени его качество сформировали у населения четкие представления о желательности обучения молодежи за пределами страны. Поток китайской молодежи, отправляющейся на учебу в другие страны, увеличивается с каждым годом. Образование за рубежом гораздо дороже (в среднем 20 тыс. долл. США), а количество обучающихся в 2000 г. насчитывало 80 тыс. КНР потеряла примерно 1,6 млрд. долл. США. Число выехавших НТК несущественно, но влияние их ощутимо. В 1998 г. с учетом того, во что обходится один студент, Китай лишился в человеческом капитале 20%-ного эквивалента всего бюджета, выделенного на образование в 1998 г. Это цифры лишь за один год. Таким образом, происходит как отток человеческого капитала, так и отток иностранной валюты46.

Однако руководство страны осознает, что это лишь одна сторона медали. С первых лет эпохи рыночных преобразований, когда на учебу заграницу отправились десятки тысяч молодых китайцев, за рубежом отучилось в общей сложности более 700 тыс. человек. Из них вернулось на родину без малого 200 тыс. Многие из них добились успехов в сфере научных исследований. Более 80% членов Академии наук КНР и более половины членов Академии инженерных наук КНР обучались за рубежом. Но большинство вернувшихся преуспело в бизнесе. Только 18 тыс. китайцев с зарубежным образованием, основавших свои компании в зонах индустриального и экономического развития, уже принесли государству совокупный промышленно-торговый доход в сумме более 4 млрд. долл. США.

Именно эти обстоятельства и определяют стремление китайских властей выходить на внешние рынки труда. Учитывая тот факт, что прорыв на РКТ обеспечивается первоклассной подготовкой и знанием английского языка, а в Китае до последнего времени качество образования было на достаточно низком уровне, в стране начали проводить динамичные реформы в сфере образования и науки. Успешно реализуемую стратегию китайских властей, направленную на минимизацию издержек и повышение эффективности МТМ квалифицированных кадров, можно охарактеризовать как «прокачивание» этих кадров через международный РКТ. В связи с этим в последние годы стратегия проникновения на него разрабатывается одновременно с тщательно продуманной системой возвращения специалистов. Ниже мы подробнее остановимся на проблеме возвратности. Здесь же отметим, что в Китае Министерство кадров разработало и обнародовало ряд мер: облегченная процедура получения вида на жительство; предельно упрощенные формальности для желающих начать свой бизнес; субсидии и налоговые каникулы для тех, кто создает производства и проводит исследования в области передовых технологий. За последние 10 лет только это министерство инвестировало порядка 12,1 млн. долл. США в поддержку инновационных проектов для 5 тыс. представителей категории «хай гуй» («вернувшихся из-за моря»). На местах подобную политику поддерживают правительства провинций и крупных муниципалитетов. Ими создано более 20 специализированных центров по работе с вернувшимися китайцами. По стране организовано уже свыше 100 зон индустриального и технологического развития, в которых зарегистрировано 6500 компаний, где трудятся китайцы с зарубежным образованием. В одном только технопарке «Чжунгуаньцунь» насчитывается около 5 тыс. репатриантов, основавших 1785 компаний.

Сформировавшиеся социальные сети мигрантов, соединяющие страны происхождения и страны приема, становятся активными участниками формирующегося РКТ. Миграционные сети могут содействовать укреплению доверия и выступать посредниками при заключении контрактов на услуги и найме работников. Эти сети могут быть весьма важны в тех случаях, когда необходимо знание, особенно подразумеваемое знание качества. Успех индийской диаспоры в Силиконовой долине, по всей вероятности, повлиял на мировой образ Индии. В результате был создан «бренд», где «индийский» программист посылает подразумеваемый сигнал о качестве, так же, как слова «Made in Japan» посылают подразумеваемый сигнал о качестве бытовой электроники. Десять из 25 крупнейших компаний, активно нанимающих на работу иностранцев по визам Н-1В, - это фирмы, специализирующиеся на ИТ, которые расположены в Индии и США, и управляющиеся индийцами. Они обладают личной информацией о работниках в области ИТ страны их происхождения. Миграционные сети содействуют заключению контрактов при найме работников, отдавая предпочтение соотечественникам. В то же время доступность этих трудовых ресурсов сыграла жизненно важную роль в расширении фирм, владельцами и управляющими которых являются индийцы, работающие в США. Таланты индийцев в области ИТ признаются не только в США, но и в других странах, например в странах ОЭСР, где иммиграция из Индии замедлилась (Великобритания) или была весьма незначительной (Германия, Финляндия, Япония)47.


1 Даже если дефицит окажется менее острым, чем ожидается, все же остается мало сомнений в том, что компаниям придется приложить большие усилия к поиску нужных им людей, отдавая предпочтение труду квалифицированных мигрантов, позволяющему снижать издержки, препятствуя росту заработной платы.
2 Carrington W. How big is the brain drain? / W. Carrington, E. Detragiache. -Wash:. IMF, 1998. (WP/98/102.). - 27 p.
3 Khan F. Mobilising the resources of migration / F. Khan // The Courier ACP-EU.-July-August 2001. -№ 187. - P. 37-38; Stalker P. The work of strangers / P. Stalker. - Geneva: ILO, 1994. - 298 p.
4 Meyer J-B. Scientific Diasporas: A new approach to the brain drain / J-B. Meyer, M. Brown // World Conference on Science, UNESCO-ICSU. - Budapest, June-July 1999. (DP №41).
5 World Economic and Social Survey 2004. International Migration - NY UN, 2004. р. 99
6 Рассчитано по: Espenshade T. Migration of the Highly Skilled: Foreign-Born Scientists and Engineers in U.S. Labor Markets / T. Espenshade, L. M. Usdansky. - N.Y: Population Association of America, March 25-27, 1999. Table 1
7 Пять самых важных стран происхождения: Индия, Китай, Япония, Филиппины и Вьетнам
8 Abella M.I. Global dimensions of the highly skilled migration / M.I. Abella // GTZ Conference on Migration and development. - Berlin, 20-21 October 2003.
9 International Mobility of the Highly Skilled. - Paris: OECD, 2002. -347 p.
10 Khadria B. Skilled Labour Migration from Developing Countries: Study on India / / B. Khadria. - Geneva: ILO, 2002. (IMP № 49).
11 SOPEMI Trends in International Migration. - Paris: OECD, 2001. р. 104
12 Olesen H. Migration, return and development: an institutional perspective / / H. Olesen // Migration-Development Links: Evidence and Policy Options. -EWP Centre for Development Research study. April 2002. р. 10
13 Abella M.I. Global dimensions of the highly skilled migration / M.I. Abella // GTZ Conference on Migration and development. - Berlin, 20-21 October 2003.
14 Gera S. International Mobility of Skilled Labour: Analytical and Empirical Issues, and Research Priorities / S. Gera, S A Laryea, T. Songsakul. - Ottawa: Govern­ment of Canada, 2004. (WP 2004 D-01). р. 10
15 International Mobility of the Highly Skilled. - Paris: OECD, 2002. -347 p.
16 Tremblay K. Student Mobility between and Towards OECD Countries: a Comparative Analysis. / K. Tremblay // International Mobility of the Highly Skilled. - Paris: OECD, 2001. - P. 39-70. р. 39
17 Там же, р. 42- 43
18 PhD - доктор философии (Doctor of Philosophy). Высшая ученая степень, которая присваивается магистру как гуманитарных, так и естественных наук после нескольких лет научной работы и защиты диссертации перед комиссией, состоящей из профессоров.
19 Finn M.G. Stay Rates of Foreign Doctorate Recipients From Universities: Oak Ridge Institute for Science and Education / M.G. Finn. - 1997.
20 Salt J. Reconceptualizing Migration and Migration Space / J. Salt // International ConferenceCentraland Eastern Europe: NewMigrationSpace.-Putusk, December 1997. Цит. по: [Леденёва Л.И. Российские студенты за рубежом: перспективы возвращения в Россию / ЛИ. Леденёва, Е.В. Тюрюканова. - М., 2002. - 140 с., с. 46-47].
21 Некоторые аналитики связывают с данным феноменом тенденцию сокращения традиционных форм МТМ. Однако описанные выше долгосрочные тенденции, вероятно, обусловят растущее значение всех форм международной миграции.
22 O'Farrell P. Internationalisation in Business Services: an inter-regional analysis / / P. O'Farrell, PA. Wood, J. Zheng // Regional Studies. - 1996. - № 30. -P. 101-118. Цит. по: [Леденёва Л.И. Российские студенты за рубежом: перспективы возвращения в Россию / ЛИ. Леденёва, Е.В. Тюрюканова. - М., 2002. - 140 с., с. 46].
23 Comment les nouvelles technologies changent - elles les regies du jeu? // // Problemes econom. - P., 1999. - № 2631 - P. 22-24.
24 World Economic and Social Survey 2004. International Migration - NY UN, 2004. р. 138.
25 Todaro M.P. Economic Development / M.P. Todaro, SC. Smith. - Delhi, 2004. -(Eighth Edition). р. 391
26 Carrington W. How big is the brain drain? / W. Carrington, E. Detragiache. -Wash:. IMF, 1998. (WP/98/102.). - 27 p.
27 Прием на работу работников здравоохранения из развивающихся стран: Доклад Секретариата ВОЗ. Сто четырнадцатая сессия. 19 апреля 2004 г. Пункт 4.3 предварительной повестки дня. (Исполнительный комитет ЕВ114/5). с. 2.
28 Desai M.A. Sharing the Spoils: Taxing International Human Capital Flows / /M.A. Desai, D. Kapur, J. McHale. -Harvard: Harvard University, September2002. (Paper № 02-06). -42 p. р. 18.
29 International Mobility of Science and Technology Personnel // OECD STI Outlook. Paris: OECD, 29 July 2002. - 328 p.
30 DeVoretz D.J. Triangular Human Capital Flows: Some Empirical Evidence from Hong Kong and Canada / D.J. DeVoretz, M. Zhondhong, K. Zhang. - Ottawa, 2002. (RUM WP 02-17). - 58 p.
31 Subramanian A. People in Economics - The Globalization Guru / A. Subrama-nian. [Электронный документ]// Finance and development. - September2005. -V. 42. - № 3. (http://www.imf.org/external/pubs/ft/fandd/2005/09/index.htm).
32 Gera S. International Mobility of Skilled Labour: Analytical and Empirical Issues, and Research Priorities / S. Gera, S A Laryea, T. Songsakul. - Ottawa: Govern­ment of Canada, 2004. (WP 2004 D-01). р. 13
33 Abella M.I. Global dimensions of the highly skilled migration / M.I. Abella // GTZ Conference on Migration and development. - Berlin, 20-21 October 2003.
34 World Investment Report. 2002: Transnational Corporations and Export Competitiveness //Transnational Corporations. - N.Y, 2002. - V. 11. - № 3.
35 Abella M.I. Global dimensions of the highly skilled migration / M.I. Abella // GTZ Conference on Migration and development. - Berlin, 20-21 October 2003. р. 3
36 Этот вопрос будет рассмотрен ниже.
37 McLaughlan G. Migration Policies Towards Highly Skilled Foreign Workers / / G. McLaughlan, J. Salt // London: MRU Geography Department University College London, March 2002. (Report to the Home Office). - 153 p. р. 3-10
38 Последние изменения в Королевскую прерогативу (в рамках Иммиграционного закона 1971 г.) были внесены в феврале 2000 г.
39 Миграция высокообразованных и квалифицированных специалистов с целью долгосрочного пребывания в стране увеличивалась в Великобритании с большой скоростью - на целых 35% за последнюю половину прошлого десятилетия (по сравнению с 14% в год в США).
40 КАРИКОМ - сообщество стран Карибского бассейна и общий рынок.
41 МЕРКОСУР - Общий рынок стран Южной Америки: Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая.
42 Managing mobility matters - a European perspective. - Pricewaterhouse Coo­pers, 2002. - 16 p.
43 За справедливый подход к трудящимся-мигрантам в глобальной экономике. -Женева: Международное бюро труда, 2004. с. 88, 137-141
44 Гельбрас В. Китайская миграция и китайские землячества в России // В. Гельбрас // Мир в зеркале международной миграции. Сер.: Международная миграция населения: Россия и современный мир / Гл. ред. В.А. Ионцев. -М.: МАКС Пресс, 2002. - Вып. 10. с. 23
45 Guochu Z. International Mobility of China's Resources in Science and Technology and its Impact / Z. Guochu, L. Wenjun // International Mobility of the Highly Skilled. - Paris: OECD, 2001. - P. 195
46 Там же, р. 194
47 Desai M.A. Sharing the Spoils: Taxing International Human Capital Flows / /M.A. Desai, D. Kapur, J. McHale. -Harvard: Harvard University, September2002. (Paper № 02-06). р. 2

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.