|    | 
               
                | Рынки 
                  труда стран СНГ1 |   
                |  | Над темой номера работали |   
                |  |   
                | А.Г. Коровкин, И.Н. Долгова, И.Б. Королев, Ю.А. Подорванова, А.В. Полежаев
 |  Что происходило на рынках труда стран СНГ в 1992-2002 
              годах В большинстве стран СНГ в 1990-е годы имели место экономический 
              кризис, падение производства, сокращение занятости и, как следствие, 
              рассогласование спроса и предложения на национальных рынках труда. 
              Оно было вызвано: 
              ограниченными возможностями расширения занятости и сокращения 
                безработицы из-за низких темпов инвестиционных вложений в создание 
                новых рабочих мест и экономического роста;
недостаточной эффективностью использования рабочей силы и, в 
                частности, снижением производительности труда;
качественным (структурным) несоответствием параметров спроса 
                на труд и его предложения в отраслевом и других разрезах;
отсутствием четкой внутренней и внешней миграционной политики 
                стран СНГ, нацеленной на решение перспективных общих и внутристрановых 
                социально-экономических задач. В период экономических трансформаций численность экономически 
              активного населения в странах СНГ сокращалась, особенно быстро - 
              с 1994 года. Исключение из общего правила составлял лишь Узбекистан, 
              что, объясняется, по-видимому, прежде всего демографическими причинами 
              (с 1992 по 2002 год численность постоянного населения в Узбекистане 
              увеличилась на 4 миллиона человек или почти на 19%). Кроме того, 
              положительные темпы прироста экономически активного населения были 
              характерны (за исключением периода 1994-1995 годов) для Азербайджана 
              и Киргизии. Во всех остальных странах СНГ численность экономически 
              активного населения в 2002 году была заметно ниже, чем в 1990. В 
              целом, это характеризует сокращение запасов труда, так как привлечение 
              на рынок труда части экономически неактивного населения сопряжено 
              с большими социально-экономическими издержками (например, в связи 
              с низкой мотивацией к труду или отсутствием подходящих рабочих мест). 
             Отмеченным тенденциям соответствовала динамика занятости. 
              В 90-е годы численность занятого населения в большинстве стран СНГ 
              сокращалась2, наибольшими темпы этого 
              сокращения были в Армении, Казахстане, Молдавии, наименьшими - в 
              Азербайджане и Киргизии. В то же время, в Узбекистане и Туркменистане 
              занятость в этот период увеличивалась. В конце 90-х годов тенденция 
              сокращения числа занятых сменилась на противоположную во всех странах, 
              кроме Армении, Молдавии и Украины. Однако только в Азербайджане 
              и Киргизии численность занятых восстановилась до уровня 1990 года. Наряду с абсолютными изменениями в численности занятого 
              населения, происходили значительные перемены и в отраслевой структуре 
              занятости. Доля занятых в промышленности в странах СНГ сократилась 
              за период 1990-2000 годов до 20% (а было почти 30%). Исключение 
              составляет Туркменистан, где эта доля в трансформационный период 
              оставалась практически стабильной. Кроме того, весьма умеренные 
              темпы сокращения удельного веса отраслей промышленности в структуре 
              занятого населения характерны для Узбекистана и Белоруссии. Последняя 
              остается единственным государством в экономическом пространстве 
              СНГ, где в промышленности занято более четверти всего работающего 
              населения. Повсеместно также сократилась численность занятых в строительстве 
              (кроме Туркменистана) и науке, причем в последней - по меньшей мере 
              в два раза.  Увеличение числа занятых в отдельных отраслях экономики, 
              естественно, не могло полностью компенсировать его сокращение в 
              других сферах, что выразилось как в уходе людей с рынка труда и 
              уменьшении численности экономически активного населения (о чем было 
              сказано выше), так и в повышении уровня безработицы. Свою роль здесь, 
              вероятно, сыграл и выезд населения в другие страны, в том числе 
              в Россию. На рис. 1 показано изменение уровня безработицы в странах 
              СНГ. Уровень безработицы в Армении существенно (на 5-7%) выше, чем 
              в остальных государствах, с выраженной тенденцией к его увеличению 
              до 1999 года и некоторому сокращению в дальнейшем (левая шкала на 
              рисунке 1). По остальным странам СНГ уровень безработицы различается 
              не столь сильно (правая шкала на рисунке 1).  
 Рисунок 1. Уровень регистрируемой безработицы в отдельных 
              странах СНГ В начале рассматриваемого периода уровень безработицы 
              (официально регистрируемый национальными службами занятости) во 
              всех рассматриваемых государствах был низким, но впоследствии он 
              достаточно резко повысился. Впрочем, возможно, что невысокая численность 
              зарегистрированных в национальных службах занятости безработных 
              в начале рассматриваемого периода объясняется неосведомленностью 
              незанятых граждан о существовании службы занятости и о специфике 
              предоставляемых ею услуг, ограниченными возможностями трудоустройства 
              с ее помощью.  Значительный рост числа безработных в дальнейшем, наряду 
              с экономическими причинами, связан с усилением роли и финансовой 
              обеспеченности служб занятости, а также с тем, что недостаток соответствующей 
              информации был в значительной степени преодолен. Наиболее сильно 
              эта тенденция проявилась в Казахстане, Киргизии, России и Белоруссии. 
              Максимальный уровень безработицы сложился в этих странах в 1996 
              году. Более плавные изменения исследуемого показателя с максимумом 
              на уровне около 3% в 1998 году характерны для Таджикистана. В трех 
              странах Содружества (Молдавии, Азербайджане, Узбекистане) уровень 
              безработицы оставался на очень низком уровне - не более 2%.  Своеобразной была динамика уровня безработицы на Украине: 
              если вплоть до 1997 года уровень безработицы оставался достаточно 
              низким (значительно ниже сложившегося, например, в России или Белоруссии), 
              то затем последовал резкий его рост до 5% - максимального значения 
              среди всех стран СНГ. Только в последние два года рассматриваемого 
              периода этот показатель несколько снизился. Итак, для стран СНГ в пореформенный период было характерно 
              нарастание напряженности на рынке труда, выразившееся в сокращении 
              занятости, росте безработицы и сочетавшееся с изменениями в отраслевой 
              структуре занятого населения. В дальнейшем в большинстве стран СНГ 
              тенденции сокращения занятости и повышения безработицы были в значительной 
              степени преодолены. Однако более сложные и комплексные проблемы 
              (в частности, структурного характера), связанные с фактором труда, 
              проявились и стали актуальными в рассматриваемый период. Отмеченная 
              динамика имела выраженную страновую специфику, проявлявшуюся, в 
              том числе, в различной интенсивности и направленности отраслевых 
              сдвигов, что обусловлено особенностями структур национальных экономик 
              и характером переходных процессов в них. 
 1 - Отдельные результаты данной работы были использованы 
              в докладе на конференции "Реформа рынка труда и экономический 
              рост в Украине: экономическая политика и механизмы взаимосвязи" 
              (Киев, 2-3 марта 2004 г.).2 - Здесь и далее анализ по Грузии и Туркменистану 
              ограничен отсутствием актуальной информации. Если не оговорено иное, 
              эти страны исключены из рассмотрения.
  
              
             |