Rambler's Top100

№ 229 - 230
1 - 22 января 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Что мы знаем о лисе?..

Что мы знаем о лисе?.. Ничего. И то не все

Борис Заходер

Теорию демографического перехода произвели в марксистскую

Авторы второго варианта первой Демографической доктрины России, знают, что:

"в основе теории демографического перехода лежит марксистское положение об управлении истории 'объективными законами'".

Демографическая доктрина России. Проект для обсуждения. М., 2005.

Демоскоп знает больше.

Нам кажется, что опасность теории демографического перехода все же недооценивается авторами второго варианта первой Доктрины, хотя на многое они открыли глаза даже Демоскопу.

Демоскоп почти готов согласиться с авторами Доктрины: вытекающие из порочной теории утверждения, будто "общемировым и непререкаемым законом является обязательный переход в России от многодетности к малодетности" являются "ложным ориентиром". Эта с позволения сказать теория уже давно муссируется западными демографами и их российскими подпевалами, но разве все не видят, что Россия, опровергая "теорию", уже сто лет движется в прямо противоположном направлении - от малодетности к многодетности? И даже если кто-то пока этого не видит по своей близорукости, разве он не понимает, что у России - особенная стать, и общемировые законы ей не указ? Нам и теория нужна особенная, наша, чтобы в ней все двигалось туда, куда нам надо, а не туда, куда подталкивают "объективные законы", существования которых мы не признаем, да, по правде говоря, особенно никогда и не признавали.

Вообще-то Демоскоп всегда знал, что теория демографического перехода - нехорошая. Но не до такой же степени, - думал Демоскоп, не подозревая о тайных марксистских замыслах придумавших эту теорию американских агрессоров Уорена Томпсона или Фрэнка Ноутстайна. И только теперь он понимает, что он просто попался на удочку заокеанских империалистов, вместо того, чтобы прислушаться к их советским критикам, которые, конечно, все были закаленными борцами против марксистской заразы, хотя и маскировались под марксистов.

Разве не указывало наше антимарксистское (как мы теперь узнали) подполье на "неправильность новых попыток установления неких абстрактных законов воспроизводства населения, независимых от общественного строя и его развития"? "Мы имеем в виду, - говорило оно далее, - теории так называемого демографического перехода или демографической революции, рассматривающие определенный тип воспроизводства населения - низкую смертность и низкую рождаемость как общее свойство "современного человека", обязательное для него независимо от общественных условий, в которых он живет"1 .

Разве не разъясняли нам тогдашние борцы с марксизмом, что "при сравнении уровней рождаемости и смертности внешне создается впечатление, что Европа и США установился некий общий стандарт "естественного движения" населения, не зависящий будто бы от глубоких различий общественного строя и социальных условий жизни людей. Отсюда разного рода теории абстрактной необходимости 'демографического перехода'"2 .

"Нетрудно увидеть, - продолжали они, - тесную связь "теории демографического перехода" и подобных ей концепций, игнорирующих самое главное содержание исторического развития - смену общественных формаций, с теорией индустриального общества и другими нынешними конструкциями буржуазной общественной науки"3 .

И как хорошо, что сейчас снова нашлись честные антимарксистские ученые, или кто там они, которые продолжили бескомпромиссную антимарксистскую борьбу против тех, кто не в состоянии понять разницы между тем, что они видят, и тем, что надо, чтобы они видели.

Когда еще было сказано, что сходство демографических тенденций у нас и на Западе - это только "внешнее впечатление", а с них как с гуся вода, только и знают: переход, переход! Вот и приходится им снова напоминать: "внешне это так, поскольку суммарные коэффициенты рождаемости ныне составляют 1,2 - 1,4, т.е. поколения родителей едва ли наполовину замещаются поколениями детей… Однако интерпретация указанных фактов исключительно в плане их подведения под теорию демографического перехода является грубой методологической ошибкой. Совпадения российских и европейских тенденций за последние 40 лет безосновательно принимаются в качестве исторического закона, т.е. незаконно и некорректно распространяются на сроки более 40 лет и при этом не учитывают цивилизационных различий России и Европы"4 .

(Демоскоп дико извиняется, что ему приходится отвлекаться в таком важном месте, но что поделаешь: ему по штату положены кое-какие познания, распространением которых он, собственно, и занимается, а кто умножает познания, то умножает скорбь. Итак, мы просто хотели бы заметить, что российские и европейские демографические тенденции совпадают уже не 40 лет, а гораздо больше. Вовсе не для того, чтобы умножить скорбь авторов первой Демографической доктрины в ее втором варианте, а исключительно в целях расширения их познаний, в чем они остро нуждаются, процитируем статью, опубликованную в 1914 году.

"Со второй половины прошлого (то есть, по-нашему, позапрошлого. - Демоскоп) столетия почти во всех западноевропейских государствах обнаружилось значительное понижение рождаемости и смертности населения… В России за последнее время также замечается падение рождаемости и смертности… Падение рождаемости отмечается с 1883-1887 гг., причем вначале оно было выражено весьма слабо, но за последние 10 лет темп понижения значительно ускорился"5 .

С середины 1880-х годов, когда обнаружилось сходство российских и европейских тенденций рождаемости, до наших грустных дней прошло не 40 лет, а в три раза больше, так что распространение этой тенденции на сроки более 40 лет не так уж незаконно и некорректно, как кажется авторам замечательного второго варианта первейшей Доктрины.

Если последние 40 лет и ознаменовались чем-то заметным для России в демографической области, так это появлением несходства российских и западных тенденций смертности: на Западе она сокращалась, а у нас росла. Возможно, по крайней мере, это несовпадение свидетельствует о несостоятельности сторонников теории демографического перехода, которые "не учитывают цивилизационных различий России и Европы", но в данном конкретном случае Демоском, буквально наступая на горло своей цивилизационной песне, выступает за то, чтобы у нас с Европой было больше сходства и меньше различий).

Но вернемся к нашим баранам.

Демоскоп, всегда шагающий в ногу со временем или, во всяком случае, стремящийся к этому, безусловно, считает борьбу с потаенным марксизмом теории демографического перехода нашей общей главнейшей задачей. Он совершенно согласен с тем, что "указанные [авторами Демографической доктрины (№ 1, вариант 2)] ложные ориентиры должны быть подвергнуты беспощадной междисциплинарной критике со стороны научной и политической общественности и ни в коем случае не должны рассматриваться руководством страны в качестве безусловных и достоверных оснований для принятия государственных решений".

Особенно важно это последнее. Борьба за доверие руководства страны - давняя традиция отечественной науки, и от нее ни в коем случае не следует отступать. Ни слабое знание предмета, ни узкий кругозор, ни поверхностность мышления - ничто не должно удерживать доктринеров от участия в этой борьбе с неплохими шансами на победу. Если они еще не знают, с кого им надо делать жизнь, чтобы преуспеть в своих начинаниях, Демоскоп скажет, не задумываясь: делайте ее с Трофима Денисовича Лысенко!

Демоскоп всегда их поддержит. Вот и сейчас, в порядке шефской помощи, он предлагает усилить их и без того мощную аргументацию, чтобы сокрушить гидру теории демографического перехода и одновременно открыть перед застоявшейся страной ее истинные демографические перспективы. Для этого мы объединили в одном абзаце классику двух поколений правильных демографических мыслителей. Вот что у нас получилось:

"Низкий уровень философско-методологической культуры ряда наиболее популярных демографов и их неумение работать в междисциплинарном подходе и являются причиной того, что в последние годы в общественном сознании активно формируется представление о безысходности ситуации и невозможности перехода страны к демографическому развитию"6 . Они "широко используют в своей аргументации сходство изменений основных демографических показателей в СССР и в развитых капиталистических странах... Чтобы правильно понять демографическую ситуацию в социалистических странах, вместо полумистического обязательного для всех закона "перехода" надо обратиться к конкретному анализу общественных условий… Такой анализ ставит… под сомнение сохранение упомянутого сходства по мере продвижения к коммунизму"7 .

Вот куда нам надо продвигаться, не забывая, конечно, оглядываться, как нам рекомендуют авторы Доктрины, и на "принципиально иные [чем у нас и даже у них] демографические процессы с основой в многодетных семьях у отдельных сверхразвитых регионов западного мира - например, у городского и сельского населения американского штата Юта".


1 - Боярский А.Я. К "проблеме населения" // Боярский А.Я. Население и методы его изучения. М., 1975, с. 66.
2 - Боярский А.Я. К "проблеме населения" // Боярский А.Я. Население и методы его изучения. М., 1975, с. 66.
3 - Там же, с. 67.
4 - Первая демографическая доктрина России в ее втором варианте.
5 - Новосельский С.А. К вопросу о снижении смертности и рождаемости // Новосельский С.А. Демография и статистика. М., 1978, с. 120-123. Впервые опубликовано в "Вестнике общественной гигиены", 1914, № 3.
6 - Демографическая доктрина России. Проект для обсуждения. М., 2005.
7 - Боярский А.Я. Цит. соч., с. 68.

 

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - 2001, 2005
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.