Rambler's Top100

№ 333 - 334
19 мая - 1 июня 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Читайте книги

80 лет одиночества

Анализ социально-экономического положения многодетных семей

Комплексный подход к противодействию ВИЧ/СПИДУ в Российской Федерации: региональный опыт

Labor migration from Armenia in 2002-2005 a socioiogical survey of househoids

Образование в Российской Федерации: 2007

По страницам журналов «Здравоохранение Российской Федерации» и «Вестник общественного мнения»

Содержание журнала «Journal of International Migration and Integration»


Google
Web demoscope.ru

АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ

Руководитель проекта: Л.М.Прокофьева

М., 2007, 117 страниц


Различия между регионами по глубине многодетности семейных ячеек (стр. 10)

Доля семейных ячеек с 5 и более детьми в общем числе многодетных, %

Число регионов

>10%
Максимальная глубина: Ингушетия - 34,4% Осетия -19,5% Чечня -17,5% Ямало-Ненецкий АО - 12,5%

8 регионов

От 5 до 10%

65 регионов

< 5%
Минимальная глубина: Ханты-Мансийский АО - 3,4% Камчатская обл. - 3,6% Удмуртия - 3,7% Москва - 3,8%

16 регионов

Риски и профиль бедности и дефицита доходов в разрезе социально-демографических групп домохозяйств и типов регионов, данные НОБУС, 2 квартал 2003 г., % (стр. 33)

Демографический тип семьи:

Много-детные семьи

Другие семьи с детьми

Домохо-зяйства без детей

Все домохо-зяйства

Риск бедности, %

1 - столичные агломерации

49,5

31,0

7,7

13,6

2 - более развитые индуструально-ресурсные и экспортные регионы

74,6

39,6

16,0

25,9

За - Черноземье и Юг

78,3

46,1

17,2

29,0

3б - Европейский центр

83,0

52,0

17,8

30,9

4 - более освоенные восточные регионы переходного типа

88,1

53,4

23,8

36,4

5 - слабоосвоенные северо-восточные ресурсные регионы

75,8

45,6

26,2

36,7

6 - этнические регионы Кавказа

70,1

48,5

17,5

34,1

Профиль бедности, %

1 - столичные агломерации

0,6

57,3

42,2

100,0

2 - более развитые индуструально-ресурсные и экспортные регионы

4,5

57,9

37,5

100,0

3а-Черноземье и Юг

4,6

59,0

36,5

100,0

3б - Европейский центр

3,4

60,4

36,2

100,0

4 - более освоенные восточные регионы переходного типа

5,2

55,4

39,4

100,0

5 - слабоосвоенные северо-восточные ресурсные регионы

8,5

54,1

37,4

100,0

6 - этнические регионы Кавказа

16,0

57,4

26,6

100,0

Средний дефицит дохода, в % от ПМ

1 - столичные агломерации

31,8

21,8

17,9

20,2

2 - более развитые индуструально-ресурсные и экспортные регионы

40,2

30,9

25,8

29,4

3а-Черноземье и Юг

45,4

31,1

24,6

29,4

3б - Европейский центр

44,0

30,1

25,3

28,9

4 - более освоенные восточные регионы переходного типа

47,9

34,6

27,2

32,4

5 - слабоосвоенные северо-восточные ресурсные регионы

46,5

32,5

28,2

32,1

6 - этнические регионы Кавказа

35,6

30,6

27,5

30,6

Профиль дефицита доходов, %

1 - столичные агломерации

0,9

70,8

28,3

100,0

2 - более развитые индуструально-ресурсные и экспортные регионы

10,6

67,5

21,9

100,0

3а-Черноземье и Юг

11,1

68,3

20,6

100,0

3б - Европейский центр

8,8

69,7

21,4

100,0

4 - более освоенные восточные регионы переходного типа

12,2

65,4

22,3

100,0

5 - слабоосвоенные северо-восточные ресурсные регионы

21,1

58,8

20,1

100,0

6 - этнические регионы Кавказа

25,6

58,2

16,2

100,0

Оценки здоровья детей в возрасте до 18 лет в зависимости от типа семьи и от количества детей (стр.49)

Типы семьи

% детей с оценками здоровья

Средняя оценка

Хорошие

Удовлетворит.

Плохие

Типология в зависимости от числа детей

Семьи с 1 ребенком

57,4

38,6

3,8

3,56

Семьи с 2 детьми

52,7

40,9

3,8

3,52

Семьи с 3 детьми

53,8

42,6

3,5

3,49

Семьи с 4 детьми и больше

54,0

23,3

2,7

3,58

Типология по многодетности

Многодетные семьи

53,8

42,9

3,3

3,53

Малодетные сеьми (1-2 ребенка)

56,5

39,8

3,8

3,55

Типология в зависимости от наличия супружеской пары

Полные семьи с 1-2 детьми

55,5

40,8

3,7

3,55

Полные семьи с 3 и более детьми

55,4

40,7

3,8

3,54

Неполные семьи с 1-2 детьми

55,4

40,2

4,4

3,53

Неполные семьи с 3 и более детьми

44,0

53,7

2,3

3,43

Образование взрослых респондентов в домохозяйствах с детьми и без детей, % к итогу (стр. 63)

Образование

Домохозяйства с количеством детей:

Домо-хозяйства без детей

Всего

1

2

3

4 и более

Не имеет начального

0,7

0,8

1,4

2,8

2,9

2,0

Начальное общее (начальное)

2,8

2,9

3,2

4,8

11,3

7,6

Основное общее (неполное среднее)

8,6

9,2

14,8

17,9

14,6

12,2

Среднее (полное) общее

22,5

23,2

31,2

39,0

19,0

20,0

Начальное профессиональное (с выдачей аттестата о среднем образовании)

7,9

8,8

8,3

6,4

5,7

6,8

Начальное профессиональное (без выдачи аттестата о среднем образовании)

3,8

3,9

3,6

2,5

3,1

3,4

Среднее профессиональное (среднее специальное)

31,2

32,2

24,7

20,2

24,1

27,1

Неполное высшее профессиональное (незаконченное высшее)

4,7

3,1

1,9

1,6

4,2

4,1

Высшее профессиональное (высшее)

17,7

15,8

10,8

4,8

14,9

15,7

Послевузовское профессиональное

0,1

0,1

0,1

0,0

0,2

0,2

Концентрация видов социальной помощи в зависимости от типа домохозяйства, % (стр. 87)

Семьи с 3 и более детьми

Семьи с 3 и более детьми, но есть дополнительные меры для семей с 4 или 5 детьми

Семьи с 4 или 5 детьми

Области: Архангельская, Псковская, Мурманская, Вологодская, Брянская, Московская, Смоленская, Тверская, Ярославская, Кировская, Костромская, Белгородская, Во-ронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская, Орловская, Саратовская, Амурская, Ульяновская, Ростовская, Ивановская, Свердловская, Новосибирская, Омская; Края: Алтайский, Краснодарский, Ставропольский, Хабаровский; Республики: Дагестан, Адыгея Татарстан, Северная Осетия-Алания, Хакасия, Кабардино-Балкария,   Алтай; Автономные округа: Ханты-Мансийский, Эвенкийский, Коми-Пермяцкий, Еврейская АО

Вся помощь или некоторые ее виды оказываются при условии низких доходов: Республики: Калмыкия, Удмуртия, Карачаево-Черкесская, Бурятия, Карелия; Области: Оренбургская, Пермская, Самарская, Калининградская, Ленинградская, Новгородская, Магаданская, Нижегородская, Тульская, Тюменская, Курганская, Иркутская, Челябинская, Томская, Камчатская; Агинский Бурятский АО.

Республики: Мордовия, Саха (Якутия), Коми;
Области: Пензенская, Рязанская, Калужская, Астраханская, Волгоградская; Приморский край, Города: Москва, Санкт-Петербург;

Корякский АО (при условии низких доходов), Башкортостан (при условии низких доходов), Кемеровская (при условии низких доходов), Таймырский АО (при условии низких доходов);

Республики: Тыва (4 и более), Ингушетия (5 и более детей), Марий Эл (4 и более), Сахалинская область (4 и более)
Красноярский край - 5 и более детей,   а также малоимущие семьи с 2 и 3-мя близнецами

Читинская (5 и более при условии низких доходов)
Владимирская (4 и более
при условии низких доходов)

Чувашская Республика -полные семьи с 4 и более детьми и неполные - с 3 и более детьми

Примечания

  1. Нет данных: Чеченская Республика, Усть-Ордынский Бурятский АО.
  2. Есть незначительные меры поддержки многодетных семей, но не определено сколько это детей (скорее всего – семьи с тремя и более детьми): Чукотский, Ямало-Ненецкий, Ненецкий АО.
  3. Примечание: следует отметить, что не все территории дают определение многодетности, но, судя по реализуемым мерам, относят к ним семьи с тремя и более детьми

Главная цель исследования - на основании анализа социально-экономического положения семей с детьми и в первую очередь многодетных семей, а также степени адекватности и эффективности мер социальной поддержки нуждающихся семей на федеральном и региональном уровне подготовить рекомендации для совершенствования системы социальной политики, направленной на снижение уровня бедности и социальную адаптацию многодетных семей.

Основной информационной базой исследования служит Национальное обследование благосостояния домохозяйств и участия в социальных программах - НОБУС.

В ходе исследования изучалась практика оказания социальной помощи многодетным семьям на региональном уровне: критерии многодетности и нуждаемости в социальной поддержке, распределение полномочий по поддержке многодетных семей на уровне региона, совмещение денежных и натуральных форм оказания помощи.

Издание включает диск, содержащий текст книги в pdf - формате, резюме доклада в doc формате, а также несколько приложений.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1
Демографическая характеристика многодетности в России: современное положение, основные тенденции, региональные различия

1.1 Масштабы и динамика многодетности в России
1.2 Типология субъектов Российской Федерации по доле многодетных семей в общем числе домохозяйств в 2002 году

Глава 2
Уровень и качество жизни многодетных семей

2.1 Динамика основных показателей уровня жизни
2.2 Структура доходов многодетных семей
2.3 Бедность среди многодетных семей
2.3.1 Уровень, профиль и глубина бедности в соответствии с официальным подходом к измерению бедности
2.3.2 Бедность многодетных семей при использовании альтернативных подходов к ее определению и измерению
2.4 Жилищные условия многодетных домохозяйств
2.5 Здоровье и использование медицинских услуг детьми из многодетных семей
2.6 Питание многодетных семей
2.6.1 Основные характеристики питания многодетных семей
2.6.2 Особенности питания бедных многодетных семей
2.7 Проблемы реализации экономической активности в семьях с детьми
2.8 Участие многодетных семей в социальных программах

Глава 3
Региональные особенности законодательного обеспечения государственной политики социальной поддержки многодетных семей

3.1 Краткий анализ федерального законодательства по вопросам государственной поддержки многодетных семей
3.2 Нормативно-правовая база субъектов Российской Федерации по регулированию государственной политики в отношении многодетных семей
3.2.1 Определение многодетности при проведении региональной социальной
политики
3.2.2 Натуральные льготы многодетным семьям, определенные Указом Президента РФ №431 от 5.05.1992г.
3.2.3 Дополнительные денежные выплаты и пособия для многодетных семей
3.2.4 О нормативно-правовом обеспечении мер региональной политики по государственной поддержке многодетности в ряде национальных республик Российской Федерации, а также в г. Москве
3.2.5 Моральная поддержка многодетных семей и многодетных матерей
3.2.6 Типология регионов (субъектов РФ) по степени социальной защищенности многодетных семей
3.2.7 О совершенствовании законодательного обеспечения государственной политики в отношении многодетных семей в связи с реализацией мер демографической и семейной политики, предложенных в Послании Президента Российской Федерации на 2006 год

Заключение.

Выводы и предложения по совершенствованию системы социальной поддержки многодетных семей мониторинга бедности и социальной исключенности

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.