Rambler's Top100

№ 235 - 236
20 февраля - 5 марта 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Показатели человеческого развития в Центральной Азии

Вызовы социального развития в Центральной Азии

Демографические процессы, социальная среда и ситуация репродуктивного здоровья женщин в Республике Таджикистан

Политика в области рождаемости в республике Казахстан

«Татимов мне друг, но истина дороже...»

Узбекистан: принудительный контроль рождаемости

Сексуальные отношения в Кыргызстане все еще табу

Внутриказахстанская миграция русского населения в 1990-е - начале 2000-х годов: опыт картографического анализа

Особенности этнического состава населения Казахстана

Межэтнические отношения в оценках населения Узбекистана

Трудовые практики иностранных рабочих в России


Google
Web demoscope.ru

Сексуальные отношения в Кыргызстане все еще табу

Алмаз ИСМАНОВ
(Опубликовано в интернет-газете "Нхвигхтор": http://www.mizinov.net/articles/5779)

Современный Кыргызстан переживает настоящий сексуальный бум. Одним из главных достижений страны за десятилетний период реформ стала абсолютная сексуальная свобода граждан. В советские времена был популярен лозунг "В Советском Союзе секса нет!" Кыргызстан, который входил в состав пятнадцати советских республик, не был исключением, тем более учитывая факт, что здесь консервативное советское пуританское воспитание было перемешано строгими постулатами ислама. О том, что у людей поменялось отношение к сексуальным отношениям, красноречивей всего говорят статистические данные и мнение непосредственно самих граждан. Одним из таких показателей можно считать отношение к добрачному сексу. В Кыргызстане, так же как в соседних тюркоязычных странах Центральной Азии, где основная часть населения живет по мусульманским законам, до сих пор сильно развит культ девственниц при вступлении в брак. Поэтому изменения в отношении добрачного секса наглядно демонстрируют кардинальные перемены в сексуальном воспитании граждан.

Отношение к добрачному сексу кардинально меняется, причем не только в урбанизированных центрах, но и в сельской местности. Это отчасти подтверждается статистикой детей, рожденных в гражданском браке. Если в 2001 году в процентном отношении число детей, рожденных женщинами, не состоявшими в браке, от общего числа было 32%, в 1990 году эта цифра составляла всего 13%. По словам экспертов Национального комитета по статистике, более 50% рожающих женщин - это возрастная группа 15-19 лет. Возможно, эти женщины пока живут в гражданском браке. "Отношение среди кыргызов к добрачному сексу коренным образом изменилось. Оно стало терпимее. Если даже вслух не признается наличие добрачного секса, но многие молодые люди живут активной сексуальной жизнью", - говорит эксперт по вопросам гендерного просвещения Чолпон Асамбаева.

Практически, больше двадцати процентов молодых людей от 19 до 35 лет, кто участвовал в нашем опросе, вполне допускают добрачный секс. Хотя старшее поколение категорически против добрачных сексуальных отношений, считая это признаком распущенности и вседозволенности. По словам 45-летнего Айбека Карамыкова, руководителя одной из региональных общественных организаций: "Кыргызы просто не учли свой слишком мягкий "иммунитет" и не смогли сохранить общественно-условное табу на некоторые темы. Журналисты ныне помогают еще более раскрепощаться в этом отношении, особенно молодежи, способствуя еще большему отдалению от своих истоков. В наше время вседозволенности всякое обсуждение секса только вредит обществу, его здоровью".

По мнению международных экспертов, трудно отследить изменение сексуального поведения жителей Кыргызстана за последние 20 лет, так как отсутствуют такие социологические данные. Потому что исследования такого рода являются до сего момента "табу" даже для международных организаций, работающих в направлении сексуального просвещения всех слоев населения Кыргызстана. Пока сексуальную активность определяют только по эпидемиологическим данным заболевания сифилисом в Кыргызстане, которые могут дать определенные сведения по данной проблеме:

Динамика распространения сифилиса в Кыргызской Республике

В этом отношении любопытно исследование, проведенное Бабеттой Пфандр, представителем ЮНИСЕФ: в августе 2002 выявлено, что среди 2411 молодых людей в возрасте 14-17 лет, 19%, уже имело сексуальную связь. Интересно различие среди представителей различного пола: в то время, как только 5% девочек в этой возрастной группе имели сексуальную связь, среди мальчиков - 38%. При этом, по мнению местных медицинских работников, молодежь, особенно мальчики, склонны преувеличивать свои сексуальные "подвиги", в то время как девушки в силу ментальности даже при анонимном опросе скрывают свои сексуальные отношения.

Процентное соотношение тех, кто уже имел сексуальную связь в возрасте 14-17 лет по регионам, по полу

 

Нет

Да

Недействительные ответы

Кара Балта (N=502)

73%

27%

0%

Каракол (N=582)

80%

18%

2%

Нарын (N=439)

71%

11%

18%

Ош (N=452)

77%

22%

1%

Баткен (N=436)

83%

17%

0%

Общее количество (N=2411)

77%

19%

4%

Мальчик (N=1058)

58%

38%

4%

Девочка (N=1346)

92%

5%

3%

Интересно, что количество молодежи, имевшей добрачный секс на юге страны, не отстает от показателей в столице. Хотя, традиционно, считается, что южные регионы патриархальны и меньше подвержены переменам в сексуальной жизни.

Учитывая особую пикантность изучаемой проблемы, любые статистические данные по данной теме немного разнятся у разных организаций. По данным ПРООН, в 2002 году 14,5% населения Кыргызстана старше 15 лет имели случайных сексуальных партнеров.

Одной из серьезных проблем для вступающих в брак является институт девственниц, потому что, согласно статистическим данным, подавляющая часть молодежи живет в добрачном сексе, что вступает в противоречие с консервативными взглядами на семейную жизни.

По словам директора НПО "Подруга" (данная общественная организация на протяжении семи лет занимается вопросами сексуального просвещения среди молодежи на юге страны, в особенности среди женщин и девушек, занимающихся проституцией) Натальи Шумской "молодежь не считает добрачный секс чем-то постыдным, и девственность девушки не является главным критерием при выборе невесты". Также, как она подчеркнула, восстановление "невинности" вполне можно сделать за 10 долларов США. При средней зарплате 40-50 долларов США это вполне доступная цена. Обычно такими деликатными операциями занимаются медицинские клиники и больницы, расположенные в малых городах. На юге Кыргызстана - это Карасуйский район, один из самых густонаселенных районов страны.

Согласно старинным кыргызским обычаям и мусульманским представлениям "чистоты и непорочности" девушки, должна быть девственность. Поэтому многие, уже имевшие добрачный секс, оказываются в сложной ситуации. Вот что говорит двадцатисемилетний Уран Канатов: "Мы с девушкой еще до свадьбы занимались сексом. Поэтому я не знал, как выйти из ситуации, потому что по обычаю, после супружеского полового акта, в комнату заходит кто-то из родственников-женщин, чтобы удостовериться в невинности невесты. Я был просто обескуражен, помня об этом обычае. Чтобы спасти себя и свою невесту от позора, я слегка лезвием поранил мизинец и накапал крови на постель…"

Медицинские работники, работающие в южной столице, предусмотрительно ушли от ответа на вопрос, занимаются ли они операциями по восстановлению девственности. Только один из врачей, отказавшийся назвать свое имя, ответил, что такие операции делают в соседнем Узбекистане, в приграничном с Кыргызстаном городе Андижан за вполне умеренную плату.

Мнения молодежи по данному вопросу сильно разнятся друг от друга. Некоторые молодые мужчины считают, что физическая невинность девушки - показатель ее нравственной чистоты, оговорившись при этом, что "если она сильно хочет, то может заняться анальным или оральным сексом".

"Вопрос девственности меня просто убивает. Главное, чтобы девушка сохраняла свое достоинство, а девственность - это не индикатор каких-либо качеств девушки", - эмоционально отвечает Айнура Карасартова, 25 лет, работает менеджером.

"Если даже невеста потеряла свою невинность до брака, то это можно "исправить" с помощью гинеколога. Жених ни о чем не догадается", - отвечает другая девушка, отказавшаяся назвать свое имя.

По словам врачей-гинекологов южной столицы Кыргызстана, "потеря девственности" для девушки не всегда бывает желанным и обоюдным желанием молодых людей. Имеются случаи, когда девушки не выходят замуж за парня, с которым имели добрачный секс, по разным причинам. Данная ситуация оборачивается настоящей трагедией для девушек, потому что консервативное общественное мнение всегда осудит ее, и она никогда не сможет выйти замуж в своем родном городе. Родственники девушки чаще находят выход в том, что отправят ее к родным, которые в этот момент находятся на заработках в России. Никто: ни медицинские, ни милицейские организации и структуры - не ведут статистику случаев суицида или заявлений об изнасиловании в таких случаях, считая это личным и семейным делом каждого.

Такое же отношение к существующему до сих пор обычаю - краже невесты. Хотя по действующим законам КР, кража невесты строго карается. Никто не припомнит, чтобы кого-то привлекли за такой вид преступления. Все решается полюбовно. Вот только один из случаев. Родители невесты отказались называть свои настоящие имена, потому что говорят - наша дочь начала новую жизнь. Говорит мама девушки: "Когда моей дочке исполнилось 18 лет, я и не думала об ее замужестве, потому что предполагала, что она пойдет в первую очередь учиться на юриста. Но однажды она не вернулась вовремя с учебы, только к полуночи, когда я не знала, где ее искать, вдруг узнаю, что ее выдали замуж, точнее, украли. Я была в шоке, ведь ей всего 18 лет?! Какое замужество?! Я долго не соглашалась на свадьбу, они до утра уговаривали меня. Муж молчал, ждал, что я скажу. Даже хотела их под суд отдать. Но они подключили моих авторитетных родственников, говоря, что все - она уже его жена, поздно, соглашайся. Я согласилась после долгих уговоров, о чем сильно жалею сейчас, потому что спустя полгода дочь развелась. Сейчас она не хочет слышать ни о каком замужестве. Они сломали жизнь моей дочери!" Такие случаи очень типичны, просто мало кто знает об этом, потому что табу.

Парадоксально, но из-за таких случаев растет число гражданских браков. Причем не только в крупных городах, но и в малых. Особенно распространены такие браки среди студентов. Перед родителями и обществом этот вопрос решают с помощью брачного договора у мусульманского священника, считая, что такое заключение брака в отличие от светского, законного, не обязывает к чему-либо. При желании можно спокойно развестись. По данным Национального комитета по статистике, за последние десять лет отмечалось ежегодное снижение регистрируемых браков. Если в 1991 году было зарегистрировано более четырех тысяч браков, то в 2001 году вдвое меньше. При этом поменялись и возрастные группы. Средний возраст вступающих в брак - 20-24 года, число расторгнутых браков приходится на 25-39 лет. По регионам лидируют именно южные патриархальные области Кыргызстана.

"Многие мои друзья живут в гражданском браке. Даже родители ничего не имеют против таких отношений, но, по моему мнению, у них просто нет выхода. Родители вынуждены мириться с такой ситуацией", - говорит Толгонай Арымова, 25 лет, переводчица.

"Я просто приветствую такой вид брака, сама живу по его законам. Брак должен быть свободным от принуждения и идиотских супружеских обязанностей. Брак - это когда человек хочет жить и быть рядом с любимым человеком. Но ни в коем случае не страдать при этом", - ответила Чолпон Асамбаева, эксперт по вопросам гендерного просвещения. Символично, что из пятнадцати опрошенных мужчин - только один положительно отнесся к гражданскому браку. Остальные же с оговоркой, потом все-таки зарегистрировать брак. В то время, как девушки только приветствовали такие отношения, мотивируя это тем, что так можно узнать будущего мужа.

По кыргызским законам женщина, живущая в гражданском браке, не может рассчитывать на полноценную помощь со стороны государственных социальных и медицинских органов, потому что она не замужем.

Хотя семейные узы и сильны, особенно в узбекских и кыргызских сообществах, и обеспечивают по возможности защиту, все же новые времена дают о себе знать и создают проблемы, особенно здесь, где уважение к старшим является основополагающей чертой этих сообществ.

Это и может быть причиной того, что сексуальное образование и сведения о профилактике ВИЧ/СПИДа встречают яростный отпор со стороны поколения родителей. Они обеспокоены не только тем, что эта информация может подтолкнуть молодежь на ранние, сексуальные контакты, олицетворяя перемены и враждебную среду. Родители обращают свой гнев против этой информации, как будто она сама является причиной всего этого. Как было в случае с иском против книги руководителя республиканского центра по борьбе и профилактике СПИДа Бориса Шапиро, в которой речь шла о сексуальном воспитании молодежи. Иск был подан родительским комитетом, специально созданным для этого.

К сожалению, число ВИЧ-инфицированных в Кыргызстане неуклонно растет. Только в одной Ошской области официально зарегистрировано 249 ВИЧ-инфицированных, в то время как в 2001 году было всего 88 случаев. По словам директора Областного центра профилактики и по борьбе со СПИДом Ж.Мамаева, более 95% ВИЧ-инфицированных мужчины, и только 5% женщины. На вопрос, чем объясняется такая разница, он отказался ответить. Действительно, в статистических данных по СПИДу в Кыргызстане совершенно отсутствуют данные по случаям заражения через половые отношения между гетеросексуалами, гомосексуалистами. В данных фигурируют только инъекционные наркоманы, как основные носители ВИЧ-инфекции. Нет данных по ВИЧ-инфекции среди проституток. Хотя число женщин, занимающихся проституцией, с каждым годом растет за счет приезжих из Таджикистана и Узбекистана. По данным НПО "Подруга", единовременно только в южной столице Кыргызстана, в городе Ош, занимаются проституцией 700-750 девушек, и то, по словам Натальи Шумской, это только те девушки, с которыми они держат контакт.

В отношении нетрадиционных сексуальных отношений до сих пор существует сильное табу. Хотя в столице страны официально существуют ночные клубы, которые посещают только гомосексуалисты и лесбиянки. Есть популярная молодежная газета "Блиц-Инфо", которая публикует частные объявления геев, лесбиянок, содержащие откровенно сексуальный подтекст. В прошлом году в Кыргызстане состоялась первая гомосексуальная свадьба, о чем сообщали даже общенациональные, политического направления газеты. Есть даже НПО "Оазис", защищающая права геев, лесбиянок. Но, при этом данная тема очень запретная. В этом отношении показателен случай, имевший место во время брифинга руководителя центра по профилактике и борьбе со СПИДом Ошской области, который, отвечая на вопрос корреспондента одной из местных радиостанций о статистике гомосексуальных отношений и ситуации с ВИЧ-инфекций в этой категории долго не хотел отвечать на вопрос. Но потом в течение пятнадцать минут говорил как подросток, употребляя ругательные выражения. Символично, что данная тема табу не только для большей части населения, но даже для врачей, занимающихся болезнями, передающимися половым путем. Более или менее положительно относятся к нетрадиционным сексуальным отношениям только в крупных городах. "Все зависит от сексуальной направленности человека. Ведь некоторые люди именно от нетрадиционных форм секса получают удовольствие, а удовольствие - это самое главное в сексе", - говорит Нурия Дадаева, 27 лет, менеджер. "Я не против таких отношений. Это личное дело каждого. Единственное, я не приемлю педофилии и сексуального насилия физически неполноценных людей", - ответила Танзиля Шаманова, 31 год, бухгалтер. "В принципе я не против. Они живут своей жизнью, лишь бы мне не мешали", - говорит Марат Рустамбеков, 25 лет, водитель.

Сексуальные отношения, несмотря на сильные изменения в Кыргызстане за последние десять лет, так подвержены табу, что даже в статьях на криминальную тему вместо слова "изнасилование" пишут "проникновение". Как в случае с городской газетой "Вечерний Ош", где в статье об изнасиловании это слово ни разу не упоминалось…

Оригинал статьи, опубликованной на английском языке в газете
"The Times of Central Asia

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.