Rambler's Top100

№ 269 - 270
11 - 31 декабря 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Наш комментарий 

Новшества в миграционном законодательстве

С 15 января вступают в силу поправки в закон о правовом положении иностранных граждан в России и новый закон о миграционном учете. Для реализации этих законов, существенно изменяющих действующий порядок регулирования миграции, принят ряд нормативно-правовых документов. Причем если сами законы в основном упрощают порядок легализации трудовых мигрантов, то сопровождающие их нормативные документы и подзаконные акты зачастую "работают" в обратном направлении, вводя новые ограничения и рычаги контролирования ситуации на рынке труда. К таким документам относятся, например, постановления о миграционных квотах, поправки в Кодекс об административных правонарушениях, а также постановление об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников в розничной торговле, текст которого приведен во вставке 1.

ВСТАВКА 1.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

15 ноября 2006 г. N 683

"Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации"

В соответствии с пунктом 5 статьи 181 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить на 2007 год допустимую долю иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды деятельности в сфере розничной торговли, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности:
а) розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво (код 52.25.1) - в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;
б) розничная торговля фармацевтическими товарами (код 52.31) - в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;
в) розничная торговля в палатках и на рынках (код 52.62) - в размере 40 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами, на период с 15 января до 1 апреля 2007 г. и 0 процентов - на период с 1 апреля по 31 декабря 2007 г.;
г) прочая розничная торговля вне магазинов (код 52.63) - в размере 40 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами, на период с 15 января до 1 апреля 2007 г. и 0 процентов - на период с 1 апреля по 31 декабря 2007 г.

2. Хозяйствующим субъектам, указанным в пункте 1 настоящего постановления, привести численность используемых иностранных работников в соответствие с настоящим постановлением, руководствуясь требованиями трудового законодательства Российской Федерации.

3. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации ежегодно, до 15 ноября, представлять в Правительство Российской Федерации предложения по определению на очередной год допустимой доли иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации.

4. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации давать разъяснения по применению настоящего постановления.

5. Настоящее постановление вступает в силу с 15 января 2007 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации М. Фрадков

Анализируя содержание данного Постановления и его возможный эффект необходимо рассматривать его в более общем правовом контексте новых законов, а также в контексте социально-экономической и политической ситуации на момент его принятия. Рассмотрим последовательно эти контексты.

Правовой контекст. Данное Постановление является одним из нормативных документов, сопровождающих принятие новых миграционных законов, вступающих в силу с 15 января 2007 г., а именно Федерального закона Российской Федерации от 18 июля 2006 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Одно из положений этого закона вводит в правовой оборот новое понятие "допустимой доли иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами" (см. вставку 2):

ВСТАВКА 2.

"Статья 181. Особенности регулирования рынка труда иностранных работников

5. Правительство Российской Федерации вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации. При установлении указанной допустимой доли Правительство Российской Федерации определяет срок приведения в соответствие с ней хозяйствующими субъектами численности используемых ими иностранных работников. Такой срок устанавливается с учетом необходимости соблюдения работодателями порядка расторжения трудового договора (контракта), установленного трудовым законодательством Российской Федерации"…

Таким образом, установление допустимой доли иностранных граждан - это, согласно закону, право (отметим - не обязанность) Правительства РФ, которым оно очень быстро и воспользовалось, выбрав для этого пока только одну отрасль экономики - розничную торговлю. Зато новый порядок будет распространен сразу на всю Россию, при том, что согласно закону, Правительство могло бы ограничиться несколькими субъектами Федерации, хотя бы для того, чтобы протестировать на практике этот новый и непростой инструмент регулирования рынка труда и миграции, чреватый может быть еще не вполне ясными последствиями.

Какова цель введения нового инструмента регулирования трудовой миграции в виде допустимой доли иностранных работников в отраслях экономики? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть весь правовой фон, который предшествовал принятию этого "рыночного постановления". Уже упомянутый закон практически вводит новый порядок регулирования трудовой миграции (хотя он и будет касаться только мигрантов, приезжающих в Россию в безвизовом порядке, то есть из стран СНГ, составляющих, впрочем, не меньше 3/4 всей трудовой миграции). Этот новый более либеральный подход к управлению миграцией предполагает ликвидацию некоторых ранее действовавших рычагов контролирования ситуации с привлечением иностранных работников из "безвизовых" стран. Так, упраздняется выдача работодателям разрешений на привлечение иностранных работников, и таким образом, исчезает этот рычаг регулирования численности и отраслевой структуры привлекаемых иностранных граждан; упраздняется контроль за выданными разрешениями на работу со стороны службы занятости. При этом закон предлагает управленцам ряд новых рычагов взамен утраченных. Одним из таких рычагов (помимо квот) и являются допустимые доли иностранных работников в отраслях экономики. Таким образом, декларированной целью введения этого инструмента является реализация принципа приоритетного трудоустройства местных работников, то есть граждан Российской Федерации.

Действительно, целью "рыночного постановления" было объявлено обеспечение приоритета местных производителей (фермеров) на торговлю на рынках. И это уже экономический контекст данного постановления. Однако если правительство действительно хотело добиться этой цели, то неясно, чем ему помешали таджикские и узбекские грузчики на рынках, украинские продавцы товаров первой необходимости в киосках и прочие иностранные наемные работники, ничуть не затрагивающие интересов местных производителей? Другим лозунгом, под которым проходила "рыночная кампания", было наведение порядка на рынках. Почему наводить порядок решили с помощью "зачистки рыночных территорий" от иностранных граждан также остается неизвестным. Возможно какие-то виды торговли (например, лекарствами или водкой), действительно, нельзя доверить иностранцам. Возможно, в каких-то регионах России, действительно, иностранцы, торгующие на рынках, вытесняют местных работников. В этих случаях принятые меры, возможно, были бы оправданы для этих видов торговли и для этих регионов. Хотя и в этом случае дело не в гражданстве - водка или таблетки не перестанут быть поддельными, если за прилавком винного магазина или аптеки будет стоять россиянка. Однако трудность в том, что российский рынок труда функционирует в таком тумане и настолько мало изучен, что в данный конкретный момент, в который принималось это постановление, вряд ли кто-то мог назвать определенно виды деятельности и регионы, где оно было бы оправдано. Вероятно, поэтому и решили, что оно должно быть общероссийским "до выяснения обстоятельств".

Следующий вопрос: достигнет ли Правительство поставленной цели с помощью принятой правовой нормы? Мой ответ - отрицательный. Допустим, на московских рынках удастся заменить всех работников из стран Центральной Азии на граждан России (хотя эту ситуацию не так легко себе представить), - это тут же вызовет скачок цен, что ударит по карманам бедного населения, которое покупает товары и продукты на рынках, а не в дорогих супермаркетах. В результате конкурентоспособность мелкого и среднего торгового бизнеса понизится. В стремлении выжить будет велик соблазн вернуться к использованию дешевого труда мигрантов, только теперь уже запрещенного. Это вызовет новый виток распространения теневых и криминальных практик (наём подставных лиц и т.д.), будет способствовать дальнейшей маргинализации мигрантов. Российский эксперт по проблемам миграции Ольга Чудиновских описывает опыт Бахрейна, где для стимулирования найма местных работников был введен порядок, при котором работодатель, нанимающий одного иностранного работника, был обязан нанять двух местных, что вызвало серьезные последствия, подобные описанным выше (наём работников по поддельным документам и т.п.).

В итоге, желание таким образом "навести порядок на рынках" обернется, скорее всего, ростом цен, еще большим уходом в тень и распространением криминальных практик, новым витком коррупции. Вряд ли вообще цель наведения порядка на рынках может быть достигнута мерами миграционной политики.

Кому может быть выгодна описанная ситуация? Экономическими конкурентами рынков в России являются сегодня крупные торговые сети, хотя услугами рынков и брэндовых магазинов пользуются в основном разные сегменты потребителей. Можно предположить, что ситуация по мере реализации этого постановления будет развиваться в пользу крупного торгового бизнеса за счет мелкого и среднего. Во-первых, выжить последнему будет сложнее без использования труда мигрантов. Во-вторых, логично предположить, что изгнанные с рынков иностранные работники будут искать нового работодателя в более крупных торговых "точках", где, в отличие от рынков, проблема вытеснения местных кадров может оказаться намного серьезнее.

Кроме перечисленного есть еще социально-гуманитарный контекст. Меры, предусмотренные данным постановлением, окажут негативное влияние на жизнь многих миллионов людей, как из числа мигрантов, так и из числа граждан РФ. Согласно данным исследования МОМ и ОБСЕ 2005 года, более 1/3 населения регулярно покупает продукты у мигрантов, около 50% - покупают потребительские товары у мигрантов на рынках. Готовы ли все эти люди стать клиентами брендовых магазинов, или они будут вынуждены покупать те же товары, что и прежде на "обрусевших" и подорожавших рынках? Насколько мне известно, социологических исследований, отвечающих на этот вопрос, не проводилось.

Что касается мигрантов, которых законопослушный работодатель вынужден будет уволить частично до апреля и полностью - до конца 2007 года, то никаких разъяснений от разработчиков постановления по поводу их дальнейшей судьбы не последовало, что дает основание предполагать, что вряд ли Правительство вообще озаботилось этой проблемой. А ведь для любого государства, которое претендует на звание правового и тем более социального, организованное лишение работы нескольких десятков тысяч человек (см. вставку 3) - это серьезная социальная проблема, требующая специальных программ и мер социальной помощи и защиты. Ни о каких программах для этих людей пока не объявлялось, хотя "зачистка" может начаться менее чем через 1 месяц.

ВСТАВКА 3.

Статистическая справка

В 2005 году, по данным ФМС России, в РФ на законной основе в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспорта и бытовых изделий работало 213 тысяч человек, что составляло 30% всех иностранных работников, в том числе 85 % граждан Вьетнама (47259 человек), 73% граждан Индии (2015 человек), 62% граждан Китая (100016 человек), 45% граждан Азербайджана (7791 человек).

В настоящее время идет активный поиск новых моделей управления миграцией, адекватных ситуации сегодняшнего дня. Принимаются новые законы и нормативные акты, однако отсутствие стратегической линии, основанной на ясном понимании роли миграции в социально-экономическом и геополитическом развитии России, приводит к кампанейщине, противоречивым, недальновидным и просто социально опасным решениям.

Ситуация усугубляется тем, что в обществе нет активной гражданской позиции, которая могла бы противостоять политически ангажированному взгляду на миграцию и манипулированию общественным сознанием в корпоративных и политических целях. Хочется верить, что такая позиция постепенно формируется при активном участии организаций гражданского общества, в том числе правозащитных организаций, объединяющих мигрантов из основных стран выхода. Однако если измерять зрелость гражданского общества возможностью влиять на принимаемые властью решения, оно находится в России пока в зачаточном состоянии. Именно государства выхода мигрантов и неправительственные организации, защищающие права мигрантов в России, должны заявить о том, что принятое постановление нарушает права иностранных граждан, в том числе легально находящихся и работающих в России (см. вставку 3).

Управлять миграцией в либеральном режиме труднее: это требует новых подходов и более точных оценок вклада мигрантов в российскую экономику, их влияния на рынок труда, на положение отдельных отраслей и социальных групп. У управленческого и профессионального сообщества сегодня не хватает объективных знаний и научно-методического аппарата для принятия обоснованных решений в области миграции (например, для разработки квот; определения потребности в трудовых мигрантах по регионам и секторам экономики и др.). Недостаток знаний порождает уродливые решения.


Елена ТЮРЮКАНОВА,
ведущий научный сотрудник
Института социально-экономических
проблем народонаселения РАН

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.