|
 |
АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ПОЛОЖЕНИЯ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ
Руководитель проекта: Л.М.Прокофьева
М., 2007, 117 страниц
|
Различия между регионами по глубине многодетности
семейных ячеек (стр. 10)
Доля семейных ячеек с 5 и более детьми в общем числе
многодетных, %
|
Число регионов
|
>10%
Максимальная глубина: Ингушетия - 34,4% Осетия -19,5%
Чечня -17,5% Ямало-Ненецкий АО - 12,5%
|
8 регионов
|
От 5 до 10%
|
65 регионов
|
< 5%
Минимальная глубина: Ханты-Мансийский АО - 3,4% Камчатская
обл. - 3,6% Удмуртия - 3,7% Москва - 3,8%
|
16 регионов
|
Риски и профиль бедности и дефицита доходов в
разрезе социально-демографических групп домохозяйств и типов
регионов, данные НОБУС, 2 квартал 2003 г., % (стр. 33)
Демографический тип семьи:
|
Много-детные семьи
|
Другие семьи с детьми
|
Домохо-зяйства без детей
|
Все домохо-зяйства
|
Риск бедности, %
|
1 - столичные агломерации
|
49,5
|
31,0
|
7,7
|
13,6
|
2 - более развитые индуструально-ресурсные и экспортные
регионы
|
74,6
|
39,6
|
16,0
|
25,9
|
За - Черноземье и Юг
|
78,3
|
46,1
|
17,2
|
29,0
|
3б - Европейский центр
|
83,0
|
52,0
|
17,8
|
30,9
|
4 - более освоенные восточные регионы переходного типа
|
88,1
|
53,4
|
23,8
|
36,4
|
5 - слабоосвоенные северо-восточные ресурсные регионы
|
75,8
|
45,6
|
26,2
|
36,7
|
6 - этнические регионы Кавказа
|
70,1
|
48,5
|
17,5
|
34,1
|
Профиль бедности, %
|
1 - столичные агломерации
|
0,6
|
57,3
|
42,2
|
100,0
|
2 - более развитые индуструально-ресурсные и экспортные
регионы
|
4,5
|
57,9
|
37,5
|
100,0
|
3а-Черноземье и Юг
|
4,6
|
59,0
|
36,5
|
100,0
|
3б - Европейский центр
|
3,4
|
60,4
|
36,2
|
100,0
|
4 - более освоенные восточные регионы переходного типа
|
5,2
|
55,4
|
39,4
|
100,0
|
5 - слабоосвоенные северо-восточные ресурсные регионы
|
8,5
|
54,1
|
37,4
|
100,0
|
6 - этнические регионы Кавказа
|
16,0
|
57,4
|
26,6
|
100,0
|
Средний дефицит дохода, в % от ПМ
|
1 - столичные агломерации
|
31,8
|
21,8
|
17,9
|
20,2
|
2 - более развитые индуструально-ресурсные и экспортные
регионы
|
40,2
|
30,9
|
25,8
|
29,4
|
3а-Черноземье и Юг
|
45,4
|
31,1
|
24,6
|
29,4
|
3б - Европейский центр
|
44,0
|
30,1
|
25,3
|
28,9
|
4 - более освоенные восточные регионы переходного типа
|
47,9
|
34,6
|
27,2
|
32,4
|
5 - слабоосвоенные северо-восточные ресурсные регионы
|
46,5
|
32,5
|
28,2
|
32,1
|
6 - этнические регионы Кавказа
|
35,6
|
30,6
|
27,5
|
30,6
|
Профиль дефицита доходов, %
|
1 - столичные агломерации
|
0,9
|
70,8
|
28,3
|
100,0
|
2 - более развитые индуструально-ресурсные и экспортные
регионы
|
10,6
|
67,5
|
21,9
|
100,0
|
3а-Черноземье и Юг
|
11,1
|
68,3
|
20,6
|
100,0
|
3б - Европейский центр
|
8,8
|
69,7
|
21,4
|
100,0
|
4 - более освоенные восточные регионы переходного типа
|
12,2
|
65,4
|
22,3
|
100,0
|
5 - слабоосвоенные северо-восточные ресурсные регионы
|
21,1
|
58,8
|
20,1
|
100,0
|
6 - этнические регионы Кавказа
|
25,6
|
58,2
|
16,2
|
100,0
|
Оценки здоровья детей в возрасте до 18 лет в зависимости
от типа семьи и от количества детей (стр.49)
Типы семьи
|
% детей с оценками здоровья
|
Средняя оценка
|
Хорошие
|
Удовлетворит.
|
Плохие
|
Типология в зависимости от числа детей
|
Семьи с 1 ребенком
|
57,4
|
38,6
|
3,8
|
3,56
|
Семьи с 2 детьми
|
52,7
|
40,9
|
3,8
|
3,52
|
Семьи с 3 детьми
|
53,8
|
42,6
|
3,5
|
3,49
|
Семьи с 4 детьми и больше
|
54,0
|
23,3
|
2,7
|
3,58
|
Типология по многодетности
|
Многодетные семьи
|
53,8
|
42,9
|
3,3
|
3,53
|
Малодетные сеьми (1-2 ребенка)
|
56,5
|
39,8
|
3,8
|
3,55
|
Типология в зависимости от наличия супружеской
пары
|
Полные семьи с 1-2 детьми
|
55,5
|
40,8
|
3,7
|
3,55
|
Полные семьи с 3 и более детьми
|
55,4
|
40,7
|
3,8
|
3,54
|
Неполные семьи с 1-2 детьми
|
55,4
|
40,2
|
4,4
|
3,53
|
Неполные семьи с 3 и более детьми
|
44,0
|
53,7
|
2,3
|
3,43
|
Образование взрослых респондентов в домохозяйствах
с детьми и без детей, % к итогу (стр. 63)
Образование
|
Домохозяйства с количеством детей:
|
Домо-хозяйства без детей
|
Всего
|
1
|
2
|
3
|
4 и более
|
Не имеет начального
|
0,7
|
0,8
|
1,4
|
2,8
|
2,9
|
2,0
|
Начальное общее (начальное)
|
2,8
|
2,9
|
3,2
|
4,8
|
11,3
|
7,6
|
Основное общее (неполное среднее)
|
8,6
|
9,2
|
14,8
|
17,9
|
14,6
|
12,2
|
Среднее (полное) общее
|
22,5
|
23,2
|
31,2
|
39,0
|
19,0
|
20,0
|
Начальное профессиональное (с выдачей аттестата о среднем
образовании)
|
7,9
|
8,8
|
8,3
|
6,4
|
5,7
|
6,8
|
Начальное профессиональное (без выдачи аттестата о
среднем образовании)
|
3,8
|
3,9
|
3,6
|
2,5
|
3,1
|
3,4
|
Среднее профессиональное (среднее специальное)
|
31,2
|
32,2
|
24,7
|
20,2
|
24,1
|
27,1
|
Неполное высшее профессиональное (незаконченное высшее)
|
4,7
|
3,1
|
1,9
|
1,6
|
4,2
|
4,1
|
Высшее профессиональное (высшее)
|
17,7
|
15,8
|
10,8
|
4,8
|
14,9
|
15,7
|
Послевузовское профессиональное
|
0,1
|
0,1
|
0,1
|
0,0
|
0,2
|
0,2
|
Концентрация видов социальной помощи в зависимости
от типа домохозяйства, % (стр. 87)
Семьи с 3 и более детьми
|
Семьи с 3 и более детьми, но есть дополнительные
меры для семей с 4 или 5 детьми
|
Семьи с 4 или 5 детьми
|
Области: Архангельская, Псковская, Мурманская, Вологодская,
Брянская, Московская, Смоленская, Тверская, Ярославская,
Кировская, Костромская, Белгородская, Во-ронежская,
Курская, Липецкая, Тамбовская, Орловская, Саратовская,
Амурская, Ульяновская, Ростовская, Ивановская, Свердловская,
Новосибирская, Омская; Края: Алтайский, Краснодарский,
Ставропольский, Хабаровский; Республики: Дагестан, Адыгея
Татарстан, Северная Осетия-Алания, Хакасия, Кабардино-Балкария,
Алтай; Автономные округа: Ханты-Мансийский, Эвенкийский,
Коми-Пермяцкий, Еврейская АО
Вся помощь или некоторые ее виды оказываются при условии
низких доходов: Республики: Калмыкия, Удмуртия, Карачаево-Черкесская,
Бурятия, Карелия; Области: Оренбургская, Пермская, Самарская,
Калининградская, Ленинградская, Новгородская, Магаданская,
Нижегородская, Тульская, Тюменская, Курганская, Иркутская,
Челябинская, Томская, Камчатская; Агинский Бурятский
АО.
|
Республики: Мордовия, Саха (Якутия), Коми;
Области: Пензенская, Рязанская, Калужская, Астраханская,
Волгоградская; Приморский край, Города: Москва, Санкт-Петербург;
Корякский АО (при условии низких доходов), Башкортостан
(при условии низких доходов), Кемеровская (при условии
низких доходов), Таймырский АО (при условии низких доходов);
|
Республики: Тыва (4 и более), Ингушетия (5 и более
детей), Марий Эл (4 и более), Сахалинская область (4
и более)
Красноярский край - 5 и более детей, а также
малоимущие семьи с 2 и 3-мя близнецами
Читинская (5 и более при условии низких доходов)
Владимирская (4 и более
при условии низких доходов)
Чувашская Республика -полные семьи с 4 и более детьми
и неполные - с 3 и более детьми
|
Примечания
- Нет данных: Чеченская Республика, Усть-Ордынский
Бурятский АО.
- Есть незначительные меры поддержки многодетных
семей, но не определено сколько это детей (скорее всего
– семьи с тремя и более детьми): Чукотский, Ямало-Ненецкий,
Ненецкий АО.
- Примечание: следует отметить, что не все территории
дают определение многодетности, но, судя по реализуемым
мерам, относят к ним семьи с тремя и более детьми
|
Главная цель исследования - на основании анализа социально-экономического
положения семей с детьми и в первую очередь многодетных семей, а
также степени адекватности и эффективности мер социальной поддержки
нуждающихся семей на федеральном и региональном уровне подготовить
рекомендации для совершенствования системы социальной политики,
направленной на снижение уровня бедности и социальную адаптацию
многодетных семей.
Основной информационной базой исследования служит Национальное
обследование благосостояния домохозяйств и участия в социальных
программах - НОБУС.
В ходе исследования изучалась практика оказания социальной
помощи многодетным семьям на региональном уровне: критерии многодетности
и нуждаемости в социальной поддержке, распределение полномочий по
поддержке многодетных семей на уровне региона, совмещение денежных
и натуральных форм оказания помощи.
Издание включает диск, содержащий текст книги в pdf
- формате, резюме доклада в doc формате, а также несколько приложений.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1
Демографическая характеристика многодетности в России: современное
положение, основные тенденции, региональные различия
1.1 Масштабы и динамика многодетности в России
1.2 Типология субъектов Российской Федерации по доле многодетных
семей в общем числе домохозяйств в 2002 году
Глава 2
Уровень и качество жизни многодетных семей
2.1 Динамика основных показателей уровня жизни
2.2 Структура доходов многодетных семей
2.3 Бедность среди многодетных семей
2.3.1 Уровень, профиль и глубина бедности в соответствии с официальным
подходом к измерению бедности
2.3.2 Бедность многодетных семей при использовании альтернативных
подходов к ее определению и измерению
2.4 Жилищные условия многодетных домохозяйств
2.5 Здоровье и использование медицинских услуг детьми из многодетных
семей
2.6 Питание многодетных семей
2.6.1 Основные характеристики питания многодетных семей
2.6.2 Особенности питания бедных многодетных семей
2.7 Проблемы реализации экономической активности в семьях с детьми
2.8 Участие многодетных семей в социальных программах
Глава 3
Региональные особенности законодательного обеспечения государственной
политики социальной поддержки многодетных семей
3.1 Краткий анализ федерального законодательства по вопросам
государственной поддержки многодетных семей
3.2 Нормативно-правовая база субъектов Российской Федерации по
регулированию государственной политики в отношении многодетных
семей
3.2.1 Определение многодетности при проведении региональной социальной
политики
3.2.2 Натуральные льготы многодетным семьям, определенные Указом
Президента РФ №431 от 5.05.1992г.
3.2.3 Дополнительные денежные выплаты и пособия для многодетных
семей
3.2.4 О нормативно-правовом обеспечении мер региональной политики
по государственной поддержке многодетности в ряде национальных
республик Российской Федерации, а также в г. Москве
3.2.5 Моральная поддержка многодетных семей и многодетных матерей
3.2.6 Типология регионов (субъектов РФ) по степени социальной
защищенности многодетных семей
3.2.7 О совершенствовании законодательного обеспечения государственной
политики в отношении многодетных семей в связи с реализацией мер
демографической и семейной политики, предложенных в Послании Президента
Российской Федерации на 2006 год
Заключение.
Выводы и предложения по совершенствованию системы социальной поддержки
многодетных семей мониторинга бедности и социальной исключенности
|