|
|
С.Н.Смирнов, Т.Ю.Сидорина
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Москва, издательский дом ГУ ВШЭ, 2004, 432 страницы
|
Интересы основных групп населения и их требования
к обществу (стр. 24)
Группа населения по уровню доходов
|
Основные требования к обществу
|
Формы давления на общество
|
Богатые
|
Защита прав собственности, личной безопасности
|
Участие во властных структурах, лоббирование своих
экономических интересов и систем амортизаторов социальной
стабильности
|
Средний класс
|
Развитие эффективных по уровню оплаты труда рабочих
мест, поддержание условий для развития предпринимательства,
защита прав собственности, сохранение экономической
и социальной независимости
|
Участие в общественно-политических движениях и партиях,
защищающих интересы среднего класса, активная гражданская
позиция, инициирование разработки законопроектов
|
Малообеспеченные
|
Повышение уровня социальных гарантий (в области оплаты
труда, социальной поддержки), сохранение бесплатности
базовых социальных услуг
|
Участие в акциях общественно-политических движений
и партий, защищающих их интересы
|
Маргиналы
|
Возможности удовлетворения базовых физиологических
(питание) и частично иных материальных потребностей
(примитивное жилье)
|
Фактически отсутствуют
|
Оценка предметного поля социальной политики на
примере Программы социально-экономического развития Российской
Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 гг.) (стр.
60-61)
№
|
Область предметного поля социальной политики (раздел
социальной стратегии)
|
Качественная характеристика предполагаемого первичного
объекта социальной политики*
|
Количественная характеристика объекта социальной
политики в 2000 г., млн. человек
|
1
|
Стабилизация демографической ситуации
|
Семьи с детьми (дети до 15 лет)
|
27,9
|
Болеющие социально значимыми заболеваниями (активный
туберкулез, сифилис)
|
1,1
|
Занятые в экономике
|
64,5
|
правонарушители, алкоголики, наркоманы
|
5,5
|
Освободившиеся из мест лишения свободы, бездомные
|
Около 1
|
2
|
Политика в сфере образования
|
Потребители услуг различных уровней образования (учащиеся)
|
34,0
|
Занятые в образовании
|
5,9
|
3
|
Политика в области науки
|
Занятые в науке и научном обслуживании
|
1,2
|
4
|
Политика в сфере культуры
|
Занятые в культуре
|
1,1
|
5
|
Реформирование здравоохранения
|
Потребители медицинских услуг (население страны)
|
145,2
|
В том числе занятые в здравоохранении
|
Менее 4,5
|
6
|
Развитие физической культуры и спорта
|
Потребители услуг физической культуры и спорта
|
Нет данных
|
Занятые в физической культуре и спорте
|
Менее 4,5
|
7
|
Трудовые отношения, занятость и миграция населения
|
Экономически активное население, внешние мигранты
|
71,9
|
8
|
Социальная поддержка населения
|
Граждане с доходами ниже величины прожиточного минимума
|
42,3
|
9
|
Пенсионная реформа
|
Экономически активное население, пенсионеры различных
категорий
|
109,9
|
10
|
Структурные изменения в жилищно-коммунальном хозяйстве
|
Потребители жилищно-коммунальных услуг (население в
целом)
|
145,2
|
* Не учитываются вторичные объекты социальной политики.
Например, от стабилизации демографической ситуации, политики
в области науки, культуры и т.п. выигрывает и общество в
целом.
Окупаемость затрат на проведение социальной политики
(на примере единых пособий для ребенка) (стр. 88)
Показатель
|
Единица измерения
|
Количественное значение
|
Размер единого ежемесячного пособия на ребенка в возрасте
до 16 (18*) лет
|
руб.
|
70
(на 1 января 2001 г.)
|
Период получения (до 16 лет)
|
мес.
|
174
|
Общие затраты на выплату пособия
|
руб.
|
12180
|
Среднемесячная заработная плата
|
руб.
|
2971
(март 2001 г.)
|
Ставка подоходного налога
|
%
|
13
|
Величина подоходного налога со среднемесячной заработной
платы
|
руб.**
|
386
|
Период, в течение которого поступившая сумма подоходного
налога окажется равной общим затратам на выплату пособия
|
мес.***
|
32
|
* До 18 лет либо (если это событие наступает раньше) до
окончания общеобразовательного учреждения пособие выплачивается
на учащегося такого учреждения.
** Без учета льгот по подоходного налогу.
*** Без дисконта
Принципиальная схема взаимодействия основных институтов
социальной политики (стр. 96)
Институты соци-альной политики
|
Результат деятельности
|
Основные потребители результат
|
Непрофильные
|
Законодательные органы
|
Государственное законодательство в области социальной
политики
|
Профильные (социальные ведомства, государственные и
негосударственные фонды социального страхования) и непрофильные
(ведомства финансового блока; предприятия и организации
– работодатели) институты социальной политики
|
Ведомства финансового блока
|
Проекты государственного бюджета, бюджетов государственных
фондов социального страхования (утверждаются законодательными
органами в виде государственных законов)
|
Профильные (социальные ведомства, государственные и
негосударственные фонды социального страхования) институты
социальной политики
|
Предприятия и организации (работодатели)
|
Социальные гарантии занятым в соответствии с положениями
и нормами социального законодательства
|
Занятые
|
Профильные
|
Социальные ведомства
|
Социальная политики по утвержденным и финансируемым
направлениям и нормативам
|
Население, профильные (учреждения социальной сферы)
институты социальной сферы
|
Государственные фонды социального страхования
|
Выплаты социальных пособий, страхуемых в системе обязательного
государственного социального страхования
|
Население
|
Негосударствен-ные фонды социального страхования
|
Страховые выплаты в системе негосударственного социального
страхования
|
Население, застрахованное в негосударственных фондах,
которые осуществляют социальное страхование
|
Финансовые последствия повышения пенсионных возрастов
в Российской Федерации на 5 лет (расчет на 2002 г.) (стр.
292)
№ п/п
|
Показатель измерения
|
Единица измерения
|
Результат
|
Сокращение расходов на выплату государственных
трудовых пенсий
|
1
|
Численность мужчин в возрасте 60-64 лет и женщин в
возрасте 55-59 лет на 1 января 2002 г.*
|
тыс. человек
|
6231,5
|
2
|
Средний размер назначенных месячных пенсий*
|
руб.
|
1380
|
3
|
Снижение расходов на выплату государственных трудовых
пенсий в связи с повышением пенсионных возрастов мужчин
до 65 лет и женщин до 60 лет (стр.1 / стр.2 / 12 мес.)**
|
млн. руб.
|
103194
|
Увеличение расходов на выплату пособий по безработице
|
4
|
Средний уровень регистрируемой безработицы
|
%
|
1,8
|
5
|
Среднегодовая численность зарегистрированных безработных
мужчин в возрасте 60-64 лет и женщин в возрасте 55-59
лет, получающих пособия по безработице*
|
тыс. человек
|
112,2
|
6
|
Средний размер пособия по безработице*
|
руб.*
|
800
|
7
|
Средняя продолжительность безработицы
|
мес.
|
5,7
|
8
|
Увеличение расходов на выплату пособий по безработице
зарегистрированным безработным в связи с повышением
пенсионных возрастов мужчин до 65 лет и женщин до 60
лет (стр.5 / стр.6 / стр.7)**
|
млн. руб.
|
511,6
|
9
|
Сокращение государственных расходов в связи с повышением
пенсионных возрастов мужчин до 65 лет и женщин до 60
лет (стр.3-стр.8)**
|
млн.руб.
|
102682
|
%
|
99,5
|
* Показатель государственной или ведомственной статистической
отчетности.
** Расчетный показатель.
|
Учебное пособие посвящено концептуальным и практическим
вопросам современной социальной политики. В нем рассматриваются
теоретические основы формирования и реализации социальной политики,
ее история, основные модели, особенности социальной политики в переходной
экономике. Специальное внимание уделяется таким вопросам, как социальные
последствия экономических решений; социальная защита населения;
государственная политика на рынке труда; финансирование социальной
политики и др. К каждой главе пособия приводятся контрольные вопросы
и рекомендуемые авторами дополнительные формы освоения учебного
материала (деловые игры, практические задания и т.п.).
Пособие предназначено для студентов вузов, аспирантов,
преподавателей социально-экономических, гуманитарных, политико-правовых
дисциплин, а также для всех интересующихся социальной политикой
и социальной историей.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Глава 1. Социальная политика как учебный предмет
1.1. Общество и его структура
1.1.1. Мы и общество
1.1.2. Гетерогенность и гомогенность общества
1.1.3. Перераспределение доходов в домохозяйствах
1.2. Социальные приоритеты и социальная ответственность в обществе
1.2.1. Социальная стабильность
1.2.2. Взаимная социальная ответственность
1.3. Социальная политика
1.3.1. Определение социальной политики
1.3.2. Широкое и узкое понимание социальной политики
1.3.3. Субъекты и объекты социальной политики
1.3.4. Два подхода к социальной политике
1.4. Задачи курса "Социальная политика"
1.4.1. Что изучает курс социальной политики
1.4.2. Учебная литература по социальной политике
1.4.3. Некоторые особенности нашей книги
Основные выводы
Контрольные вопросы и задания
Литература
Глава 2. Теоретические и практические основы формирования и
реализации социальной политики
2.1. Основные понятия и предметное поле социальной политики
2.1.1. Терминология в социальной политике
2.1.2. Социальная стратегия
2.1.3. Предметное поле социальной политики
2.1.4. Какие решения принимаются в предметном поле социальной политики
2.2. Ограничения социальной политики
2.2.1. Виды ограничений в социальной политике
2.2.2. Участие и ограничения субъектов социальной политики
2.3. Механизмы социальной политики
2.3.1. Правовое обеспечение социальной политики
2.3.2. Финансовый механизм социальной политики
2.3.3. Налоговые рычаги и стимулы социальной политики
2.3.4. Административный ресурс в социальной политике
2.3.5. Политические методы в социальной политике
2.4. Эффективность социальной политики
2.4.1. Экономическая и социальная эффективность, экономический и
социальный эффект социальной политики
2.4.2. Группировка направлений социальной политики по их эффективности
2.4.3. Способы разрешения противоречий между экономической и социальной
политикой
2.5. Институциональная структура социальной политики
2.5.1. Общие принципы организации институтов социальной политики
2.5.2. Взаимодействие институтов социальной политики
2.6. Региональные аспекты социальной политики
2.6.1. Объективная обусловленность регионализации социальной политики
2.6.2. Элементарная типология регионов в интересах социальной политики
2.6.3. Региональные аспекты основных направлений социальной политики
Основные выводы
Контрольные вопросы и задания
Литература
Глава 3. История социальной политики
3.1. Цивилизация и социальная политика
3.1.1. Истоки социальной политики в европейской истории
3.1.2. Развитие социальной политики в XIX и XX вв. до Второй мировой
войны
3.2. Философия социальной политики. Концептуальные основы социальной
политики и их развитие в социальной мысли прошлых веков
3.2.1. От Платона до наших дней
3.2.2. Античность. Платон "Государство"
3.2.3. Аристотель "Политика"
3.2.4. Средние века. Никколо Макиавелли
3.2.5. Эпоха Возрождения. Великие социальные утопии
3.2.6. Новое время. Томас Гоббс "Левиафан"
3.2.7. Рационалистическое обоснование индивидуалистического государства
всеобщего благосостояния в эпоху Просвещения. Жан-Жак Руссо. Теория
общественного договора и Великая французская революция.
3.2.8. Развитие либерализма в социальной и экономической мысли
Основные выводы.
Контрольные вопросы и задания
Литература
Глава 4. Реформы социальной политики в XX в.: опыт и последствия
4.1. Основные концепции социальной политики и их развитие в XX
в.
4.1.1. Социальная политика и социальная теория
4.1.2. Правовое государство
4.1.3. Гражданское общество
4.1.4. Понятие социального государства
4.1.5. Государство всеобщего благосостояния
4.2. Модели социальной политики
4.2.1. Подходы к классификации моделей социальной политики
4.2.2. Шведская модель государства всеобщего благосостояния
4.2.3.СССР и патерналистская модель социальной политики
4.2.4. Немецкая модель социального рыночного хозяйства
4.2.5. Неолиберальная модель социальной политики: англосаксонский
путь
4.3. Кризис государства всеобщего благосостояния и новые вызовы
социальных реформ
4.3.1. П. Розанваллон: три кризиса государства всеобщего благосостояния.
Новый социальный вопрос
4.3.2. Государство всеобщего благосостояния в условиях глобальной
экономики
4.3.3. К. Дойчман: будущее государства благосостояния
Основные выводы
Контрольные вопросы и задания
Литература
Глава 5. Социальная политика переходного периода
5.1. Социальная политика в странах с плановой и рыночной экономикой
5.1.1. Цели и инструменты социальной политики в странах с различными
экономическими системами
5.1.2. Социальная политика в социалистической России
5.1.3. Социальная цена перехода к рынку
5.2. Социальная политика в странах с переходной экономикой
5.2.1. Переход к рынку и социальная политика
5.2.2. Временная ограниченность переходного периода
5.3. Стабилизация экономики и решение социальных проблем
5.3.1. Демографическая политика
5.3.2. Политика в сфере образования
5.3.3. Политика в сфере культуры
5.3.4. Политика в сфере здравоохранения
5.3.5. Политика в области физической культуры и спорта
5.3.6. Политика в области трудовых отношений и занятости населения
5.3.7. Политика в области социальной защиты населения
5.3.8. Политика в жилищно-коммунальной сфере
Основные выводы
Контрольные вопросы и задания
Литература
Глава 6. Социальные последствия экономических решений
6.1. Социальная экспертиза, ее задачи и методы проведения
6.1.1. Понятие экспертизы
6.1.2. Содержание и этапы социальной экспертизы
6.1.3. Информационная база социальной экспертизы
6.1.4. Институциональное обеспечение социальной экспертизы
6.2. Примеры социальной экспертизы
6.2.1. Оценка последствий повышения пенсионного возраста как фактор
улучшения состояния пенсионной системы
6.2.2. Оценка региональной обоснованности параметров социальных
реформ
6.2.3. Экспертиза результатов социальной политики
6.2.4. Экономические решения с нулевой социальной полезностью
Основные выводы
Контрольные вопросы и задания
Литература
Глава 7. Социальная защита населения
7.1. Социальная защита населения - основное направлен* социальной
политики государства
7.1.1. Социальная защита и социальная стабильность
7.1.2. Из истории социальной защиты в России
7.1.3. Основные понятия и определения
7.2. Социальные риски и социальная защита
7.2.1. От изучения рисков к концепции общества риска
7.2.2. Социальная защита в контексте теории рисков
7.3. Нуждаемость как социальная проблема
7.3.1. Понятие нуждаемости
7.3.2. Бедность как социальный индикатор. Измерение бедности
7.3.3. Черта бедности. Методы расчета
7.3.4. Механизмы определения нуждаемости в России
7.4. Организация социальной защиты населения
7.4.1. Основные направления и принципы государственной политики
социальной защиты
7.4.2. Программы социальной поддержки населения
7.5. Зарубежный опыт социальной защиты: пример Канады
7.5.1. Система социального обеспечения населения в Канаде
7.5.2. Организация социальной помощи в Канаде
Основные выводы
Контрольные вопросы и задания
Литература
Глава 8. Государственная политика занятости
8.1. Рынок труда в России
8.1.1. История развития трудовых отношений в России (советский период)
8.1.2. Основные тенденции развития рынка труда в переходной экономике
8.1.3. Рынок труда - элемент рыночной экономики
8.2. Задачи и приоритеты государственной политики занятости
8.2.1. Цели и задачи государственной политики занятости
8.2.2. Уровни и принципы государственной политики занятости
8.2.3. Государственная служба занятости населения
8.2.4. Комплексная оценка состояния региональных экономик для определения
направлений государственной политики занятости
8.3. Западные модели государственной политики на рынке труда
8.3.1. Об использовании опыта построения рынка труда в странах социально
ориентированной рыночной экономики
8.3.2. Государственная политика занятости в Швеции
8.3.3. Государственная политика занятости в Финляндии
8.3.4. Государственная политика занятости в Германии
8.3.5. Роль государства всеобщего благосостояния в постиндустриальной
занятости
Основные выводы
Контрольные вопросы и задания
Литература
Глава 9. Финансирование социальной политики
9.1. Бюджет социальной политики
9.1.1. Состав бюджета социальной политики
9.1.2. Особенности элементов бюджета социальной политики
9.2. Государственные финансовые обязательства социального характера
9.2.1. Государственные финансовые обязательства социального характера
и их виды
9.2.2. Направления изменения размеров государственных финансовых
обязательств социального характера
9.3. Нормативы в бюджетном процессе социальной политики
9.3.1. Обеспечение центральным правительством бюджета социальной
политики в регионах
9.3.2. Финансовые нормативы в бюджете социальной политики
9.4. Определение административно-управленческих расходов на финансирование
социальной политики
9.4.1. Конечные результаты деятельности государственных учреждений,
выполняющих социальные функции
9.4.2. Алгоритм расчета расходов на содержание органов государственной
службы занятости
Основные выводы
Контрольные вопросы и задания
Литература
|