Rambler's Top100

№ 195 - 196
21 марта - 3 апреля 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Читайте книги

Долгое время. Россия в мире: очерки экономической истории

Уровень русской жизни

Правовые аспекты этнических отношений в России

Социальная политика: реалии XXI века

Безопасный мир - наша общая ответственность

По страницам журналов "Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины", "Мировая экономика и международные отношения"

Содержание журнала "Journal of Population Economics"

A MORE SECURE WORLD: OUR SHARED RESPONSIBILITY

Report of the Secretary-General's High-level Panel on Threats, Challenges and Change

United Nations, 2004, 144 pages

В докладе "Более безопасный мир: наша общая ответственность" излагается новая концепция коллективной безопасности, которая учитывает все основные угрозы для международного мира и безопасности, существующие во всем мире. Исследования и консультации Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам показали, что мы живем в эпоху беспрецедентной взаимосвязи угроз для международного мира и безопасности и в эпоху взаимной уязвимости слабых и сильных. Группа пришла к выводу, что успехи Организации Объединенных Наций в устранении серьезных угроз для международного мира и безопасности гораздо значительнее, чем признается, но что, тем не менее, необходимо осуществить крупные изменения для того, чтобы Организация Объединенных Наций была эффективным механизмом, который в состоянии обеспечивать коллективную безопасность для всех в XXI веке.

Существует шесть блоков угроз, которыми мир должен заниматься сейчас и в предстоящие десятилетия:

  • война между государствами;
  • насилие внутри государств, включая гражданские войны, массовые нарушения прав человека и геноцид;
  • нищета, инфекционные болезни и экологическая деградация;
  • ядерное, радиологическое, химическое и биологическое оружие;
  • терроризм;
  • транснациональная организованная преступность.

Решение сложной задачи, порождаемой современными угрозами, предполагает уделение серьезного внимания предотвращению; если позволить скрытым угрозам проявиться или допустить разрастание существующих угроз, то последствия будут слишком тяжелыми. Разумеется, иногда предотвращение терпит неудачу. Время от времени необходимо будет устранять угрозы с помощью военных средств.

В докладе выражена поддержка в отношении формирующейся нормы, предусматривающей ответственность за защиту гражданских лиц от широкомасштабного насилия - ответственность, которую в первую очередь несут национальные власти. В тех ситуациях, когда государство не обеспечивает защиту своих граждан, на международное сообщество ложится дополнительная обязанность принять меры реагирования путем осуществления гуманитарных операций, миссий по наблюдению и оказания дипломатического давления, а также применения силы, если это необходимо, но лишь в качестве крайнего средства. А в случае конфликта или применения силы это предполагает также проявление четкой международной приверженности восстановлению разрушенного общества.

Для решения задач, изложенных в докладе, Организации Объединенных Наций необходимо улучшить работу ее существующих структур. Это означает активизацию деятельности Генеральной Ассамблеи и Экономического и Социального Совета для обеспечения того, чтобы они выполняли свое предназначение, и восстановление доверия к Комиссии по правам человека.

Это означает также повышение уровня авторитетности и эффективности Совета Безопасности путем принятия мер к тому, чтобы его состав лучше отражал реальности сегодняшнего дня. В докладе изложены принципы реформирования и две модели осуществления этих реформ: одна предусматривает создание группы новых постоянных членов, не имеющих права вето, другая - создание новых мест, предполагающих избрание на четыре года и возможность переизбрания. В нем высказано мнение о том, что любые реформы должны быть подвергнуты обзору в 2020 году.

Для решения меняющихся задач также потребуются новые организационные структуры. В докладе рекомендуется создать комиссию по миростроительству - новый механизм в структуре Организации Объединенных Наций, который в своей работе опирался бы на Совет Безопасности и Экономический и Социальный Совет, доноров и национальные власти.

Доклад представляет собой начальную, а не конечную точку процесса. В 2005 году государствам-членам представится исключительно важная возможность обсудить и развить содержащиеся в докладе рекомендации, часть которых будет рассмотрена на встрече глав государств. Однако для построения более безопасного мира необходимо гораздо больше, чем доклад или встреча на высшем уровне. Потребуются ресурсы, соответствующие по своим размерам масштабам предстоящих задач; проявление приверженности, которая должна носить долгосрочный и устойчивый характер; и, самое главное, руководство - как внутри государств, так и в межгосударственных отношениях.


Contents

Foreword by United Nations Secretary-General Kofi A. Annan
Transmittal letter from Panel Chair Anand Panyarachun .xi
Synopsis

Part 1
Towards a new security consensus

I. Different worlds: 1945 and 2005

II. The case for comprehensive collective security

A. Threats without boundaries
B. The limits of self-protection
C. Sovereignty and responsibility
D. Elements of a credible collective security system
1. Effectiveness
2. Efficiency
3. Equity

Part 2
Collective security and the challenge of prevention

III. Poverty, infectious disease and environmental degradation

A. The threats we face
B. Meeting the challenge of prevention
1. More resources and action
2. New initiatives

IV. Conflict between and within States

A. The threat of inter-State conflict
B. The threat of internal conflict
C. Meeting the challenge of prevention
1. Better international regulatory frameworks and norms
2. Better information and analysis
3. Preventive diplomacy and mediation
4. Preventive deployment

V. Nuclear, radiological, chemical and biological weapons

A. The threats we face
1. Nuclear weapons
2. Radiological weapons
3. Chemical and biological weapons
B. Meeting the challenge of prevention
1. Better strategies to reduce demand
2. Better strategies to reduce supply
3. Better enforcement capability
4. Better public health defences

VI. Terrorism

A. The threat we face
B. Meeting the challenge of prevention
1. A comprehensive strategy
2. Better counter-terrorism instruments
3. Assisting States in confronting terrorism
4. Defining terrorism

VII. Transnational organized crime

A. The threat we face
B. Meeting the challenge of prevention
1. Better international regulatory frameworks
2. Better State capacity-building

VIII. The role of sanctions

Part 3
Collective security and the use of force

IX. Using force: rules and guidelines

A. The question of legality
1. Article 51 of the Charter of the United Nations and self-defence
2. Chapter VII of the Charter of the United Nations and external threats
3. Chapter VII of the Charter of the United Nations, internal threats and the responsibility to protect
B. The question of legitimacy

X. Peace enforcement and peacekeeping capability

Regional cooperation

XI. Post-conflict peacebuilding

A. The role of peacekeepers
B. The larger peacebuilding task

XII. Protecting civilians

United Nations staff security

Part 4
A more effective United Nations for the twenty-first century

XIII. The General Assembly

XIV. The Security Council

XV. A Peacebuilding Commission

Peacebuilding Support Office

XVI. Regional organizations

XVII. The Economic and Social Council

Achieving policy coherence

XVIII. The Commission on Human Rights

XIX. The Secretariat

A. Strengthening support for the Secretary-General
B. A competent and professional Secretariat

XX. The Charter of the United Nations

Annexes
I. Summary of recommendations
II. Panel members and terms of reference
III. Panel secretariat

Panel meetings, regional consultations and issue workshops

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.