Rambler's Top100

№ 343 - 344
1 - 14 сентября 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Студенческая страничка

Студенческое общество «Демограф»

Избранные эссе. Старение нации – старение электората


Google
Web demoscope.ru

Старение нации - старение электората

Анна СОРОКИНА
Студентка факультет прикладной политологии

Введение

Одна из актуальных проблем современности, с которой столкнулись европейские страны и Россия, – это старение нации. Рождаемость падает, продолжительность жизни растет. В результате люди пенсионного возраста существенно преобладают над молодым населением.

Существует большое количество аналитических работ, посвященных экономической стороне этого вопроса: нетрудоспособное население является тяжелым бременем для современных стран, представляющим существенную угрозу для экономического роста, развития и т.д.

Однако, как ни странно, политическая сторона вопроса практически не затрагивается. А ведь старение нации – это также старение электората. Мы сталкиваемся со своеобразным парадоксом – жить и обустраиваться  в новом мире предстоит молодым, однако выбор в виду своей многочисленности делают пожилые. Политические партии понимают, что люди старшего возраста – это значимый политический ресурс, поэтому коренным образом перестраивают свою риторику, переносят фокус внимания с молодых на пожилых. В дальнейшем, расставляя приоритеты, политикам приходиться действовать в интересах последних, иначе они лишаться самой значительной части электората.

Цель данной работы - проанализировать проблему старения электората, а также показать какое влияние она оказывает на политические процессы в современном мире.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • выявить, как старение электората влияет на процесс выборов в Европе;
  • отразить какие последствия данная проблема имеет в России;
  • рассмотреть возможные пути выхода из сложившейся ситуации.

Для реализации поставленной цели и задач, обратимся к работам  зарубежных и отечественных специалистов в области демографии, политологии, социологии и т.д.

Стареющая Европа – стареющие избиратели

В Европе вот уже на протяжении нескольких десятков лет наблюдается процесс старения населения -  доля население старшего возраста стремительно растет, а молодого сокращается. По оценкам демографов к 2050 году каждый третий житель развитых стран будет старше 60 лет, тогда как в  2005 году – каждый пятый1.

Стареет Европа – стареют избиратели. Теперь пожилые люди преобладают в электорате даже тех партий, которые никогда не ориентировались на данную возрастную группу. В XXI веке кардинально меняется политика. Теперь политические парии вынуждены учитывать интересы стареющего населения, и, добившись победы, перераспределять средства в их пользу. «Если социальные расходы на детей в возрасте до 14 лет принять за единицу, то в конце 1980-х — начале 1990-х годов расходы на лиц в возрасте от 65 лет и старше в Германии были выше в 3,2 раза, в Италии — в 3,8 раза, в Швеции — в 2,3 раза, в Великобритании — в 2,13 раза. В 2000 году на пожилое население в странах Европейского союза тратилось 46% от всех расходов на социальное обеспечение, что составляло 27% от ВВП этих стран. В то же время только 8,2% социальных расходов направлялось на поддержку семей с детьми»2.

Изменилось лицо избирательных кампаний. Партии бросают все силы, чтобы привлечь голоса так называемых «серых избирателей» (grey voter).

В избирательных кампаниях парии используют так называемые  «хватающие бабушек» пиар технологии (the granny-hugging PR). Целевая аудитория, на которую рассчитана политическая реклама – прежде всего старшее поколение. В свою очередь, как иронично замечает аналитик Дженни Бристоу (Jennie Bristow), оценивая избирательные кампании в Великобритании, единственное, что партии могут пообещать молодым, - это дополнительный фунт в неделю, когда они достигнут возраста в 75 лет.

Дженни Бристоу говорить о том, что проблема старение электората, вызванная демографическими факторами, осложняется еще и аполитичностью молодежи. Несмотря на то, что лидеры партий стараются выглядеть молодыми и динамичными, их опора на молодой электорат – равносильна поражению.3

Чаше всего партии рискуют растерять «серых избирателей», как гомогенную группу, которую всю разом можно купить привлекательными обещаниями социальной помощи и поддержки от государства, расширения льгот и т.д. Однако не все так просто.

Во-первых, ошибочно рассматривать серых избирателей как единую электоральную группу с абсолютно одинаковыми предпочтениями.

По мнению Дебри Стрит (Debra Street), научного сотрудника американского института по проблемам старения и государственной политики (the American Pepper Institute on Ageing and Public Policy), старшая возрастная группа чаще всего самая разнородная. Чем старше человек становится, тем больше он отличается от других, ведь у каждого из нас свои жизненный опыт, который вывел нас на разные дороги. А следовательно, чем больше опыт – тем меньше ты похож на других.  По мнению Дебри, – возраст – это вообще наименее значимый фактор электорального поведения, куда более важно обращать внимание на такие индикаторы ('group' indicator) как пол, цвет кожи, доход и т.д.4

Кроме того, вовсе не обязательно, что успешной окажется та партия, которая будет пропагандировать идеи социальной защиты или поддержки, то есть обладать левой направленностью.

Если посмотреть на выборы, прошедшие в европейских странах, то видно, что наиболее популярными среди европейцев становятся партии правой направленности. В 2007 году правые партии одержали победу на выборах во  Франции, Италия, Финляндия, Греции, Бельгии. Достаточно интересная ситуация. Ведь идеи «социалистов», о роли государства как о социальном защитнике, предоставляющем опеку свом гражданам и гарантирующем достойную жизнь, – должны, казалось бы, быть востребованными среди пожилого населения.

По мнению французского политолога Доминика Ранье, в этом нет ни какого парадокса. Сегодня стареющее население Европы всерьез обеспокоено вопросами личной безопасности, и высказывают по этому поводу больше опасения и тревог, чем по поводу социальных гарантий «Можно было предположить, что в условиях надвигающегося кризиса приоритет будет отдан левым с их проектами перераспределения доходов. Но дивиденды пока получили правые, сделав акцент на мерах обеспечения национальной идентичности и личной безопасности и, разумеется, на вопросе об иммиграции».5

Подведем итоги. Стареющий электорат стал  значимым стратегическим ресурсом политических партий. Политики, действуя в интересах данной возрастной группы, чтобы не потерять поддержку, перераспределяют средства в их пользу.  Партии меняют свою избирательную риторику, начинают гоняться за  серыми голосами. Однако данную электоральную группу надо изучать подробно, ошибочно полагать, что она гомогенна. Необязательно в первую очередь ей будут привлекательны «левые идеи». Необходимо постоянно отслеживать настроения данной группы, проводить социологические исследования, только так партия сможет добиться успеха в избирательной гонке.

Стареющий электорат России

В России идут сходные процессы. Стареет электорат Европы - стареет и электорат нашей страны. Наш политический рынок постепенно переориентируется на пожилых.

«Уже сегодня выборы во власть находятся в руках пенсионеров в силу их многочисленности, активности, наличия свободного времени — и сравнительно низкой политической активности молодежи»6.

Молодых мало, так они еще не ходят на выборы. К этому виду политического участия они относятся скептически. У этой категории граждан больше социальных и экономических (образование и доход) ресурсов, такие люди меньше всего склонны участвовать в акте самого голосования. Для них это слишком просто, не важно и не интересно.

По мнению Р.Ф. Туровского, «более независимые материально в выборах как в политическом институте сегодня не нуждаются. Их интересы толком не выражает ни одна из политических партий. Политикам остается апеллировать к поддержке старшего поколения».

В послдней предвыборной гонке эта партия активно боролась за голоса серых избирателей. Единороссы, эсеры, даже СПС полностью перестроил свою риторику. Ее агитационные рекламные ролики призывали защитить обиженных пенсионеров, литовки были полны требований созвать пенсионные комитеты, повысить пенсии и т.д. Правда охота, оказалась не очень удачной. Все голоса все равно достались партии власти. Ведь именно она может не только что-то пообещать, но и что-то дать.

««Письма счастья», дискуссионные клубы для стариков, обещание высоких пенсий и доброе лицо Сергея Шойгу на билборде с подписью «Мы заботимся о наших родителях» — вот что предлагает пенсионерам партия власти»7.

Как и на Западе, в России партии перестраиваются под пенсионеров. Этот люди ходят на выборы, они многочисленны, так зачем же тратить деньги и проводить агитационные кампании, направленные на пассивную молодежь?!

Как и на Западе, для того чтобы сохранить лояльность власти необходимо действовать в интересах этой группы, и перераспределять средства не в пользу молодых. В России это пока удается делать за счет нефтедолларов. Пока лояльность пенсионеров обходится властям относительно дешевле, чем в Европе.

Однако надолго ли это?!

По мнению В. Гартунга, «дешевы пенсионеры только до поры до времени. На дополнительные социальные расходы после неудачно проведенной монетизации льгот пришлось направить 200 млрд. руб. — в 150 раз больше, чем потратили партии на выборы 11 марта»8. России, как и Европе, нужно серьезно задуматься о том, что делать с этой активной электоральной силой. Пенсионеров становится все больше, и их запросы тоже растут. И власть будет вынуждена перераспределять средства в их пользу.

Возможные пути решение проблемы

Старение электората – это следствие старения населения. Проблема, которая считается одной из ключевых проблем для современности. Для того, чтобы омолодить электорат, необходимо в первую очередь омолодить население. Здесь и меры способствующие увеличению рождаемости, и меры по снижению смертности в младенческом возрасте и т.д.

Однако в данном случае нас больше интересуют не демографические факторы, которые помогут омолодить электорат, а некие политические действие, которые могут быть предприняты в ближайшей перспективе.

Одним из способов, который может существенно «омолодить» электорат - это предоставление родителям права голосовать за своих детей. Данный проект получил название «Denemy voting» по имени автора, предложившего его еще в 1986 году. Для простоты учета предполагается, что женщины будут иметь право голосовать за детей женского пола, а мужчины соответственно – мужского.9

Возможно, эта мера не только в значительной степени потеснит серые голоса, но и также повысит ответственность избирателей, которые, зная о том, что в их руках находиться еще и голоса и из детей, не будут пассивно относиться к процессу выборов.

Как банально бы это ни звучало, но также необходимо бороться с аполитичностью молодежи. Молодые люди должны быть полноправными участниками политического процесса, ведь им предстоит обустраивать будущее, рожать детей, создавать новые технологии, развивать науку и т.д. Поэтому они должны быть полноправными участниками политического процесса.

Заключение

Цель данной работы заключалась в том, чтобы проанализировать проблему старения электората и показать, какое влияние она оказывать на политические процессы в Европе и в России. Население стареет. Это сказывается не только на экономике, но и на политике. Партии в Европе и России уже перестроились на «серых избирателей». Все гоняются за дешевыми голосами. Меняется риторика партий, они отворачиваются от молодых  пассивных, и перестраиваются на активных престарелых. «Изменяют» своим взглядам даже традиционные «непенсионерные» партии. Все политические игроки реально понимают, что вся сила в руках этой «серой» электоральной группы.

Но приманить серых избирателей не так то просто. Не всегда дешевый пиар помогает. Хочу еще раз подчеркнуть, что это группа может оказаться отнюдь не гомогенной. Ценностные ориентации, партийные предпочтения  данной возрастной группы нуждаются в тщательном изучение. Возможно, в скором времени, «серая» политология станет самостоятельной отраслью знания.

Электорат меняется, меняется и политика. Теперь власти необходимо думать о том, как сохранить лояльность пенсионеров. Ведь они – это важный стратегический электоральный ресурс. В результате ущемляются интересы молодых, средства перераспределяются в пользу старых. Это серьезная проблема, которая нуждается в детальном изучении.

В работе я привела несколько способов, которые могут омолодить электорат, но все они будут не столь действенными, если человечество не сможет справиться с самой глобальной проблемой - со старением нации  в целом. Пока ни социологи, ни экономисты, ни демографы не могут найти оптимального решения.

Как будут развиваться события – покажет время.


1 Денисенко М.Тихая революция//Отечественные записки.№3(23) (2005) http://www.strana-oz.ru/?numid=24&article=1062
2 Там же.
3Bristow J. Grey days for democracy. Spiked – politics.15.02.01 http://www.spiked-online.com/Articles/0000000054AA.htm
4Mullan P. Going for grey. Spiked – politics. 08.03.01 http://www.spiked-online.com/Articles/0000000054FE.htm
5 Стареющий европейский электорат все сильней кренится «вправо». Известия.07.05.08. http://www.izvestia.ru/news/news173384
6 Баранов А. Депопуляция – социальный вызов государству. «Звезда» 2001,№ 1. http://magazines.russ.ru/zvezda/2001/1/
7 Жегулев И.Управляемая геронтократия. Ведомости. Smart money.10(51) 19.03.07 http://www.smoney.ru/article.shtml?2007/03/19/2513
8 Там же.
9 Warren C. Sanderson and Sergei Scherbov. A near electoral majority of pensioners: prospects and policies. PT Journa (Analytic). CT Population and Development Review CY 2007. http://assets.aarp.org/www.aarp.org_/articles/international/ AARP_graphs_1.pdf

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.