|
Рубрику ведет кандидат экономических наук
Виктория Ивановна САКЕВИЧ
|
Как финансируются международные программы репродуктивного
здоровья
В 1994 году, на Международной конференции по народонаселению
и развитию в Каире (МКНР) было рассчитано, что осуществление Программы
действий по улучшению сексуального и репродуктивного здоровья в
развивающихся странах и странах с переходной экономикой потребует
17 млрд. долларов к 2000 году, 18,5 млрд. долларов к 2005 и почти
22 млрд. долларов к 2015 году. При этом предполагалось, что две
трети средств внесут сами развивающиеся страны и одну треть - страны-доноры,
то есть 5,7 млрд. долларов к 2000, 6,1 млрд. - к 2005 и 7,2 млрд.
- к 2015 году.
Сейчас очевидно, что в реальности финансирование Программы
не соответствует тем объемам, которые были запланированы. Так, расходы
в 2000 году оцениваются в $10,5 млрд., в том числе поступления от
доноров - $1,8 млрд. И хотя к 2002 г. вклад последних вырос до $3,2
млрд., а общее финансирование - до $12 млрд., страны-доноры, чтобы
выполнить взятые на себя на МКНР обязательства, должны были бы утроить
свой вклад в 2005 году, учитывая инфляцию. По предварительным оценкам,
общий объем донорских средств в 2004 году составил 3,9 млрд. долларов
США. Таким образом, достижение целей, поставленных на Международной
конференции по народонаселению и развитию в 1994 году, находится
под вопросом.
Наиболее существенно сократилось финансирование Программы
действий МКНР по категории "Планирование семьи". Контроль
рождаемости - неотъемлемая часть программ населения - был и остается
предметом споров во многих странах. Активные дебаты ведутся и в
США, позиция которых крайне важна. В 1984 году администрация Рейгана
положила начало так называемой "политике города Мехико",
которая "экспортировала" внутренние споры и противоречия
на остальной мир. Эта политика запрещает Агентству США по международному
развитию финансировать зарубежные неправительственные организации,
предоставляющие услуги по производству абортов (даже в странах,
где аборт законодательно разрешен) или выступающие за легализацию
абортов. Президент Клинтон отменил это решение в первый же день
своего пребывания в офисе (1993), а президент Буш - восстановил,
как только пришел к власти в январе 2001 г., и оно действует по
сей день. Противники назвали эту политику "правилом глобального
кляпа" (global gag rule).
"Политика города Мехико" оказалась результативной,
сильно повлияв на программы населения во всем мире. Многие организации
были вынуждены приостановить свою работу в развивающихся странах.
Среди "жертв" этой политики можно назвать такие крупные
организации, как Международная Федерация планирования семьи, Мэри
Стоупс Интернэшнл и даже Фонд ООН по народонаселению. И это не удивительно,
учитывая, что США являются главным донором международных программ
охраны здоровья (30% всех донорских средств в 2001 году). А вклад
Соединенных Штатов в сфере репродуктивного здоровья составляет половину
всех донорских средств.
К счастью, многие другие доноры и частные фонды ответили
на "правило глобального кляпа" увеличением финансирования
охраны репродуктивного здоровья. В 2002 году самые щедрые страны-доноры
программ населения - Дания, Норвегия, Нидерланды и Люксембург -
вкладывали, в среднем, $400 в расчете на миллион долларов их валового
национального дохода. Для сравнения: США дают $92 на миллион долларов
их ВНД (рис.1).
Рисунок 1. Вклад стран-доноров в программы населения,
2002 год, долларов на миллион долларов валового национального дохода
Но в абсолютном выражении вклад США, конечно, наибольший.
В 2004 году по предварительной оценке, самыми крупными донорами
были: США (1645 млн. долларов), Япония (206 млн. долл.), Великобритания
(193 млн. долл.) и Нидерланды (188 млн. долл.). Европейский Союз
в целом дал 214 млн. долларов.
62% всей помощи в 2004 г. пошло на программы борьбы
с ВИЧ/СПИДом, 17% на охрану репродуктивного здоровья и только 16%
- на развитие услуг по планированию семьи (рис. 2).
Рисунок 2. Структура расходования донорской помощи в
области населения, в %
Благоприятным фактором следует признать то, что США
в последние годы значительно увеличивают финансирование профилактики
и лечения ВИЧ/СПИДа. В то же самое время некоторые решения администрации
Буша вызывают, по крайней мере, изумление у международной общественности.
Например, кампании против презервативов, программы за ""воздержание
до вступления в брак" (что, по мнению Буша, является единственным
100% эффективным методом профилактики ВИЧ-инфекции) (см.: http://www.demoscope.ru/weekly/2005/0203/reprod02.php).
Недавно администрация Буша выдвинула требование к организациям,
занимающимся вопросами ВИЧ/СПИДа, обязательно включать в свои программы
борьбу с коммерческим сексом и сексуальной эксплуатацией, если они
хотят получить федеральное финансирование. Между тем, проститутки
являются одной из самых уязвимых, с точки зрения заражения ВИЧ-инфекцией,
групп населения и работа с ними (а не борьба) может существенно
помочь в профилактике эпидемии.
Тема репродуктивного здоровья и репродуктивных прав,
постоянно находится в поле политической борьбы, и в зависимости
от того, кто в этой борьбе побеждает, меняется объем финансирования
соответствующих программ.
Источники:
- Financial Resource Flows for Population and Aids Activities.
UNFPA, UNAIDS, NIDI. http://www.resourceflows.org
- Financial Resource Flows for Population Activities in 2002.
UNFPA, 2004.
- http://www.unfpa.org/publications/detail.cfm?ID=212&filterListType=1
- Gillespie D.G. Whatever Happened to Family Planning And, for
That Matter, Reproductive Health? // International Family Planning
Perspectives, Volume 30, Number 1, March 2004.
- Senanayake P., Hamm S. Sexual and reproductive health funding:
donors and restrictions // The Lancet, Volume 363, Number 9402,
3 Jan. 2004.
- Материалы Population Action International (http://www.populationaction.org)
|