|
|
Регионы России: социальная
проекция экономического роста
|
|
Над темой номера работала
Наталья ЗУБАРЕВИЧ
|
Чем выше уровень доходов в регионе, тем выше неравенство
по доходу
Позитивное влияние экономического роста на снижение
уровня бедности (доли населения с доходами ниже прожиточного минимума)
очевидно. За 1999-2005 годы он снизился почти вдвое, существенно
улучшилось распределение регионов по уровню бедности: в 2005 году
в 40% регионов к бедным относилось менее 1/5 населения, а в 1999
году таких регионов было всего 4% (рис. 5). Заметное снижение уровня
бедности в 2005 году произошло не только благодаря экономическому
росту, повлияли и масштабные выплаты из федерального бюджета с целью
снятия социальной напряженности в ходе монетизации льгот. Еще один
важный момент - несовпадение скорости восстановления доходов населения
и сокращения уровня бедности после финансового кризиса 1998 года.
Распределение регионов по уровню бедности только в 2005 году стало
лучшим по сравнению с додефолтным 1997 годом, а душевые доходы населения,
по данным правительства РФ, достигли уровня 1997 года к концу 2002
года (это подтверждают и наши расчеты распределения регионов). Следовательно,
плоды экономического роста получали в основном более обеспеченные
группы населения, а бедным доставались крошки от этого пирога.
Рисунок 5. Распределение регионов по уровню бедности
(1997 год - без автономных округов)
Чтобы оценить объем ресурсов, необходимых для борьбы
с бедностью, используется еще один индикатор ЦРТ - дефицит дохода
бедного населения. Он показывает, как соотносится доля недостающих
(до прожиточного минимума) доходов бедных с доходам всего населения.
Проще говоря - какая часть доходов населения страны или региона
требуется для того, чтобы подтянуть всех бедных до уровня прожиточного
минимума. Этот показатель тесно связан с экономическим ростом и
сократился за 1999-2005 годы с 6,6 до 2,1% от суммарного дохода
населения России. Для Москвы он минимален - чтобы вывести ее жителей
из бедности, необходимо только 0,6% всех доходов москвичей. В 2/3
регионов России дефицит составляет менее 5% от всех доходов их населения,
и только в пяти наименее развитых превышает 10% доходов. Это реальный
и очень важный результат экономического роста, позволяющий усилить
адресный характер социальной помощи.
Сокращению бедности препятствует усиление неравенства
по доходу, это также следствие экономического роста, вернее, - того
типа роста, который сложился в России. На рис. 6 показано квинтильное
соотношение доходов (20% населения с самыми высокими денежными доходами
к 20% населения с самыми низкими) в Северо-Западном федеральномо
округе. Быстрее всего росло неравенство в Санкт-Петербурге, который
отличался и самыми высокими темпами роста доходов населения в 2000-е
годы. И в подавляющем большинстве регионов страны экономический
подъем, особенно в первые годы, усилил концентрацию доходов в более
обеспеченных группах населения. Можно сформулировать еще одно общее
правило для российских регионов: чем выше уровень доходов их населения,
тем выше и неравенство по доходу, особенно в регионах нефтегазодобычи
(на Северо-Западе это республика Коми и Ненецкий АО). Как следствие,
высокое неравенство по доходу неизбежно замедляет выход из бедности,
особенно крайней. Политика борьбы с бедностью оказывается "заложницей"
низкого качества экономического роста.
Рисунок 6. Квинтильные соотношения доходов населения
(20% населения с самыми высокими доходами к 20% населения с самыми
низкими доходами) в регионах Северо-Запада
|