|  | 
               
                |  | Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова |  Средний размер назначенных пенсий растет, но в некоторых 
              регионах России остается ниже прожиточного минимума  В соответствии с российским законодательством, средства 
              на выплату пенсий аккумулирует Пенсионный фонд Российской Федерации. 
              Объемы поступления страховых взносов и налоговых платежей увеличиваются 
              год от года и в 2003-2005 годах они устойчиво превышали суммы произведенных 
              за счет фонда расходов (рис. 7). В 2005 году объем поступивших в Пенсионный фонд Российской 
              Федерации страховых взносов и налоговых платежей достиг почти 1350 
              миллиардов рублей, что больше, по сравнению с предыдущим 2004 годом, 
              на 32,9%, а с корректировкой на индекс потребительских цен - на 
              23,6%. Общий объем поступлений составил 6% от валового внутреннего 
              продукта (ВВП). В том же году фондом было израсходовано 1299 миллиардов 
              рублей, в том числе на финансирование выплат населению пенсий и 
              пособий - 1144, на осуществление ежемесячной денежной выплаты - 
              121 миллиард рублей. Доля средств, израсходованных на эти виды выплат, 
              составила, соответственно, 5,3% в ВВП (по сравнению с 2004 годом 
              ниже на 0,2 процентного пункта) и 0,6%. 
 Рисунок 7. Поступление и расходование средств Пенсионного 
              фонда Российской Федерации, 1992-2005 годы, млрд.рублей (до 1998 
              г. - трлн.рублей) По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, на 
              конец 2005 года число пенсионеров, которым пенсии назначены в соответствии 
              с Федеральным законом "О трудовых пенсиях Российской Федерации", 
              составило 36,2 миллиона человек (94,4% от общего числа пенсионеров, 
              состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации). 
              Средний размер назначенных им месячных пенсий - 2575,2 рубля, что 
              в 1,3 раза выше среднего размера пенсий, назначенных в соответствии 
              с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении 
              в Российской Федерации". Об изменении среднего размера основных 
              видов пенсий можно судить по данным, представленным в таблице 1. 
              В июле 2007 года средний размер назначенных месячных пенсий5 
              возрос, по предварительным данным, до 3101 рубля, что на 13,6% больше 
              по сравнению с июлем 2006 года. Таблица 1. Средний размер назначенных месячных пенсий 
              по видам пенсионного обеспечения6, на 
              конец года; рублей (до 1998 г. - тыс.рублей) 
               
                |   | 1992 | 1995 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |   
                | Пенсии всех пенсионеров, состоящих на учете в органах социальной 
                    защиты населения  | 3,5 | 242,6 | 521,5 | 823,4 | 1138 | 1462,3 | 1747,4 | 2026,3 | 2538,2 |   
                | в том числе: |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   
                | по старости | 3,7 | 258,5 | 549,2 | 894 | 1246,3 | 1589 | 1906 | 2213,9 | 2761,3 |   
                | по инвалидности  | 3,2 | 218 | 466,9 | 698,5 | 940,4 | 1157,1 | 1363,4 | 1575,8 | 1984,1 |   
                | по случаю потери кормильца (на каждого нетрудоспособного 
                    члена семьи)  | 2,2 | 132,8 | 389,7 | 501,5 | 668,9 | 792,7 | 1010,1 | 1218,3 | 1493,8 |   
                | за выслугу лет | 4,5 | 277 | 488 | 673,7 | 846,5 | - | - | - | - |   
                | социальные пенсии | 2,1 | 160,1 | 395,3 | 496,7 | 631,7 | 1032 | 1179,8 | 1295,5 | 1798,4 |   
                | госслужащие, получающие пенсию по старости (или по инвалидности) 
                    и за выслугу лет | - | - | - | - | - | 3036,3 | 3368,5 | 3916,4 | 4389,4 |  Помимо государственного пенсионного обеспечения граждан 
              в Российской Федерации действует негосударственное пенсионное обеспечение7. 
              В 2005 году в стране насчитывалось 290 негосударственных пенсионных 
              фондов (больше было только в предыдущем, 2004 году - 296). Они охватывали 
              более 6,1 миллиона участников, из которых 705,7 тысячи человек являлись 
              получателями дополнительных пенсий, что составляет 1,8% от общей 
              численности пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного 
              фонда Российской Федерации (рис. 8). По данным Федеральной службы 
              по финансовым рынкам, в 2005 году были осуществлены пенсионные выплаты 
              на общую сумму 7569,0 млн.рублей, что в среднем составляет 893,8 
              рубля в месяц на одного получателя (в 2004 году - 825,9 рубля, в 
              2001 году - 258,5 рубля). 
 Рисунок 8. Число участников системы негосударственного 
              пенсионного обеспечения и получателей негосударственных пенсий, 
              1996-2005 годы, тысяч человек В 2006 году реальный размер8 
              назначенных месячных пенсий вырос на 5,1% по сравнению с предыдущим 
              годом, а в 2005 году - на 9,6%. В итоге он достиг почти 70% к уровню 
              1990 года, заметно превышая уровень кризисных 90-х годов (рис. 9). 
              Тенденция устойчивого роста реального размера назначенных пенсий 
              наблюдается начиная с 2000 года, после того как в 1990 года он опустился 
              до наиболее низкого уровня (30% к уровню 1990 года). Повышению реального содержания пенсий способствовали 
              проводимые индексации пенсий. На 1 января 2005 года размер базовой 
              части трудовой пенсии по старости составлял 660 рублей в месяц, 
              а с 1 марта 2005 года, в соответствии с Федеральным законом от 14 
              февраля 2005 года № 3-ФЗ, размер базовой части трудовой пенсии по 
              старости был увеличен до 900 рублей в месяц. С 1 августа 2005 года 
              была проведена дополнительная индексация базовой и страховой части 
              трудовой пенсии: коэффициент увеличения был определен в размере 
              1,06, а коэффициент дополнительного увеличения размера страховой 
              части трудовой пенсии - в размере 1,048. В результате размер базовой 
              части трудовой пенсии по старости составил 954 рубля в месяц. Размер 
              ежемесячных денежных выплат в течение года также дважды индексировался, 
              как и размер пенсии. Большая часть пенсионеров имела право на получение 
              этих ежемесячных денежных выплат. Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ 
              были внесены изменения в законодательные акты Российской Федерации, 
              предусматривающие переход от предоставления ряда натуральных льгот 
              отдельным категориям граждан к денежным компенсациям, а также разграничение 
              расходных обязательств по предоставлению мер социальной поддержки 
              гражданам по уровням бюджетной системы9. Одновременно с увеличением реального размера назначенных 
              пенсий устойчиво росло соотношение среднего размера пенсий с величиной 
              прожиточного минимума: если в 1999 году средний размер назначенных 
              пенсий составлял лишь 70% от величины установленного для пенсионеров 
              прожиточного минимума, то в 2002 году они сравнялись, а в 2004 году 
              средний размер пенсии превысил величину прожиточного минимума пенсионера 
              на 6,3%. Поскольку ни в 2005, ни в 2006 году величина прожиточного 
              минимума в целом по Российской Федерации не устанавливалась, нельзя 
              определенно утверждать, что тенденция устойчивого роста сохранялась 
              и в эти годы. Однако в пользу этого утверждения говорит сохраняющаяся 
              тенденция роста реального размера назначенных пенсий (рис. 10). 
 Рисунок 9. Реальный размер средней назначенной пенсии 
              (1990=100) и ее соотношение с прожиточным минимумом пенсионера (в 
              %), 1992-2006 годы В первом полугодии 2007 года средний размер назначенных 
              месячных пенсий составил 2968 рублей, а его реальный размер - 104,9% 
              к соответствующему периоду 2006 года. Соотношение среднего размера назначенных месячных пенсий 
              (с учетом компенсации) и величины среднего размера начисленной заработной 
              платы составило 23,7% (в первом полугодии 2006 году - 26,6%, в целом 
              за год - 25,6%). Примерно таким же оно было в 1992 году - 26,0%, 
              а затем возросло до 40% в 1995-1996 годах. После снижения до 29% 
              в 1999 году оно немного увеличилось и оставалось на уровне около 
              32% в 2000-2002 годах, а затем начало постепенно снижаться, что 
              говорит о замедлении роста среднего размера назначенных песий по 
              сравнению со средним размером начисленной заработной платы. 
 Рисунок 10. Реальный размер средней назначенной пенсии 
              (в % к декабрю 1994 года) и ее соотношение с прожиточным минимумом 
              пенсионера (в разах), по месяцам 1995-2007 годов Сравнение среднего размера назначенных пенсий с величиной 
              прожиточного минимума, утвержденного региональными органами власти, 
              показывает, что не во всех субъектах Российской Федерации пенсия 
              может обеспечить даже самые минимальные жизненные потребности. Так, 
              в 2005 году в 17 из 88 регионов-субъектов федерации средний размер 
              назначенных пенсий был ниже величины утвержденного прожиточного 
              минимума, причем особенно значительно в ряде регионов Крайнего Севера: 
              Эвенкийском (69% от величины прожиточного минимума), Корякском (78%) 
              и Чукотском автономных округах (82%). В половине регионов превышение 
              среднего размера назначенных пенсий над величиной прожиточного минимума 
              не превышало 19%, а наибольшим оно было в Республике Северной Осетии-Алании 
              - на 42% (рис. 11). 
 Рисунок 11. Средний размер назначенных пенсий (рублей 
              в месяц) и его соотношение с прожиточным минимумом пенсионера (в 
              %), по регионам-субъектам Российской Федерации в 2005 годуСписок регионов
 
 5 - Средний размер назначенных месячных пенсий 
              определяется делением общей суммы назначенных месячных пенсий на 
              численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного 
              фонда Российской Федерации.6 - До 2002 года - с учетом компенсации.
 7 - Негосударственный пенсионный фонд - особая организационно-правовая 
              форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным 
              видом деятельности которой является негосударственное пенсионное 
              обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном 
              пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников 
              фонда. Фонды осуществляют деятельность и производят выплаты негосударственных 
              пенсий участникам фонда независимо от государственного пенсионного 
              обеспечения населения.
 8 - Реальный размер назначенных пенсий - относительный 
              показатель, исчисленный путем деления индекса номинального размера 
              (т.е. фактически сложившегося в отчетном периоде) пенсий на индекс 
              потребительских цен за соответствующий период времени.
 9 - К числу расходных обязательств Российской Федерации, 
              которые финансируются из федерального бюджета, отнесены меры социальной 
              поддержки, предоставляемые:
 
              инвалидам войны;
участникам Великой Отечественной войны;
ветеранам боевых действий;
военнослужащим, проходившим военную службу в воинских 
                частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в 
                состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 
                1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные 
                орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
 лицам, награжденные знаком "Жителю блокадного 
                Ленинграда";
 лицам, работавшим в период Великой Отечественной 
                войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной 
                обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских 
                баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ 
                действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых 
                участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей 
                судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной 
                войны в портах других государств;
 членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, 
                участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, 
                члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа 
                личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд 
                местной противовоздушной обороны, а также членам семей погибших 
                работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
инвалидам;
 детям-инвалидам;
 лицам, подвегшимся воздействию радиации. Этим категориям граждан предоставляются ежемесячная денежная выплата, 
              а также набор социальных услуг, включающий: 
               обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам 
                врача (фельдшера); 
 предоставление при наличии медицинских показаний путевки на 
                санаторно-курортное лечение;
бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, 
                а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. К числу расходных обязательств субъектов Российской Федерации (финансируются 
              из бюджетов субъектов Российской Федерации) отнесены меры социальной 
              поддержки, предоставляемые: 
               ветеранам труда;
 труженикам тыла;
 реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими 
                от политических репрессий;
 другим категориям граждан в соответствии с нормативными 
                правовыми актами и региональными программами субъектов Российской 
                Федерации.  
              
             |