Rambler's Top100

№ 319 - 320
4 - 17 февраля 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Что есть Россия и российский народ

Институты и практики производства и воспроизводства этничности

Российский опыт этнической статистики коренных малочисленных народов Севера

Сохранение и развитие культурного многообразия в России. Правовой аспект

Бумеранг имеет свойство возвращаться...

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Российский опыт этнической статистики коренных малочисленных народов Севера

Валерий Степанов1

(UN Workshop on data collection and disaggregation for indigenous peoples.
New York, 19-21 January 2004.

http://www.un.org/esa/socdev/unpfii/pfii/Datacoll%20Stepanov%20(Russian).htm)

В России, по разным оценкам, насчитывается 40-60 малочисленных этнических групп, которые проживают в суровых условиях Севера. По предварительным итогам переписи 2002 года их общая численность составляет около 250 тыс. чел. Из-за сложностей статистического учета, только часть имеет официальный статус "коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока" (КМНС). Этот статус по закону предоставляет аборигенам государственные гарантии защиты коллективных прав, традиционного образа жизни, культуры и среды обитания2.

Устойчивое существование и развитие таких групп в значительной степени зависит от деятельности государства. Обязанность государства - помочь населению, проживающему в экстремальных природных условиях, не разрушая при этом самобытную этнокультурную среду. Судьба малых общностей, их идентичность, даже демографические параметры зависят от федеральной и региональной политики. Важнейшим инструментом такой политики является государственный статистический учет.

Статистический учет был организован в СССР еще в 1920-е годы. В 1925 г. постановлением правительства был утвержден список «малых народов Севера». Получившие особый статус, эти народы в ходе "социалистического развития" должны были достичь равенства с остальным населением СССР. Организационно-хозяйственные действия государства были направлены на защиту малочисленных народов от хищнической торговой эксплуатации приезжими с "большой земли", оказывалась экономическая помощь туземным общинам. Помимо всеобщей переписи, проведена специальная Приполярная перепись (1926—1927). Ею были учтены все оленеводческие, охотничьи и др. промысловые хозяйства коренных северян. Было положено начало статистического учета аборигенов Севера. И этот учет действует до сих пор.

Подсчет численности и выявление схемы расселения аборигенов производится двумя основными методами - посредством переписей и через систему постоянного учета. Учет аборигенов является частью государственной статистики.

В современной России особую значимость приобрела недавно проведенная Всероссийская перепись населения (2002 год). Она представляется важным событием самим этническим меньшинствам. Для них перепись - это уже в какой-то степени защита (хотя бы психологическая) своей групповой идентичности. Многие рассматривают перепись как способ обретения «официального» признания своих общин.

Ожидания малочисленных аборигенов, связаны с надеждой на адресную социальную поддержку со стороны государства. За это особенно активно выступают региональные ассоциации коренных малочисленных народов. В России действует закон, в котором сказано, что малочисленным является народ, численность которого составляет менее 50 тысяч человек.

Могут ли на самом деле материалы статистики способствовать сохранению уникальных культур аборигенов - вопрос открытый. Однако следует учитывать тот факт, что упоминание малочисленной группы в государственном списке является отправной точкой для разработки соответствующих государственных программ поддержки этнической культуры и языка. В России введены новые правовые акты о выделении аборигенам больших земельных угодий. Кроме того, согласно российскому законодательству, для коренных малочисленных народов предусмотрена возможность представительства в региональных и местных структурах власти на основе специальных квот. Поэтому очевидно, что статистические сведения о численности аборигенов необходимы.

I. Текущий статистический учет.

Основные информационные ресурсы о коренных малочисленных народах Севера

В России со времен СССР действует государственная система непрерывного статистического мониторинга важнейших сфер общественной жизни, называемая текущим статистическим учетом. Часть этой системы ориентирована на получение данных о малочисленных народах Севера. Причем сведения имеют как непосредственный, так и косвенный характер. В этом отношении данные государственного статистического учета предстают в виде трех типов:

  • прямые данные о малочисленных народах Севера (текущий учет демографических событий; государственное статистическое наблюдение занятости и образования; ведомственная статистика образования; ведомственная статистика публикаций)
  • косвенные сведения или частичные данные о малочисленных народах Севера (выборочное государственное статистическое наблюдение бюджетов домохозяйств)
  • фоновые данные. Как таковые, сведения о малочисленных народах Севера отсутствуют, но собираемые данные используются для управления северными территориями (государственное статистическое наблюдение ситуации в экономике, производстве, финансах, социальной инфраструктуре).

Таблица 1. Источники текущего статистического учета малочисленных народов Севера в России

назначение

вид статис-тического учета

итоговые данные

источник данных

охват КМНС3

непо-
средственное изучение КМНС

текущий учет

численность постоянного и временного населения

похозяйственные книги

неполный (только сельское население и только на территориях, имеющих соответствующий статус4)

непо-
средственное изучение КМНС

текущий учет

численность родившихся

ЗАГС

полный, но наибольший произвол в определении этнической принадлежности

непо-
средственное изучение КМНС

текущий учет

численность умерших с учетом этнической принадлежности

ЗАГС

полный, но недостаток данных об этнической принадлежности

общее

текущий учет

численность заключивших брак, численность расторгнувших брак

ЗАГС

полный, но недостаток данных об этнической принадлежности

общее

текущий учет

численность прибывших и выбывших на постоянное место жительства; этнический состав мигрантов

статистические талоны прибытия и убытия

полный (но не учитывается сельская миграция внутри административных районов и поэтому нет возможности выявить причины колебания численности на статусных территориях)

непо-
средственное изучение КМНС

текущий учет (региональный вариант)

те же показатели, как в федеральной статистике, но по дополнительному списку групп, признанных на региональном уровне КМНС

похозяйственные книги, ЗАГС

соответствует перечисленным выше данным текущего учета

непо-
средственное изучение КМНС

статнаблюдение

численность работающих; распределение по отраслям

отчетность организаций органам статистики

почти полный

непо-
средственное изучение КМНС

статнаблюдение

численность учащихся по этнической принадлежности и вариантам языкового обучения

отчетность организаций органам статистики

полный, но произвол в определении этнической принадлежности, данные не точны

общее

выборочное статнаблюдение

бюджеты домохозяйств

данные представляются домохозяйствами, добровольно  участвующими в обследовании

неполный или косвенные данные

общее

ведомственная статистика

численность учащихся, варианты языкового обучения

внутри-
ведомственная отчетность, Минобразование РФ

полный; данные расходятся с итогами наблюдений Госкомстата

непо-
средственное изучение КМНС

ведомственная статистика

публикации на языках КМНС

внутри-
ведомственная отчетность, Минкультуры РФ

полный

общее

ведомственная статистика

показатели заболеваемости, алкоголизма и травматизма

внутри-
ведомственная отчетность, Минздрав РФ

данные о МНС отсутствуют ("фоновые сведения") за исключением случаев, когда МНС составляют большую долю населения

общее

статнаблюдение

показатели экономики, производства, финансовой деятельности, соц. инфраструктуры, экологии

отчетность организаций органам статистики

данные о малочисленных народах отсутствуют ("фоновые сведения")


Демографический блок этой системы включает два основных направления: учет естественного движения и учет миграции. Государственными органами регистрируются все основные демографические события, такие как рождение, смерть, заключение и расторжение брака. Регистрация демографических событий дополняется данными о переменах места жительства. Такой учет называется текущим, т.е. непрерывным.

Текущий учет естественного движения населения

Регистрация демографических событий осуществляется органами записи актов гражданского состояния - ЗАГС, которые направляют персональные данные в региональные органы статистики. Кроме того, составляется ежемесячная сводка регистрации актов гражданского состояния. Областные (республиканские, краевые) управления статистики кодируют первичные данные для подсчета. Затем составляются ежемесячные и годовые отчеты. Такая регистрация была организована после установления советской власти (повсеместно - к 1923 г.), а постоянная статистическая обработка действовала уже в 1926 г.

В соответствии с российским законодательством, гражданская регистрация является обязательной. На основе регистрации граждане получают документы, имеющие юридическую силу (свидетельство о рождении, о смерти, о заключении или расторжении брака). Например, по свидетельству о рождении родители получают государственные пособия и др. виды социальной помощи5. Фактически, это единственное удостоверение личности человека до 14 летнего возраста. Такой документ необходим для обеспечения всеми видами социального и медицинского страхования, получения жилья, смены места жительства, получения образования, приобретения билетов на внутренних железнодорожных и авиалиниях, вступления в права наследства и проч.

Каждый из актов регистрации, а также выдаваемые на их основе документы содержат сведения об этнической принадлежности, а также другие данные, имеющие существенное значение для статистики населения. Эти данные записываются в соответствии со специально разрабатываемой программой гражданской регистрации. Так, программа регистрации рождений состоит из двух частей.  Сначала записывают все сведения о ребенке: время и место рождения, порядковый номер ребенка и число детей в родах. Затем записываются данные о родителях: имя, время рождения и возраст, национальность (т.е. официально признанную этническую принадлежность), место постоянного жительства, продолжительность проживания, место работы и занятие, уровень образования.

Изменение программы регистрации актов гражданского состояния происходило неоднократно. Как правило, это было накануне общегосударственных переписей населения. Например, перед переписью 1970 г. во все акты гражданского состояния были включены вопросы о месте работы и занятии, а накануне переписи 1979 г. появились вопросы об уровне образования и месте постоянного жительства.

Итогом статистических подсчетов являются таблицы по отдельным видам естественного движения населения. Сквозным признаком значатся пол, возраст, распределение населения на горожан и жителей сельской местности. А, например, сведения о родившихся публикуются не только с учетом пола детей, но также по возрасту и этнической принадлежности матерей (с 1959 г.). В статистических сводках смертности учитывается этническая принадлежность умерших (с 1959 г.). А в сводках о количестве заключивших или расторгнувших брак - этническая принадлежность супругов (с 1970 г.). Разработка статистических итогов регистрации производится также по специальной программе отдельно для коренных малочисленных народов Севера (об этом ниже).

Полученные сведения о количестве родившихся и умерших применяют для расчета естественного прироста и общей численности населения. Но эти сведения трудно использовать для расчета этнического состава жителей. И, прежде всего, потому, что этническая принадлежность новорожденных в учетных документах отсутствует. Поэтому для определения численности коренных малочисленных народов используют другие данные - сводки о численности постоянного и временного населения, проживающего в сельской местности. Эти данные получают в системе текущего учета миграции.

Текущий учет миграции населения

Основными источниками данных о размерах, структуре и направлениях миграционных потоков являются данные текущего учета миграции. Учет организован так, чтобы на его основе и в сочетании с данными текущего учета естественного движения было возможно получить точные данные о численности населения в территориальном разрезе на любую конкретную дату.

Регистрация переселенцев в СССР началась еще в 1924 г.6, но не повсеместно, а на наиболее крупных железнодорожных станциях. Уже в те годы регистрационный бланк мигрантов, помимо сведений о составе семьи переселенцев (пол, возраст, грамотность), включал также графу о национальности.

В конце 1920-х гг., когда приняло широкие размеры переселение из села в город, была введена отчетность местных органов власти (райисполкомов), начался учет передвижения населения по документам о прописке7 и выписке. С 1928 г. сначала в Москве, а затем в других городах были введены учетные талоны к адресным листкам (документам, где указывается адрес предыдущего и последующего места проживания мигранта). К 1932 г. учетом передвижения людей по прописке были охвачены все города и городские поселки. В то время осуществлялась выборочная статистическая обработка этих материалов. Лишь с 1939 г. началась детальная разработка данных городских паспортных столов о механическом движении населения по единой программе. Программа предусматривала получение сводных данных о передвижении городского и сельского населения в областном, краевом, республиканском разрезе. Поскольку малочисленные народы Севера - в основном сельские жители, данные о них в статистических разработках того времени эпизодичны.

Существующая в России система текущего миграционного учета населения сохраняется с советских времен. Ранее она именовалась пропиской, в настоящее время - регистрацией населения по месту жительства или пребывания. По закону, регистрации подлежат все лица, не только переселившиеся, но также родившиеся и прибывшие на короткое время. Эта система учета претендует на полный охват населения.  Первичные документы текущего миграционного учета содержат сведения об этнической принадлежности регистрируемой персоны.

К первичным документам в городах и поселках относятся: карточная система учета населения (карточка регистрации и поквартирная карточка), талоны статистического учета прибытия и выбытия, адресный листок прибытия и отрывной талон к нему.

В сельских населенных пунктах источником первичных данных о миграции служат похозяйственные книги и списки лиц, временно проживающих на территории сельской администрации. Похозяйственные книги содержат следующие сведения по каждому домохозяйству: отношение регистрируемой персоны к главе семьи, пол, дата рождения, этническая принадлежность, дата прибытия и откуда прибыл, образование (включая данные об учебных заведениях), имеющаяся специальность, место работы и должность. Кроме того, имеются отметки о временном отсутствии, включая даты и причины отъезда, указывается на какой срок выбыл. Отмечается также дата возвращения человека. Указываются сведения о назначенных пенсиях и государственных пособиях.

Первичные данные собираются районными управлениями статистики и ежемесячно передаются в областные управления, где происходит кодировка и подсчет миграционных перемещений и др. данных. Среди итоговых таблиц за каждый год стандартными являются сведения о количестве прибывших, выбывших и численном приросте по этническим группам.

Недостаток организации миграционного учета заключается в том, что в сельской местности он не такой, как в городе. Миграционные талоны не заполняются при переселении из одного сельского населенного пункта в другой в пределах одного административного района. О трудностях, возникающих в связи с этим при статистическом учете аборигенов Севера, будет сказано ниже.

Таким образом, статистическая разработка данных учета населения позволяет иметь сведения о демографических параметрах населения за требуемые интервалы времени. При этом производится подсчет этнического состава населения и его основных социальных характеристик. Но это, что касается всего населения регионов и государства в целом. Какое место в этой статистической системе отведено малочисленным народам?

3. Текущий учет коренных малочисленных народов Севера

В России в отношении малочисленных народов Севера данные текущего статистического учета разрабатываются более подробно. Систематически итоги представляются в правительство. Таковы требования законодательства.

Целевая статистика отражает демографическую ситуацию в отношении большинства, но не всех аборигенов Севера. Часть этнических групп, чье существование официально не признанно, подсчитывается в составе других групп, которые могут не иметь статуса коренного малочисленного народа. В советские времена список статусных аборигенов включал 26 наименований. Нынешний состоит из 32. А потенциально в него могут войти еще некоторые группы.

Выборочное статистическое наблюдение осуществляется по двум направлениям: в отношении территорий, наделенных по закону особым "северным" статусом, и в отношении определенного списка малочисленных этнических групп, проживающих на Севере.

Список северных территорий, официально именуемых "районы проживания малочисленных народов Севера", утверждается постановлениями Правительства Российской Федерации. В настоящее время такие районы расположены в 27 субъектах РФ. Статусные северные районы сформированы на основе административно-территориальных единиц. При этом из их состава нередко изъяты многонаселенные территории с этнически смешанным населением. Например, Ямало-Ненецкий автономный округ, территория которого находится в приполярной и заполярной зоне, почти целиком отнесен к категории районов проживания малочисленных народов Севера, но без учета всех городов и многих поселков. Несмотря на такие территориальные "изъятия", малочисленные аборигены обычно составляют меньшинство населения (примерно 20-25%)8.

Именно на статусных территориях, а не вообще по стране, собираются демографические и иные сведения о коренных малочисленных народах. Выделение статусных территорий необходимо для осуществления адресной поддержки аборигенов. Предполагается, что именно на этих территориях аборигены сохраняют традиционный образ жизни и нуждаются в государственной защите.

При этом внимание статистики нацелено, прежде всего, на аборигенов из числа сельских жителей. Это порождает проблему недоучета, поскольку примерно треть коренных северян - это жители городов и поселков городского типа (30,7% по данным переписи 1989 г.). И еще некоторая часть из них, видимо, небольшая, проживает в сельской местности за пределами статусных территорий.

Таким образом, текущая статистика не может полностью охватить малочисленных аборигенов, и не вполне отражает их демографическое развитие. Так, данные текущей статистики показывают, что численность коренных малочисленных народов на протяжении 1990-х годов либо оставалась неизменной, либо сокращалась. Хотя эти сведения относятся только к сельским жителям, правительство склонно думать, что именно таким является демографическое положение аборигенов. Однако предварительные данные недавно проведенной переписи свидетельствует о явном демографическом росте коренных северян (по предварительным данным, демографический прирост составил 115% по сравнению с уровнем 1989 г., т.е. ежегодно коренное население увеличивались в среднем за год на 1% и более).

Все это означает, что в период между переписями государственные чиновники вынужденно используют неполные данные. И чем больше времени проходит после переписи населения, тем больше искажений содержит статистика по данным текущего учета. В России между двумя последними переписями прошло почти 13 лет.

Какими данными о малочисленных этнических группах располагают государственные службы на основе текущего учета? Это, прежде всего, общая численность сельских аборигенов за разные годы наблюдений. Как уже говорилось выше, для определения численности используют сводки о количестве постоянных жителей по данным регистрации населения в похозяйственных книгах.

В данном случае, книги похозяйственного учета являются основным источником демографических данных. На основе этого источника в статистических отчетах приводится распределение указанной категории населения по субъектам федерации, в которых имеются статусные территории. Так, по отчетам за 2000 год, из 156 тыс. человек статусных аборигенов, проживающих в сельской местности, наибольшая доля (2/3) сосредоточена лишь в пяти российских регионах9. Сопоставление с данными переписей показывает, что эта пропорция в целом верна.

В статистических публикациях приводится также перечень малочисленных народов по их этническим названиям и соответствующей численности. Но опять же, дается численность только тех, кто живет в сельской местности. Эта же категория статистически распределена по регионам. Публикуются также сведения о составе сельских групп по полу и возрасту. В отличие от возрастно-половой структуры населения больших регионов и страны в целом, выявляемой расчетным путем, состав по полу и возрасту коренных малочисленных народов Севера на статусных территориях определяется на основе прямых подсчетов из похозяйственных книг.

Однако, данные о естественном движении и детской смертности берутся из другого источника. Как и в отношении всего населения, используются сведения из актов гражданского состояния10. Правда, на основе этих данных трудно получить достоверную картину о естественном приросте или убыли аборигенов, т.к. этническая принадлежность новорожденных определяется не родителями, а сотрудниками статистических органов (по одному из родителей, чья этническая принадлежность значится в документе). Будучи полученными из разных источников, данные о естественном движении не вполне сопоставимы с данными об общей численности коренного населения.

Опираясь на действующую систему текущего учета, не менее трудно получить сводную картину о миграциях аборигенов. Как уже сказано, сельские переселения в пределах административного района статистикой не учитываются. В масштабе государства это не приводит к искажению итогов миграции. Но применительно к малочисленным народам Севера, основная часть которых - сельские жители, недоучет этого вида миграции очевиден.

Дело в том, что статусные территории во многих случаях не совпадают с административным делением. В 16 субъектах федерации из 27, в которых имеются статусные территории, границы этих территорий проходят внутри административных районов11. Переселения людей за пределы статусной территории, но в одном и том же административном районе не учитывается. Таким образом, миграция в соседние населенные пункты на территории одного сельского района, но за пределы статусной территории, приводит к сокращению учетной численности аборигенов. На самом же деле локальная демографическая ситуация остается без изменений.

Проблема недоучета аборигенов усугубляется тем, что из-за недостаточной сопоставимости компонентов естественного прироста (о чем уже говорилось), невозможно определить, по какой причине происходит колебание численности сельских коренных малочисленных групп на статусных территориях.

II. Текущий статистический учет. Дополнительные информационные ресурсы

В системе государственной статистики коренных малочисленных народов Севера важную роль играют дополнительные источники сведений. Среди них три - наиболее значимы: федеральное государственное статистическое наблюдение; выборочные государственные статистические обследования; ведомственная статистика.

Все три источника являются государственными и имеют централизованный характер. Однако, лишь два первых принадлежат статистическому ведомству - Государственному комитету по статистике (Госкомстат РФ). Третий источник сведений формируется отраслевыми министерствами и поэтому он менее всего подвержен воздействию государственной политики в отношении аборигенного населения.

1. Федеральное государственное статистическое наблюдение

Важным дополнением к текущему учету являются материалы так называемого государственного статистического наблюдения, организованного на территории всей страны Госкомстатом РФ. Суть статистического наблюдения состоит в том, что все, зарегистрированные организации, причем любой формы собственности, обязаны представлять в региональные отделы статистики сведения о своей деятельности по заранее установленной форме12. Госкомстат таким способом собирает большое количество разнообразных данных. В районах проживания малочисленных народов Севера действующие там предприятия и организации, помимо общих статистических отчетов, направляют в органы статистики сведения о занятости и школьном образовании статусных аборигенов.

Статистика занятости. Предприятия и организации, расположенные на статусных территориях,  направляют в региональные отделы государственной статистики сведения о количестве работников из числа малочисленных народов Севера. Персональные сведения берутся из личного листка по учету кадров, который, в свою очередь, заполняется на основе документов человека, принятого на работу. Источником сведений об этнической принадлежности до недавних пор являлся внутригражданский паспорт. В настоящее время ситуация в этом отношении неопределенная.

Собираемые данные являются строго конфиденциальными, поэтому в открытой печати Госкомстат публикует лишь две таблицы. Первая содержит сведения о количестве лиц из числа коренных малочисленных народов Севера, работающих на предприятиях и организациях. Во второй таблице нет перечня этнических названий. В ней аборигены представлены как обобщенная категория, распределенная по участию в отраслях экономики.

Особенностью наблюдений занятости является то, что сбор данных и разработка итогов производится в отношении статусных групп, проживающих как в городской, так и в сельской местности. Поэтому эти материалы не вполне сопоставимы с данными о демографической численности. Нет возможности, например, точно рассчитать, каким является уровень занятости среди аборигенного населения. Впрочем, даже несопоставимые данные показывают, что занятость крайне низка - всего 35-40% экономически активного населения.

Статистика образования. В рамках государственного статистического наблюдения за образованием Госкомстат целенаправленно собирает сведения о школьном образовании коренных малочисленных народов Севера13. Опять же, такая отчетность представляется в органы статистики только теми общеобразовательными учреждениями, которые расположены в районах проживания коренных малочисленных народов Севера.

В стандартной форме предусмотрен список аборигенов, имеющий статус. В этом списке требуется указать, сколько детей конкретной этнической принадлежности проходит школьное обучение. Процедура выявления этнической принадлежности детей не установлена. Как следствие в таблицу заносятся волюнтаристские данные, без опроса родителей или самих учащихся14. Естественно, особого доверия получаемые результаты не заслуживают.

В той же отчетной форме указываются сведения о том, в какой мере дети каждой этнической группы из числа статусных аборигенов, изучают "родной язык" (т.е. нерусский, совпадающий с национальностью). Предусматривается три варианта: обучение на так называемом родном языке; изучение этого языка как предмета в рамках утвержденного курса обучения; изучение родного языка на дополнительных занятиях.

Так же, как и в случае со статистикой занятости, итоговые расчеты Госкомстата об образовании аборигенов представляются суммарно, без разделения на городскую и сельскую местность. Это не вполне сопоставимо с материалами текущего учета численности сельских статусных групп. Так, в 1999/2000 учебном году учеников, отнесенных к коренным малочисленным народам, числилось примерно 40 тыс. чел. Это на 10% больше, чем детей среди статусных аборигенов по данным текущего учета.

Статистика показывает, что родной язык изучают в той или иной форме около половины школьников из числа коренных народов. Однако основное обучение осуществляется на русском языке. На "родном" языке обучаются лишь 3%15. Эти данные заметно расходятся с итогами подсчетов Министерства образования РФ (см. о ведомственной статистике ниже).

В качестве дополнительных сведений региональные управления образованием представляют данные о количестве малокомплектных школ16, организованных в местах производственной деятельности родителей - на оленеводческих стойбищах, в отдаленных охотничьих и рыболовецких поселках.

2. Выборочные государственные статистические обследования

Важнейшим источником данных о социально-экономическом положении малочисленных народов Севера являются обследования бюджетов домашних хозяйств. Это так называемая текущая статистика семейных бюджетов. Исследования осуществляются выборочно по всем регионам страны17.

При этом специальные наблюдения в отношении хозяйств аборигенов не производятся. Чтобы получить общее представление о том, каково положение у коренных северян, полученные сведения группируют по статусным территориям. Такая группировка выполняется не по всем статусным территориям, а только тем, где сельские жители из числа коренных малочисленных народов составляют большинство. Госкомстат в анализе экономического положения аборигенов обычно использует данные по отдельным районам Якутии, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов, а также некоторых других регионов.

Основным источником информации являются данные о расходах семей на приобретение товаров и оплату услуг. При этом не учитывается потребление собственной сельскохозяйственной продукции. А для аборигенов, как известно, натуральная продукция является важнейшим источником существования. Эта сфера потребления выпадает из статистического наблюдения. Другой недостаток связан с игнорированием особенностей структуры потребления аборигенов, т.к. для сбора первичных данных используют усредненный набор товаров и услуг.

Поскольку даже посредством выборки невозможно получить прямые данные о семейных бюджетах аборигенов (ведь какая-то часть семей не имеет отношения к этой категории), Госкомстат публикует сведения о бюджетах любых семей, проживающих на статусных территориях.

При этом к важнейшим показателям относят: средний размер семей (домохозяйств), соотношение иждивенцев и работающих членов, среднедушевой денежный доход и расход. В структуре расходов выделяются затраты на продукты питания (по подробному списку), затраты на алкоголь, непродовольственные товары, бытовые услуги, затраты на медицинское обслуживание. По данным этих наблюдений, более половины семейного бюджета у населения статусных территорий расходуется на покупку продуктов питания, от 3 до 6% - на алкоголь, до 10% - на оплату электроэнергии, менее одного процента - за медицинские услуги. Если сравнивать со среднероссийскими и региональными показателями, структура потребления выглядит несколько хуже. В частности, в районах проживания коренных малочисленных народов люди заметно больше тратят денег на питание и алкоголь.

3. Ведомственная статистика

В России хорошо развита так называемая ведомственная статистика. Это децентрализованная форма текущего учета, осуществляемая федеральными министерствами и ведомствами для эффективного управления. Часть собираемых министерствами данных направляется в Госкомстат. Здесь мы приведем краткий обзор ведомственных статистических данных, используемых в государственной политике в отношении малочисленных народов Севера.

Школьная статистика. Собирается Министерством образования РФ, включает сведения о количестве школ и обучающихся в них учеников во всех регионах Российской Федерации. Данные отдельно по городской и сельской местности представляются ежегодно региональными управлениями образования. Эти данные, подобно тем, что содержаться в государственном статистическом наблюдении, включают сведения о языках обучения. Дополнительно формы ведомственной статистики содержат перечень языков обучения и языков, которые преподаются в качестве отдельного предмета. Сведения группируются по начальным, средним и старшим классам обучения.

Характерной особенностью ведомственной статистики школьного образования является ориентация на подсчет учеников по языкам обучения без указания этнической принадлежности детей. Тем самым снимается проблема искажения первичных данных, с которой столкнулся Госкомстат при сборе тех же сведений. Естественно, обнаруживаются значительные расхождения итоговых подсчетов.

По ведомственным данным (Минобразования РФ), количество детей, обучающихся на языках аборигенов, в целом по стране составляет порядка 300 - 450 чел. Госкомстат дает вроде бы похожую цифру - свыше 400 чел18. Однако состав изучаемых языков различается. Ведомственная статистика показывает, что преподавание осуществляется на языках эвенкийском, эвенском и юкагирском. А по данным Госкомстата получается, что детей обучают на языках эвенском, долганском и нанайском. Видимо, лишь в отношении эвенского языка статистика наиболее адекватна. Однако и здесь есть заметные расхождения. По министерским данным, детей с эвенским языком чуть больше 100 человек, а по данным Госкомстата - около 200. Анализ показывает, что и те, и другие источники неточны.

С конца 1990-х годов ведомственная статистика образования приходит в упадок. По данным той же ведомственной статистики, в 2000/2001 учебном году на языках малочисленных народов Севера обучалось 454 человека, а уже в следующем учебном году - почти в два раза меньше, хотя это явно не соответствует действительности.

Так или иначе, статистика свидетельствует о том, что всего лишь несколько языков аборигенов19 из более, чем 30 используются для обучения детей в начальных школах.

Статистика публикаций. Еще один источник дополнительный сведений - статистические сводки о количестве публикуемых книг и др. изданий на языках аборигенов Севера. Однако учитываются только те издания, которые составляют фонд местных библиотек. Нет аналогичной статистики о розничной продаже печатной продукции, а также о количестве часов вещания по местному радио и телевидению.

Медицинская статистика Министерства здравоохранения РФ, направляемая в Госкомстат, не содержит прямых данных о малочисленных народах Севера. Но она имеет большое значение для анализа ситуации в этих районах. К категории основных относятся такие сведения, как численность врачей и др. медицинского персонала, количество медицинских учреждений; данные о заболеваемости населения по группам болезней, в т.ч. данные о заболеваемости алкоголизмом.

Видимо, в тех регионах, где аборигены составляют большую долю населения, медицинская отчетность отражает реальную ситуацию с их здоровьем. Так, в Ямало-Ненецком автономном округе, где по данным текущего учета ненцы составляют более 60% населения на статусных территориях, медицинские отчеты обнаруживают повышенную заболеваемость паразитарными инфекциями, психическими расстройствами, болезнями органов дыхания. В Таймырском округе, где малочисленные народы (долганы, нганасаны, энцы) составляют почти две трети населения, заметно распространены психические расстройства и травматизм.

Помимо перечисленных вариантов ведомственных информационных ресурсов, в государственной политике по отношению к малочисленным народам Севера применяют статистические данные правоохранительных органов, а также данные различных отраслевых министерств (министерства экономики, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи). В 1990-е годы получила развитие экологическая статистика; возник систематический учет объектов природного и культурного наследия.

III. Текущий статистический учет. Проблема полноты и точности данных

Подводя итог обзора основных форм текущей статистики в России, которые используются для получения сведений о малочисленных аборигенах северных территорий, необходимо обратить внимание на следующее. За более чем семидесятилетний период развития статистических наблюдений выработана устойчивая государственная система оперативного сбора и обработки данных, которая отражает важнейшие стороны общественной жизни. В этой, поистине громадной, системе статистического учета особое внимание уделено мониторингу северных территорий и положению проживающего там коренного населения.

Однако, большое количество данных имеет косвенное отношение к аборигенам. А сведения, собираемые непосредственно о малочисленных народах, как это ни парадоксально, по ряду причин оказываются неполными. Прежде всего, это происходит потому, что еще в советский период, российская статистика ориентировалась не на все группы аборигенов Севера, а только на те, которые обладали официальным статусом. Из этих "узаконенных" групп статистика выделила для наблюдения сельских жителей. Но и это еще не все ограничения. Как было показано выше, статистический мониторинг в первую очередь производится на особых статусных ареалах - так называемых территориях расселения коренных малочисленных народов Севера. За пределами этих "территорий" аборигенное население как бы "исчезает". В итоге получается, что государственная текущая статистика не может охватить всех аборигенов Севера. Причем, даже официально признанные группы учитываются примерно на 70% от их демографической численности.

Пока нет подробных итогов Всероссийской переписи 2002 г. Но даже предварительные данные показывают, что модель демографического развития малочисленных народов Севера в значительной мере отличается от той, которая представлена текущей статистикой. Считается, что большинство групп аборигенов испытывает депопуляцию. А по итогам переписи, таких групп оказалось всего лишь несколько. Не совпадает и общий вывод: если текущий учет отражает ежегодное демографическое сокращение аборигенов, то перепись показывает их заметный рост.

Таблица 2. Среднегодовой демографический прирост (убыль) коренных малочисленных народов Севера по данным текущего учета и по данным переписей


общий прирост (убыль) в среднем за год, в %

по данным текущего учета (1995 - 2000)

по данным переписей населения (1989 - 2002)

Все КМНС

-1,0

1,1

алеуты

-6,0

-0,6

долганы

0,4

0,9

ительмены

-1,3

3,3

кеты

1,4

5,7

коряки

-1,2

0,1

кумандинцы*

2,0

?

манси

0,3

3,1

нанайцы

0,2

0,3

нганасаны

-0,2

-2,3

негидальцы

-0,1

2,9

ненцы

0,7

1,6

нивхи

-0,1

1,1

ороки (ульта)

-11,5

10,9

орочи

-1,3

0,0

саами

-0,8

1,2

селькупы

0,2

1,7

телеуты*

-0,6

?

тоджинцы*

-1,0

?

тофалары

2,2

3,2

удэгейцы

-0,4

-1,0

ульчи

0,1

-0,2

ханты

-0,6

2,2

чуванцы

-3,3

-0,5

чукчи

-1,3

0,4

шорцы

-0,5

-0,8

эвенки

-0,3

1,4

эвены

-0,8

1,0

энцы

0,8

4,3

эскимосы

-0,6

0,4

юкагиры

-2,0

2,9

-0,5 Отмечено заметное сокращение численности.
* Не учтены в итоговом расчете прироста, т.к. по переписи 1989 г. данных нет.

Помимо неточности и неполноты подсчетов коренных малочисленных народов методом наблюдений, имеется еще одна, причем фундаментальная проблема низкой эффективности текущей статистики. Заключается она в формальном (даже бюрократическом) подходе в определении тех, кого следует относить к категории аборигенов. Это, помимо других причин, значительно влияет на колебания итоговых данных за разные годы. Характерным примером является судьба малочисленных ульта, живущих на острове Сахалин. Официальная статистика, присвоив им название - "ороки", часто путает их с другой группой - орочами, хотя те не проживают на острове. Не единожды ульта пытались добиться от властей переименования, но пока безуспешно. В итоге текущий учет показывает катастрофическое сокращение ульта, хотя на самом деле этого нет.

Причина в том, что этническая идентичность людей в текущей статистике определяется по документам. Эта практика действует с советских времен. В тридцатые годы в СССР был учрежден внутренний гражданский паспорт для горожан (и некоторых других категорий населения)20, а в 1950-е годы была осуществлена всеобщая паспортизация населения. Непременным атрибутом паспорта было наличие специальной графы, куда записывали национальность (этническую принадлежность) гражданина. Практика записывания национальности в паспорт каждому гражданину, достигшему 16 лет, по одному из родителей (а не по самоопределению), сохранялась вплоть до 1997 г. Затем в России была установлена новая форма внутреннего паспорта, где нет графы «национальность»21. Но программа текущей регистрации демографических событий осталась прежней.

Очень важно, чтобы новая программа регистрации актов гражданского состояния включила более совершенную систему учета этнической идентичности. Прежде всего, должен быть использован принцип самоопределения, как это делается в переписи. Хотя нужно иметь в виду, что и в этом случае программа будет далекой от совершенства. В ряде случаев учет этнической идентичности вообще затруднителен. Например, в определенных вариантах расторжения брака22, при регистрации смерти23.

Другая проблема заключается в том, что программа регистрации демографических событий может сократиться. После упразднения одиозной графы "национальность" во внутригосударственных паспортах, велика вероятность того, что новая программа регистрации вообще утратит данные об этнической принадлежности. В законе об актах гражданского состояния соответствующая графа пока не отменена, но введено уточнение "заполнять по желанию", а в случае регистрации смерти - "при наличии записи о национальности в документах умершего"24.

Добровольность записи этнической принадлежности в регистрационных документах действительно необходима. Но это не должно стать доводом для отмены самой записи. Если это произойдет, система статистического учета аборигенов будет в значительной степени подорвана (исчезнет вообще вся этническая статистика25). В этом случае, потребуется принять специальный законодательный акт, который в регионах преимущественного расселения коренных малочисленных народов сохранит соответствующий блок вопросов об этнической принадлежности при регистрации демографических событий.

IV. Переписи населения

По традиции, российская статистика рассматривает текущую отчетность в качестве основы наблюдений, а переписи населения - как вспомогательный, хотя и крайне важный, источник данных. Однако ирония заключается в том, что в отношении учета этнических групп текущая статистика просто не может обойтись без данных переписи. Переписи в России и постсоветских государствах остаются важнейшим и наиболее авторитетным источником сведений об этническом составе населения. Во-первых, переписи охватывают все население, во-вторых, опрос производится единовременно, в-третьих, источником данных является самоопределение людей.

Значимость переписей в России в последнее десятилетие возрастает, поскольку исчезли идеологические ограничения, действовавшие в советскую эпоху. Первая в демократической России перепись 2002 года предстала для ряда этнических групп как средство «заявить о себе». Одни группы ищут признания своей культурной самобытности и культурных прав. Другие полагают, что смогут получить реальное представительство во властных структурах. Третьи хотят, чтобы их образ жизни поддерживался определенными социальными гарантиями и целенаправленной политикой.

Советские переписи, несмотря на жесткие ограничения, содержали большое количество данных об этническом составе населения и имели хорошо разработанный инструментарий. За многие десятилетия накоплен огромный опыт. Всего с 1920 года было проведено 8 переписей26. По отношению к ним, проведенная в 2002 году Всероссийская перепись сохранила значительную преемственность.

Какие данные об этнокультурной идентичности содержат советские, а вслед за ними и современная российская перепись? Это сведения об этническом составе населения и распространенных языках. Также переписи содержат другую ценную информацию, необходимую для выработки этнической политики. Это, прежде всего, демографические данные - о возрастном составе и миграционной подвижности населения, о размерах семей, количестве браков. Другие важные сведения - уровень образования, сфера занятости, источники доходов.

По сравнению с предыдущими переписями, нынешняя российская перепись содержит наибольшее разнообразие данных. Правда, в царской России, во время единственной всеобщей переписи населения 1897 года, были собраны сведения о вероисповедании населения. В советский период религиозный состав населения изучался только однажды – в ходе сталинской переписи 1937 г. Несмотря на жесткое преследование религиозных людей, мощную атеистическую пропаганду, свыше 56% жителей СССР заявили в той переписи о своей религиозности. Поэтому материалы переписи были засекречены, а сама перепись объявлена неверной. Организаторов и исполнителей переписи репрессировали.

При подготовке современной российской переписи 2002 года вопрос о подсчете религиозных людей вновь стал предметом дискуссии. Но государственное статистическое ведомство, мотивируя тем, что опасается общественных конфликтов,  отказалось разработать эту форму учета населения.

Языковая идентичность аборигенов. Вопросы о языках и этнической идентичности неизменно присутствуют во всех переписях, начиная с 1920 года. Сохранность языков меньшинств является особой проблемой любого крупного государства. В отношении малочисленных народов Севера она проявляется особенно остро, поскольку в их среде традиционный язык приспособлен к выживанию в суровых природных условиях. Сохранность языка часто ассоциируется со стабильностью самобытного образа жизни.

Советские переписи показали, что у малочисленных народов Севера традиционные языки подвержены процессу вытеснения доминирующими языками, прежде всего, русским. Данные новой переписи на этот счет пока отсутствуют, а по результатам переписи 1989 года известно, что в среднем языковая ассимиляция составляет не менее 35% (такова доля тех аборигенов, кто не знает традиционного языка или не признает его своим). Реальные масштабы ассимиляции еще большие, т.к. перепись, в силу своих ограниченных возможностей, не может выяснить степень языковой компетенции населения. У некоторых групп, как, например, у ительменов, нивхов, орочей утрата традиционного языка уже произошла или достигла очень больших размеров. Однако известно и то, что демографическая численность таких групп не сокращается.

Этническая идентичность. В каждой советской и в нынешней российской переписи имеется вопрос об этнической принадлежности. По традиции вопрос формулируется с применением слова "национальность", которое стало общепонятным в СССР за десятилетия идеологической пропаганды. В первой советской переписи 1920 года вопрос звучал так: «К какой национальности себя относит?» 27. В российской переписи 2002 г. используется похожая формулировка: «Ваша национальная принадлежность (по самоопределению опрашиваемого)».

Очень важно, что этническая идентичность в переписи учитывается на основе самоопределения. Кажется, что результаты такого учета должны с наибольшей достоверностью отражать реальную картину. Однако, это не совсем так. Как показал российский опыт, для переписей, программа которых ориентирована на выяснение этнического состава населения, характерны стандартные проблемы.

Заранее нужно знать, что получится в результате переписи. Важнейшей причиной неточности данных является противоречие, лежащее в основе самой переписи: учет населения должен происходить по заранее определенным категориям, но при этом не все категории известны до переписи. Если, например, легко предусмотреть категории возможных ответов о возрасте или образовании людей, то все варианты этнической идентичности заранее предугадать трудно. Однако знать это необходимо для кодирования ответов в анкетах и подсчета итогов. При проведении Всесоюзной переписи 1989 г. в СССР заранее был разработан список из 800 этнических наименований, а после того, как перепись была закончена, все ответы 250-миллионного населения были сгруппированы в 128 категорий. Именно столько получилось "народов СССР". Не меньший предварительный список был создан и перед проведением Всероссийской переписи 2002 г. По ее итогам произведена группировка из 159 этнических наименований. Количество этнических групп на основе подобных обобщений во всех переписях различается. В СССР в 1926 г. все ответы населения были сгруппированы в 194 этнических наименования, т.е. столько получилось "народов". В 1939 г. в советском государстве получилось 97 "народов", в 1959 – 126, в 1970 – 122, в 1979 – 123, в 1989 г. – 128. Происходило это не только потому, что этническая идентичность людей изменчива или потому, что менялись взгляды специалистов на проблему, но также из-за политических пристрастий властей28.

Непризнанная и навязываемая этническая идентичность. Российская перепись 2002 г. "обнаружила" около 40 групп, которые в предыдущей переписи не фигурировали. Среди них 10 - это малочисленные группы, живущие в суровых условиях Сибири.

Таблица 3. Малочисленные народы Севера, не признававшиеся советскими переписями


численность по данным Всероссийской переписи 2002 г.

название других групп, которое присваивалось непризнанным группам

камчадалы

2472

ительмены, русские

кереки

22

чукчи

кумандинцы

3123

алтайцы, русские

сойоты

2833

буряты

тазы

291

китайцы

теленгиты

2614

алтайцы

телеуты

2658

алтайцы, русские

тубалары

1569

алтайцы

челканцы

864

алтайцы

чулымцы

661

хакасы

Причина, по которой одни группы учитываются переписью, а другие не учитываются, чаще всего носит бюрократический характер. Государственные службы стремятся упростить задачу статистического учета, произвольно сокращая список этнических меньшинств. В условиях социализма эта проблема была отягощена идеологической риторикой.

В СССР понятие «национальность» (этническая идентичность) ассоциировалось со сталинским определением понятия «нация», которое трактовалось официальной пропагандой упрощенно: нации - это те народы в Советском Союзе, которые обладают развитой формой территориальной автономии (республиками или автономными областями).  Государственная бюрократия еще более упростила понятие «национальность», приравняв его к обязательной записи во внутреннем гражданском паспорте. Начиная с переписи 1937 г., в СССР вопрос об этнической принадлежности формулировался лаконично: «Национальность». Непременным атрибутом внутригражданского паспорта было наличие специальной графы, куда записывали национальность (этническую принадлежность) гражданина. Причем запись осуществлялась не по самоопределению человека. Поэтому на протяжении последующих переписей большинство населения знало, какую следует указывать национальность, и разъяснения со стороны переписчиков не требовались. Отвечая на вопрос о своей национальности, люди стремились причислить себя к категории престижной большой «нации» или называли ту национальность, которая была записана в паспорте. Таким образом, в перепись попадали этнонимы, узаконенные в официальном паспортном реестре.

В современной российской переписи некоторые группы тоже оказались непризнанными. Среди них есть малочисленные группы Севера. Это стало закономерным итогом примордиального подхода в понимании сути этнической идентичности. Вопрос о добавлении в государственный реестр ряда малочисленных этнических групп был поднят еще в 1999 г. по инициативе Министерства по делам Федерации и Национальностей Российской Федерации (Миннац). Это ведомство распространило проект «Единого перечня, коренных малочисленных народов Российской Федерации», подготовленный для законопроекта  «Положение об отнесении народов и этнических групп Российской Федерации к коренным малочисленным народам». В списке, наряду с признанными народами,  фигурировали также и непризнанные: коми-ижемцы, поморы, мapковцы, мезенцы, русско-устьинцы. Но специалисты из академической среды не поддержали нововведения, полагая, что указанные наименования относятся не к этническим общностям, а к региональным частям больших групп. Соответственно эти наименования не попали и в список для переписи 2002 года. По этой причине перепись «не увидела» алюторцев – малочисленных аборигенов Севера, хотя они числятся в правительственном списке коренных малочисленных народов. Они же фигурировали и в итогах микропереписи 1994 г. По мнению ученых, алюторцы представляют собой «одно из основных подразделений коряков» и не должны подлежать отдельному статистическому учету.

Очевидно, что прошедшая перепись повлияет на правительственный список коренных малочисленных народов. Если какая-то группа не признана переписью как самостоятельная общность, то шансов у нее попасть в статусный список очень мало. А значит, у северян уменьшается возможность получать государственную поддержку. Проблема не столь остра, когда непризнанную группу записывают в составе другой малочисленной группы, уже наделенной статусом. В этом случае внимание государства в значительной степени обеспечено29. Так, непризнанные в качестве отдельного "народа" марковцы, тем не менее, будут обеспечены социальной защитой как чуванцы. Примечательно, что, если бы в правительственном списке коренных народов марковцы фигурировали, то и численность их по итогам переписи была бы гораздо большей. Также социальной защитой будут пользоваться непризнанные юги, ведь перепись учла их "в составе" обладающих статусом кетов.

Но группы русских старожилов, чей образ жизни практически не отличается от других малочисленных этнических групп Севера, в статусный список не попадут. Их перепись рассматривает как подгруппы или даже как варианты самоназвания самого большого в стране народа - русских. Похожая ситуация для коми-ижемцев. Они подсчитаны новейшей переписью в составе большого народа коми, который не обладает аборигенным статусом.

Не во всех случаях этническая группа (или часть ее) "скрыта" от переписи по прихоти властей или ученых. Нередко встречаются ситуации, когда люди одновременно относят себя к разным этническим категориям.

Проблема неоднозначной этнической идентичности. Надо иметь в виду, что большие списки этнических названий, предварительно создаваемые для проведения переписи, не учитывают варианты двойной или даже тройной этнической идентичности. А это необходимо для тех территорий, где распространены смешанные браки. Подсчитано, что в России неоднозначная этническая идентичность характерна не менее чем для 10% населения, причем не только для жителей крупных городских агломераций, но и для малочисленных народов Севера. Вот пример: среди жителей полуострова Камчатка - ительменов - широко распространены браки с русскими. Поэтому часть ительменов, давно перешедшая на русский язык, именует себя одновременно ительменами, русскими, камчадалами. Кто-то из них относит себя также к корякам. Похожая ситуация характерна для удэгейцев  (жителей Приморского края), для проживающих в Карелии вепсов, сибирских шорцев, селькупов, чулымцев, нганасан и др. малочисленных народов. Поскольку в программе переписи предусматривается учет лишь единичных ответов об этнической принадлежности, итоговые подсчеты могут заметно отличаться в разные годы. Например, численность малочисленных вепсов по переписи 1959 г. составила 16 тыс. чел., в 1979 - учтено 7,5 тыс., в 1989 г. - 12 тыс., в 2002 г. - 8 тыс. Эти колебания вызваны не только демографическими и ассимиляционными процессами, но неспособностью переписи учесть сложность этнической ситуации. Для этого необходимы специальные научные исследования.

Заключение

В России государственная статистика малочисленных народов Севера, развивавшаяся на протяжении более 70 лет, представляет собой сложную многоцелевую систему текущего учета населения и социально-экономических процессов. Она дополняется периодическими переписями населения. Однако значительная часть собираемых сведений имеет лишь косвенное отношение к аборигенам. А данные, посвященные непосредственно малочисленным народам Севера, страдают неполнотой. Это происходит, потому что российская статистика ориентирована не на всех аборигенов Севера, а только на официально признанные этнические группы. Неточности учета проявляются не только в процессе статистического мониторинга, но и при организации переписи.

Несвободная от ряда методических и организационных недостатков, статистика малочисленных народов в России, тем не менее, выполняет важнейшую функцию информационного источника для государственного управления северными регионами и социальной поддержки коренных северян.

В последние годы ситуация в отношении статистики по коренным малочисленным народам в России складывается неблагоприятно. В определенной степени можно констатировать, что система испытывает упадок. С советских времен основным потребителем информации было специальное ведомство - Государственный комитет по делам Севера (Госкомсевер), которое фактически являлось министерством по управлению северными территориями. В функции Комитета входила задача обеспечения социальных гарантий коренного населения. С конца 1990-х годов эти функции были переадресованы Комитету по делам национальностей (Госкомнацу), ведавшему этнической политикой в России. Затем Госкомнац был упразднен, и проблема коренных малочисленных народов стала "ничейной". Значительная часть сведений о малочисленных народах Севера теперь никем не используется. Правда, уже более десяти лет существует и активно действует всероссийская Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Но это неправительственная организация, и она не может определять политику государства в отношении аборигенов.

В настоящее время основным потребителем статистической информации о коренных народах являются региональные власти. На основании данных статистики они выдвигают предложения федеральному правительству о введении новых программ развития. Несколько таких программ действовало на федеральном уровне30, а десятки - на региональном. Разработка каждой государственной программы для северных территорий всегда связана с использованием "аборигенной" статистики. Отсюда следует, что сохранение системы статистического учета малочисленных народов Севера остается задачей, не менее актуальной, чем это было раньше.

Однако отсутствие крупных государственных заказчиков на получение информации не позволяет системе совершенствоваться. Организованная в период социализма, эта статистика не может отразить многие перемены, произошедшие в жизни современных аборигенов. В настоящее время насущно необходимо, например, ввести статистику землепользования на территориях расселения малочисленных народов Севера. Такая статистика показала бы реальные масштабы утраты промысловых угодий аборигенов в результате деятельности промышленных корпораций. Не существует также адекватного учета традиционных культурных объектов, представляющих огромную ценность в повседневной жизни аборигенов.

Российская система статистики, как и в советский период, до сих пор остается для коренного населения исключительно внешним явлением. А между тем, уже существуют десятки общественных организаций малочисленных народов; возникли институты местного самоуправления. И те, и другие должны быть допущены к активному участию в системе статистического учета. Тем самым государственная статистика станет гораздо эффективней, а контроль аборигенов над собственным развитием повысится.


1 Институт этнологии и антропологии РАН
2 Федеральный Закон от 30.04.1999 №82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации"; Федеральный Закон от 20.07.2000 №104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации"; Федеральный Закон от 07.05.2001 №49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".
3КМНС - коренные малочисленные народы Севера, статус определен законодательством Российской Федерации
4 Районы проживания малочисленных народов Севера. Список утверждается постановлениями Правительства Российской Федерации.
5 Постановление Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. N 13-6 "Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию".
6 В 1925 г. был создан Всесоюзный переселенческий комитет при ЦИК (Правительстве) СССР.
7 Советский термин "прописка" унаследован из бюрократического языка царской России. Этим термином обозначалась документально подтвержденная регистрация персоны, разрешенная властями. Системой прописки в СССР занимались органы НКВД. В современной России "разрешительная прописка" заменена регистрацией по месту жительства.
8 В некоторых районах доля аборигенов составляет половину или даже большинство жителей.
9 Ямало-Ненецкий автономный округ - 32 тыс. чел., Якутия - 21 тыс., Хабаровский край - 18 тыс., Ханты-Мансийский автономный округ - 15 тыс., Чукотский автономный округ  - 14 тыс.
10 Запись в похозяйственной книге о рождении или смерти члена домохозяйства появляется на основе соответствующего документа ЗАГС.
11[ Например, в Республике Якутия только в половине случаев административные районы целиком отнесены к категории территорий проживания коренных малочисленных народов. В остальных районах выделены лишь группы населенных пунктов.
12 Непредставление или нарушение сроков представления информации, а также ее искажение влечет ответственность,
установленную Законом Российской Федерации "Об ответственности за нарушение порядка представления  государственной статистической отчетности" от 13.05.92 N 2761-1
13 Приложение к форме Госкомстата ОШ-1 "Сведения об изучении родного языка обучающимися из числа коренных малочисленных народов Севера в дневных общеобразовательных учреждениях" по Постановлению ГКС от 17 августа 1998 г. N 86.
14 В России возраст, в котором по закону гражданин РФ получает внутригражданский паспорт, равняется 14 годам.
15 Наибольшее количество - в республиках Тува и Якутия, а также в Хабаровском крае.
16 Малокомплектная школа - школа, в которой обучаются несколько десятков человек и менее.
17 "Положение о порядке наблюдения за изменением цен и тарифов на товары и услуги, определения индекса потребительских цен", утверждено Постановлением Госкомстат РФ от 29 июня 1995 г. N 79.
18 Без учета тувинцев-тоджинцев, которые не являются самостоятельным объектом наблюдения ведомственной статистике.
19[ Языки школьного обучения: эвенкийский, эвенский, юкагирский, тувинский.
20 В 1932 году был издан указ «Об установлении паспортной системы в СССР».
21 Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828 «Об утверждении положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации».
22 В случае, если кто-то из бывших супругов отсутствует и не может заявить о своей этнической принадлежности.
23 В случае, если об этнической принадлежности умершего не может сообщить кто-либо из близких или знакомых.
24 Федеральный Закон Российской Федерации  от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния"
25 Если будет упразднена запись об этнической идентичности в регистрационных документах, исчезнет этническая статистика о миграциях.
26 Советские переписи проводились в 1920 г., 1926, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989. Российская перепись - в 2002 г.
27 Имеется в виду этническая идентичность.
28 В сталинские времена и вообще за годы советских переписей список этнических групп был сокращен не столько как отражение результатов естественной ассимиляции, сколько в угоду пропагандируемому тезису о «слиянии социалистических наций».
29 Хотя проблема сохранения самобытной культуры и особенностей языка в этом случае не может решаться адекватно.
30 Например, федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. N 1099.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.