|
|
АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ЮНИСЕФ, 2007, 121 страница
|
http://www.unicef.org/russia/ru/ru_ru_situation-analysis_170907.pdf
Основу системы социальной защиты составляют: 1)
страховые и нестраховые социальные денежные субсидии, 2) пособия
на оплату товаров и услуг, предоставляемых определенным категориям
населения, и 3) социальные услуги для наиболее уязвимых групп
населения (пенсионеров, инвалидов, сирот и др.) Наиболее распространенными
типами пособий являются: (1) пособия по временной нетрудоспособности;
(2) ежемесячные пособия на детей в возрасте до 16 лет и учащихся
в возрасте до 18 лет; (3) пособия по безработице.
На протяжении приблизительно 15 лет наблюдалась
тенденция к снижению государственной поддержки семей, имеющих
детей, которая выражалась в сокращении расходов на пособия
семьям и по беременности и родам. Если в 1991 году на семейные
пособия и пособия по беременности родам приходилось 77,3 процента
от общего объема средств, в 1995 года эта доля упала до 54
процентов, а к 2003 году она составила всего лишь 32,4 процента.
Это изменение было вызвано отменой пособий на всех детей и
переходом на выплату пособий только детям из бедных семей.
В 2006 году правительство России предприняло активные
шаги по преодолению демографического кризиса, предложив значительное
увеличение существующих пособий детям и матерям, а также новые
меры. Начиная с января 2007 года, началась реализация следующих
новых положений, основанных на предложениях, сделанных в 2006
году:
- Увеличение размера пособия по уходу за ребенком до 18
месяцев до 1500 рублей (приблизительно 57,7 долларов США)
на первого ребенка и 3000 рублей (около 113,48 долларов
США) по уходу за вторым ребенком и последующими детьми.
Максимальный размер пособия не может превышать 6000 рублей
в месяц (около 230,77 долларов США);
- Введение нового единовременного пособия при передаче
ребенка на воспитание в альтернативную семью в размере 8000
рублей (около 307,70 доллара США);
- Проведение диспансеризации детей, которые находятся в
домах ребенка;
- Выделение материнского капитала в размере 250 тысяч рублей
женщине, родившей или усыновившей второго или последующего
ребенка. Использовать эти деньги матери могут на приобретение
жилья с использованием ипотеки или иных систем кредитования;
на все виды образования или на накопительную часть пенсии.
Право распоряжаться капиталом предоставляется только при
достижении ребенком 3 лет;
- Увеличение стоимости родового сертификата до 3000 рублей
(около 113,48 доллара США) в период беременности и до 7000
рублей (около 270 долларов США) в период родов, а также
- Компенсация затрат родителей за содержание ребенка в государственных
и муниципальных дошкольных учреждениях: за первого ребенка
- на сумму, равную 20 процентам; за второго - 50 процентов;
за третьего ребенка и последующих детей - 70 процентов от
среднего размера оплаты.
Стр. 25-26.
Дошкольные образовательные учреждения (конец года)
(стр. 65)
|
1990
|
1995
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
Количество дошкольных образовательных учреждений (тыс.)
|
87,9
|
68,6
|
51,3
|
50,0
|
48,9
|
47,8
|
47,2
|
46,5
|
Количество детей в дошкольных образовательных учреждениях
(тыс.)
|
9010
|
5584
|
4263
|
4246
|
4267
|
4321
|
4423
|
4530
|
Количество детей на 100 мест в дошкольных образовательных
учреждениях
|
108
|
83
|
81
|
83
|
86
|
88
|
92
|
95
|
Охват детей в возрасте 3–6 лет дошкольными образовательными
учреждениями, в процентах от общего числа
|
77
|
64,4
|
67,5
|
69,7
|
72,7
|
71,3
|
72,7
|
72,5
|
Общее число детей,
оставшихся без попечения родителей (тыс.) (стр. 84)
|
Воспитываются в интернатных учреждениях
|
Учтено детей, отобранных у родителей, лишенных родительских
прав
|
1998
|
158.5
|
620.1
|
1999
|
169.4
|
638.2
|
2000
|
180.2
|
667.6
|
2001
|
183.5
|
690.7
|
2002
|
186.1
|
707.8
|
2003
|
184.1
|
721.1
|
2004
|
188.9
|
734.2
|
Количество сексуальных
преступлений в отношении детей и подростков (стр. 88)
|
Половое сношение и иные действия сексуального характера
с лицом не достигшем 14-летнего возраста
|
Развратные действия
|
Незаконное распространение порнографических материалов
или предметов
|
Торговля несовершен-нолетними
|
1998
|
349
|
1653
|
341
|
35
|
1999
|
194
|
884
|
295
|
28
|
2000
|
160
|
697
|
361
|
37
|
2001
|
46
|
583
|
442
|
16
|
2002
|
175
|
762
|
600
|
10
|
2003
|
203
|
841
|
900
|
21
|
2004
|
751
|
1397
|
2433
|
0
|
|
В выполненном экспертами ЮНИСЕФ анализе положения детей
в Российской Федерации делается попытка оценить успехи в реализации
Целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия,
которые касаются детей и направлены на решение глобальных проблем
бедности и голода, детской и материнской смертности, ВИЧ/СПИДа и
других заболеваний и в то же время способствуют достижению всеобщего
начального образования, гендерного равенства, экологической устойчивости
и глобального партнерства в области развития к 2015 году. Основное
внимание в анализе уделено глубинным и структурным причинам проблем,
с которыми сталкиваются дети; в нем указывается, как государство
решает эти проблемы, и предлагаются дальнейшие действия по ускорению
прогресса.
Значительное число детей в России все еще живут в бедности,
лишены родительской заботы и подвергаются дискриминации. Цель данного
доклада - представить краткую, но тем не менее всестороннюю оценку
положения детей в Российской Федерации и проанализировать основные
проблемы, которые мешают осуществлению прав детей, учитывая принципы
Конвенции о правах ребенка и принятые во многих странах мира Цели
в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия.
В докладе утверждается, что возросшее внимание к осуществлению
прав ребенка и вложению средств в развитие детей поможет создать
основу для успешного, стабильного и устойчивого развития в России.
Содержание
Сокращения
Предисловие
Российская Федерация: основные статистические данные
Введение
Поддержка ЮНИСЕФ Повестки дня тысячелетия
Цель доклада
Методология и структура доклада
ГЛАВА 1: Обзор ситуации в стране
1.1 Введение
1.2 Текущее положение
1.2.1 Экономика России
1.2.2 Демографическая ситуация
1.2.3 Уровень жизни
1.2.3.1 Характеристика бедности
1.2.4 Система социальной защиты и ее влияние на улучшение бедственного
положения семей с детьми
1.2.5 Гендерные проблемы
1.3 Меры, принимаемые правительством
ГЛАВА 2: Охрана здоровья детей и матерей
2.1 Введение
2.2 Текущее положение
2.2.1 Основные показатели здоровья
2.2.1.1 Коэффициент материнской смертности
2.2.1.2 Коэффициенты младенческой смертности и смертности детей
в возрасте до 5 лет (детской смертности)
2.2.2 Репродуктивное здоровье
2.2.2.1 Беременность
a) Дородовой уход
б) Беременность среди подростков
2.2.2.2 Аборты
a) Аборты среди девушекHподростков
2.2.3 Развитие детей в раннем возрасте
2.2.3.1 Иммунизация против инфекционных болезней
2.2.3.2 Исключительно грудное вскармливание
2.2.3.3 Питание
2.2.3.4 Дефицит йода и питательных микроэлементов
2.2.4 ВИЧ/СПИД и ИППП
2.2.4.1 ВИЧ среди подростков
2.2.4.2 Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП)
2.2.5 Туберкулез
2.2.6 Поведение молодежи, сопряженное с риском
2.3 Непосредственные и глубинные причины
2.3.1 Низкий уровень осведомленности
2.3.1.1 Осведомленность широких слоев населения о профилактике
заболеваний
2.3.1.2 Осведомленность подростков в вопросах репродуктивного
здоровья
2.3.1.3 Осведомленность широких слоев населения и медицинских
работников относительно ВИЧ/СПИДа и других инфекционных заболеваний
2.3.2 Доступ к услугам
2.3.2.1 Региональные и территориальные различия
2.3.2.2 Доступность услуг
2.3.2.3 Услуги с учетом возраста и потребностей молодежи
2.3.2.4 Стигматизация и дискриминация в доступе к услугам
2.3.3 Государственная политика в области здравоохранения - необходимость
принятия профилактических мер
2.4 Меры, принимаемые правительством
2.4.1 Репродуктивное здоровье
2.4.2 Развитие детей в раннем возрасте
2.4.3 ВИЧ/СПИД
2.4.4 Молодежная политика
2.5 Рекомендации по расширению прав детей
ГЛАВА 3: Образование: проблемы и возможности
3.1 Введение
3.2 Текущее положение
3.2.1 Обзор системы образования в России
3.2.2 Дошкольное образование
3.2.3 Начальное и среднее образование
3.2.3.1 Доступ к образованию
3.2.3.2 Качество образования
3.2.4 Существующие возможности в области образования для детей
с особыми потребностями
3.3. Непосредственные и глубинные причины
3.3.1 Ограниченность доступа к обучению в школах в рамках общеобразовательной
системы
3.3.1.1 Физические препятствия
3.3.1.2 Отсутствие информации/специальных знаний
3.3.1.3 Присвоение "ярлыка необучаемости"
3.3.2 Рост стоимости образования
3.3.3 Пересмотр образовательных программ
3.3.4 Преподавательский потенциал
3.3.5 Качество механизмов контроля
3.3.6 Неравенство в доступе к образованию
3.4 Меры, принимаемые правительством
3.5 Рекомендации по расширению прав детей
ГЛАВА 4: Защита детей
4.1 Введение
4.2 Текущее положение
4.2.1 Дети, оставшиеся без попечения родителей
4.2.2 Насилие в отношении детей
4.2.2.1 Насилие в семье/Жестокое обращение с детьми
4.2.2.2 Торговля детьми и сексуальное насилие
4.2.3 Особые проблемы детей Северо-Кавказского региона
4.2.4 Дети и подростки, совершившие правонарушения
4.3 Непосредственные и глубинные причины
4.3.1 Распад семей
4.3.2 Социальные услуги для детей
4.4 Меры, принимаемые правительством
4.4.1 Вмешательство в кризис семьи на раннем этапе/Воспитание
в альтернативных семьях
4.4.2 Независимая структура контроля за соблюдением прав ребенка
4.4.3 Система правосудия в отношении несовершеннолетних
4.4.4 Законодательные меры в отношении проблем насилия и эксплуатации
4.5 Рекомендации по расширению прав детей
ГЛАВА 5: Участие молодежи в жизни общества
5.1 Введение
5.2 Текущее положение
5.2.1 Более высокий уровень рисков
5.2.2 Ограниченное участие в политической и общественной жизни
5.2.2.1 Политические интересы
5.2.2.2 Участие в общественной жизни
5.2.3 Трудовая активность молодежи
5.3 Непосредственные и глубинные причины
5.3.1 Отсутствие навыков лидерства и недостаточная вовлеченность
в жизнь общества
5.3.2 Отсутствие систем эффективного мониторинга участия молодежи
в общественной жизни
5.4 Меры, принимаемые правительством
5.5 Рекомендации по расширению прав детей
|