|
Международная трудовая миграция и денежные переводы
в республиках Центральной Азии: стратегия выживания или стратегия
развития?
Елена Садовская
(Опубликовано в: Международная миграция: экономика и политика:
Сборник статей/ Гл. ред. В.А. Ионцев. - М.: ТЕИС, 2006. (Научная
серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир;
Вып. 18). с. 68-84)
Согласно данным доклада Международной организации по
миграции, за последние 30–40 лет численность трудовых мигрантов
в мире увеличилась в 2,5 раза и на начало 2005 года, оценивалась
в 185–192 млн. человек, или 2,9% от мирового населения1.
Соответственно выросли объемы денежных переводов от трудовых мигрантов.
Денежные переводы мигрантов (migrant remittances), по
определению Международной организации по миграции (МОМ), в широком
смысле — это переводы наличных денежных средств, которые трудящийся-мигрант
или иммигрант в стране достижения осуществляет родственникам в страну
исхода. Переводы могут также включать инвестиции, депозиты или благотворительные
взносы мигрантов в стране исхода, то есть, охватывать в целом финансовые
потоки, связанные с миграцией.
По оценкам Всемирного банка, денежные переводы, посылаемые
в развивающиеся страны по официальным каналам, в 2004 году составили
$126 млрд. долларов США. Объемы денежных переводов занимают второе
место после прямых иностранных инвестиций в экономику развивающихся
стран мира, которые составили в том же году $165 млрд. и значительно
превышали ежегодные объемы международной помощи для развития. Ведущими
получателями денежных переводов мигрантов в мире являются Индия,
Мексика и Филлипины. В Индию в 2004 г. отправлено $23 млрд., Мексику
-$17 млрд., а в Филиппины — $8 млрд.2.
В 2003 г. среди 20 основных стран мира — крупнейших
получателей денежных переводов Российская Федерация (РФ) занимала
19 место, объем получаемых переводов — $1,5 млрд. К числу крупнейших
отправителей денежных переводов относились 10 стран, среди которых:
США, Саудовская Аравия, Швейцария, Германия, Франция. Россия занимала
10 место среди основных стран-отправителей, объем переводов $3,2
млрд.3.
Существует два основных типа переводов денег трудовыми
мигрантами: официальный и «неофициальный». В качестве официальных
чаще всего используются специализированные международные системы
переводов и национальные системы переводов. Наиболее распространенные
специализированные международные системы переводов: Western
Union, Money Gram, Travelex Worldwide money Ltd (TWML), VIP Money
Transfer (VMT) и некоторые другие, которые самостоятельно работают
в глобальном масштабе уже многие десятилетия. В каждой стране имеются
также национальные системы переводов — банки и другие финансовые
организации, которые осуществляют денежные переводы из / в страну.
Помимо официальных каналов, используются «неофициальные»
способы переправки денег, такие как самостоятельный привоз денег
мигрантами, передача со знакомыми и родственниками, проводниками
и курьерами, использование неформальных каналов, например «хавалы».
«Хавала» — это альтернативная система денежных переводов
или система, действующая вне или параллельно с традиционными банковскими
и финансовыми каналами. В настоящее время представляет крупнейшую
систему перевода денег, которой пользуются во всем мире. «Хавала»
характеризуется доверием и широким использованием семейных и региональных
связей. Перевод денег осуществляется благодаря связям и коммуникациям
между членами сети, или дилерами системы «хавала»4.
Согласно данным ООН, доля «неофициальных» переводов
составляет более 40% от мирового объема переводов мигрантов. По
оценке, в Пакистане до последнего времени только пятая или шестая
часть всех переводов осуществлялась через официальные каналы, в
других странах (Непал, Мексика, страны Африки) эта доля варьируется
— от 1/10 до половины5.
В Афганистане, Таджикистане, по некоторым данным в Узбекистане,
многие мигранты передают заработанные деньги с помощью неформальной
системы «хавала». «Неофициальные» системы переводов привлекли внимание
мировой общественности после терактов 11 сентября 2001 года в США
как канал переправки финансовых средств для подрывной и террористической
деятельности.
По данным Центрального банка Российской Федерации (РФ),
общие объемы официальных переводов физических лиц через банки России
и системы переводов из РФ в 2003 г. составили: всего: $ 3,233 млрд.,
из них денежные переводы работающих: $1,306 млрд.6.
В то же время, согласно заявлению министра финансов России, в 2003
г., из России «….было вывезено 12 млрд. долларов США, причем большую
часть этой суммы составили денежные переводы рабочих-мигрантов,
в основном в страны ближнего зарубежья… Сумма переводов из России
в Грузию составляет 25% ВВП этой страны, а у Молдавии этот показатель
еще выше — 30%»7.
За рубежом все активнее проводятся исследования по денежным
переводам и их роли в жизни мигрантских домохозяйств. Глобальные
отчеты международных организаций (МОМ, МОТ, Всемирного банка) последних
лет имеют разделы, посвященные денежным переводам, в которых подчеркивается
возрастающая роль мигрантских переводов в национальных экономиках.
Согласно исследованию, проведенному Всемирным банком,
заработки трудовых мигрантов, их денежные переводы, определяемые
как доля переводов в валовом национальном продукте развивающихся
стран, играют большую, статистически значимую роль в сокращении
бедности. В среднем, увеличение доли международных денежных переводов
в ВНП на 10% приводит к сокращению на 1,6% доли живущего в бедности
населения. По заключению ученых, увеличение на 10% международных
мигрантов, определяемых как доля населения страны, живущего за рубежом,
приводит к 1,9% уменьшению доли населения, живущего в бедности8.
Трудовые миграции в региональном контексте: Казахстан
как центр Центрально-Азиатской миграционной системы
В Центральной Азии в 2000-е годы формируется региональная
миграционная система, в которой Казахстан — страна, принимающая
трудовых мигрантов, а другие страны региона — Киргизстан, Таджикистан,
Туркменистан, Узбекистан — «посылающие» страны. Россия остается
основной страной достижения для всех стран СНГ, центром постсоветской
миграционной системы9.
Формирование региональной миграционной подсистемы в
Центральной Азии (ЦАР) обусловлено неравномерностью экономического
развития, дисбалансом на региональном рынке труда, разницей демографических
потенциалов стран региона, либерализацией миграционных режимов,
географической близостью, влиянием других факторов. Основными «притягивающими»
факторами в Казахстане стало улучшение социально-экономической ситуации
в республике, рост уровня оплаты труда, а также растущая потребность
в рабочей силе. Эти факторы наряду с внешними «выталкивающими» факторами
в республиках Центральной Азии: избыточными трудовыми ресурсами,
низкой оплатой труда, безработицей, бедностью сделали РК региональным
центром достижения трудовых мигрантов.
Поскольку у Казахстана — безвизовый режим со всеми странами
СНГ (кроме Туркменистана), мигранты прибывают законно, но по прибытию
трудоустраиваются, не имея трудовых договоров, контрактов, то есть
становятся незаконно занятыми, или, по определению МОТ, приобретают
статус мигранта с «неурегулированным статусом» (irregular migrants)10.
Трудовая миграция в Казахстане (и Центральной Азии в целом) имеет
в основном нерегулируемый характер.
Трудовая нерегулируемая иммиграция в РК в 2004–2005
гг. по различным экспертным оценкам составляла от 300–500 тысяч
до 1 млн. человек ежегодно11.
Последняя оценка прозвучала в выступлении президента РК Н.А. Назарбаева
в сентябре 2004 г., в котором он отметил, что «ежегодно в Казахстан
прибывает около миллиона нелегальных трудовых мигрантов из соседних
стран»12.
Численность трудовых мигрантов из Киргизстана оценивается
киризскими экспертами в 400-700 тыс. человек до 1 млн. человек в
2004–2005 гг.13.
Официальная оценка органов МВД Киргизстана: около 500 тыс. человек,
из них: 350 тыс. — в России, 120 тыс. — в Казахстане (2004). В Узбекистане
во внешние трудовые миграции вовлечено, по экспертным оценкам, от
600–700 тыс. до 1 млн. человек (2003–2005 гг.)14.
Оценка численности трудовых мигрантов в Таджикистане — от 500 тыс.
до 1 млн. человек, примерно 85–90% из них направляются в Россию,
остальные в Казахстан, незначительное число мигрантов — в другие
страны СНГ (2004-2005 гг.)15.
Численность трудовых мигрантов составляет в Киргизстане и Таджикистане
составляет 25–35% экономически активного населения этих стран16.
Одновременно с процессом регионализации, современные
трудовые миграции в Центральной Азии все более подвержены влиянию
глобальных тенденций: диверсифицируются по направлениям, активнее
направляют вектор миграций в развитые западные страны, включаются
в мировые рынки труда, формируют вторичные рынки труда в странах
достижения, приобретают другие универсальные характеристики. Увеличение
денежных переводов трудовых мигрантов в республики Центральной Азии,
усиление их роли в повышении уровня жизни домохозяйств — одна из
таких глобальных тенденций.
В различных странах СНГ в 2000–е годы исследовалась
роль трудовых миграций и мигрантских заработков, но лишь в последние
годы стали уделять внимание изучению собственно денежных переводов
трудовых мигрантов. Репрезентативных сравнительных исследований
по денежным переводам в домохозяйствах республик Центральной Азии
пока не проводилось.
Как показывают отдельные исследования17,
денежные переводы используются в мигрантских домохозяйствах Центральной
Азии в первую очередь для приобретения потребительских товаров.
Поскольку потоки трудовых миграций в регионе имеют тенденцию к увеличению,
и объемы переводов возрастают, приобретает всю большую актуальность
использование денежных переводов не только в целях потребления,
но и развития. Для разработки программ использования переводов в
целях развития в странах исхода и достижения необходимо всесторонне
изучить эту проблему: объемы, способы переводов, роль в мигрантских
домохозяйствах и национальных экономиках. Данная статья посвящена
анализу этих проблем.
Системы денежных переводов и их правовое регулирование
в республиках ЦАР
В республиках Центральной Азии, как и в целом в СНГ,
существует несколько видов систем переводов: специализированные
международные системы переводов, системы переводов российских банков,
национальные системы переводов.
Помимо специализированных международных систем переводов
(Western Union, Money Gram, TWML, VMT и др.), услуги переводов оказывают
российские системы денежных переводов: Анелик, Быстрая почта, Contact,
Migom, PrivatMoney, Юнистрим и другие. Они сформированы на базе
банковских и небанковских кредитных организаций РФ и в основном
специализируются на переводах в страны СНГ. Некоторые российские
системы переводов расширяют свою деятельность за пределами СНГ.
Например, система Contact, учрежденная Русславбанком, в настоящее
время делает переводы через банки, почту и местные системы переводов
в 2000 городов России, СНГ и стран Балтии и 78 стран мира18.
Многие крупные банки РФ и их филиалы осуществляют трансграничные
переводы, среди них: Банк Москвы, Внешторгбанк, Промсвязьбанк, Росбанк,
Росбизнесбанк и другие. Так, например, в 2005 году Росбизнесбанк
имел 740 сервисных пунктов в России, 166 — в Казахстане, 121 — Киргизстане,
75 — Таджикистане и осуществлял переводы с помощью системы переводов
Сontact, а также Migom. Альфа-Банк заключил договоры с Western Union
и Анелик и имеет сеть сервисных пунктов: 65 — в Казахстане, 123
— в Киргизстане, 125 — в Таджикистане, других странах СНГ.
Благодаря развитию международных и российских систем
переводов в Центральной Азии сложилась разветвленная и достаточно
эффективная система переводов. В 2005 г. около 30 банков второго
уровня в Казахстане предоставляли услуги банковских переводов, среди
них: АТФБанк, Альфа-банк, Валют-транзит Банк, КазКоммерцбанк, Банк
Каспийский, Банк Китая в Казахстане, Народный сберегательный банк
Казахстана, Нефтебанк, Нурбанк, Texakabank и другие. Банки второго
уровня организуют системы денежных переводов сами, либо заключают
договоры с международными системами переводов. По сообщениям СМИ,
на территории РК оперирует около 870 пунктов Western Union.
В Киргизстане 16 коммерческих, а в Таджикистане 10 уполномоченных
банков осуществляли трансграничные денежные переводы. Узбекские
национальные банки Хамкорбанк, Узжилсбербанк, Народный банк, НБ
ВЭД РУз, Трастбанк, Бизнесбанк и другие осуществляют переводы из/в
Узбекистан. Банки сотрудничают с Western Union, MoneyGram, TWML,
VMT, Анелик, Contact и другими системами переводов и банками.
Увеличение систем переводов повышает конкуренцию и способствует
улучшению качества обслуживания и снижению тарифов на перевод. Среди
специализированных международных систем переводов тарифы в целом
унифицированы (в среднем 1,5–3% и выше, в зависимости от суммы перевода),
время перевода — от 10–15 минут до 3–24 часов.
Деятельность банков, так же как и деятельность международных
систем переводов, регулируется национальными нормативно-правовыми
актами: законами о валютном регулировании и валютном контроле, о
национальной банковской системе, постановлениями правительства,
указаниями и инструкциями национальных банков.
Основные правовые акты в каждой стране устанавливают
правила проведения валютных операций, в том числе порядок осуществления
платежей и переводов денег, согласно которым запрещается производить
по банковским счетам физических лиц (резидентами/нерезидентами)
валютные операции, связанные с предпринимательской деятельностью,
осуществлением инвестиций, либо приобретением прав на недвижимость.
Физические лица-резиденты и нерезиденты могут осуществлять текущие
валютные операции (платежи и/или переводы денег) с открытием и без
открытия банковского счета в уполномоченных банках в виде разовых
переводов.
Каждое государство самостоятельно регулирует максимальную
сумму платежей и/или переводов денег физическими лицами-резидентами
и нерезидентами. Например, в Казахстане, платежи и/или переводы
денег физических лиц-резидентов и нерезидентов, в сумме не превышающей
эквивалент $10 тыс. могут проводиться через банковские счета и без
открытия банковского счета. В Таджикистане эта сумма не должна превышать
$2 тыс. Наличная иностранная валюта может быть переведена в РТ в
пользу физического лица-нерезидента без ограничений. В Киргизстане
резиденты и нерезиденты могут проводить операции по перемещению
иностранной валюты из-за и за границу без ограничения. Ввоз и вывоз
валюты не подлежит никаким ограничениям при условии ее декларирования
в пунктах таможенного контроля.
Международные соглашения являются важной составляющей
правовой базы регулирования валютных переводов. Известно, что в
рамках СНГ было подписано значительное количество многосторонних
и двусторонних соглашений, но практически выполняемыми, в первую
очередь, стали договоры в рамках Евразийского экономического сообщества
(ЕврАзЭС). Государства-участники Договора об учреждении ЕврАзЭС
— Белорусская Республика, Республика Казахстан, Киргизская Республика,
Российская Федерация и Республика Таджикистан — подписали несколько
важных многосторонних соглашений, которые укрепляют правовые основы
межправительственного взаимодействия в области пересечения границ
физическими лицами-гражданами государств и перемещения ими товаров
и валюты.
Члены Евразийского экономического сообщества учредили
Совет руководителей национальных банков государств–участников. На
заседании в Душанбе 18 ноября 2004 г. обсуждался вопрос о совершенствовании
правовой базы, регулирующей перевод денежных средств физическими
лицами в рамках ЕврАзЭС. Совет рекомендовал центральным банкам оказывать
информационную поддержку в реализации образовательных программ для
трудовых мигрантов при осуществления денежных переводов.
После терактов 11 сентября 2001 г. важным направлением
правового регулирования валютных переводов стало обеспечение прозрачности
финансовых систем для противодействия легализации преступных доходов
и финансирования терроризма. Для этого 6 октября 2004 г. была создана
Евразийская группа (ЕАГ), государствами-членами ЕАГ которого стали
Белоруссия, Казахстан, Китай, Киргизстан, Россия, Таджикистан и
Узбекистан. ЕАГ призван сыграть важную роль в деле снижения угрозы
терроризма и обеспечения прозрачности, надежности и безопасности
финансовых систем государств региона, а также их вовлечения в международную
систему противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма19.
Региональная структура ЕАГ создана по типу ФАТФ. ФАТФ
(Financial Action Task Force) — это cпециальная международная финансовая
группа для разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег,
которая была учреждена развитыми западными странами и Европейской
комиссией в 1989 г. для борьбы с отмыванием капиталов, членами ФАТФ
являются 31 государство и 2 международные организации. Члены Евразийской
группы подали заявление в ФАТФ о получении нового статуса — Ассоциированного
члена ФАТФ.
Динамика и объемы денежных переводов мигрантов в республиках
Центральной Азии
Российская Федерация остается основной страной
достижения для трудовых мигрантов из всех Центрально–Азиатских республик
и именно из нее поступают наибольшие объемы денежных переводов.
По данным Центрального банка РФ, динамика изменений объемов переводов
физических лиц в Российской Федерации с 1999 по 2004 гг. свидетельствует
о том, что переводы из России увеличились почти в 4 раза. За этот
период изменилось соотношение доли переводов из России: в 1999 г.
41% переводов был направлен в страны СНГ, а в 2004 г. — уже 64%,
или $3,532 млрд. было направлено в страны СНГ.
Объемы трансграничных переводов из/в России имеют тенденцию
к дальнейшему росту: так, по данным Центрального банка РФ, за первое
полугодие 2005 года в Россию поступило $1,810 млрд., а переведено
$3,054 млрд.20
Оценки объемов денежных переводов в Республике Казахстан
проводятся с 2000–2001 гг. На рис. 1 показана динамика объемов
денежных переводов резидентов/нерезидентов в/из РК в 2000–2004 гг.
Как видно из графика, поквартальная динамика объемов денежных переводов
из-за рубежа в Казахстан менялась незначительно. По данным
Национального Банка РК, в 2000 г. трансферты в РК составили $ 63,9
млн., в 2004г. — $ 53,5 млн. и кумулятивно за период 2000–2004 гг.
составили $ 344,5 млн.21
Рисунок 1. Динамика денежных переводов резидентов /
нерезидентов из / в Республику Казахстан в 2000–2004 гг. (млн. долларов
США)
Примечание: данные на графике по левой оси выстроены по
квартальным значениям, на правой оси — по годовым значениям.
По
данным Национального банка Казахстана, объем денежных переводов
резидентов/нерезидентов из РК в 2000 г. составил $ 74,3 млн. и на
протяжении пяти лет возрастал в 1,5–2 раза по сравнению с предыдущим
годом. В 2004 г. объем переводов составил $ 805,8 млн., то есть
увеличился за период 2000-2004 гг. в 10,8 раз (см. рис. 1).
Значительная часть переводов отправляется физическими
лицами из Казахстана в Китай, Россию и Германию, на них приходится
около 58% всех переводов. По мнению экспертов Национального банка,
часть переводов в Китай, Германию может быть связана с отправкой
средств для оплаты товаров ввозимых в РК по каналам неорганизованной
торговли, хотя согласно законодательству РК, валютные операции,
связанные с осуществлением инвестиций, предпринимательской деятельности
и подобные цели запрещены.
Среди отправителей переводов граждане Казахстана — родители,
которые отправляют деньги своим детям-студентам, обучающимся за
рубежом, а также взрослые, которые помогают престарелым родителям,
периодически высылая им деньги. Среди отправителей также казахстанские
и иностранные граждане, временно проживающие в РК: бизнесмены и
специалисты в командировках, туристы, осуществляющие переводы в
своих частных целях и т.д. Россия занимает второе место среди стран,
куда осуществляются денежные трансферты из РК, около $ 500 тыс.
оправляется в РФ для оплаты образовательных и медицинских услуг,
по данным Национального банка РК.
В РК еще не проводилось репрезентативных республиканских
исследований по оценке объемов денежных переводов иностранных рабочих
и специалистов, приезжающих в Казахстан на заработки, но ежегодная
динамика переводов по официальным каналам свидетельствует о том,
что значительная часть трансфертов осуществляется именно ими.
Динамика денежных переводов в страны СНГ и вне СНГ демонстрирует
сезонные колебания, повышаясь в третьем квартале и достигая максимума
в четвертом квартале (в сентябре-ноябре), который обычно является
сезоном завершения трудовой деятельности и выплаты заработной платы,
и снижаясь в 1 квартале, после возвращения трудового мигранта в
страну исхода (см. рис. 1)
По официальным данным Национального банка РК, в 2004
г. резиденты и нерезиденты отправили из Казахстана в Киргизстан
— $ 774 тыс. долларов США, Узбекистан — $ 791 тыс., Таджикистан
— $ 312 тыс. Около $ 3,875 млн. долларов было переведено в республики
Закавказья (Азербайджан, Армению, Грузию), около $ 3,3 млн. — в
Украину. В то же время, только в США было переведено — $ 78,2 млн.
в Турцию — $ 91,9 млн.
Определение общих объемов денежных переводов трудовых
мигрантов имеет некоторые трудности, связанные с новизной самого
явления, отсутствием учета, с не разработанностью методик, индикаторов.
Необходимо также учитывать различные переменные, такие как: сфера
занятости трудовых мигрантов, продолжительность трудовой деятельности,
средняя заработная плата, периодичность переводов и средний размер
денежного перевода в страну исхода, географическая близость / отдаленность
страны исхода; наличие диаспор и «мигрантских сетей», через которые
передаются заработанные деньги и т.д.
Рассмотрим только один из параметров — способы отправки
денег трудовыми мигрантами в страну исхода. Согласно данных социологического
исследования по трудовой миграции, проведенного автором в апреле-мае
2005 г. в южном регионе Казахстана22,
мигранты используют различные способы отправки денег домой (таблица
1).
Таблица 1. Как вы отправляете заработанные деньги?
|
Абс
|
%
|
самостоятельно везу
|
105
|
41,2
|
отправляю с друзьями
|
61
|
23,9
|
отправляю с родственниками
|
38
|
14,9
|
денежный перевод по Вестерн Юнион
|
24
|
9,4
|
денежный перевод по почте
|
21
|
8,2
|
Не отправляю
|
12
|
4,7
|
На деньги покупаю товары и везу их сам
|
4
|
1,6
|
Еще не отправлял, т.к приехал в первый раз
|
4
|
1,6
|
Отправляю со специальным человеком
|
3
|
1,2
|
Затрудняюсь ответить / нет ответа
|
37
|
14,5
|
Выборка
|
255
|
100
|
Примечание: респонденты могли выбрать несколько
вариантов ответов, поэтому сумма ответов больше 100%.
Согласно данным исследования, значительная часть трудовых
мигрантов — 41,2% привозят заработанные деньги сами, либо отправляют
с друзьями (23,9%), или родственниками (14,9%). Лишь 17,6%, то есть
менее одной пятой периодически или постоянно посылают деньги почтой.
Это свидетельствует о большом потенциале системы денежных переводов
в/из РК.
По данным Национального банка Казахстана в 2005 году
из Казахстана физическими лицами — резидентами и нерезидентами переведено
1,158 млрд. долларов. Осторожная предварительная оценка объемов
ежегодных переводов трудовых мигрантов из Казахстана в 2004–2005
гг. может быть сделана в пределах от 0,5 млрд. до 1,0 млрд. долларов
США. Однако необходимо продолжать исследования по уточнению данных
об объемах денежных переводов трудовых мигрантов из / в РК.
В Киргизской Республике в последние годы начался
учет денежных переводов, и уже первые оценки объемов переводов от
граждан, работающих за рубежом составили более $ 120 млн. в 2003
г.23.
Член киргизского парламента К. Исабеков, посетивший
города России, где работает много граждан КР, считает, что киргизский
рабочий посылает семье в Киргизстан в среднем около $100 в месяц,
а некоторые - больше. Это весьма значительные суммы, если учитывать,
что среднемесячная зарплата в Киргизстане около $50, а в сельской
местности она еще меньше. Парламентарий полагает, что общая сумма
переводов России, Казахстана и других стран может составлять $ 384–420
млн. в год24.
По данным Национального банка РК, физические лица отправили
из Казахстана в Киргизстан $ 774 тыс. в 2004 г. Однако, по данным
полевого исследования автора, даже малоквалифицированные рабочие
из Киргизстана зарабатывают за сезон в табачных хозяйствах по $
0,8–1,5 тыс. и более. Как показывают исследования, большинство мигрантов
передают заработанные деньги по «неофициальным» каналам, используя
знакомых, родственников, проводников, привозя деньги самостоятельно.
В целом, используя данные о переводах по официальным
каналам и делая оценку объемов переводов сделанных «неофициальным»
путем, можно сделать предварительную оценку, что не менее $ 500
млн. было отправлено мигрантами из России, Казахстана, других стран
в Киргизстан в 2005 году. Для сравнения: ВВП страны составлял в
2004–2005 гг. около $ 2,0 млрд. Таким образом, денежные переводы
мигрантов могут составить около 25% ВВП Киргизстана. Динамика роста
денежных переводов в республику в последние годы значительно превышали
динамику ежегодных прямых иностранных инвестиций и официальной международной
помощи для развития в КР. (график 2)
Рисунок 2. Динамика ВВП, прямых иностранных инвестиций
и денежных переводов в Республике Киргизстан в 1999-2005 гг. (в
% к предыдущему году)
Объем переводов по данным Национального банка Республики
Таджикистан в 2001 г. в Таджикистан составил $ 300 тыс. Снижение
процентной ставки за перевод с 30% до 2–3% в 2003 году увеличило
объём денежных переводов с $ 78,3 млн. в 2002г. до $ 256 млн. в
2003 г. В то же время, общие оценки поступлений от миграции в 2002
г. оценивались экспертами в $ 200–230 млн., т.е. в 3 раза больше
суммы официальных переводов, что включало денежные переводы, самостоятельный
привоз валюты, привоз товаров: дорогостоящей бытовой техники, одежды25.
По оценке автора, объем денежных переводов, присланных в РТ только
по официальным каналам в 2003 г., составил 23,2% ВВП.
По мнению экспертов, в целом очень трудно оценить объемы
денежных переводов в Узбекистан. Согласно оценке, объем доходов
от миграции в 2003 г., включая переводы, самостоятельный привоз
денег, ввоз товаров, составил не менее $ 400 млн.26.
Трудовые
миграции и денежные переводы – стратегия выживания мигрантских домохозяйств
ЦАР
Результаты социологического исследования, проведенного
автором в 2005 г., свидетельствуют о том, что миграции и денежные
переводы («миградоллары») стали стратегией выживания мигрантских
домохозяйств в республиках Центральной Азии.
Согласно данных опроса трудовых иммигрантов, «миградоллары»
заработанные в Казахстане идут в основном на питание — 55,7% и приобретение
новой одежды — 47,2% респондентов. 30,3% респондентов считают, что
заработанные на выезде деньги позволяют им лишь обеспечивать себя
самым необходимым. 22,5% респондентам мигрантские заработки позволяют
оплачивать лечение, покупать лекарства. 25,5% респондентов помогают
материально своим родителям и детям.
Использование денежных переводов имеет страновую специфику.
Например, более бедные мигрантские хозяйства из Узбекистана и Киргизии
тратят заработки в основном на первоочередные повседневные нужды:
питание — 56,7% и 63,3%, соответственно и покупку одежды — 46,5%
и 54,1%, соответственно. Мигранты из Таджикистана, которые уже много
лет работают в РК (согласно исследованию, 71% опрошенных таджикских
мигрантов выезжают на заработки более 5 лет), делают переводы для
оказания материальной помощи родственникам (47,1%), оплаты лечения
(35,3%) и более дорогостоящих покупок. Доля трудовых мигрантов из
Таджикистана, материально помогающим своим родственникам на родине
значительно выше, чем доля таковых из Узбекистана — 14,2% респондентов
и из Киргизии — 15,3% респондентов.
Переводы помогают накопить деньги для проведения свадьбы.
В сельской местности по традиции на свадьбу дарят дорогие подарки
и приглашают всех родственников и соседей, и свадьба нередко обходится
родителям в несколько годовых зарплат. В случае накопления более
крупных сумм, переводы мигрантов используются для покупки дома,
квартиры или ремонта, приобретения электробытовой техники, оплаты
обучения в вузе, колледже, школе, однако, доля таких инвестиций
очень мала.
В целом, трудовая миграция и денежные переводы в Киргизстане
имеют многочисленные положительные экономические и социальные
последствия. Благодаря эмиграции киргизских граждан КР частично
решает
проблему избытка рабочей силы, смягчения безработицы,
особенно на юге республики, откуда в основном выезжают мигранты.
Мигрантские семьи получают денежные переводы, которые повышают уровень
жизни домохозяйств; накапливают стартовый капитал для начала собственного
бизнеса; повышают квалификацию и формируют новые навыки работы в
рыночных условиях, которые могут быть использованы после возвращения
в Киргизию.
По данным исследования, проведенного в Киргизстане,
в 111 киргизских фирмах, собственники которых прежде были трудовыми
мигрантами и накопили первоначальный капитал на выездных заработках,
было создано свыше 3,7 тыс. рабочих мест, то есть в среднем по 33
на одну фирму27.
По данным исследования трудовой миграции в Таджикистане
в 2002–2003 гг., доходы от выездной деятельности являлись
основным источником существования для 81,7% опрошенных мигрантских
домохозяйств Таджикистана. Значительная часть денежных переводов
в РТ шла на помощь родственникам — им постоянно помогали 25,8% респондентов
и периодически — 46,3%. Это коррелирует с данными авторского исследования
по трудовой миграции в Казахстане в 2005 г., согласно которому 47,1%
респондентов-мигрантов из РТ помогали своим родственникам. По мнению
таджикских экспертов, семейный характер трудовой миграции вписывается
в родовые и земляческие структуры таджикского общества: мигранты
оказывают помощь нескольким родственным домохозяйствам. В свою очередь,
мигрантские домохозяйства интенсифицируют трудовые усилия семьи
на период сельскохозяйственных работ, и в случае необходимости нанимают
в помощь родственников, либо объединяют усилия всей общины (например,
для вспашки земли). Трудовые миграции стали «стратегией выживания»
общества и сыграли стабилизирующую роль для всего Таджикистана.
Как следствие долгого отсутствия мужчины — главы домохозяйства,
увеличивается роль женщин в семейной экономике28.
Изменение гендерных ролей в процессе вовлечения женщин
в трудовые миграции характерен и для Узбекистана.
По данным исследования, в 1999 г. менее 2% женщин-трудовых мигрантов
в Узбекистане считали себя главами семейств, а в 2004 г. 57,6% женщин
говорили о том, что именно они «кормят своих родственников» и поэтому
являются главными в семьях.
Трудовые миграции в Узбекистане играют положительную
стабилизирующую роль, смягчая напряжение в местных рынках труда,
однако, решение вопросов предупреждения массовой трудовой эмиграции
лежит в создании рабочих мест, развитии малого и среднего бизнеса
в самом Узбекистане.
Трудовая миграция имеет и отрицательные последствия
для страны приема и стран исхода. Например, работодателям в Казахстане
«выгодно» использовать дешевую рабочую силу, не требующую социальных
издержек, а трудовым мигрантам даже небольшие заработки позволяют
поддерживать приемлемый уровень жизни в странах исхода. Однако,
неуплата налогов в республиканский бюджет РК (если принять в расчет
всю численность трудящихся-мигрантов, то это значительные отчисления),
наносит экономический ущерб на макроуровне, происходит перетекание
капиталов и рабочей силы в сферу теневой экономики. Происходят массовые
нарушения прав трудящихся-мигрантов.
Сохраняется криминальная составляющая в трудовых миграциях:
по экспертным оценкам, около 10% доходов от выездной деятельности
в Таджикистане идет в наркобизнес29.
Использование систем переводов для финансирования террористической
деятельности и отмывания нелегальных доходов стало привлекать все
больше внимания в последние годы.
Однако необходимо различать криминальную составляющую
и перевод заработанных мигрантами денег из принимающей страны в
страну происхождения мигранта, где переводы играют все возрастающую
роль в национальных экономиках и нуждаются в специальном регулировании.
ВВП Киргизии увеличивался незначительно в последние 5–7 лет, а в
2005 г. составил 99,4% по сравнению с 2004 г., в то же время цены
на недвижимость в г. Бишкеке, по некоторым данным, выросли в последние
годы в 1,5–2 раза, что отчасти обусловлено ростом денежных переводов
в страну.
Из стран региона увеличивается выезд на заработки высококвалифицированных
специалистов, который имеет тенденцию к превращению в безвозвратную
интеллектуальную эмиграцию. «Утечка умов» всегда имеет негативные
средне- и долгосрочные последствия для национальных экономик посылающих
стран. Они же испытывают негативные демографические последствия
в связи с тем, что мужчины-мигранты надолго покидают семьи в период
выездных заработков.
Заключение
Денежные переводы трудовых мигрантов: использование в целях развития
В 2000-е годы в Центральной Азии усиливаются глобализационные
тренды: с одной стороны, ускоряется проникновение капитала, технологий,
услуг и товаров в самые отдаленные уголки региона. С другой стороны,
увеличивается международная миграция рабочей силы из республик ЦАР.
В таких странах как Киргизстан и Таджикистан во внешние трудовые
миграции вовлечено от 25 до 35% экономически активного населения.
Это, в свою очередь стимулирует распространение системы коммуникаций,
развитие международной электронной системы денежных переводов. Системы
переводов позволяют членам мигрантских домохозяйств получать трансферты
от мигрантов, работающих за границей.
В самых бедных домохозяйствах в различных регионах ЦАР
«миградоллары» используются для удовлетворения повседневных нужд:
покупки продуктов, одежды, лекарств, материальной помощи родителям
или детям. В случае накопления более крупных сумм, переводы мигрантов
используются для покупки дома, квартиры или ремонта, оплаты обучения
в вузе, колледже, школе, однако доля таких инвестиций очень мала.
Исследование автора показало, что пока в республиках
Центральной Азии трудовая миграция и денежные переводы – это преимущественно
стратегия выживания, а не развития. «Миградоллары» пока редко используются
развития мигрантских сообществ (для строительства или ремонта местных
школ, дорог, мостов, коммуникационной инфраструктуры). Правительства
ЦАР пока не разработали практических механизмов использования переводов
в целях развития национальных экономик.
Денежные переводы – серьезный фактор снижения бедности
в странах исхода, особенно в таких странах как Киргизстан и Таджикистан,
где по данным ПРООН, они составляли в начале 2000–х гг., соответственно,
44,4% и 60% всего населения. Это играет положительную социально-политическую
роль, влияя на стабильность в странах ЦАР и регионе в целом.
Общие объемы денежных переводов в некоторых республиках
Центральной Азии таких как Киргизстан и Таджикистан, составляют
значительную часть ВВП (25% и выше), и по некоторым оценкам, в последние
годы превышали ежегодные объемы официальной международной помощи
для развития и иностранные инвестиции в страны ЦАР.
Поскольку переводы составляют значительную долю ВВП,
правительства стран исхода должны регулировать трудовые миграции,
разрабатывая систему эффективного использования денежных переводов
мигрантов в целях развития не только отдельных домохозяйств, но
и мигрантских сообществ и национальной экономики в целом. Одной
из мер стимулирования инвестиций для целей развития могла быть организация
перевода не наличными деньгами, а на банковский счет мигранта и
поощрение взносов на медицинское страхование, образование, ипотеку,
проекты местного сообщества30.
Необходимо поощрять инвестиции в местный бизнес, выдавать кредиты
на развитие производства, предоставлять более низкие проценты для
осуществления социальных и экономических проектов в местных сообществах.
Разработка нормативно-правовой базы и практических механизмов,
направленных на поощрение использования денежных переводов мигрантов
в целях развития – новое и важное направление деятельности законодательных
и исполнительных органов в республиках Центральной Азии.
1 МОМ (2005) Садовская
Е., Олимова С., Трудовая миграция в странах Центральной Азии, Российской
Федерации, Афганистане и Пакистане. Аналитический обзор. Европейская
Комиссия, МОМ. – Алматы. p. 13
2 Там же, p. 269.
3 http://www.cbr.ru
4 The hawala alternative
remittance system and its role in money laundering. Interpol General
Secretariat, Lyon, January 2000.
http://www.interpol.int/Public/FinancialCrime/MoneyLaundering/hawala/
5 Глущенко Г. И. (2004)
Денежные переводы - фактор инновационного развития мировой финансовой
инфраструктуры // Вопросы статистики. – 2004, № 8. C. 37
6 Независимая газета,
2005 г., 8 августа.
7 Цит по: Глущенко
Г. И. (2004) Денежные переводы - фактор инновационного развития
мировой финансовой инфраструктуры // Вопросы статистики. – 2004,
№ 8. C. 37.
8 Adams R.H., John
Jr. and Page. (2003) International Migration, Remittances, and Poverty
in Developing Countries. World bank Working Paper № 3179, December
19.
9 Садовская Е.Ю. Трудовые
миграции в Казахстане в 2000-е годы: новейшие тенденции. Алматы,
2005; Садовская Е.Ю. Трудовые миграции в Центральной Азии: формирование
региональной миграционной системы или процесс глобализации? М.:
2005.
10 МБТ. За справедливый
подход к трудящимся-мигрантам в глобальной экономике. Международная
конференция труда, 92 сессия, МБТ, Женева, 2004, с. 11.
11 Садовская Е.Ю.
Трудовые миграции в Центральной Азии: формирование региональной
миграционной системы или процесс глобализации? М.: 2005.
12 Казахстанская
правда, 2004 г., 8 сентября.
13 Экспертные интервью
по неформализованной анкете в Алматы и Бишкеке, 2004–2006 гг.
14 Максакова Л.П.
Экспорт рабочей силы из Узбекистана // Трудовая миграция в СНГ:
социальные и экономические эффекты. Под ред. Ж.А. Зайончковской.
М.: 2003, с. 148; Садовская Е.Ю. Трудовые миграции в Казахстане
в 2000-е годы: новейшие тенденции. Алматы. 2005.
15 Садовская Е.Ю.
Трудовые миграции в Центральной Азии: формирование региональной
миграционной системы или процесс глобализации? М. 2005.
16 Садовская Е.Ю.
Трудовые миграции в Центральной Азии: формирование региональной
миграционной системы или процесс глобализации? М.: 2005; Садовская
Е.Ю. Трудовые миграции в Казахстане в 2000-е годы: новейшие тенденции.
Алматы. 2005; Sadovskaya, Yelena. Labor Migration and Its Impact
on Social Stability in Central Asia in Towards Social Stability
and Democratic Governance in Central Eurasia. Challenges to Regional
Security / Ed. By Morozova I. NATO Science Series. IIAS, Leiden,
the Netherlands, 2005. pp. 206-228.
17 Садовская Е.Ю.
Трудовые миграции в Центральной Азии: формирование региональной
миграционной системы или процесс глобализации? М.: 2005; Садовская
Е.Ю. Трудовые миграции в Казахстане в 2000-е годы: новейшие тенденции.
Алматы. 2005; Садовская Е.Ю. Денежные переводы трудовых мигрантов
в Республике Казахстан // Труд в Казахстане.- 2006. -№ 4; Садовская
Е.Ю. Денежные переводы трудовых мигрантов и их роль в мигрантских
домохозяйствах в республиках Центральной Азии // Центральная Азия
и Кавказ, №2, 2006; МОМ. Садовская Е., Олимова С., Трудовая миграция
в странах Центральной Азии, Российской Федерации, Афганистане и
Пакистане. Аналитический обзор. Европейская Комиссия, МОМ. – Алматы.
2005; МОМ. Олимова С., Боск И., Трудовая миграция из Таджикистана.
МОМ, Научно-исследовательский центр «Шарк». Душанбе, 2003.
18 См. подробнее:http://www.сontact-sys.com
19 http://www.euroasiangroup.org
20 http://www.cbr.ru
21 http://www.nationalbank.kz
22 Опрос трудовых
мигрантов проведен в апреле-мае 2005 г. Опрошено 255 респондентов
методом личного стандартизированного интервью. Респонденты отобраны
методом «снежного кома». Выборка — целевая, гомогенная. География
исследования: г. Алма-Ата; г. Чилик и населенные пункты Чиликского
района Алма-Атинской области; г. Чимкент и населенные пункты Джетысайского
района Южно-Казахстанской области. Данный опрос проведен в рамках
исследования по гранту Фонда Д. и К. МакАртуров N 04-81339-000-GSS
в 2004–2005 гг.
23 Кыргызстан: проблемы
в сфере трудовой миграции и возможные подходы к формированию политики.
Бишкек, 2004. с. 22
24 http://www.irinnews.org
25 МОМ. Садовская
Е., Олимова С., Трудовая миграция в странах Центральной Азии, Российской
Федерации, Афганистане и Пакистане. Аналитический обзор. Европейская
Комиссия, МОМ. – Алматы, 2005. с. 47; МОМ. Олимова С., Боск И.,
Трудовая миграция из Таджикистана. МОМ, Научно-исследовательский
центр «Шарк». Душанбе, 2003, с. 86.
26 Узбекистан: проблемы
трудовой миграции и возможные подходы к формированию политики. Аналитический
документ. Ташкент, 2004. с. 31.
27 Исследование
Л. Максаковой и А. Элебаевой, Киргизский национальный институт макроэкономических
и социальных исследований.
28 МОМ (2003) Олимова
С., Боск И., Трудовая миграция из Таджикистана. МОМ, Научно-исследовательский
центр «Шарк». Душанбе. 2003, с. 93,97
29 там же, с. 93
30 World Migration
2005. Costs and Benefits of International Migration. IOM, Geneva,
Vol.3. IOM World Migration Report Series, 2005, с. 273
|