Rambler's Top100

№ 335 - 336
2 - 15 июня 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Статистика миграции знает не все

В миграционной статистике наметились улучшения?

Текущий учет: знаем больше, но многого еще не знаем

За 1992-2006 годы гражданство России приобрели более 6 миллионов человек

Внешняя трудовая миграция: проблемы полноты и качества данных

Можно ли пользоваться при анализе миграции статистикой, собираемой на границе?

Верные цифры и сомнительная интерпретация

Приложение

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Франциско Инфанте. Из серии "Актуальная мобилография 2" Francisco Infante. From the series  "Actual mobilography-2" Статистика миграции знает не все

Ольга ЧУДИНОВСКИХ

Над темой номера
работала
Ольга ЧУДИНОВСКИХ1

В миграционной статистике наметились улучшения?

Несколько лет назад на страницах «Демоскопа» мы рассказывали о критическом состоянии официальной статистики миграции в России2. Для такой пессимистической оценки имелись объективные основания. С 2002 года в стране отсутствовала правовая база статистического учета иностранцев, что приводило к занижению объемов иммиграции. С середины 1990-х практически не собирались сведения о долгосрочных мигрантах, имеющих «временную» регистрацию по месту пребывания, что также приводило к значительному недоучету миграции, в первую очередь, внутренней. Не публиковались сведения из административных источников (МВД России) о видах на жительство, визах, приобретении гражданства, миграционных картах и т.д. Дефицит достоверной государственной статистики создавал благоприятную среду для манипуляций с данными из других источников, имеющих весьма ограниченные возможности применения.

Мы решили вернуться к этой теме по двум причинам. Во-первых, за последние годы в области сбора данных о миграции произошли значительные изменения. Они коснулись как официальной статистики миграции, которую разрабатывает Росстат, так и административных систем учета мигрантов разных категорий. Во-первых, были приняты нормативные документы, которые должны устранить имевший место недоучет как международных, так и внутренних мигрантов, с 2007 года – в Росстат из ФМС передаются сведения по иностранным мигрантам, а с 2008 года - в обязательном порядке - по мигрантам-гражданам России, зарегистрированным по месту пребывания на срок свыше года. Из-за этого можно ожидать заметного «роста» объемов иммиграции, а также некоторого увеличения внутренней миграции в России, это «увеличение» нужно правильно интерпретировать. С 2008 года из листка статистического учета мигранта исключена графа «национальность» (т.е. 2007 год будет последним годом разработки этих сведений), но при этом улучшены формулировки подсказов к другим вопросам, например, о цели переезда. При подготовке проекта программы переписи населения 2010 года существенно усовершенствован блок вопросов, относящихся к миграции3.

Административные системы учета мигрантов стали более открытыми, и многие из недоступных прежде данных теперь можно получить по запросу. К таким данным относится статистика приобретения гражданства, статистика видов на жительство и разрешений на временное проживание, хотя пока сведения доступны только по странам происхождения (гражданства), и нет данных о половозрастном составе, не говоря уже о социально-экономических характеристиках.

С осени 2007 года ФМС России на своем веб-сайте публикует сведения по сводной форме 1 РД. В ней представлено более сотни показателей, характеризующих деятельность Службы практически по всем направлениям деятельности. Значительно продвинулась вперед работа по созданию Центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства (ЦБДУИГ)4. Т.е. можно ожидать, что через несколько лет в России появится современная система персонального учета иностранцев, на основе которой станет возможно получать современную, достоверную и разнообразную статистику.

Идет работа по развитию и унификации систем регистрации  граждан России по месту пребывания и месту жительства. Вполне понятно, что быстрой отдачи от этих систем в условиях России ждать нельзя. Как показывает опыт стран, имеющих регистры населения, после создания или реконструкции они требуют весьма значительного времени на отладку.

Была и вторая причина для подготовки этой публикации. В связи со стремительным ростом внимания к проблемам миграции в последнее время средства массовой информации, представители законодательной и исполнительной власти часто делают достоянием общественности те или иные цифры, характеризующие миграционную обстановку в России. К сожалению, эти цифры вызывают новые вопросы и не всегда вносят ясность в ситуацию, т.к. показатели зачастую берутся из разных источников, без учета специфики данных и возможностей их сопоставления. Очень часто интерпретация дается с позиций конъюнктуры, а не реальных процессов. Можно согласиться, что для получения «многомерной» картины миграционной ситуации нужно использовать разные данные, но при этом неплохо было бы понимать, как они согласуются между собой (и согласуются ли вообще), отражает ли эта статистика свершившиеся или планирующиеся события, количество поездок и процедур регистрации, или все-таки числа мигрантов.

В силу объективных причин в России до начала 1990-х годов традиционными источниками данных о миграции были текущий учет и переписи населения, которые проводились национальным статистическим ведомством (ЦУНХУ, ЦСУ, Госкомстатом и, наконец, Росстатом). Выборочные обследования, которые чаще всего проводились научными институтами или отдельными исследователями и крайне редко органами государственной статистики, вносили определенное разнообразие в этот перечень и частично компенсировали неизбежные пробелы в информации. В первую очередь эти обследования позволяли пролить свет на вопросы, связанные с факторами и причинами, определявшими миграционное поведение населения, с адаптацией мигрантов на новом месте и т.д.

Административные системы, как правило, были закрытыми. На протяжении десятилетий собранная информация применялась исключительно для служебных нужд5. В настоящее время существующие системы учета мигрантов в России, как и в других странах, можно разделить на собственно статистические и административные, для которых статистика мигрантов – вторичный продукт основной деятельности по учету населения разных категорий. К статистическим источникам, которые в России разрабатывает Федеральная служба государственной статистики (Росстат), относится перепись населения, текущий учет миграции на основе листков статистического учета миграции, а также выборочные обследования. По ряду причин последний источник для изучения миграции пока что практически не применяется. Другие – более многочисленные системы, формируются различными ведомствами, для которых статистика - вторичный продукт их основной работы6. Такие источники информации часто называют административными, т.к. сбор данных о мигрантах производится в ходе какой-либо административной процедуры, определяющий статус и, часто, срок пребывания человека в месте прибытия. Например, речь может идти о регистрации по месту жительства или месту пребывания, постановке на миграционный учет, выдаче вида на жительство, о визовой статистике. К этим же системам можно отнести консульский учет российских граждан, проживающих за границей. Особые категории мигрантов: вынужденные переселенцы, беженцы, трудящиеся-мигранты, студенты - являются предметом учета в предназначенных для этого системах. Особые функции выполняют данные, собираемые на границе при пограничном контроле и на основе миграционных карт.

Таким образом, в России имеются «универсальные» и узкоспециализированные источники статистики миграции. Первые охватывают практически всех мигрантов, вторые учитывают целевые, специальные категории. Нужно отметить, что некоторые административные системы предоставляют Росстату часть статистической информации в виде агрегированной отчетности (т.е. набора таблиц, по утвержденной Росстатом форме). К их числу относится статистика беженцев и вынужденных переселенцев, внешней трудовой миграции, учебной миграции7.

Понятно, что в небольшой статье нельзя рассмотреть все существующие системы учета мигрантов, в частности консульскую отчетность МИД России, визовую статистику ФМС и пр. Поэтому мы остановили свой выбор на некоторых, в отношении которых произошли самые значительные перемены к лучшему, либо, принципы работы которых малоизвестны, а также тех, в отношении которых имеются наиболее очевидные проблемы8


1 Зав. сектором лаборатории экономики народонаселения и демографии Экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова
2 Чудиновских О.С. Учет миграции в России: причины и последствия кризиса / «Демоскоп Weekly» №185–186, январь 2005 года
3 Конечно, это не является гарантией включения указанных вопросов в окончательную программу переписи
4 В докладе Директора ФМС России К.О.Ромодановского на заседании расширенной коллегии Федеральной миграционной службы 31 января 2008 года было сказано, что ЦБДУИГ введен в промышленную эксплуатацию и что работа налажена уже в 48 регионах. Однако мы полагаем, что о промышленной эксплуатации в полном смысле этого слова  можно будет говорить, когда все регионы на одинаковом уровне  смогут накапливать, обрабатывать и передавать в центральный аппарат ФМС всю требуемую информацию. См.: http://www.fms.gov.ru/press/publications/news_detail.php?ID=9792
5 Заметим, что гриф «для служебного пользования» был снят с материалов текущего учета населения лишь в самом конце 1980-х годов
6 В большинстве случаев эти системы курирует Федеральная миграционная служба России
7 В т.ч. международной – прием, выпуск и число иностранных студентов, и внутренней – число студентов, нуждающихся в общежитии
8 В данной статье не будут рассматриваться системы учета беженцев и вынужденных переселенцев, система формирования отчетности об учебных мигрантах, статистика МИД России

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.