|    | 
               
                | 
 | Сколько людей говорят 
                    и будут говоритьпо-русски?
 |  |   
                | Над темой номера работал Александр АРЕФЬЕВ |  Будет ли русский в числе мировых языков в будущем? В начале XX века русским языком владели примерно 150 
              миллионов человек - в основном подданные Российской империи. На 
              протяжении последующих 90 лет число знающих русский язык (активно 
              или пассивно им владеющих) увеличилось более чем в два раза - примерно 
              до 350 миллионов человек, причем 286 миллионов из них проживали 
              в стране, где русский был государственным языком и для большей части 
              ее жителей являлся родным. Еще свыше 70 миллионов человек (преимущественно 
              в союзных республиках СССР восточноевропейских, балканских и ряде 
              азиатских стран) в той или иной мере знали русский язык. Через 14 
              лет после распада СССР, к 2005 году, число владеющих в различной 
              степени русским языком сократилось до 278 миллионов человек, в том 
              числе в самой Российской Федерации - до 140 миллионов человек. В настоящее время русский язык является родным для 130 
              миллионов граждан Российской Федерации, для 26,4 миллионов жителей 
              республик СНГ и Балтии и для почти 7,4 миллионов жителей стран дальнего 
              зарубежья (прежде всего Германии и других стран Европы, США и Израиля), 
              то есть в общей сложности для 163,8 миллионов человек13. 
              Еще свыше 114 миллионов человек владеют русским как вторым языком 
              (преимущественно в странах СНГ и Балтии) или знают его как иностранный 
              (в странах дальнего зарубежья). Через 10 лет, к 2015 году, число 
              тех, для кого русский язык - родной, сократится, по нашим оценкам, 
              до 144 миллионов (в том числе в самой России - до 120 миллионов). 
              Кроме того, еще 68 миллионов человек будут владеть им как вторым 
              или иностранным языком. В настоящее время по степени распространенности русский 
              язык пока еще занимает четвертое место в мире. Лидируют английский 
              язык (оценочно для 500 миллионов человек он является родным или 
              вторым я зыком и еще свыше 1 миллиарда человек владеют им как иностранным) 
              и китайский (им владеют - почти исключительно как родным - свыше 
              1350 миллионов человек (в том числе мандариновым наречием - свыше 
              900 миллионов человек). Третье место занимает испанский язык (им 
              владеет около 360 миллионов человек, в том числе оценочно 335 миллионов 
              - как родным). При сохранении существующих тенденций уже через 10 
              лет число знающих в различной степени русский язык сократится до 
              212 миллионов человек, и его опередят французский (которым в настоящее 
              время владеют около 270 миллионов человек), хинди/урду (260 миллионов 
              человек), арабский (230 миллионов человек), а к 2025 году, когда 
              число знающих русский в различных странах мира сократится ориентировочно 
              до 152 миллионов человек (то есть достигнет уровня начала XX века), 
              русский язык опередят португальский (в настоящее время им владеет 
              свыше 190 миллионов человек) и бенгали (около 190 миллионов человек). 
              Динамика распространения русского языка в мире на протяжении XX 
              века и прогноз на ближайшие 20 лет отражена на рис. 8. 
 Рисунок 8. Тенденции распространения русского языка 
              в XX веке и в первой четверти XXI века (оценка и прогноз) Разумеется, роль того или иного языка в мировой цивилизации 
              определяется не только числом его носителей (то есть владеющих им 
              в качестве родного языка, а также знающих его в качестве второго 
              или третьего (иностранного) языка. Большую роль играет уровень экономического 
              и научно-технического развития стран, использующих этот язык, а 
              также области человеческой деятельности, в которых применение соответствующего 
              языка является приоритетным. Немаловажное значение имеет и вклад 
              национальной культуры, базирующейся на том или ином языке, в мировую 
              культуру. У русского языка есть большой внутренний потенциал для 
              дальнейшего развития и богатое культурное наследие. Тем не менее, 
              русский является единственным из 10-12 ведущих мировых языков, который 
              на протяжении последних 15 лет неуклонно утрачивал свои позиции 
              во всех основных регионах мира, и в ближайшие 20 лет эта негативная 
              тенденция сохранится (табл. 7), если не будут приняты соответствующие 
              меры по эффективной поддержке русского языка и культуры внутри страны, 
              в ближнем и дальнем зарубежье. Таблица 7. Прогноз динамики численности владеющих русским 
              языком в различных странах/регионах мира в 2004-2025 годах (миллионов 
              человек) 
               
                | Страны / регионы мира | 2004 | 2015 | 2025 |   
                | Россия | 140,0 | 130,0 | 110,0 |   
                | СНГ и Балтия | 100,0 | 60,0 | 30,0 |   
                | Восточная Европа и Балканы | 19,0 | 10,0 | 5,0 |   
                | Западная Европа | 7,9 | 5,0 | 3,0 |   
                | Азия | 4,1 | 2,8 | 1,7 |   
                | Ближний Восток и Северная Африка | 1,5 | 0,9 | 0,6 |   
                | Африка южнее Сахары | 0,1 | 0,1 | 0,1 |   
                | Латинская Америка | 1,2 | 0,7 | 0,4 |   
                | США, Канада, Австралия и Новая Зеландия | 4,1 | 2,5 | 1,3 |   
                | Итого | 278,0 | 212,0 | 152,0 |  Возможность сохранения в обозримом будущем места русского 
              языка в числе 10 ведущих мировых языков зависит прежде всего от 
              способности российской экономики в ближайшие годы преодолеть сырьевой 
              уклон и перейти на производство знаний и экспорт образовательных 
              и научно-технических услуг, которые являются сегодня самыми востребованными 
              в мире продуктами человеческой деятельности. Поэтому приоритетное 
              развитие сферы образования и науки и внедрение на их базе новых 
              технологий в производственный сектор отечественной экономики - единственный 
              путь удержаться от сползания на обочину научно-технического прогресса 
              и возродить интерес к русскому языку и культуре. При этом существенную 
              роль в распространении языкового и культурного влияния по-прежнему 
              будут играть объемы торговли с промышленно наиболее развитыми и 
              многонаселенными странами и масштабы международного туризма. Вопрос 
              в том, чем именно будет полезна, интересна и привлекательна Россия 
              и ее язык для представителей различных стран и народов (ниша поставщика 
              углеводородного сырья для промышленно развитых стран, а также производителя 
              вооружений для афро-азиатских государств, занятая сегодня Российской 
              Федерацией, объективно не может способствовать значительному усилению 
              позиций русского языка). Важным направлением в распространении русского языка 
              является обучение иностранных граждан в Российской Федерации, приобретающих 
              в ходе обучения устойчивые языковые навыки. Поэтому задача укрепления 
              позиций российских вузов на мировом рынке образования, в том числе 
              с помощью повышения эффективности рекламы их образовательных услуг, 
              международного признания российских дипломов и т.д. неотделима от 
              усиления государственной поддержки изучения русского языка за рубежом. Укрепление позиций русского языка в мире требует не 
              только более значительного ресурсного обеспечения, но и улучшения 
              взаимодействия всех государственных и общественных ведомств и организаций, 
              призванных поддерживать, развивать и пропагандировать русский язык 
              и культуру. При этом необходимо лучше учитывать специфические особенности 
              следующих основных групп иностранных и российских граждан (помимо 
              учащихся образовательных учреждений с русским языком обучения и 
              преподавателей-русистов), на которых ориентирована вся эта работа: 
               жителей стран ближнего и дальнего зарубежья, которые 
                потенциально могут изучать русский язык вне академического сектора 
                у себя на родине для учебных, профессиональных, бытовых или культурно-познавательных 
                целей;
трудовых мигрантов из стран ближнего зарубежья, находящихся 
                в России; 
 жителей стран дальнего зарубежья (взрослых, школьников, 
                студентов), которые потенциально могут (и склонны) приехать для 
                изучения русского языка в Россию на различные языковые курсы;
 иностранных студентов, стажеров, аспирантов, приезжающих 
                на учебу в российские высшие и иные учебные заведения;
 выпускников советских и российских вузов и их национальных 
                ассоциаций, существующих сегодня почти в 70 странах мира; 
 соотечественников, проживающих в ближнем и дальнем 
                зарубежье, для которых русский язык является родным; 
 особое внимание необходимо уделять детям соотечественников 
                стран СНГ, а также детям из русских и смешанных семей в странах 
                дальнего зарубежья, организуя для них групповые культурно-ознакомительные 
                и учебные поездки в Россию; 
 для гармонизации культурно-языковых отношений в 
                Российской Федерации, поощрения изучения русского языка детьми 
                и молодежью национальных республик, с одной стороны, и ознакомления 
                с культурой и национальными языками детей и молодежи из русских 
                семей развивать внутрироссийский культурно-языковый туризм. 
 13 - Рассчеты автора, основанные на данных посольств 
              Российской Федерации, национальных переписей населения и оценках 
              различных экспертов. Они в целом соответствуют оценкам зарубежных 
              исследовательских организаций, изучающих распространенность мировых 
              языков.
  
              
             |