|
|
Почему
мы не любим приезжих?
Часть вторая
|
|
Над темой номера работал Лев ГУДКОВ
|
Кого из приезжих мы не любим больше всего?
Никто из чужих не вызывает у россиян симпатии, доброжелательности
или какой-то заинтересованности, даже украинцы и белорусы, в отношении
которых, казалось бы, абсолютное большинство русского населения
уверено, что это не разные народы, а один народ, в силу исторических
причин оказавшейся разделенным, или разные ветви одного народа1.
Но такого рода представления актуализируются в другом, гораздо более
идеологическом и политизированном, геополитическом контекста, где
композицию "наши - не наши", образуют внешнеполитические
символические субъекты. Если же брать контекст "для внутреннего
употребления", то каких-либо симпатий даже к украинцам российское
население не проявляет, если не считать незначительного числа -
почти маргиналов - в 13%, заявляющих (в противопоставлении большинству)
о том, что они были бы рады приезжающим в Россию украинцам. Основу
же массового отношения к приезжим украинцам и молдаванам, близким
по культуре и образу жизни, составляют равнодушное безразличие,
незаинтересованность, тогда как к "кавказцам" и "азиатам"
- выраженная антипатия.
Мы видели, что по отношению
к приезжим в российском обществе довольно широко распространены
охранительно-запретительные установки. Так, всего лишь чуть больше
трети опрошенных россиян (ноябрь 2002, N=1600) полагают, что запрещать
заниматься бизнесом никому не следует на территории России (35%)
или добавляют вполне разумно - "кроме тех, кто находится на
госслужбе или на выборных должностях" (36%, в значительной
степени - это одни и те же опрошенные, респондент мог указать несколько
вариантов ответа, то сумма ответов больше 100%). Однако остальные
настаивает на подобных запретах: 14% считали, что нужно запретить
предпринимательство для кавказцев, еще 10% - заниматься бизнесом
китайцам, вьетнамцам, корейцам и другим приезжим из стран Азии,
еще столько же - "всем негражданам" России. Кроме того,
незначительное число респондентов требовали запретить или ограничить
предпринимательскую деятельность всем "мусульманам" (4%),
"евреям" (3%), "гражданам западных стран" (около
3%), "всем неправославным" (2%) и т.п. Если суммировать
ответы всех тех, кто хотел наложить разного рода ограничения на
предпринимательскую деятельность по этническим, национальным или
конфессиональным признакам, то доля таких мнений составит почти
половину всех ответов (48%).
Примерно такие же установки характеризуют отношение
россиян к доступу на государственную службу. 27% опрошенных считают,
что никому не следует чинить каких-либо препон, если человек идет
работать в госаппарат ("кроме лиц, имеющих судимость",
добавляют 45%). Вместе с тем, требуют ввести запрет на прием на
госслужбу "лицам кавказской национальности" - 15%, "мусульманам"
- 10%, евреям - 8%, бизнесменам - 6%, всем неправославным - 5%.
Таким образом, почти половина опрошенных россиян (45%) считает необходимым
ввести барьеры в доступе к позициям власти для социально "чужих"
или инородцев, еще и разделяя их при этом на различные категории.
Весьма неодинаковое отношение к представителям разных
групп инородцев демонстрируют и ответы на вопрос о том, следует
ли ограничить их проживание на территории России (рис. 1).
2004, N=1600, 2005, N=1881.
Рисунок 1. Как Вы считаете, следует ли ограничить проживание
на территории России…? (в % к числу опрошенных)
Уровень негативизма, неприязненного отстранения тем
выше, чем сильнее угроза приближения чужаков к тому, что считается
для массового человека "своим", близким, дорогим - дом,
семья и т.п. Здесь общее диффузное недоброжелательство резко возрастает
пропорционально сокращению социальной дистанции "свои-чужие".
Этнические барьеры превращаются в расовые (рис. 2).
Рисунок 2. Распределение негативного отношения опрошенных к соседству
и к браку с приезжими в зависимости от уровня образования опрошенных
(в % к числу опрошенных)
Если можно еще говорить о некоторых групповых различиях
в отношении перспективы соседства с этническими чужими (более жесткие
барьеры - у низкообразованных опрошенных), то в отношении к браку
с приезжими всякие градации и ступенчатость отношений исчезают:
здесь негативизм у респондентов из разных социальных категорий достигает
максимума, а колебания между отдельными группами оказываются малозначимыми
и составляют +/- 5-8 п.п. в отношении к украинцам, 6-12 п.п. - ко
всем остальным. Сильнее всего неприятие чужих характерно для женщин,
традиционно играющих консервативную роль хранителей традиций, а
потому барьеры проявляются сильнее в тех статусно-профессиональных
группах, где выше удельный вес пожилых женщин (среди служащих, пенсионеров,
неквалифицированных рабочих, домохозяек).
1 - В том, что "Украина - это не
заграница" убеждено почти две трети россиян - 63% (ноябрь 2005,
N=1600). Подробнее см.: Дубин Б. Россия и соседи: проблемы взаимопонимания
// Вестник общественного мнения, 2005, №1.
|