Rambler's Top100

№ 243 - 244
17 - 30 апреля 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Транснационализм мигрантов и перспективы глобального развития

Миграция из стран Центральной и Восточной Европы в Германию

Российские немцы в Германии: интеграция и типы этнической самоидентификации

Иммиграционная политика и экономическое развитие стран принимающих мигрантов (на примере действия программы «Зеленая карта» в Германии)

Политика интеграции в Нидерландах

Расширение Европейского Союза и торговля людьми в Европе

Нуждаемся ли мы в массовой иммиграции?

Мировые тенденции в сфере занятости


Google
Web demoscope.ru

Иммиграционная политика и экономическое развитие стран принимающих мигрантов (на примере действия программы "Зеленая карта" в Германии)

Алешковский И.А.1
(Опубликовано в книге: Политика народонаселения: настоящее и будущее: Четвертые Валентеевские чтения: Сборник докладов / Ред. В.В. Елизаров, В.Н. Архангельский. М.: МАКС Пресс, 2005. с. 187-192)

Одной из основных задач иммиграционной политики в странах, принимающих мигрантов, является регулирование миграционных потоков с целью стимулирования их экономического развития. При этом государство стремится всячески поощрять въезд в страну тех категорий работников, потребность в которых испытывает экономика страны в настоящее время.

Характерным примером иммиграционной политики, направленной на стимулирование экономического развития страны, является программа «Зеленая карта» (Green Card für IT-Fachkrafte), осуществлявшаяся в Германии в 2000-2004 годах.

Причиной появлений этой программы стала ситуация, сложившаяся в секторе информационных и телекоммуникационных технологий в Германии в конце 1990-х годов: количество компаний в этом секторе выросло во второй половине 1990-х годов почти на 30% (в сравнении с 8% ростом для всей экономики Германии в целом), а их оборот увеличился почти на 60% (в сравнении с 17% по экономике в целом). В результате к 1999 году в Германии возникла гигантская потребность в специалистах в области высоких технологий, оцениваемая более чем в 500 тысяч вакансий. В то же время, к примеру, в 2000 году вузы Германии выпустили всего 7900 выпускников в этой сфере и теоретически могли бы удовлетворить этот спрос только через 7-8 лет (с учетом среднего срока обучения по этой специальности и ежегодного количества выпускников)2!

Ввиду особого приоритета сектора информационных и телекоммуникационных технологий для Германии (который, наряду с автомобилестроением и электротехникой, относится к трем крупнейшим отраслям экономики страны) 23 февраля 2000 года на открытие компьютерной ярмарки CeBIT в Ганновере федеральный канцлер Германии Герхард Шредер выступил с инициативой выдачи т.н. «зеленых карт», позволяющих иностранным ИТ-специалистам (прежде всего программистам, специалистам в области баз данных и специалистам по системным исследованиям) из стран, не входящих в ЕС3, находиться и работать в Германии сроком до пяти лет.

Стоит отметить, что эта инициатива была одним из редких случаев, когда в обществе не возникло серьезных разногласий: правительство, работодатели и профсоюзы признавали необходимость такого решения для экономики Германии в среднесрочной перспективе.

Программа «Зеленая карта» начала действовать 1 августа 2000 года. Основным условием участия в программе являлось наличие у претендента высшего образования по специальности «Информационные и телекоммуникационные технологии» (университетский или политехнический диплом) или же высокой квалификации в данной области, подтверждением которой выступала договоренность с предполагаемым работодателем о годовой зарплате (до вычета налогов) в размере не менее 51 тысячи евро. Отметим, что знания немецкого языка не является обязательным условием для участия в программе4.

Реализация программы «Зеленая карта» была поручена Федеральному ведомству по вопросам труда (Bundesanstalt far Arbeit). С целью уменьшения бюрократических формальностей и повышения эффективности программы на веб-сайте последнего была создана электронная биржа труда (с английским и немецким интерфейсом) для специалистов в области компьютерных технологий ("Vermittlungsborse fur IT-Fachkrafte"). На этой oniine-площадке иностранные специалисты и немецкие предприятия могли вступить в контакт друг с другом.

Квота для выдачи разрешений на работу в рамках программы «Зеленая карта» изначально была установлена в размере 10000 «зеленых карт», однако в июле 2003 года она была увеличена до 20000. При этом получить «зеленую карту» могли также, не выезжая из Германии, иностранные студенты-выпускники немецких вузов по соответствующей специальности5.

Заявление на участие в программе могло быть подано в период с 1 августа 2000 года по 31 декабря 2004 года6. Благодаря упрощенной административной процедуре7 заявления рассматривались очень быстро. Так, заявление на выдачу въездной визы рассматривалось в течение недели. Отбор претендентов осуществлялся в соответствии со специально разработанной балльной системой оценки характеристик мигрантов8. Период действия визы и разрешения на работу был ограничен сроком действия контракта иностранного работника с немецким предприятием (но не более пяти лет).

В результате действия программы в период с августа по декабрь 2000 года 4341 специалист по информационным технологиям получил «зеленую карту», 6409 специалистов — в 2001 году, 2623 специалиста — в 2002, 2285 специалистов — в 2003 году, и 1128 специалистов — за первую половину 2004 года. Таким образом, почти за четыре года действия программы около 16,8 тысяч иностранных ИТ-специалистов получило разрешения на жительство и работу в Германии9.

Среди ИТ-специалистов, получивших немецкую «зеленую карту» к 31 декабря 2003 года, преобладающее большинство составляют мужчины (свыше 90%) и работники в возрасте до 35 лет (свыше 75%). Большинство трудящихся-мигрантов, получивших «зеленую карту», являются выходцами из Индии (27,7%), вторую по численности группу образуют граждане России, Белоруссии, Украины и стран Балтии (12,3%), за которыми следуют специалисты из Румынии (6,9%), а также Чешской и Словацкой Республик (6,4%). При этом около 16% «зеленых карт» было выдано иностранцам, окончившим немецкие вузы по специальности «Информационные и технологии» (см. таблицу 1).

Таблица 1. Распределение «Зеленых карт», выданных с 1.08.2000 года по 31.12.2004 года по гражданству, полу и месту нахождения на момент въезда иностранного ИТ-специалиста

гражданство

Всего

в том числе

мужчин

женщин

выдано «зеленых карт» для въезда из-за границы

Выдано «зеленых карт» выпускникам немецких вузов

Индия

4346

4028

318

4118

228

государства бывшего СССР

1927

1692

235

1740

187

Румыния

1079

910

169

1014

65

Чехия / Словакия

1002

947

55

960

42

государства бывшей Югославии

773

635

138

651

122

Венгрия

524

480

44

486

38

страны Магриба

457

421

36

158

299

Болгария

441

355

86

364

77

Южная Африка

395

307

88

325

70

Пакистан

219

214

5

174

45

другие страны

4495

3763

732

3287

1208

Итого

15658

13752

1906

13277

2381

Источник: Bundesagentur fur Arbeit.

Стоит отметить, что 92,4% выданных «зеленых карт» предназначено для предприятий более развитых «старых» федеральных земель (прежде всего, Гессен (25,2%), Бавария (24,2%), Баден-Вюртемберг (18,9%) и Северный Рейн-Вестфалия(14,4%)), тогда как предприятия «новых» федеральных земель привлекли по этому программе всего 1164 иностранных ИТ-специалиста.

Как показали проведенные исследования, программа «Зеленая карта», в целом, оказала позитивное влияние на развитие немецкой экономики и повышение ее конкурентоспособности. Так, по данным исследования Wimmex AG (середина 2001 года), каждый обладатель «зеленой карты» создал в среднем 2,5 новых рабочих места в Германии; свыше 82% опрошенных предприятий указали, что программа позволила им повысить их конкурентоспособность; свыше 36% предприятий увеличили объем своих внутренних инвестиций. Наибольшее значение программа оказала на развитие малых и средних предприятий (по данным портала www.bundesregierung.de).

Вместе с тем ухудшение экономической конъюнктуры в Германии в 2000-е годы не обошло стороной и сектор информационных технологий. Так, согласно исследованию М. Верана, около 22% обладателей «зеленой карты» были за время своей работы в Германии, как минимум, один раз безработными10.

Программу «Зеленая карта», прекратившую свое действие 31.12.2004 года, заменил вступивший в действие 1 января 2005 года новый иммиграционный закон (Zuwanderungsgesetz). Выданные «зеленые карты» сохраняют свою силу до окончания срока их действия. Новый закон упрощает процедуру получения вида на жительства в Германии для высококвалифицированных иностранных специалистов и предпринимателей, готовых вложить более 1 млн. евро и создать более 10 новых рабочей мест, усложняя ее в то же время для беженцев и вынужденных переселенцев, этнических немцев и членов семей иммигрантов. В законе оговаривается, что условием предоставление иностранному специалисту разрешения на работу в Германии является потребность экономики в работниках этой профессии, которую невозможность удовлетворить только с помощью немецких граждан или граждан ЕС. При этом в новом законе отсутствуют особые правила для представителей отдельных профессий11.


1 Кафедра народонаселения Экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва
2 Следует отметить, что с июля 1999 году Министерством занятости, образования и конкурентоспособности ФРГ также осуществляется программа «Инициатива по сокращению нехватки специалистов в области высоких технологий» «Offensive zum Abbau des IT-Fachkraftsmangels»), основной задачей которой является увеличение в немецких вузах мест по специальности информационные технологии с 14000 до 55000 студентов к 2005 году. Источник: SOPEMI (2004) Trends in international Migration 2003. Paris: Sopemi, OECD; Zahlenkompass (2004). Für die Bundesrepublik Deutschland. Wiesbaden: Statistisches Bundesamt, 2004.
3 Действие программы не распространялось на граждан ЕС-15, которые, в соответствии с принципом «четырех свобод» (провозглашающим беспрепятственное передвижение людей, товаров, услуг, капитала и инвестиций в пределах ЕС) и так могут без ограничений передвигаться по территории ЕС и выбирать место жительства и работы.
4 Migrationbericht der Integrationsbeauftragten (2004). Im Auftrag der Bundesregierung. Berlin und Bonn. S. 65.
5 Migrationbericht Deutschlands 2004 (2005). Bericht des Sachverstandigenrates flir Zuwanderung und Integration im Auftrag der Bundesregierung. Berlin und Bonn. S. 63).
6 Первоначально срок подачи заявок был установлен до 31 июля 2003 года, однако из-за задержки со вступление силу нового закона об иммиграции в Германии этот срок был продлен
7 "Для реализации программы в первой половине 2000 года было принято два постановления Правительства ФРГ, регулирующие порядок выдачи разрешений на жительство и работу в Германии для участников программы «Зеленая карта»: "Die Verordnung über die Arbeitsgenehmigung für hoch qualifizierte auslandische Fachkrafte der Informationstechnologie (IT-ArGVI" (т.е. «Постановление о разрешении на работу для высококвалифицированных иностранных работников в области информационных технологий») и "Die Verordnung Über die Aufenthaitsgenehmigungen für hoch qualifizierte ausiandische Fachkrafte der Informations-und Kommunikationstechnologie (IT-AV)" (т.е. «Постановление о разрешениях на жительство для высококвалифицированных иностранных работников в области информационных и телекоммуникационных технологий»).
8 Денисенко М.Б., Хараева О.А., Чудиновских О.С. Иммиграционная политика в России и странах Запада. М. 2003, с. 135.
9 Migration und Asyl in Zahlen (2005). Bonn: Bundesamt für Migration und Fluchtinge s. 66.
10 Verana Mathias Green Card für ausländische IT-Fachkrafte. Forschungsbericht im Auftrag des Bundesministeriums fur Wirtschaft und Arbeit. Marplan, 2004. s. 45
11 Подробную информацию о новом законе об иммиграции можно найти на специальном веб-сайте www.zuwanderung.de.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.