К неутешительным выводам пришли специалисты Всемирного банка, проведя исследования в 28 странах Восточной Европы и бывшего СССР. По их расчетам, к 2025 году население России сократится на 17 млн. человек, а к середине XXI века россиян станет меньше еще на 15 млн. Демографический кризис налицо. В исследовании «Русский крест» доцент кафедры организации социальных систем и антикризисного управления Российской академии государственной службы при президенте РФ Дарья Халтурина и руководитель Центра политологии и антропологии современного Востока Российского государственного гуманитарного университета Андрей Коротаев назвали главную причину кризиса – повальное увлечение россиян крепким алкоголем.
Сам термин «русский крест» означает демографическую катастрофу, которая обрушилась на Россию в постперестроечный период. Ее еще называют «русским водочным крестом», что уже говорит об основной причине всплеска смертности в стране. Подобная ситуация характерна и для других стран бывшего соцлагеря, поэтому различают более ранний «венгерский крест», а также украинский, белорусский, латвийский и т.д.
Авторы исследования не исключают влияния на демографическую обстановку экономического и экологического факторов, однако главной причиной низкой рождаемости и высокой смертности в стране они считают злоупотребление крепкими спиртными напитками. Ученые полагают, что каждый третий смертный случай в стране происходит по вине «зеленого змия». За последнее десятилетие крепкий алкоголь унес более 7 млн. человеческих жизней.
При этом исследователи не считают паленую водку основной причиной алкогольных отравлений. Авторы «Русского креста» указывают на то, что на самом деле качественный крепкий алкоголь не менее токсичен, чем его подделка. Этанол – вещество само по себе токсичное, и прием 400 г чистого спирта представляет серьезную опасность для здоровья. Поэтому Халтурина и Коротаев говорят не просто о смертности россиян от контрафактного алкоголя, а о сверхсмертности от качественного спиртного, которая распространена, по их мнению, не только среди мужчин трудоспособного возраста, но и среди пенсионеров, женщин и подростков.
Авторы книги также выявили тот факт, что на демографическую обстановку в той или иной стране прямо влияет ее «пояс». «Поясов» всего три – «винный», «пивной» и «водочный». Обнаружилось, что продолжительность жизни гораздо выше в государствах, где массовой популярностью пользуется пиво. Так, смертность среди мужчин 40–59 лет, потребляющих ежегодно свыше 8 л чистого спирта, к примеру, в Чехии, где традиционным напитком считается пиво, оказалась в три раза ниже, чем в России, где больше «уважают» водку. И, соответственно, россиянки живут на 14 лет (!) дольше своих соотечественников-мужчин, в то время как в «пивном поясе» эта разница не превышает 3–4 лет. Сейчас россиянин, как подсчитали ученые, выпивая в среднем в год около 11 л чистого спирта (1 л чистого спирта эквивалентен пяти пол-литровым бутылкам водки), теряет 5,5 года своей жизни.
На первый взгляд парадоксальным кажется сделанный учеными вывод и о том, что алкоголизации общества способствует рост уровня жизни. Тем не менее авторы приводят в пример историю Венгрии в период 1970–1980-х годов. Экономическая реформа тогдашнего главы государства Яноша Кадара привела к росту производства в социалистической Венгрии и, как следствие, к повышению спроса на различные товары, в том числе и на дорогой алкоголь. К тому же подъем сельского хозяйства позволил резко увеличить производство дешевого вина и крепких напитков на его основе.
Поэтому авторы исследования считают, что рост благосостояния россиян не решит, а, наоборот, только усугубит проблемы рождаемости и смертности, если потребление алкоголя останется на том же уровне. Демографический кризис будет усугубляться и в том случае, если Россия не последует примерам многих стран, которые столкнулись с алкоголизацией, и не снизит долю водки и других крепких напитков, вытеснив их слабым алкоголем, прежде всего пивом и вином. Так, к примеру, произошло в Польше: демографическая обстановка в этой стране улучшилась только тогда, когда поляки перестали пить водку и перешли на пиво. Благодаря умелой политике в области повышения культуры потребления спиртных напитков из «водочного пояса» вышли Эстония и Латвия, жители которых сегодня стали меньше умирать и чаще рожать.
В своем исследовании Халтурина и Коротаев убедительно доказывают, что вкупе с другими мерами преодолению демографического кризиса может способствовать еще и повышение цен на алкогольную продукцию. Причем стоимость алкогольных напитков следует, по их мнению, увеличивать в зависимости от крепости. Таким образом, цена бутылки водки может оказаться несопоставимой со стоимостью аналогичного количества пива. В этом случае предпочтение будет отдано тому же пиву и в меньшей степени вину, которое в больших количествах не менее вредно, чем водка. По мнению ученых, «замещение крепких алкогольных напитков пивом в структуре потребления алкоголя россиян – наиболее реалистичный сценарий преодоления сверхсмертности в России». И только тогда, считают авторы, можно будет говорить о повышении культуры потребления спиртных напитков, пропаганду которой, впрочем, уже давно проводят производители слабоалкогольной продукции.
Петр ИЗОТОВ. «Независимая газета», 5 октября 2007 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)