Rambler's Top100

№ 329 - 330
14 - 27 апреля 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Профессия: исследователь 

Как ответить на демографические вызовы? Российско- германский диалог


Google
Web demoscope.ru

Как ответить на демографические вызовы? Российско- германский диалог

Новые для истории человечества демографические тенденции затрагивают все страны, хотя и по-разному. Для промышленно развитых стран они оборачиваются низкой рождаемостью, депопуляцией, демографическим старением, вызовами массовой иммиграции.

Россия и Германия относятся к числу стран, для которых демографические изменения и порождаемые ими проблемы оказываются наиболее чувствительными. Не удивительно, что все они оказались в центре внимания Германо-российского политического диалога.

Первая встреча в рамках этого поддерживаемого Фондом Роберта Боша диалога по демографическим проблемам состоялся осенью 2007 г. в Берлине. Вторая, содержание которой красноречиво выражено в ее

Маркус Эдерер, Ингрид Хамм,
Евгений Ясин, Анатолий Вишневский

названии - "Как преодолеть демографические вызовы?", прошла 17 апреля в Москве при активном участии Министерств Иностранных дел России и Германии, Посольства Германии в России, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Государственного университета - Высшей школы экономики.

В поисках ответа на поставленный перед участниками диалога вопрос за круглым столом собрались представители парламентов стран-участниц, а также Европарламента, руководители департаментов министерств и ведомств (Министерства иностранных дел России и Германии, Министерство здравоохранения Германии, МЭРТ РФ, Минздавсоцразвития РФ, Министерство образования и науки РФ, Федеральная миграционная служба РФ, Федеральная служба по труду и занятости РФ, Росстат), эксперты академических институтов и университетов: Института демографических исследований Общества Макса Планка (Росток), Университета им. Гумбольдта (Берлин), ГУ-ВШЭ, МГУ им. Ломоносова, Российского государственного социального университета, бизнеса (Daimler AG, Pfizer AG), общественных организаций (Общественная палата РФ, Российский союз промышленников и предпринимателей).

Говоря о задачах Московского диалога, его участники уже в его вступительной части подчеркнули сходство большинства проблем, связанных с демографическими изменениями (низкая рождаемость, старение, миграция и интеграция) и стоящих перед Россией и Германией. Так, согласно имеющимся национальным оценкам, из-за низкой рождаемости за период с 2008 по 2050 г. численность населения Германии сократится с 82 до 74,5 млн. человек, России - с 142 до 123 млн. человек. Сокращение население в этих странах сопровождается ростом доли пожилого населения. В Германии лица в возрасте старше 60 лет в 2050 г. составят 38% от численности всего населения страны вместо 25% в настоящее время, в России - соответственно 27% против нынешних 17%.

В то же время, из-за быстрого роста населения развивающихся стран их доля в населении Земного шара увеличится за тот же период с 81% до 86%. В 2050 году в этих странах будет проживать почти 90% всего трудоспособного населения мира. Сохранение неравенства между богатым "Севером" и бедным "Югом", а также различия в характере демографических процессов между ними в условиях глобализации будут задавать направление и объемы международных миграционных потоков.

Осознание общности демографических вызовов, стоящих перед Россией и Германией, - важный компонент диалога между политиками, управленцами и экспертами обеих стран, который помогает глубже оценить масштабы последствий демографических изменений, а сравнение подходов России и Германии к решению тех или иных проблем способствует выработке оптимальных политических стратегий в области здравоохранения, образования, социального обеспечения и др. Вообще, демографическая проблематика дает еще один сильный стимул для развития кооперации между Европейским Союзом и Россией, поскольку демографические вызовы не знают границ.

В выступлениях была подчеркнута такая специфика современных демографических процессов, как их необратимость. По мнению Маркуса Эдерера (директор Департамента внешнеполитического планирования Министерства иностранных дел Германии), можно говорить только о нашей адаптации к глобальным демографическим вызовам. Сокращение численности населения само по себе не означает снижения конкурентоспособности, которая зависит от целого ряда факторов. Евгений Ясин (научный руководитель ГУ-ВШЭ, член Общественной палаты РФ) в своем выступлении подчеркнул, что задача демографов заключается в том, чтобы объяснить политикам, что многие демографические вызовы не только определены, но с ними объективно ничего нельзя поделать.

Первая часть диалога была посвящена Политическим вызовам и демографическим изменениям в России и Германии. Бывший премьер - министр Саксонии Курт Биденкопф отметил, что сложность задач, стоящий перед политиками в связи с демографическими изменениями заключается в том, что эти изменения ставят качественно новые проблемы, например, в сфере образования, здравоохранения, которые еще до конца не осознаны.

Его идею развил Рупрехт Поленц (Глава Комитета по международным отношениям Бундестага). Проанализировав демографическое развитие Германии, он, в частности, отметил, что на демографические изменения быстрее всех реагирует экономика, например, на потребности растущего пожилого населения. Политикам потребуется смена поколений, чтобы понять характер демографических изменений. Например, важно осознать, что за сокращением численности детей не должно последовать сокращение инвестиций в образование. Демографическое старение в целом нарушает структуру взаимодействия между поколениями, между настоящими и будущими. Поэтому должна проводиться более сбалансированная политика в области использования общественных фондов. Субсидиарность и солидарность - два ключевых подхода к решению проблем, вызванных старением. По мнению Р.Поленца с точки зрения демографического и социального развития предпочтительнее, если государство передаст часть некогда отобранных им функций обратно семье и местным общинам, чтобы они могли определять стратегию собственного развития.

Курт Биденкопф

Рупрехт Поленц

Директор института демографии ГУ-ВШЭ Анатолий Вишневский подчеркнул, что, при схожести тенденций рождаемости и миграционного прироста, Россия, в отличие от Германии, пока не нашла ответа на вызов высокой смертности. Он также обратил внимание на то, что, хотя население России моложе населения Германии, из-за быстрого сокращения численности населения в трудоспособных возрастах Россия в ближайшие годы столкнется со значительным ростом демографической нагрузки, которая в последние годы по ряду причин была минимальной за послевоенный период.

Вторая по очередности тема диалога была посвящена проблеме рождаемости и воспитанию детей. По мнению Натальи Карпович (первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по вопросам семьи, женщин и детей) в России государство создает стимулы для рождения детей. Благодаря этому уже в 2007 г. отмечен прирост в рождениях. Однако помимо обозначенных мер в сферу стимулирования рождаемости следует включить вопросы обеспечения семей достойной зарплатой, необходимо также расширять для семей с детьми налоговые и жилищные льготы, расширять доступ детям из многодетных семей к образованию. Она отметила, что, в отличие от той же Германии, в России нет органа, который отвечает за семейную или демографическую политику, что снижает эффективность такой политики. Отдельно Н. Карпович остановилась на проблеме социального сиротства, которая по-прежнему остро стоит в России.

Ханс Бертрам (Глава экспертной комиссии по подготовке седьмого доклада Федерального правительства по семье, Университет им. Гумбольдта) сосредоточил свое внимание на двух вопросах. Во-первых, территория Германии, как и других стран Европы, неоднородна по демографическому развитию, этническому составу и прочее. Поэтому, семейная полтика должна учитывать эти различия. Это положение тем более значимо на фоне расширяющейся пространственной сегрегации в городах с большим числом мигрантов. В целом в городах должна создаваться новая инфраструктура, ориентированная на детей. Вторая группа вопросов связана с тем, когда и кто принимает решение о рождении ребенка. Х.Бертрам показал, что уровень рождаемости зависит от профессий родителей, в частности, среди представителей новых профессий больше бездетных пар. По мнению докладчика, если человек хочет решать вопросы профессии, средний возраст рождения первого ребенка (27-28 лет) оказывается не оптимальным. Решение проблемы заключается в изменении жизненного цикла, в частности, таким образом, чтобы можно было продолжать образование в старших возрастах. Дети должны вписываться в новые временные рамки в жизненном цикле. Х.Бертрам считает полезным использование в Германии или шведского опыта (создание условий для сохранения полной или гибкой занятости) или французского опыта (создание условий для возвращения женщины к профессиональной деятельности после рождения третьего ребенка).

Наталья Карпович

Ханс Бертрам

Керстин Гризе (Председатель комитета Бундестага по семье, по делам женщин, пожилых и молодежи) остановилась на проблемах, порождаемых старением населения. В частности, она отметила активность и растущую востребованность лиц в пожилом возрасте. Многие проблемы старения можно решить в рамках семейной солидарной. Не следует отказываться от опыта пожилых людей, необходимо создавать возможность для получения пожилыми образования, что дает им новый шанс в жизни. Работа и активность - важный фактор профилактики многих заболеваний. Поэтому, например, следует поддерживать общественную работу пенсионеров. В то же время следует больше внимания уделять воспитанию молодежи с самого раннего возраста, создавать ей возможности получения хорошего образования. Сейчас в Германии многие дети заканчивают школу без аттестата. Возможности сочетания родительства и работы в Германии - не на европейском уровне. В настоящее время в Германии готовится новый закон по поддержке детей. В частности, предполагается, что предприятия будут играть большую роль в создании мира, который благоприятен для воспитания детей.

По-мнению Сергея Захарова (заместитель директора института демографии ГУ-ВШЭ) политические меры влияет только на календарь рождений, но не на уровень рождаемости в реальных поколениях. Вместе с тем, нормы и установки на рождение детей сильно различаются между Россией, восточной и западной частями Германии. В частности в Западной Германии 17% людей вообще не хотят иметь детей. В России таковых не более 5%. Подобные установки обрекают Германию ни низкую рождаемость в будущем. При оценке перспектив рождаемости следует учитывать сдвиги в жизненном цикле. Сейчас в России жизненный цикл претерпевает существенные изменения. Это касается начала половой жизни, партнерства, брака, родительства, образования, ухода из родительского дома, возраста матери при рождении детей. Насколько эффективными могут оказаться принятые в России пронаталистиские меры? По опросам, 81% респондентов считают, что они никак не скажутся на уровне рождаемости.

На отдельных аспектах реализации Концепции демографической политики, принятой в 2007 году, остановилась Ольга Шарапова (директор Департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства, Минздравсоцразвития РФ). По ее мнению, уже достигнуты положительные результаты. В частности, повысился уровень оказания медицинской помощи детям. В настоящее время многие дети, заканчивающие школу в 15-16 лет, имеют по 2-3 хронические заболевания. 5 млн. из них нуждаются в высокотехнологичной медицинской помощи. Нужны центры медицинской помощи для детей в регионах. Сейчас сдается 15 таких федеральных центров, еще 23 перинатальных центра строятся. У бедности в России - детское лицо, введение адресных пособий на рождение детей направлено на борьбу с бедностью. В настоящее время в России несколько видов семейных пособий, в том числе по беременности и родам, по рождению, до 1,5 года ребенку, пособия женщинам, которые не работают, ежемесячные детские пособия (до 18 лет) (получают 43% от субъектов РФ), пособия по содержанию детей в детских садах. Разрабатываются механизмы повышения доступности семьям ипотечных кредитов и социальные меры для возвращения женщин, родивших детей, к профессиональной деятельности (в т.ч. надомный труд, новые профессии). Другим проявлением эффекта от принятой концепции является резкое уменьшение числа детей-сирот. Появились новые формы приема детей в семьях. "Дети в трудных жизненных ситуациях" - это новая программа, поддержанная президентом.

Сергей Захаров

Ольга Шарапова

О проблемах усыновления в России рассказала Алина Левицкая (директор Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России). В банке данных Министерства находится 160 тысяч детей детей-сирот. В 2007 году были усыновлены 14073 ребенка. Из зарубежных стран только Франция и Италия имеют государственные представительства, связанные с усыновлением российских детей. В свою очередь, в России создаются школы приемных родителей.

Дискуссия по вопросам смертности и здравоохранения лишний раз показала, насколько существенны различия между Германией и Россией в сфере сохранения человеческой жизни. В то же время она казалась полезной для российской стороны с точки зрения выработки возможных направлений современной политики в области здравоохранения.

Депутат Европарламента Йорго Хацимаркакис подчеркнул успехи европейских стран в области снижения смертности и укрепления здоровья. Согласно прогнозным оценкам, новорожденная девочка в современной Германии, в среднем, проживет более 100 лет - цифра, которая кажется сегодня в России фантастической. Но в Европе главный индикатор здоровья сегодня - показатель не просто ожидаемой продолжительности жизни, а ожидаемой продолжительности здоровой жизни, т.е. жизни без болезней, травм или других патологических состояний. Компетенция Европейского Союза в области здравоохранения ограничены. Принятые в его органах документы, в частности Единая программа по здравоохранению, дополняются национальными программами. Европейский Союз разрабатывает общие нормативы или стандарты в области здравоохранения, но национальные Правительства могут их отклонить. Основными направлениями борьбы за сохранения здоровья населения в странах Евросоюза стали борьба с онкологическими заболеваниями, с курением, профилактика СПИДа и диабета. Большое внимание уделяется расширению доступности для населения самых разнообразных видов лекарств, а также предоставления широкой информации об их свойствах. Для решения проблемы поддельных лекарств необходимы новые, более жесткие законодательные акты. К стратегическим целям развития здравоохранения в условиях стареющего общества относится поддержание здоровья людей старшего возраста. Экономическая значимость этого направления политики в условиях сокращения численности молодого трудоспособного населения может оказаться очень высокой. Животрепещущими для современной Европы являются проблемы трансплантации органов, а также защита здоровья граждан от новых угроз, например, глобального изменения климата, что сопровождается распространением аллергических заболеваний. В качестве одного из главных факторов высокой эффективности системы здравоохранения в Германии Й. Хацимаркакис назвал создание системы равной доступности к медицинским услугам, как в сельской, так и в городской местности. В единой Европе развивается трансграничное предоставление медицинских услуг, а также новые технологии обслуживания населения, в частности телемедицина. Говоря о России, докладчик подчеркнул необходимость использования превентивных мер, в частности, борьбу с курением и чрезмерным употреблением алкоголя. В области борьбы с онкологическими заболеваниями будет полезен опыт европейских стран, как по организации, так и технологиям их ранней диагностики.

Научный сотрудник, Институт демографических исследований Общества Макса Планка Евгений Андреев проанализировал особенности изменения продолжительности жизни в странах Европы. С 1970 года только в трех из них (России, Белоруссии, Украине) произошло снижение ожидаемой продолжительности жизни. Но специфический "Коммунистический синдром" - рост мужской смертности после 1965 года до конца 1980-х - середины 1990-х наблюдался почти во всех странах, входивших в социалистический лагерь. Эффективность двух систем по отношению к здоровью населения наглядно продемонстрировал опыт Восточной Германии, где после присоединения в ФРГ и перехода к западногерманским медицинским стандартам продолжительность жизни увеличивалась за календарный год на полгода, а существовавший десятилетний разрыв в продолжительности жизни между "Востоком" и "Западом" в объединенной Германии почти исчез. Е. Андреев проанализировал теории, объясняющие высокий уровень смертности в России. В своем выступлении он подчеркнул существующую тесную обратную зависимость между смертностью от алкоголя (хороший индикатор уровня его потребления) и ожидаемой продолжительности жизни (коэффициент корреляции равен -0,93). Как показали исследования в Ижевске, потребление алкоголя дифференцировано в обществе в зависимости от уровня образования и других социальных характеристики населения. Именно в низкодоходных и малообразованных группах населения уровень смертности чрезвычайно высок. Борьба с пьянством в России - необходимая часть стратегии за продление человеческой жизни, хотя эта борьба требует введения непопулярных у населения мер.

Йорго Хацимаркакис

Евгений Андреев

В дополнение к сказанному Е. Андреевым, Алла Иванова (зав. Отделом Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения Росздрава) указала на такие важные факторы высокой смертности, как региональные различия и различия по типам поселений. Очень тяжелая ситуация в области охраны здоровья сложилась в малых городах России. В целом смертность в России значительно дифференцирована по социально-экономическим группам. Злоупотребление алкоголем - удел неработающего взрослого населения и лиц с низким уровнем профессиональной квалификации. Поэтому важнейшей частью политики в области укрепления здоровья должна стать социальная компонента, включающая в себя борьбу с бедностью и развитее жизненных перспектив для населения России. В качестве отдельной проблемы А.Иванова выделила проблему качеств российских данных о смертности и здоровье.

Алла Иванова

Ольга Антонова

Член правления известного производителя лекарств Pfizer AG (Швейцария) Ханс Грот остановился на некоторых сравнительных аспектах политики в сфере охраны здоровья и снижения смертности. Высокая смертность, особенно мужчин в трудоспособных возрастах, - это, несомненно, вызов для России, который в условиях сокращения численности населения может ускорить сокращение благосостояния страны. Статус здоровья - независимая и важнейшая компонента производительности труда. Экономике нужны здоровые люди! Население Германии в пожилой возраст вступает более здоровым. Можно ли изменить спектр смертности? У России для этого имеются необходимые ресурсы. В Германии на охрану здоровья тратится 11% ВВП, в России - только 5,5%. В качестве возможных первоочередных мер, направленных на улучшение здоровья населения России Х.Грот назвал борьбу с курением, туберкулезом, травматизмом. Уровень табакокурения, по его выражению, является индикатором народного здоровья. Также следует заметно расширить доступ всех категорий населения к современным медицинским услугам. Но вместе с тем, и население должно более активно включиться в борьбу за поддержание собственного здоровья. Этому, в частности, могут способствовать специальные школьные программы. В настоящее время, по мнению докладчика, у России есть все возможности для создания эффективной медицина.

В области миграции, идет ли речь о современных тенденциях или о целях миграционной политики, Германия и Россия имеют много общего. Миграционные вызовы оказались в центре внимания в заключительной части Германо-российского диалога. Манфренд Грунд (Член комитета Бундестага по международным отношениям) отметил значимость программ привлечения мигрантов в условиях сокращения населения. Поток мигрантов должен соответствовать потребностям экономики. Однако в этих программах важное место должен занимать вопрос о качестве мигрантов. Другой важной составляющей миграционной политики должно стать предупреждение оттока населения, особенно его высококвалифицированной части за рубеж. Иначе от того же возможного повышения рождаемости не будет проку. Утечка мозгов из Германии в США - серьезная проблема. Необходимо открыть молодому поколению новые возможности для занятости в инновационных отраслях в своей собственной стране, а доля занятых в науке в Германии должна стать равной той, которая наблюдается в США. Важнейший вопрос, связанный с миграцией, - это проблемы интеграции мигрантов. После многих лет неудачной политики интеграции, или точнее говоря - ее отсутствия, в Германии начали реализовывать соответствующие программы. Они предполагают, в частности, обязательное посещение мигрантами курсов по немецкому языку и культуре Германии. Задача интеграционных программ - сократить дистанцию между коренным населением и мигрантами. Как показывает немецкий опыт, при отсутствии надлежащих мер, интеграция может превратиться в серьезную социально-политическую проблему и для России.

Особенности российской политики в области трудовой миграции были выделены в выступлении Ирины Малахи (начальник управления альтернативной гражданской службы и трудовой миграции Федеральной службы по труду и занятости Российской Федерации). Уровень безработицы в России снижается (5,8% в настоящее время), что определяется динамикой макроэкономических показателей. Ситуация на рынке труда в России сильно различается по регионам, например, в Москве и на Северном Кавказе. В России с ее огромными пространствами недостаточно полно используется механизм внутренней миграции для повышения эффективности функционирования национального рынка труда. Именно этому направлению миграционной политики следует уделять повышенное внимание. Отдельное направление миграционной политики - привлечение в страну соотечественников. По словам И. Малахи, в современной России внешняя трудовая миграция существенно влияет на рынок труда. Легальная внешняя трудовая миграция охватывает более 1 млн. человек, масштабы нелегальных потоков - выше. Оценки расходятся от 3-5 до 15 млн. В 2007 году для стран с безвизовым режимом была установлена рабочая квота в 6 млн. человек. В настоящее время работодатели подготовили заявки на 3 тысячи профессий, которые должны быть удовлетворены за счет привлечения 1,2 млн. иностранных работников.

О проблемах миграции и демографии, стоящих перед региональными органами власти, рассказал на примере земли Барнденбург Томас Кралински (член парламента земли Бранденбург). Уровень рождаемости в Бранденбурге - один из самых низких в Германии, а уровень старении - один из самых высоких. После воссоединения страны, более трети населения покинули эту провинцию. Причем проблема миграции - эта не только проблема количества, но и качества населения. Так, в последние год Бранденбург покидают преимущественно молодые женщины, без которых невозможен демографический рост. Что делать в этих условиях? По мнению Т.Кралински, вопросы управления миграцией тесно связаны с образовательной политикой. В настоящее время в Бранденбурге дефицит специалистов измеряется величиной в 200 тыс. человек. Соответственно, нужно инвестировать ресурсы в среднюю и высшую школу, менять схемы взаимодействия между школами и институтами, с одной стороны, и фирмами и компаниями, с другой. В школах надо давать детальное представление о профессиях, на которые имеется повышенный спрос. В условиях низкой рождаемости профессиональная направленность должна стать составной частью семейной политики, поскольку родители часто не имеют представления о складывающейся на рынке труда ситуации. В условиях депопуляции возрастает роль инфраструктуры, которая может компенсировать недостаток населения. Речь идет в первую очередь, о новых каналах связи, Интернете, новых транспортных потоках, которые повышают мобильность населения, а также служб, предоставляющих разного рода услуги. Общество должно быть активно вовлечено в интеграционные процессы со всех сторон. В некоторых районах Брандебурга мигранты составляют 30% населения. Очевидно, что терпимость требует определенных усилий. В политике речь должна идти не просто о сокращении населения, а об упорядоченной экономике в условиях его сокращения. Например, неиспользуемые территории следует превращать в парки, а неиспользуемые строения надо сносить. Очевидно, внутрирегиональное развитие должно быть сбалансированным с точки зрения демографического развития и миграционных процессов.

Говоря о Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, Ольга Воробьева (зав. Кафедрой демографии и статистики МГСУ) отметила ее чрезвычайно низкую эффективность. Хотя на эту Программу выделены огромные деньги и ожидается переселение десятков тысяч семей в течение ближайших лет, пока число переселившихся в Россию за год не превысило пока 200 человек.
На основных изменениях в миграционных тенденциях и направлениях миграционной политики в России и Германии остановился в своем выступлении Михаил Денисенко (заместитель директора института демографии ГУ-ВШЭ). До конца 1980-х гг. в Германии миграционный приток формировался за счет воссоединения семей и беженцев, а трудовая миграция была приостановлена после кризиса середины 1970-х годов. Бурный рост числа мигрантов в 1990-е годы был связан с развалом социалистической системы и притоком мигрантов, в первую очередь - репатриантов, из Восточной Европы и бывших союзных республик. В этот же период наблюдалось резкое увеличение миграционного прироста и в России за счет новых независимых государств. Однако в начале 2000-х гг. уровень международной миграции в Германии и России снизился. Более того, в последние годы из Германии наблюдается отток немецкого населения за океан. По уровню миграционного прироста Россия и Германия заметно уступают США, Канаде и Австралии. В условиях глобализации и высокой степени участия в международных миграционных потоках квалифицированных специалистов это означает отставание в темпах накопления человеческого капитала. Сейчас в центре внимания России и Германия находятся программы временной миграции. Но очевидно, что условиях грядущих демографических перемен и существующего экономического спроса, надо открывать новые и расширять старые каналы привлечения мигрантов, а также формировать механизмы отбора мигрантов. Определенные шаги в этом направлении Германия сделала в 2004 году, приняв новый Закон об иммиграции. Важной составляющей этого Закона является введение государственных программ интеграции мигрантов. В России вплоть до конца 1990-х годов внешняя миграция, по сути, продолжала оставаться внутренней: в страну приезжали те, кто родился в СССР, знал русский язык, был адаптирован к жизни в России. Сейчас в Россию приезжают мигранты, которые родились в суверенных государствах, которые не знают русского языка и плохо знакомы с российским образом жизни. Опыт Германии в области интеграции, как положительный, так и отрицательный, может быть полезен для России. Возможно, интеграционные программа должна выйти за пределы России, в частности, путем укрепления русских школ и создания филиалов российских вузов в бывших союзных республиках. Но лучший путь решения многих проблем в области миграции, как показывает пример Германии и всего Евросоюза, - это создание единого рынка труда и единого миграционного пространства в рамках СНГ.

Манфред Грунд

Михаил Денисенко

В заключение участники российско-германского диалога подчеркнули необходимость его продолжения. В качестве возможных тем для обсуждения в будущем предлагались проблемы миграции и интеграции, в равной мере стоящие перед обеими странами, а также проблемы высокой смертности в России, которые волнуют общественность и в Германии. Среди рекомендаций по итогам встречи следует отметить необходимость более тесного взаимодействия Министерств, отвечающих за семейную политику, политику в области образования и здравоохранения, более активное привлечение к диалогу представителей бизнеса. Также было рекомендовано усилить взаимодействие в области проведения демографических исследований и развития совместных образовательных программ, в частности между Институтом демографических исследований Общества Макса Планка и Институтом демографии ГУ-ВШЭ.

Максим Карагодин

Маркус Эдерер

Клаус Мангольд

Игорь Юргенс

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.