|
Матрица Хэддона
Сергей Сысоев
Факультет прикладной политологии ГУ ВШЭ, гр. 641
К началу 70-х годов ХХ века в развитых странах
обострилась проблема повышения уровня смертности среди людей работоспособного
возраста. В качестве одной из основных причин, вызывающей наиболее
негативные последствия, была названа высокая смертность в результате
«автомобильных травм»I.
Устойчивая тенденция роста смертности молодого поколения
обусловила необходимость поиска выхода из сложившейся ситуации.
Одну из научных гипотез снижения смертности на дорогах предложил
В. Хэддон в 1972 г.II
Доктор В. Хэддон – врач, известный также как инженер,
в конце 50-х годов ХХ в. работавший над «планом безопасных
дорог» в СШАIII.
Он предложил модель анализа опасных для здоровья людей ситуаций
на дорогах на основе «эпидемиологической триады».
Было отмечено, что ключевым моментом для установления
контроля над большинством заболеваний и происшествий является «выделение
их этиологических или причинных факторов, а также способы нанесения
вреда здоровью людей»IV.
По этой схеме В. Хэддон классифицировал факторы риска применительно
к ДТП, разработав матрицу, получившую название Матрицы Хэддона (табл.
1)V.
Таблица 1. Матрица Хэддона
Факторы
|
Фаза
|
Человек
|
Транспортное средство и оборудование
|
Окружающая среда
|
До аварии
|
Предупреждение аварии
|
- Информированность;
- Поведенческие установки;
- Проблемы со здоровьем;
- Полицейский контроль
|
- Эксплуатационная пригодность дороги;
- Освещение;
- Состояние тормозной системы;
- Качество управления автомобилем;
- Соблюдение скоростного режима
|
- Дизайн и разметка дороги;
- Ограничения скорости;
- Сооружения и устройства для пешеходов
|
Во время аварии
|
Предупреждение травматизма во время аварии
|
- Использование ремней безопасности;
- Проблемы со здоровьем
|
- Наличие и использование ремней безопасности пассажирами;
- Другие приспособления для обеспечения безопасности
- Противоаварийный дизайн автомобиля
|
- Дорожные объекты, предотвращающие аварии
|
После аварии
|
Поддержание жизни
|
- Навыки оказания первой помощи;
- Доступность медицинской помощи
|
- Легкий доступ к месту происшествия;
- Риск возгорания
|
- Наличие служб спасения;
- Наличие пробок на дорогах
|
Суть Матрицы Хэддона состоит в следующем: на основе
выделения определённых групп факторов риска по времени, предлагается
система контрмер упреждения / смягчения / снижения негативных
последствий ДТП до аварии / во время аварии / после аварии
соответственно. Группы факторов риска, выделяемые по времени своего
проявления, в каждой фазе влияют на «эпидемиологическую триаду –
человек, машина, окружающая среда»VI.
Существенным недостатком Матрицы Хэддона, по мнению
специалистов ВОЗ, является её неэффективность при учёте мер, «которые
предпринимаются для снижения опасного воздействия транспорта в области
землепользования, городского дизайна и транспортной политики»VII.
Такие меры предполагают, например, анализ и экспертные оценки влияния
проектов на безопасность принимаемых решений по планированию; призыв
к использованию более безопасных способов передвижения и т. п.
Тем не менее, несмотря на эти ограничения, которые,
скорее, относятся к транспортной политике, Матрица Хэддона стала
широко применяться в здравоохранении. Это побудило В. Хэддона,
совместно с С. Бейкер, в 1974 г. модифицировать свою концепцию,
применив классификацию факторов риска к следующим ситуациям, вызывающим
травматизм: ушибы и сотрясения, пожар, электрический «удар», отравление
ядовитыми веществами, плавание и купание (табл. 2) VIII.
Таблица 2. Модели поведения для минимизации последствий
травматизма
Фаза
|
Тип происшествия
|
До
|
Во время
|
После
|
Ушибы, сотрясения (например, от падений)
|
- Программы борьбы с алкоголизмом;
- Перила и поручни на лестницах
|
- Освещение на месте происшествия;
- Мягкая «подушка» на полу;
- «Защитный шлем»
|
- Хорошо подготовленные команды на санитарном транспорте;
- Хорошо оборудованные машины «скорой помощи»;
- Воздушные шины
|
Пожар
|
- Недоступность спичек для детей;
- Аннулирование напольных обогревателей;
- Вентиляция
|
- Покрытие антипирена;
- Снижение температуры поверхности обогревателей;
- Наличие огнетушители в зданиях
|
- Ожоговые центры;
- Кожная пластика;
- Реабилитация
|
Электрический «удар»
|
- Закрытые и исправные электрические розетки;
- Изоляция подручного инструмента и электропроводки;
|
- Устройства размыкания сети;
- Пробки
|
- Сердечно-лёгочная реанимация;
- Оборудование
|
Отравление ядовитыми веществами
|
- Недоступность препаратов для детей;
- Отсутствие паров газа СО в кабине автомобиля;
|
- Снижение воздействия ядосодержащих очищающих средств;
- Хранение ядовитых веществ в малых дозах
|
- Информационные центры, дающие информацию о ядовитых веществах;
- Центры детоксификации
|
Плавание и купание
|
- Ограждения вокруг мест для плавания;
- Дренирование прудов
|
- Спасательные жилеты;
- Занятия плаванием
|
- Тренинги по спасению жизни;
- Обучение техникам реанимирования населения
|
Из таблицы 2 видно, что Матрица осталась без одного
из своих краеугольных камней в начальной версии – «эпидемиологической
триады», но сохранила выделение рисков по времени. Возможно, трансформация
Матрицы вызвана тем, что В. Хэддон, расширив ситуативную часть,
адаптировал её именно к требованиям системы здравоохраненияIX,
где приоритетными являются профилактические мероприятия более общего
характера, нежели в ситуации с ДТП как частным случаем травматизма.
Поэтому детализация в виде «эпидемиологической триады», перестав
играть определяющую роль, не была выделена в качестве одной из основных
компонент концепции.
Матрица Хэддона высоко оценивается специалистами как
модель анализа, помогающая «понять процессы, влекущие травматизм,
а также выработать меры, упреждающие его»X.
Её ценность заключается в попытке «применения научных принципов
к пониманию травматизма»XI.
Так или иначе, основной целью любой методики остаётся
«снижение человеческих потерь в результате травматизма»XII.
Матрица Хэддона в данном случае является попыткой анализа и классификации
факторов риска, которые могут привести к гибели человека. В. Хэддон
демонстрирует, что на каждой из трёх стадий можно и необходимо бороться
за человеческую жизнь, но для этого необходим целый комплекс мер,
выполнение огромного количества условий, а также координация деятельности
и отлаженный механизм взаимодействия различных служб.
Литература
- Рачиоппи Ф., Эриксон Л., Тингвалл К., Вильявесес
А. Предупреждение дорожно-транспортного травматизма: перспективы
здравоохранения в Европе. Всемирная организация здравоохранения,
2004.
- Baker S. P., Haddon W., Jr. (1974) Reducing
Injuries and Their Results: The Scientific Approach // The Milbank
Memorial Fund Quarterly. Health and Society, Vol. 52, No. 4. Р. 377 – 389.
- Haddon’s Matrix: [Электронный документ] // http://www.health.qld.gov.au/chipp/what_is/matrix.asp.
Проверено 30. 04. 08.
- Haddon W. Jr. (1972) A Logical Framework for Categorizing
Highway Safety Phenomena and Activity. Journal of Trauma, Vol. 12.
Р. 193 – 207.
- Peden M. et al., eds. (2004) World Report on Road
Traffic Injury Prevention. Geneva: WHO, 2004.
- Runyan C. W. (2003) Introduction: Back to the
Future – Revisiting Haddon’s Conceptualization of Injury Epidemiology
and Prevention // Epidemiologic Reviews, Vol. 25. P. 60 – 64.
I
Baker S. P., Haddon W., Jr. (1974) Reducing Injuries
and Their Results: The Scientific Approach // The Milbank Memorial
Fund Quarterly. Health and Society, Vol. 52, No. 4. P. 377. II
Haddon W., Jr. (1972) A Logical Framework for Categorizing
Highway Safety Phenomena and Activity. Journal of Trauma, Vol. 12.
Р. 193 – 207.
III Haddon’s Matrix:
[Электронный документ] // http://www.health.qld.gov.au/chipp/what_is/matrix.asp
IV
Baker S. P., Haddon W., Jr. Reducing Injuries and Their
Results: The Scientific Approach // The Milbank Memorial Fund Quarterly.
Health and Society, Vol. 52, No. 4, (Autumn, 1974). P. 378. V
5. Peden M. et al., eds. (2004) World Report on Road Traffic
Injury Prevention. Geneva: WHO, 2004. P. 13. VI
Рачиоппи Ф., Эриксон Л., Тингвалл К., Вильявесес А. Предупреждение
дорожно-транспортного травматизма: перспективы здравоохранения в
Европе. Всемирная организация здравоохранения, 2004. С. 44. VII
Там же. VIII
Baker S. P., Haddon W., Jr. (1974) Reducing Injuries
and Their Results: The Scientific Approach // The Milbank Memorial
Fund Quarterly. Health and Society, Vol. 52, No. 4. P. 380. IX
Рачиоппи Ф., Эриксон Л., Тингвалл К., Вильявесес А. Предупреждение
дорожно-транспортного травматизма: перспективы здравоохранения в
Европе. Всемирная организация здравоохранения, 2004. С. 44. X
Runyan C. W. (2003) Introduction: Back to the
Future – Revisiting Haddon’s Conceptualization of Injury Epidemiology
and Prevention // Epidemiologic Reviews, Vol. 25. P. 61. XI
Там же. С. 63. XII
Baker S. P., Haddon W., Jr. (1974) Reducing Injuries
and Their Results: The Scientific Approach // The Milbank Memorial
Fund Quarterly. Health and Society, Vol. 52, No. 4. P. 378.
|