… о домашнем образовании
в США и Европе
|
Миллион "домашних" дипломов
|
В большинстве европейских стран доля детей, которые
получают среднее школьное образование в домашних условиях, крайне
незначительна. В Германии, например, подобная практика и вовсе признана
незаконной. Зато в США количество детей, получающих "домашние"
дипломы, стабильно держится на уровне миллиона человек в год. В
Великобритании в конце прошлого столетия модель образования в большей
степени соответствовала национальной географической "привязке".
В 1999 году в этой стране насчитывалось лишь 12 тысяч учеников-"надомников".
В 2005-м официальный показатель достиг уже 20 тысяч человек, хотя
реальное число составляет, по приблизительным оценкам, 50 тысяч
человек.
В Америке домашнее образование чаще всего получают дети фанатически
верующих родителей, в первую очередь представителей малочисленных
религиозных конфессий. В Великобритании же больше распространены
иные мотивы. Оставлять своих чад дома предпочитают представители
среднего класса, не воспринимающие в принципе идею стандартизированного
школьного образования, а также те, чьи дети в школе чувствуют себя
несчастными. И именно последняя группа детей растет в Великобритании
особенно быстрыми темпами.
Развитию наметившейся тенденции способствует внедрение современных
технологий, которые существенно облегчают и разнообразят учебный
процесс. Возможности Интернета позволяют все большему количеству
родителей овладевать современными педагогическими знаниями и методиками,
благодаря чему "домашнее" образование по качеству может
не только не уступать, но даже и превосходить "стационарное".
Успешная сдача тестов и экзаменов перестает занимать центральное
место в самой системе образования, основной акцент ставится на его
реальное качество, а не формальные и бюрократические аспекты его
оценки.
В то же время "домашние" дети в дальнейшем нередко испытывают
проблемы в процессе социализации, поиска психологической совместимости
как со своими коллегами, так и начальством. Поэтому британские эксперты
считают необходимым делать ставку на "персонализацию"
школьного образования, предлагая самые разнообразные формы сосуществования
домашнего и школьного обучения (например, предусматривающие посещение
"домашними" детьми отдельных уроков или мероприятий, сдачу
некоторых экзаменов и т. д.). Хотя подобные инициативы далеко не
у всех чиновников от "стандартного" образования находят
поддержку.
"Зеркало недели", 4-10 июня 2005 года
|