|
|
В.И.Мукомель
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: ПОСТСОВЕТСКИЕ КОНТЕКСТЫ
М., Диполь-Т, 2005, 351 страница
|
Численность беженцев и основные изменения по странам
убежища, СНГ, 2000 (стр. 28)
Страна
|
Беженцы на начало года
|
Прирост числа в течение года
|
Снижение в течение года
|
Беженцы на конец года
|
Репатриация или возвра-щение
|
Пересе-ление
|
Утрата статуса
|
Натура-лизация
|
Другое
|
Всего
|
Армения
|
296217
|
5
|
-
|
-
|
-
|
15631
|
-
|
15631
|
280591
|
Азербайджан
|
221643
|
352
|
27
|
92
|
-
|
188400
|
33216
|
221708
|
287
|
Белоруссия
|
16760
|
2126
|
2930
|
-
|
-
|
-
|
26
|
26
|
18834
|
Грузия
|
5180
|
2440
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
7620
|
Казахстан
|
14298
|
5384
|
379
|
6
|
-
|
2
|
-
|
394
|
20368
|
Киргизия
|
10849
|
1719
|
887
|
4
|
-
|
-
|
1090
|
1959
|
10609
|
Молдова
|
8
|
61
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
1
|
68
|
Россия
|
80060
|
326
|
122
|
-
|
54118
|
-
|
3
|
54121
|
26265
|
Таджикистан
|
45441
|
10838
|
-
|
-
|
-
|
-
|
15
|
15
|
15364
|
Туркменистан
|
18464
|
635
|
447
|
1
|
-
|
7
|
4500
|
4911
|
14188
|
Украина
|
2697
|
898
|
8
|
120
|
-
|
1
|
635
|
644
|
2951
|
Узбекистан
|
1014
|
37749
|
-
|
|
-
|
-
|
293
|
413
|
38350
|
Итого
|
671731
|
62533
|
4800
|
223
|
54127
|
204041
|
39779
|
299823
|
435495
|
Государственные приоритеты стран СНГ в области
миграционной политики 1996 г. и 2002-2003 гг., ранг (стр.
41)
Декларируемые приоритеты
|
1996
|
2002-2003
|
Разработка, принятие и выполнение законодательства
в области миграции
|
1
|
13
|
Содействие репатриации, расселению и интеграции
|
2
|
5
|
Учреждение компетентного органа
|
3
|
15
|
Возвращение беженцев
|
4
|
12
|
Интеграция беженцев
|
5
|
11
|
Возвращение и реинтеграция перемещенных лиц
|
6
|
7
|
Регулирование миграционных потоков внутренних и внешних
|
7
|
4
|
Сдерживание (решение проблем) незаконной миграции
|
8
|
2
|
Решение проблем экологических мигрантов
|
9
|
10
|
Возвращение и реинтеграция депортированных народов
|
10
|
|
Помощь мигрантам
|
11
|
|
Ликвидация (сдерживание) эмиграции
|
12
|
6
|
Восстановление загрязненных районов, инфраструктуры
|
13
|
|
Воссоединение семей беженцев
|
14
|
|
Защита прав мигрантов
|
15
|
9
|
Система регистрации мигрантов, иммиграционный контроль
|
16
|
1
|
Двух и многосторонние соглашения в сфере труда и социальных
прав
|
17
|
3
|
Осуществление прав меньшинств
|
18
|
|
Связь с диаспорой
|
|
8
|
Интеграция депортируемых из традиционного зарубежья
незаконных мигрантов
|
|
14
|
Распределение ответов на вопрос: "Как Вы
отнеслись бы к тому, чтобы туда, где вы живете, или в другие
регионы России приезжали на работу представители следующих
национальностей?" (стр. 68)
Этнические группы
|
Процент ответивших
|
положительно
|
спокойно, безразлично
|
отрицательно
|
Украинцы
|
22
|
50
|
28
|
Молдаване
|
15
|
51
|
34
|
Приезжие из Северного Кавказа – дагестанцы, чеченцы,
черкесы и др.
|
6
|
29
|
64
|
Приезжие из Закавказья – азербайджанцы, армяне, грузины
|
7
|
33
|
60
|
Приезжие из Средней Азии – узбеки, таджики, киргизы
и др.
|
7
|
36
|
58
|
Китайцы
|
6
|
35
|
59
|
Оценка численности трудовых мигрантов и их распределение
по продолжительности работы в России (стр. 196)
Государство гражданства
|
Число работающих в России, тыс.
чел.
|
Численность работающих постоянно,
не менее 10 мес. в год, тыс. чел.
|
Численность работающих в сезон,
от 5 до 9 мес., тыс. чел.
|
Численность работающих от 1 до 4
мес., тыс. чел.
|
Среднее число работающих тыс. чел.
|
Среднее время пребывания в России,
мес.
|
Азербайджан
|
1000
|
890
|
90
|
20
|
947
|
11,4
|
Армения
|
280
|
73
|
179
|
28
|
166
|
7,1
|
Грузия
|
117
|
63
|
47
|
7
|
87
|
9,0
|
Казахстан
|
50
|
11
|
36
|
3
|
30
|
7,1
|
Киргизия
|
300
|
66
|
219
|
15
|
177
|
7,1
|
Молдова
|
154
|
74
|
71
|
9
|
110
|
8,6
|
Таджикистан
|
504
|
111
|
368
|
25
|
298
|
7,1
|
Узбекистан
|
390
|
86
|
285
|
20
|
231
|
7,1
|
Украина
|
1000
|
430
|
380
|
190
|
644
|
7,7
|
Другие, всего
|
1055
|
350
|
263
|
442
|
600
|
6,8
|
В том числе:
|
|
|
|
|
|
|
китайцы
|
800
|
136
|
232
|
432
|
306
|
4,6
|
корейцы
|
55
|
44
|
8
|
3
|
48
|
10,6
|
вьетнамцы
|
100
|
80
|
15
|
5
|
88
|
10,6
|
афганцы
|
100
|
90
|
8
|
2
|
94
|
11,3
|
Итого, тыс. чел.
|
4850
|
2154
|
1948
|
749
|
3227
|
8,0
|
Адаптационный потенциал представителей азербайджанской
общины в Москве. Распределение ответов на вопросы о готовности
к аккультурации, % (стр. 222)
Насколько Вы согласны со следующими высказываниями...
|
да, согласен
|
и да, и нет
|
нет, не согласен
|
не знаю
|
В образе жизни москвичей есть особенности, с которыми
азербайджанцу трудно примириться
|
44,8
|
30,4
|
16,0
|
8,0
|
Москвичи никогда не будут считать азербайджанцев своими
|
51,2
|
19,2
|
16,8
|
12,8
|
В Москве можно работать и зарабатывать, но нормально
жить здесь постоянно невозможно
|
29,6
|
28,8
|
28,8
|
12,8
|
Азербайджанцы, в отличие от некоторых других народов,
не склонны устраивать свой дом на чужбине
|
13,7
|
27,4
|
35,5
|
23,4
|
Москва – русский город, и жить здесь надо согласно
русским обычаям и традициям
|
40,8
|
32,0
|
20,8
|
6,4
|
В Москве на улице надо стремиться быть как все, но
в семье, среди своих, можно и нужно соблюдать традиции
и обычаи своего народа
|
77,6
|
8,8
|
4,0
|
9,6
|
Структура миграционного потенциала стран СНГ и
Балтии, ориентированного на Россию, тыс. чел. (стр. 341)
Этнические группы
|
Миграционный потенциал, всего тыс. чел.
|
Миграционный потенциал, ориентированный на Россию,
всего
|
Удельный вес данной этнической группы среди потенциальных
иммигрантов в Россию, %
|
Оценка
|
2001 г.
|
2004 г.
|
2001 г.
|
2004 г.
|
2001 г.
|
2004 г.
|
Русские
|
3001
|
2125
|
2550
|
1807
|
50
|
42
|
Другие этнические группы россиян
|
364
|
314
|
309
|
266
|
6
|
6
|
Титульные народы, живущие не в своих странах
|
1000
|
1000
|
700
|
700
|
14
|
16
|
Коренные этнические группы страны проживания
|
3000
|
3000
|
1500
|
1500
|
30
|
35
|
Итого
|
7365
|
6439
|
5060
|
4273
|
100
|
100
|
|
Монография посвящена комплексному анализу миграционной
политики Российской Федерации. Эволюция миграционной политики России
рассматривается в контексте изменений миграционной ситуации на постсоветском
пространстве в 1990-2000-е годы. Трансформация государственной миграционной
политики увязывается с анализом ее компонент: законодательной базы,
институциональных основ, инструментов реализации и финансирования.
Перспективы иммиграции и внешних трудовых миграций исследуются в
контексте их социально-экономических последствий.
Рассматриваются этносоциальные аспекты миграционной
политики. Особое внимание уделяется социокультурным рамкам формирования
и реализации миграционной политики: специфике российских дискурсов,
сложившимся социальным практикам, проблемам дискриминации и сегрегации
мигрантов.
Научное издание, адресованное специалистам и исследователям,
преподавателям, аспирантам и студентам социальных и политических
дисциплин, рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся
проблемами миграции и миграционной политики.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СТРАН СНГ: ЭТАПЫ
РАЗВИТИЯ
1991-1994: коллапс СССР и становление новых независимых государств
- стрессовая реакция
1995-1996 - утрата иллюзий
1997-2001: под знаком стабилизации и прагматизма
2001-2005: Незаконная миграция и занятость трудовых мигрантов
- новые основы взаимодействия или конфронтации?
Приоритеты миграционной политики стран СНГ: смена вех
ИЗМЕНЕНИЕ ТРЕНДОВ МИГРАЦИОННЫХ ПОТОКОВ И СОСТАВА МИГРАНТОВ
Миграции со странами СНГ и Балтии
Вынужденные миграции
Репатриация соотечественников
Эмиграция в традиционное зарубежье
Неурегулированная (незаконная) миграция
Внутренние миграции
формирование новых диаспор
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ О МИГРАНТАХ И МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ
РОССИЙСКИЕ ДИСКУССИИ О МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ
Сегментация дискурсов
Дискурс масс-медиа: составные эретизма
Дискурс государственной службы
Дискурс публичных политиков: светлое будущее versus темного настоящего
Академические дискурс: pro et contra
Специфика российских дискурсов
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ И ТЕНДЕНЦИИ ЭВОЛЮЦИИ
Законодательное обеспечение миграционной политики
Инструменты реализации миграционной политики
Институциональные основы миграционной политики
Цена реализации: финансирование миграционной политики
Резюме
РЕГИОНАЛЬНАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
Практика регулирования миграционных процессов в субъектах Федерации:
1990-е годы
Региональная миграционная политика: 2000-е годы
ЭТНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В КОНТЕКСТЕ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Реструктуризация этнонациональной политики
Этнорегиональная политика
ФЕНОМЕН ВНЕШНИХ ТРУДОВЫХ МИГРАЦИЙ: ЭКОНОМИКА НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ
Оценки численности незаконных мигрантов
Оценки масштабов трансфертов незаконных мигрантов
Воздействие на занятость и оплату труда принимающего населения
Незаконные мигранты: цена принудительного труда
Трудовые мигранты в России в глобальном контексте
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ/СЕГРЕГАЦИИ ИНОЭТНИЧНЫХ МИГРАНТОВ
В РОССИЙСКИЙ СОЦИУМ
Ориентации этнических мигрантов на сегрегацию/интеграцию
Фобии и дискриминация этнических мигрантов
Дискриминация на рынке труда
Дискриминация на рынке жилья
ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА: ВЫЗОВЫ И ИСКУШЕНИЯ
Вызовы иммиграции
Соблазн запретов
Иммиграционная политика, политики интеграции и натурализации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: О поисках адекватных моделей миграционной политики
и их приложимости к российским реалиям
Приложение 1
Законодательство Российской Федерации и государств центральноазиатского
субрегиона СНГ в области миграции
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Перспективы иммиграции соотечественников из государств СНГ и Балтии:
сценарии, прогнозы
Список литературы
|