|    | 
               
                | 
 | Дефицит рабочей силы: 
                    русский крест-2? | 
                     
                      | Над темой номера работали: |   
                      |  | Андрей КОРОВКИН
 |   
                      |  | Ирина ДОЛГОВА
 |   
                      |  | Иван КОРОЛЕВ
 |  |  Раньше всего дефицит наступит в экономически наиболее 
              развитых регионах Оценка перспективного дефицита рабочей силы на региональных 
              рынках труда показывает, что острота рассматриваемой проблемы проявится 
              на них совершенно по-разному. Наиболее напряженная ситуация с обеспечением 
              региональной экономики рабочей силой будет складываться в рамках 
              тех регионов, где экономический рост и индуцированное им активное 
              расширение спроса на труд происходят в неблагоприятных демографических 
              условиях, выраженных, например, в отрицательных темпах прироста 
              численности населения в трудоспособном возрасте. В регионах, где 
              будет наблюдаться противоположная ситуация, вероятен избыток рабочей 
              силы и безработица. Такие субъекты Федерации — потенциальные регионы-доноры 
              рабочей силы. В остальных случаях тенденции менее однозначные. Спрос на рабочую силу в регионе определялся как доля 
              соответствующего региона в общероссийской величине потребности в 
              рабочей силе. Соответствующая доля находилась путем усреднения тенденций 
              динамики сферы занятости в базовом периоде12. 
              Аналогичная методика применялась для оценки структурных изменений 
              всех прочих компонентов, учитываемых при оценке дефицита рабочей 
              силы (безработные, учащиеся и т.д.). В качестве базовых периодов 
              рассмотрены временные интервалы 1992–2004 годы и 1999–2004 годы. В табл. 3 и 4 приведены значения уровня дефицита рабочей 
              силы по федеральным округам. Перспективный дефицит рабочей силы 
              является наиболее актуальной проблемой для: Центрального (ЦФО), 
              Уральского (УФО), Северо-Западного (СЗФО) и Приволжского (ПФО) федеральных 
              округов, а наименее актуальной – для Южного федерального округа 
              (ЮФО). При этом полученные результаты находятся в сильной зависимости 
              от выбранного варианта, а также от базового периода, на основе которого 
              рассчитывалась перспективная региональная структура занятости. Таблица 3. Динамика «уровня дефицита» рабочей силы по 
              федеральным округам в зависимости от выбранных вариантов (базовый 
              период 1992-2004 годов), % 
               
                | Федеральный округ | 2005 год (оценка) | 2010 год, вариант | 2015 год, вариант |   
                | 4 | 5 | 8 | 4 | 5 | 8 |   
                | Центральный | -5,8 | -3,1 | -0,8 | -3,0 | 0,9 | 11,0 | 3,3 |   
                | Северо-Западный | -5,0 | -0,2 | 2,0 | -0,2 | 5,9 | 15,5 | 8,2 |   
                | Южный | -15,9 | -14,2 | -11,6 | -14,1 | -9,7 | 1,5 | -7,0 |   
                | Приволжский | -6,0 | -1,4 | 0,9 | -1,4 | 5,5 | 15,2 | 7,8 |   
                | Уральский | -3,0 | 2,2 | 4,4 | 2,2 | 8,6 | 17,9 | 10,8 |   
                | Сибирский | -10,0 | -5,5 | -3,1 | -5,4 | 1,5 | 11,6 | 3,9 |   
                | Дальневосточный | -6,3 | -4,4 | -2,1 | -4,4 | -2,3 | 8,1 | 0,1 |  Так, для ЦФО при выборе в качестве базовых тенденций 
              периода экономического роста 1999-2004 годов дефицит рабочей силы 
              наступает уже к 2010 году вне зависимости от рассматриваемого варианта. 
              Анализ «структурных тенденций», сложившихся в 1992-2004 годах, показывает, 
              что дефицит рабочей силы в ЦФО проявляется после 2010 года. Еще 
              более наглядно значение выбора тенденций базового периода для Дальневосточного 
              (ДФО) и Сибирского (СФО) федеральных округов. Сохранение тенденций 
              периода 1999-2004 годов благоприятно сказывается на решении проблемы 
              обеспеченности трудовыми ресурсами в СФО, в то время как для ДФО 
              оно означает скорое (по варианту 5 – к 2010 году) наступление дефицита 
              на территории субъектов этого округа. Для остальных федеральных 
              округов различия в действии тенденций различных периодов выражены 
              не так явно. Таблица 4. Динамика «уровня дефицита» рабочей силы по 
              федеральным округам в зависимости от выбранных вариантов, (базовый 
              период 1999-2004 годов), % 
               
                | Федеральный округ | 2005 год (оценка) | 2010 год, вариант | 2015 год, вариант |   
                | 4 | 5 | 8 | 4 | 5 | 8 |   
                | Центральный | -4,9 | 1,1 | 3,3 | 1,2 | 6,8 | 16,4 | 9,1 |   
                | Северо-Западный | -5,0 | -0,7 | 1,5 | -0,7 | 4,7 | 14,5 | 7,0 |   
                | Южный | -15,6 | -12,3 | -9,8 | -12,3 | -6,2 | 4,7 | -3,6 |   
                | Приволжский | -6,5 | -4,0 | -1,7 | -4,0 | 1,6 | 11,7 | 4,0 |   
                | Уральский | -3,3 | 0,8 | 3,0 | 0,8 | 6,3 | 15,8 | 8,5 |   
                | Сибирский | -10,8 | -9,4 | -7,0 | -9,4 | -4,6 | 6,1 | -2,1 |   
                | Дальневосточный | -6,1 | -2,1 | 0,2 | -2,1 | 2,9 | 12,8 | 5,3 |  Как уже было отмечено выше (см. рис. 1), прогноз перспективного 
              дефицита рабочей силы различен по выбранным трем вариантам, что 
              подтверждается на уровне как федеральных округов, так и отдельных 
              субъектов Федерации. Так, по варианту 5 дефицит рабочей силы к 2015 
              году проявляется во всех федеральных округах, независимо от выбранного 
              периода и его «структурных тенденций» (см. табл. 3, 4). Отдельные субъекты РФ начнут испытывать дефицит труда 
              раньше и острее. Наиболее наглядный пример — Москва, где высокий 
              уровень спроса на труд в значительной степени удовлетворяется за 
              счет миграции из Подмосковья (маятниковой), из других регионов России, 
              а также из-за рубежа. При этом в данном субъекте Федерации сосредоточена 
              значительная часть вакантных рабочих мест, что также подтверждает 
              тезис о наличии неудовлетворенного спроса на рабочую силу. Судя 
              по прогнозным оценкам, складывающееся соотношение динамики спроса 
              на труд и численности населения в трудоспособном возрасте приводит 
              к усилению дефицита рабочей силы. Таким образом, уже в ближайшей 
              перспективе будет все более очевидной зависимость столичного рынка 
              рабочей силы от внешних источников его пополнения. В других субъектах 
              ЦФО ситуация с обеспечением рабочей силой гораздо менее острая. 
              В наибольшей степени дефицит рабочей силы проявляется в Курской, 
              Костромской, Липецкой, Ярославской областях, в них в 2015 году он 
              может составлять 5-10% прогнозируемой потребности в рабочей силе13. Дефицит рабочей силы отмечается и в другом отечественном 
              мегаполисе – Санкт-Петербурге. Однако он формируется в отличных 
              от московского рынка труда условиях: невысоких (ниже средних по 
              стране) темпах роста потребности в рабочей силе в прогнозный период 
              и отрицательных темпах прироста численности населения в трудоспособном 
              возрасте. При этом тенденции оживления спроса на рабочую силу могут 
              еще более обострить проблему ее дефицита. Если рассматривать ситуацию 
              в СЗФО более подробно, то можно отметить, что вопрос нехватки рабочей 
              силы практически в равной степени актуален для всех регионов данного 
              округа. С одной стороны, это свидетельствует о некоторой синхронности 
              социально-экономических параметров развития региональных рынков 
              труда, что можно оценить позитивно. С другой стороны – отмеченная 
              синхронность не позволяет компенсировать возникающий в одном из 
              субъектов дефицит за счет миграционных потоков из ближайших регионов. Для большинства субъектов УФО в перспективе также характерен 
              неудовлетворенный  спрос на рабочую силу, особенно выраженный 
              к концу прогнозного периода, когда «уровень дефицита» может достигать 
              10-15% потребности в рабочей силе. Особенно будет заметен недостаток 
              рабочей силы в Тюменской и Челябинской областях.  Из остальных федеральных округов выделим, прежде всего, 
              ДФО. Как уже отмечалось, сохранение «структурных тенденций» периода 
              экономического роста ведет к серьезному обострению проблемы обеспечения 
              экономики региона рабочей силой, поскольку растущая потребность 
              в ней сдерживается заметным сокращением численности населения в 
              трудоспособном возрасте. Территории региона можно разделить на три 
              достаточно разнородные группы. В первой из них – Хабаровском и Приморском 
              краях, Сахалинской и Амурской областях – дефицит трудовых ресурсов 
              проявляется в первую очередь. Так, в Хабаровской крае «уровень дефицита» 
              к 2010 году может составить около 6%, при средней по округу нехватке 
              рабочей силы порядка 0,2% и отсутствии ее дефицита на общероссийском 
              рынке труда. Вторую группу формируют Магаданская область, Чукотский 
              автономный округ и Еврейская автономная область. Здесь нехватка 
              рабочей силы проявляется на два года позже, чем в первой группе. 
              Наконец, третья группа, в которую входят Камчатская область и Республика 
              Саха (Якутия), характеризуется умеренной потребностью в рабочей 
              силе относительно имеющихся в регионе ресурсов труда. В ПФО проблема дефицита трудовых ресурсов приобретает 
              остроту в 2010-2012 годах. Если до этого периода в большинстве регионов 
              округа динамика спроса согласуется с имеющимся трудоресурсным ограничением, 
              то затем соответствие нарушается. Наибольший уровень обеспеченности 
              рабочей силой сохраняется в Республиках Марий Эл и Чувашия, Пензенской 
              и Оренбургской областях. На отмеченных региональных рынках труда 
              безработица может сохранится до 2012-2014 годов. Противоположная 
              ситуация возникнет на рынках труда Самарской, Нижегородской, Пермской 
              областей, в Республиках Татарстан и Башкортостан, где возможности 
              удовлетворения перспективного спроса на рабочую силу значительно 
              ниже. В ЮФО и СФО дефицит рабочей силы проявляется только 
              в отдельных регионах, что позволяет в целом охарактеризовать их 
              (исходя из прогнозируемой потребности на труд) как трудоизбыточные, 
              хотя резерв рабочей силы со временем заметно сокращается. В то же 
              время следует ожидать интенсификации внутрирегиональной миграции, 
              которая может внести известные коррективы в динамику происходящих 
              на региональных рынках труда процессов. В целом анализ полученных оценок региональных дефицитов 
              рабочей силы, сложившихся отраслевых структур занятости в регионах 
              и тенденций их изменения позволил получить оценки динамики дефицита 
              рабочей силы в отраслях экономики РФ. 
 12 Хорафас Д.И. 
              Системы и моделирование. М.: Мир, 1967; Зайкин В.С. Применение простых 
              цепей Маркова для прогнозирования расходов населения. // Проблемы 
              моделирования народного хозяйства. ч.3. Новосибирск, 1973.13 Здесь и далее 
              (если не оговорено иное) при описании регионов количественные оценки 
              приводятся для варианта 5 и базового периода 1999-2004 годов.
  
              
             |