Rambler's Top100

№ 301 - 302
17 - 30 сентября 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Финансовые известия» и «Коммерсантъ» о демографическом оптимизме российских властей
«Русский журнал» об успехах демографической политики
«Россiя» о текущих и грядущих демографических победах России
«Российская газета» об ориентирах борьбы со смертностью в России
«Время новостей» и «Российская газета» о возможностях скорого преодоления демографического кризиса в России
«Труд» о реальности скорой стабилизации численности населения России
«Литературная газета» о демографической угрозе будущему России
«Трибуна» о проблемах старения населения России
«Труд» о неконституционности ограничений на выплату декретных пособий
«Московский комсомолец» о закрытии школ из-за недокомплекта
«Профиль» о развилках миграционной политики России
«SmartMoney» об аутсорсинге как средстве преодоления демографического кризиса
«Российская газета» о влиянии новой миграционной политики на рынок труда России
«Комсомольская правда» о грядущей нехватке рабочих рук и путях решения этой проблемы
«Коммерсантъ» о предложении Лужкова ввести платные квоты для мигрантов
«Коммерсантъ» о предложении Таджикистана России амнистировать своих нелегалов
«Российская газета» о легальной и нелегальной миграции
«Россiя» и «Эхо» о соработничестве ФМС с «правильными» националистами

«Коммерсантъ» о спецпаспортах для мигрантов
«Новое время» о базе данных по проверке законных паспортов

«Российская газета» об исследовании мигрантских переводов
«Московский комсомолец» о миграционных мифах
«Коммерсантъ» о возможной реорганизации ФМС России
«Парламентская газета» и «Вечерняя Москва» о смертности в ДТП и устрожении ответственности за правонарушения на дорогах
«Московский комсомолец» о материнской и детской смертности
«Экспресс-К» о грядущем переходе Казахстана на новые критерии живорожденности
«Киевские ведомости» о последствиях перехода на новые критерии живорожденности на Украине
«Литературная газета» о семейно-демографических проблемах
«The Times» о влиянии экологии на пол новорожденных
«Парламентская газета» о борьбе с социальным неблагополучием детей
«Новая газета» о наркотизации молодежи
«Экономика и жизнь» о предложениях РСПП по софинансированию пенсий со стороны бизнеса
«Российская газета» о бедности в странах СНГ
«Известия» о возрождении ПТУ в Москве
«Время новостей» о проблемах российской деревни
«Новые известия» об исчезающих и «малых» языках
«Московская правда» о подготовке года семьи
«Время новостей» о проблемах донорства крови в России
«Time» и «Коммерсантъ» о самых загрязненных городах мира
«Итоги» о дне зачатия как комплексном празднике

… о смертности в ДТП и устрожении ответственности за правонарушения на дорогах

Водитель, нажми на тормоза!

Вот уже больше века как "самобеглые экипажи" перестали быть диковинкой. Более того, они превратились в беду России. В одной только Москве ежегодно появляется 140 тысяч новых машин. Пробки стали головной болью руководителей обеих столиц и городов-миллионников. Но главное даже не заторы, а культура вождения. Установлено, что человеческий фактор играет решающую роль в 80 процентах несчастных случаев на дороге. ООН призывает правительства стран провести публичную кампанию и "сыграть активную роль в информировании общества о социальных последствиях травм при ДТП".

Жестокая статистика
Ситуация действительно плачевная. Вот как выглядит статистика у нас и у ближайших соседей. В России только в прошлом году за нарушения ПДД были наказаны 45 миллионов водителей. Из-за их халатности на дорогах страны произошло 187,5 тысячи происшествий, в которых погибли 26,7 тысячи человек и 248 тысяч получили ранения. Самые злостные нарушения - выезд на встречную полосу, несоблюдение скоростного режима и нарушение очередности проезда перекрестков.
В Азербайджане за последние восемь лет количество ДТП удвоилось. На дорогах Украины число несчастных случаев по сравнению с 2000 годом возросло на 42,8 процента. Согласно подсчетам тамошних социологов, каждые 16 минут на дорогах страны происходят аварии. В Белоруссии выросли детская смертность и травматизм в результате ДТП.
Если так дальше пойдет, то никакой войны бывшему СССР объявлять не надо - автомобильный бум сделает свое черное дело. Да и в целом народонаселение планеты находится в опасности. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в мире от ДТП погибает более 1, 2 миллиона человек. В ближайшие 20 лет прогнозируется увеличение этой цифры на 65 процентов.

Вежливость, воспитанная рублём
Как известно, российская власть отреагировала на ситуацию: 11 августа 2007 года вступил в силу Закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", ужесточающий ответственность водителей. Поправки в КоАП вступают в силу в три этапа - с 11 августа, с 1 января и с 1 июля 2008 года.
Теперь недисциплинированным водителям проезд на красный свет обойдется в 700 рублей, разговор по мобильному без наушников с микрофоном (когда в одной руке аппарат, а в другой руль) будет стоить 300 рублей. За непристегнутый ремень надо будет заплатить по квитанции 500 рублей. Но по самой высокой штрафной таксе идут вождение в нетрезвом виде - 5000 рублей или 15 суток административного ареста и превышение скорости на 60 км в час - 2000 рублей.
Что касается телефонных разговоров, езды без прав, выезда на встречную полосу, то это строже наказывается уже сейчас. Все остальное будут вводить постепенно.
Согласно новому закону, езда без техосмотра для нарушителей будет стоить 200 рублей, выезд на обочину - 500 рублей, на пешеходные и велосипедные дорожки - от 2 тысяч рублей, встречные трамвайные пути - от 1 до 1,5 тысячи рублей, на встречную полосу - лишением водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев.
Надо заметить, что административный арест на срок до 15 суток предусмотрен не только для пьяниц, но и для лишенных прав, решивших все-таки сесть за руль. При этом административный арест может быть заменен штрафом в 5 тысяч рублей для беременных, женщин с детьми до 14 лет, детей до 18 лет, инвалидов первой и второй групп, военнослужащих.
Кроме того, поправки в КоАП предусматривают технический прогресс: если нарушение зафиксировано камерой видеонаблюдения, установленной на трассе, то наказание будет вынесено заочно. То есть как на Западе: штраф становится делом чисто техническим - получите фото своего безобразия и ступайте в Сбербанк.
За повторное управление машиной в нетрезвом виде или передачу автомобиля пьяному другу или родственнику наказание ужесточается лишением права вождения сроком до трех лет. В законе прописана норма "состояния опьянения". Трезвым будет считаться водитель, у которого обнаружено менее 0, 3 грамма этилового спирта на литр крови или 0,15 миллиграмма алкогольной концентрации на литр выдыхаемого воздуха.

За, против и... перегибы
Не успели высохнуть чернила на федеральном законе, как тюменские депутаты выступили с собственной инициативой о внесении поправок в главу 12 КоАП. Она касается запрета курения за рулем. Нарушение, по мнению сибиряков, надо карать штрафом в 500 рублей, что для заядлого курильщика чревато разорением. Довод приводится такой: профессиональным водителям Бельгии и Шотландии уже запрещено курить во время движения. Англичане хотят пойти еще дальше и запретить пускать дым за рулем всем без исключения. Разработкой аналогичных законов занимаются парламентарии Японии и Германии.
Логика вроде бы ясна. Водитель, зажигая сигарету, на какое-то время перестает следить за дорогой, бац - и авария! Из пояснительной записки тюменских депутатов: "При поджоге сигареты глаза отрываются от дороги, и нужно помнить, что автомобиль, движущийся со скоростью 60 км/ч, в течение одной секунды пробегает более 16 метров".
Но депутат Госдумы Виктор Похмелкин считает, что тюменские коллеги в своих новациях зашли слишком далеко: "Они же не могут запретить нам использовать свободную руку по собственному усмотрению! Когда кто-то ест мороженое или женщины красят губы, они не меньше отвлекаются от вождения, чем курящие".
Решения подобного рода, как правило, принимаются на основе исследований специалистов. Пока однозначного вывода о том, насколько курение отвлекает внимание водителей, нет. Никто не анализировал так же, как на безопасность дорожного движения влияют беседы с пассажирами, еда и насколько это опаснее (или безопаснее) сигареты.
Тюменские судьи тоже нашли в новом КоАПе изъян. Объем работы у них значительно увеличится, а сроки рассмотрения подобных дел ограничены. Если учесть, что ежедневно на дорогах области ловят 20-50 водителей "под градусом" , в отношении которых должен быть применен административный арест до 15 суток, то возникают вопросы: во-первых, куда сажать, во-вторых, кто из служителей Фемиды согласится работать круглосуточно, ведь постановление об аресте должен вынести суд?
У судей и так дел непочатый край, и на внеурочные заседания мало кто соглашается. Поэтому нарушители могут уйти от ответственности из-за срыва сроков слушания. Тюменские юристы пеняют коллегам из МВД за то, что при внесении поправок в КоАП об этом просто забыли.
Зато активизировались судебные приставы. По информации Федеральной службы судебных приставов, если в установленное время (30 дней) нарушитель правил дорожного движения не оплатит штраф, постановление о взыскании направляется им. Здесь же на добровольное исполнение административного взыскания должнику дается еще 5 дней. Если гражданин оплатил штраф, то обязан предъявить квитанцию. Если он не имеет источников доходов, взыскание может быть обращено на его имущество, в частности на сотовый телефон, автомагнитолу, колонки, запасное колесо или сам автомобиль.
Известный адвокат, вице-президент "Движения автомобилистов России" Леонид Ольшанский считает, что эффект от нововведений будет отрицательным и приведет к росту взяточничества. С ним согласны многие. Аварийность на трассах зависит от качества дорог, которое оставляет желать лучшего, эффективности организации движения, погоды, освещения, наконец, стрессов, вызванных пробками. Плюс как юрист он призывает соблюдать святой принцип презумпции невиновности. Другими словами вина должна быть доказана. А как можно ориентироваться на видеосъемку, если нельзя установить кто, к примеру, в тот момент был за рулем автомобиля?
Кроме ГИБДД за счет обновленного КоАП получают возможность существенно улучшить свое финансовое положение эвакуаторщики, на которых и так управы не найдешь.
Удивляет правозащитника и повышение сумм штрафов до 5000 рублей, что пенсионеру или бюджетнику явно не по карману. "Если бы я был депутатом Госдумы, первым проголосовал бы за повышение ответственности водителей. Однако только после того, как в стране появятся современные автобаны, будет коренным образом реформирована служба ГИБДД, а судебная реформа и общепризнанные европейские процедуры станут в равной мере касаться уголовных, гражданских и административных дел", - сказал Леонид Ольшанский.

Никаких поблажек
Сергей Миронов напротив настроен очень решительно и намерен ужесточить норму КоАП, касающуюся содержания алкоголя в крови водителя.
- Несмотря на видимую безобидность допускаемого новыми правилами уровня алкоголя - 0, 3 промилле в крови, это очень опасная поправка, - считает Председатель Совета Федерации. - Надо реально представлять себе, к чему приведет разрешение водителям "немножко" выпить, прежде чем сесть за руль.
Отмечая, что знание меры несвойственно большинству россиян, Сергей Миронов говорит:
- Аргументы российских водителей всем хорошо известны. Теперь они будут садиться за руль, изрядно выпив, как бы "на законных основаниях" , уговаривая себя тем, что "для меня стакан, что слону дробина, а если что, договорюсь с сотрудником ГИБДД".
По его мнению, такая поправка лишь послужит новым толчком к увеличению аварийности на дорогах и росту коррупции в рядах ГАИ.
- Страшно представить, сколько аварий и смертей это повлечет, если сегодня, при полном запрете на алкоголь, по вине пьяных водителей погибают тысячи, - подчеркивает Сергей Миронов. - Я убежден, что эта норма должна быть устранена из Кодекса об административных правонарушениях. Именно по этой причине я не голосовал за данный закон, когда он рассматривался в Совете Федерации.
- В кратчайшие сроки, - говорит спикер верхней палаты российского парламента, - я выступлю с законодательной инициативой по отмене этой нормы. Если меня поддержит палата, то поправка поступит в Госдуму от имени Совета Федерации. Если у моих коллег будет иная точка зрения, то это будет моя личная законодательная инициатива. Главное, успеть принять поправку еще до того, как норма о разрешении водителям употреблять алкоголь вступит в силу. А взятый курс на ужесточение ПДД и наведение порядка я полностью поддерживаю. Смертность и травматизм на наших дорогах уже давно выросли до масштаба национального бедствия.
Несмотря на негативную реакцию автолюбителей и профессионалов, которые в массе своей недовольны обновленным КоАПом, ничего лучшего, чем бить за нарушения рублем (долларом, евро), человечество не придумало. Некоторым утешением может служить тот факт, что в Новом и Старом Свете штрафы значительно выше. Там давно перестали взывать к совести автолюбителей, а взяли на вооружение девиз - не будешь нарушать, так и платить не придется.

Елена ПОНОМАРЁВА. «Парламентская газета», 13 сентября 2007 года

И как мы еще живы?

Транспортным нормам не соответствуют три четверти российских дорог

Такое безрадостное сообщение сделала в конце прошлой недели пресс-служба Генеральной прокуратуры РФ, обнародовав результаты проверок дорожной отрасли страны.
Итак, транспортным нормам не соответствует 75 процентов российских дорог. Если точнее, им соответствуют лишь 37 федеральных, 24 процента территориальных и менее 15 процентов муниципальных трасс. Да что там! 50 тысяч населенных пунктов до сих пор вообще не связаны друг с другом дорогами - только направлениями.
Хоть какие-то дорожные знаки установлены лишь на 80 процентах дорог, но из этих знаков отвечают ГОСТам менее половины. Светофоры исчерпали свой лимит в 80 процентах случаев.
Все вышеперечисленное, по данным Генпрокуратуры, в прошлом году стало причиной каждого пятого дорожно-транспортного происшествия. Только на федеральных трассах выявлено 3250 так называемых "участков концентраций аварий" - мест, где столкновения происходят особенно часто. Из них "очень опасных" 279 и просто "опасных" - 1056.
Еще одной причиной роста числа аварий стала - кто бы в этом сомневался! - плохая подготовка водителей. По данным прокуратуры, уровень организации учебного процесса остается крайне низким. Как результат - каждое девятое дорожно-транспортное происшествие происходит из-за нарушений Правил дорожного движения водителями, имеющими стаж менее трех лет.
А уж какие нарушения выявлены в самих автошколах! Самое безобидное - то, что часто лицензии на право подготовки водителей выдавались учебным организациям без представления заключения ГИБДД о наличии и соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям. Ну а то, что выпускникам выдавали свидетельства об окончании автошколы без посещения этими самыми выпускниками учебного процесса, - это, как говорится, в порядке вещей.
В связи со всем вышеизложенным Генпрокуратура вновь вышла в Министерство науки и образования с предложением о реформировании процесса организации обучения в автошколах. Каковы эти предложения, пока не сообщается. Однако известно, что сотрудники Генпрокуратуры просят организовать при помощи Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и с привлечением органов образования субъектов Федерации проверку исполнения лицензионных требований и соответствия качества учебного процесса установленным законодательством стандартам.
Что из этого получится, покажет время. Но, как театр начинается с вешалки, так и безопасность на дороге начинается с автошколы.
***
СПРАВКА "ВМ"
По данным Генпрокуратуры, ежегодно в РФ в ДТП погибают и получают ранения более 300 тысяч человек. Ежедневно погибают 2-3 ребенка и 50-60 получают увечья. Несвоевременное оказание экстренной медицинской помощи привело к тому, что детская смертность пострадавших в ДТП в 12 раз превысила смертность при получении травм в результате других несчастных случаев. Ежегодно при контроле за дорожным движением выявляется свыше 720 тысяч водителей, управляющих транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.

Сергей ДМИТРИЕВ. «Вечерняя Москва», 18 сентября 2007 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.