|
Этнический состав Азербайджана (по переписи 1999 года)
Юнусов А.
(опубликовано на сайте Института этнологии и антропологии РАН
по адресу: http://www.iea.ras.ru/topic/census/mon/yunus_mon2001.htm)
Последняя перепись, проведенная в СССР в 1989 году,
зафиксировала тогда в Азербайджане представителей 112 национальностей
и малых этнических групп, всего 7021 тысячу человек. При этом основную
часть населения республики - 5805 тысяч человек или 83% населения
- составляли азербайджанцы. Далее по численности в стране шли русские,
армяне и лезгины. В конфессиональном отношении более 87% населения
составляли в тот период мусульмане (шииты и сунниты), 12% - христиане
(православные и григориане) и 0,5% - иудеи.
Однако с того времени в Азербайджане произошли серьезные
военно-политические и социально-экономические события, которые вызвали
массовое перемещение населения внутри страны и за его пределы. Было
ясно, что демографическая ситуация в Азербайджане за последние после
переписи 1989 г. годы кардинально изменилась. Но насколько и как
- это не было ясно. Хотя еще 22 февраля 1996 года президент Гейдар
Алиев подписал распоряжение №442 о подготовке и проведении переписи,
его все время отодвигали на неопределенный срок. Были серьезные
опасения в том, что перепись даст нам реальные данные в условиях
продолжающегося конфликта с Арменией из-за Нагорного Карабаха и
колоссальной трудовой миграции населения в поисках средств к существованию.
И, тем не менее, при финансовой поддержке ООН с 27 января по 3 февраля
1999 года власти республики осуществили эту перепись населения,
результаты которой только-только становятся достоянием гласности.
Из запланированных 10 томов в конце 2000 года были опубликованы
6 фолиантов. Для нашей темы особенно важны 3-й и 4-й тома, в которых
приводится информация о проживающих в Азербайджане народах и этнических
группах.
Итак, судя по данным переписи 1999 года, ныне в стране
проживают 7953,4 тысячи человек, из них 7205,5 тысячи или 90,6%
составляют азербайджанцы. Как видим, за истекшие 10 лет число азербайджанцев
в стране возросло почти на 8% и стало еще более преобладающим. При
этом в сельских районах, а также в Нахчеванской АР и крупных городах
азербайджанцы составляют в среднем 96-99% населения. И лишь в столице
азербайджанцев зафиксировано относительно мало - 88% населения города.
Карабахский конфликт и последовавшие вслед за этим кровавые события,
а также трудовая миграция привели к серьезным структурным изменениям
среди азербайджанцев. В результате, женщины ныне составляют большинство
(50,9%) и еще больше азербайджанцев (51,2%) стало жить в городах,
в основном в крупных. Отъезд из страны т.н. "русскоязычных"
азербайджанцев привел к тому, что возросло число азербайджанцев,
которые говорят на родном языке - с 99,1% в 1989 году до 99,7% в
1999 году. Только 2,7 тысячи (0,04%) азербайджанцев ныне считают
русский язык родным.
С другой стороны, формально азербайджанцы имеют хорошие
перспективы: средний возраст нации - 27 лет, пожилых и нетрудоспособных
азербайджанцев старше 60 лет не очень много (8,5%). Однако при внимательном
изучении данных переписей выясняется, что это соотношение основано
лишь благодаря преобладанию женского населения. И не все здесь благополучно.
Так, резко возросло количество разводов: если в 1989 г. среди азербайджанцев
было зафиксировано 11,3 тысячи разводов, то десять лет спустя таковых
оказалось 64,7 тысячи, т.е. количество разводов за этот период среди
азербайджанцев возросло почти в 6 раз! Наряду с этим резко возросло
количество одиноких, особенно среди женщин в возрасте 20-39 лет.
Если учесть, что подавляющее большинство разводов также отмечено
среди лиц в возрасте 20-39 лет, то налицо серьезный кризис в семейно-брачных
отношениях.
А какова ситуация у других народов Азербайджана? Начнем
с русских, которые в 1989 году были вторыми по численности после
азербайджанцев. В Азербайджане русские традиционно подразделялись
на три неравные по численности группы. Первую составляли раскольники
(молокане, субботники, духоборы, баптисты и др.), которые появились
в Азербайджане после 1832 года и расселялись в сельских районах.
К началу 20 века в Азербайджане было 46 русских сел раскольников.
Вторая группа русского населения была связана с превращением г.
Баку в конце 19 века промышленный центр Закавказья, а третью составили
семьи военнослужащих бывшей Советской Армии, расквартированных в
основном в городах, в первую очередь в столице. По данным переписи
1979 года, тогда в Азербайджане проживало 475,3 тысячи (7,9% населения
республики) русских, в основном в Баку, Гяндже и Сумгаите, а также
в Шемахинском, Исмаиллинском и Ленкоранском районах. С начала 80-х
годов начался отток русских из республики, в основном по экономическим
причинам и в результате последняя советская перепись 1989 года зафиксировала
в Азербайджане чуть больше 392,3 тысячи русских (5,6% населения
республики), из них 295,5 тысячи человек - в Баку.
Социально-политические процессы, произошедшие в Азербайджане
в конце 80-х - начале 90-х гг., значительно усилили отток русских
из республики. Война с Арменией, ввод советских войск в Баку в январе
1990 года, внутриполитическая нестабильность, экономический кризис,
резкое сужение сферы применения русского языка и возрастание психологической
дискомфортности этой группы населения страны привели к тому, что
в первые годы независимости Азербайджана русские во многом оказались
отчуждены от политической жизни страны. В результате, перепись 1999
года показала, что число русских сократилось за эти десять лет в
три раза и теперь их осталось в Азербайджане 141,7 тысячи человек,
составляя всего 1,8% населения республики. Правда, русские и сегодня
по-прежнему играют заметную роль в жизни Азербайджана. Однако, есть
и тревожные факторы: не считая армян, о которых речь ниже, только
у этой категории населения страны существует весьма существенная
разница в соотношении полов - среди русских число мужчин составляет
всего 37%, тогда как женщин - 63%. Причем в основном преобладает
старшее поколение и в результате средний возраст русского населения
составляет 41 год, тогда как средний возраст у остальных народов
колеблется в пределах 26-34 лет. Отнюдь не случайно у русских очень
много зафиксировано людей старше трудоспособного возраста - 23,4%.
Вместе с тем, количество разводов за эти 10 лет возросло
всего в 2,5 раза, что не свидетельствует о серьезном кризисе семьи
у русских в Азербайджане, учитывая аналогичные показатели у азербайджанцев
и других народов республики. Чуть больше 18% русских в Азербайджане
одиноки, но эта высокая цифра возникла в основном за счет представителей
старшего поколения, тогда как процент одиноких в возрасте 20-39
лет незначителен (2,3%), особенно среди женщин. Подавляющее большинство
русских (95,1%) сегодня проживает в городах, в основном в Баку,
где проживает 84,3% русских. При этом по численности русские уверенно
занимают второе после азербайджанцев места в Баку (составляя 6,7%
населения столицы), Гяндже (0,9% населения города) и Сумгаите (1,7%
населения города). Они главным образом квалифицированные инженерно-технические
работники, служащие, многие заняты в государственных, научных и
образовательных учреждениях. Во многом это объясняется тем, что
у русских один из самых высоких показателей количества людей (6,0%)
с высшим образованием в стране. Поэтому в ближайшее время "русский
фактор" будет по-прежнему играть существенную роль в социальной
жизни Азербайджана. Из сельских районов больше всего русских проживает
в Исмаиллинском (1,8% русского населения), Хачмазском (1,0%), а
также в Кедабекском, Джалилабадском и Геранбойском районах Азербайджана.
Процент другого народа славянской группы - украинцев,
в Азербайджане не очень значителен. По данным переписи 1999 года
в Азербайджане проживает 29 тысяч украинцев. Практически все они
проживают в Баку и только незначительная часть в Сумгаите и других
городах и районах страны. При этом показатели украинцев не очень-то
отличаются от показателей русских. Следует отметить только факт
сильной русификации украинцев: лишь 32,1% украинцев отметили украинский
язык в качестве родного, тогда как 67,0% таковым посчитали русский
язык.
До начала карабахского конфликта армяне являлись самой
крупной после азербайджанцев и русских этнической общностью страны.
В 1989 году их было 390,5 тысячи человек или 5,6% населения. При
этом большинство армян проживало в бывшем НКАО (145,5 тысячи человек)
и столице (179,9 тысячи человек) республики. После начала карабахского
конфликта и последовавших кровавых событий численность армян в Азербайджане
резко сократилась, и ныне они проживают в основном в Нагорном Карабахе.
Правда, долгое время официальные власти Азербайджана сообщали, что
вне территории Нагорного Карабаха в республике проживает от 30 до
40 тысяч армян. Что же показала перепись 1999 года? Оказывается,
ныне в Азербайджане проживает 120,7 тысячи армян! Однако внимательное
изучение статистических данных переписи по районам показывает, что
речь идет практически об армянах, живущих в Нагорном Карабахе. Но
и эта цифра дана ориентировочно, и явно завышена. Даже по армянским
данным, сегодня в Нагорном Карабахе проживает от 60 до 100 тысяч
армян. Трагикомизм данных переписи об армянах заключается в том,
что с одной стороны указывается, что 35,5 тысячи или 29,4% армян
- это дети в возрасте до 14 лет, с другой тут же отмечается, что
средний возраст армян республики равен 57 годам! На самом деле перепись
затронула лишь тех армян, которые проживали вне оккупированной территории,
а это действительно на сегодня пожилые люди, члены смешанных семей.
И тогда, если иметь в виду информацию об армянах, проживающих вне
Нагорного Карабаха и оккупированных территорий, тогда выясняется,
что армян сегодня в республике осталось всего 645 чел. (36 мужчин
и 609 женщин), больше половины из которых (378 человек или 59% армян
в Азербайджане) живет в Баку, а остальные в сельских районах. Хотя
на деле, реально численность армян вне Нагорного Карабаха должна
быть чуть больше, в пределах 2-3 тысяч, поскольку многие сменили
фамилии и не попали в материалы переписи.
Особый интерес для исследователей представляют данные
переписи о кавказской группа этносов в Азербайджане. К ней относятся
лезгины, аварцы, цахуры, удины, ингилойцы, крызы, будуги и хыналыгцы,
издавна проживающие в республике. Ведущую роль в этой группе играют
лезгины. В основном они проживают на северо-востоке Азербайджана,
в бассейне реки Самур и на восточных отрогах Большого Кавказского
хребта. Накануне падения СССР лезгины были четвертыми по численности
после азербайджанцев, русских и армян в Азербайджане, их в 1989
году насчитывалось 171,4 тысячи человек или 2,4% населения республики.
Эти данные все время оспаривались лидерами лезгинских движений ("Садвал"
в РФ и "Самур" в Азербайджане), которые приводили цифры
в 600-800 тысяч человек. Однако перепись 1999 года показала, что
численное и процентное соотношение лезгин осталось по сути неизменным:
было зафиксировано 178 тысяч лезгин или 2,2% населения страны. Вряд
ли однако это данные реально отражают численность лезгин. Наши исследования,
проведенные в 1994-1998 годах в северо-восточных районах страны,
показывают, что на деле численность лезгин в Азербайджане колеблется
в пределах 250-260 тысяч человек. Так или иначе, но теперь, по данным
переписи 1999 года, лезгины уверенно стали вторыми после азербайджанцев
народом Азербайджана. Основная масса лезгин (41,2%) проживают в
Гусарском районе, где они составляют абсолютное большинство - 90,7%
население района. Кроме того, 14,7% лезгин ныне проживает в столице,
столько же - в Хачмазском районе. Достаточно много лезгин также
проживает в Исмаиллинском, Губинском, Габалинском, и Гейчайском
районах. В целом, большинство лезгин (63,3%) зафиксировано в сельских
районах страны. Перепись показала, что большинство лезгин составляют
трудоспособное население в возрасте 18-59 лет (55,9% лезгин) и младше
трудоспособного (33,2% лезгин), что говорит о хорошей демографической
перспективе этого народа. Средний возраст лезгин - 29 лет.
Аварцы. Это - наиболее крупная, после азербайджанцев,
этническая общность, в основном проживающая на северо-западе страны
в Шеки-Закатальской зоне. По переписи 1989 года их было 44,1 тысячи
человек. За истекшие 10 лет, численность авар осталась практически
неизменной и ныне составляет 50,9 тысячи человек или 0,6% населения
республики. Проживают они в основном в двух районах - Закатальском
(51%) и Белаканском (48%). Причем в основе своей аварцы сельчане
(92,1%), в городах проживает только 7,9% авар.
В этой Шеки-Закатальской зоне живут близкие по языку
к лезгинам цахуры. В 1989 году их было зафиксировано 13,3 тысячи
человек. Десять лет спустя их численность достигла 15,9 тысячи человек
или 0,2% населения республики. В основном они проживают в Закатальском
районе (81%), а также в Гахском (18%). Также, как и аварцы, цахуры
в своей основе сельские жители: только 17% живут в городах Закатала
и Гах, остальные 83% - в селах.
Еще одной этнической общностью, расселенной на северо-западе
Азербайджана, являются ингилойцы. Это весьма интересный с научной
точки зрения народ, о происхождении которого до сих пор идут споры
и очень многое не ясно. Считается, что это - один из древних местных
народов, которые в раннем средневековье приняли православную ветвь
(грузинскую) христианства и со временем перешли на грузинский язык.
Позже, в 17-18 вв. грузиноязычное население здесь приняло ислам
и получило азербайджанское имя "ингилой", т.е. "новообращенные".
В 19 веке после покорения края Российской империей многие ингилойцы
опять приняли христианство. В настоящее время мусульманская часть
ингилойцев считает себя азербайджанцами, христианская - грузинами.
При этом быт, многие черты культуры абсолютно схожи. В советское
время ингилойцы не фиксировались в переписях, но по некоторым данным,
в 1989 году в Азербайджане проживало до 10 тысяч ингилойцев. Проблема
была в том, что в переписях большинство ингилойцев записывали себя
или записывались как азербайджанцы, а меньшинство - грузинами. По
переписи 1999 года в Азербайджане зафиксировано 14,9 тысячи грузин.
Если не считать 2,5 тысячи грузин, проживающих в основном в Баку,
а также г. Гяндже, остальные живут в районах, и это - ингилойцы.
Таким образом, можно говорить о грузиноязычных ингилойцах, живущих
в сельских районах, а именно - Гахском (7,5 тысячи человек), Закатальском
(3 тысячи человек) и Белаканском (2 тысячи человек).
Восточнее Шеки-Закатальской зоны, на севере Азербайджана
расположены Габалинский и Огузский районы Азербайджана, где живут
удины. По вере они являются приверженцами григорианской ветви христианства,
и это обстоятельство наложило серьезный отпечаток на их быт и жизнь,
поскольку и армяне относятся к этой ветви христианства. Вот почему
в быту удины были триязычны: говорили на удинском, армянском и азербайджанском
языках. По переписи 1989 года в СССР проживало 8 тысяч удин, из
них в Азербайджане - 6,1 тысячи человек, большинство (4,5 тысячи
человек) в селе Нидж Габалинского района. После начала карабахского
конфликта некоторая часть удин также покинула страну и расселилась
в основном в России. Перепись 1999 года зафиксировала 4,2 тысячи
удин, проживающих в основном в селе Нидж, а также 104 человека в
Гахском районе. В подавляющем большинстве это сельские жители.
На высокогорье, у восточной подошвы горы Шахдаг, на
территории Кубинского района Азербайджана проживает группа этносов,
известная как "шахдагская". Этими малочисленными народами
являются хыналыгцы, будуги и крызы - жители горных селений Будуг,
Крыз и Хыналыг, откуда они и получили свои имена. Кроме того сегодня
часть будугов проживает также еще в двух селах района - Дали Гая
и Гюней Будуг, а крызы - в селениях Алик, Джек и Гапут Ергюдж. Все
эти села находятся в труднодоступных высокогорных местах, что сказалось
на их быте и культуре. В частности, по языку будуги и крызы очень
близки к лезгинам, но есть и различия. А вот хыналыгский язык занимает
особое место, хотя и относится к кавказской группе языков. В переписях
они также не отмечались, в том числе и в последней 1999 года. Но
считается, что их в общей сложности около 10 тысяч человек.
Иранская группа народов Азербайджана включает в основном
татов, курдов и талышей. На северо-востоке Азербайджана находится
ареал расселения татов. Их язык относится к иранской группе и близок
к фарси. Само имя народа имеет тюркское происхождение: так тюрки
в средние века называли оседлое, в основном городское, ираноязычное
население в Азербайджане. По вере они в течение столетий разделились
на три группы: большинство приняло ислам и ныне таты-мусульмане
составляют основную часть населения поселков на Апшеронском полуострове
вокруг Баку (из 40 поселков на полуострове - 33 татские), в Исмаиллинском
раойне (села Лагидж, Баскал, Зарнава). Таты-мусульмане также проживают
в Хызынском, Дивичинском, Губинском и некоторых других районах.
Достаточно отметить такой факт: при завоевании Россией г. Баку,
в начале 19 века все население города (8 тысяч человек) составляли
таты. В результате длительного исторического совместного проживания
татов-мусульман и азербайджанцев возникло много общих черт в их
культуре и быту. Среди татов-мусульман азербайджанский язык получил
столь широкое распространение, что вызвало значительные изменения
в их этническом самосознании. Многие из них себя считают азербайджанцами
и во многом утеряли татский язык и самосознание. Это сказывалось
всегда на итогах переписей. Так, в 1931 году было зафиксировано
60,5 тысячи татов, а уже в 1989 году их количество сократилось до
10 тысяч. Десять лет спустя, в 1999 году, лишь 10,9 тысячи человек
признали себя татами. При этом дома они используют татский язык
(83% татов отметили татский язык в качестве родного), в повседневной
жизни - азербайджанский.
Вторую группу татов составили те, кто принял иудаизм
и кого стали именовать в республике горскими евреями. Правда, в
течение столетий среди них шел такой сильный процесс смешения с
евреями, что сегодня они себя отождествляют с евреями. В результате,
перепись 1989 года зафиксировала в Азербайджане 30,8 тысячи евреев,
из них 5,5 тысячи - горских евреев. В основном они проживали в Кубинском
районе, а также Гусарском, Хачмазском и Огузском и г. Баку. Правда,
эта цифра вызывала сильные сомнения и считалось, что на деле евреев,
вместе с горскими, в Азербайджане проживало тогда не менее 60 тысяч
человек. По данным Еврейского агентства Сохнут, за период с 1989
по 1999 годы из Азербайджана уехало 31,3 тысячи евреев, то есть
больше, чем проживало 10 лет назад. Соответственно, в Азербайджане
евреев больше не должно было остаться. Однако перепись 1999 года
зафиксировала 8,9 тысячи евреев. Правда, на этот раз в переписи
евреи не подразделялись и потому трудно сказать, сколько среди них
горских.
Третью группу татов составили те, кто принял григорианскую
ветвь христианства. Они проживали в селах Матраса (Шемахинский район)
и Килвар (Хачмазский район), за годы советской власти практически
арменизировались и после начала карабахского конфликта покинули
страну, уехав в основном в Армению и Россию.
На самом западе Азербайджана традиционно жили курды.
По переписи 1989 года их было 12,2 тысячи человек. Карабахский конфликт
внес в их жизнь самые серьезные изменения: вначале в 1988-1990 годах
около 11 тысяч курдов-мусульман были депортированы из Армении вместе
с азербайджанцами и они расселились в основном среди своих соотечественников
в регионе их проживания (Лачинский, Кельбаджарский, а также Кубатлинский
и Зангеланский районы). А в 1992-1993 годах все эти районы были
оккупированы армянской армией и в результате курды стали вынужденными
переселенцами. При этом часть курдов, в основном бежавшие в 1988-1989
годах из Армении, в начале 90-х годов покинули страну и переселились
на Северный Кавказ. Остальные вначале направились в Баку (почти
45% курдов), затем, по мере стабилизации политической ситуации в
стране, значительная часть курдов переехала в Карабах, в основном
в Агджабединский район, где ныне проживает почти 80% курдов. В целом,
по переписи 1999 года, в Азербайджане ныне проживает 13,1 тысячи
курдов. На деле, представляется, что их число должно быть больше,
по некоторым экспертным оценкам, в пределах 50-60 тысяч человек.
Однако проблема заключается в том, что курды ни в одном из указанных
районов проживания никогда не составляли большинство, во всех по
численности явно преобладали азербайджанцы. Еще в начале 20 века
многие курды использовали даже в быту азербайджанский язык, и в
результате среди них быстро шел процесс азербайджанизации. Перепись
1999 года показала, что лишь 48,9% курдов отметили в качестве родного
языка курдский. Это самый худший после украинцев показатель среди
народов Азербайджана, во многом объясняющий факт ассимиляции курдов.
Талыши расселены на юго-востоке Азербайджана, в основном
в Ленкоранском, Ярдымлинском и Астаринском районах, а также в Масаллинском
и Лерикском районах. В советские времена они не всегда попадали
в переписи. Так, в 1926 году было зафиксировано 77,3 тысячи (3,3%
населения Азербайджана) талышей, в 1939 году их число возросло до
87,5 тысячи человек. Однако 20 лет спустя, в 1959 году, официально
талышей осталось всего 100 чел. В 1970 и 1979 годах они вообще исчезли
из списка народов СССР. Вновь они появились в переписях в 1989 году,
и теперь оказалось их всего 21,2 тысячи человек или 0,3% населения
республики. За последние 10 лет произошли сильные изменения в самосознании
талышей, изменилась также и общественно-политическая ситуация в
республике, и в результате в переписи 1999 года было зафиксировано
проживание в стране 76,8 тысячи талышей или 1% населения республики.
Правда, думается, что численность талышей в Азербайджане на деле
также должна быть больше. По нашим экспертным данным, реально в
Азербайджане проживает не менее 200-250 тысяч талышей. В своей массе
это жители сельских районов (97,4% талышей). Судя по переписи, 48%
талышей живет в Масаллинском районе и 33% - в Ленкоранском. Остальные
- в Лерикском, Астаринском и Ярдымлинском районах. Кроме указанных
южных районов Азербайджана, перепись показала наличие части талышей
в городах Сумгаит и Баку.
Наконец, следует отметить народы, входящие в тюркскую
этническую группу, которая включает в себя в основном азербайджанцев,
а также татар и месхетинских турок. Татарская община, составлявшая
по переписи 1989 года 28,6 тысяч человек (0,4% населения республики),
начала формироваться в Азербайджане со второй половины 19 века,
но особенно в 20 веке. За последние 10 лет численность татар осталась
почти неизменной и составляет сегодня 30 тысяч человек. Проживают
они главным образом в Баку (28 тысяч человек) и Сумгаите (800 человек),
а также в других городах. При этом они сохраняют свой родной язык
и в то же время свободно владеют азербайджанским и русским языками.
Месхетинские турки или турки Ахыска, родственные по
языку и культуре азербайджанцам, были депортированы в 1944 году
указом Сталина со своей исторической родины Грузии в республики
Средней Азии. После смерти Сталина в 1956 году вышел указ Президиума
Верховного Совета СССР и турки получили право на переезд во все
республики СССР, кроме Грузии. Тогда-то они впервые появились в
Азербайджане, но как азербайджанцы. Позже, в 70-е годы они стали
прибывать и как этнические турки. К 1989 году перепись зафиксировала
в Азербайджане 17,7 тысячи турок, 96% которых жили в сельских районах.
Еще 30-40 тысяч турок жили, будучи записанными как "азербайджанцы".
В том же 1989 году, после погромов в Узбекистане в Азербайджан хлынула
вторая волна турок, но уже в качестве беженцев. В настоящее время
в общей сложности в республике зафиксировано 48 тысяч беженцев турок
из Узбекистана, которые расселились в сельских районах, в основном
в Саатлинском и Сабирабадском районах. По данным общества турок
"Ватан", в настоящее время в Азербайджане проживает больше
100 тысяч турок, которые подразделяются на две группы: граждан,
зафиксированных как "турки" и "азербайджанцы",
а также беженцы. Перепись 1999 года внесла ясность в отношении количества
граждан страны, зафиксированных как этнические турки: таковых оказалось
43,4 тысячи человек или 0,5% населения республики. При этом на этот
раз стало больше горожан -11,8%, хотя большинство (88,2%) по-прежнему
живет в сельских районах, в основном Саатлинском (33% турок), Сабирабадском
(14% турок) и Хачмазском (11% турок). Кроме того, они живут в Бейлаганском,
Дивичинском, Шамкирском и др. районах страны.
Таковы краткие результаты итогов переписи 1999 года.
Как видим, имевшиеся сомнения об итогах переписи подтвердились.
Данные о не-азербайджанцах вызывают сомнения. Особенно это касается
данных о численности армян, а также лезгин, талышей и курдов. В
то же время, абсолютно не нашел своего отражения факт колоссальной
трудовой миграции населения и в первую очередь азербайджанцев. Ведь,
по некоторым данным, от 2 до 2,5 млн. граждан, в основном азербайджанцев,
а также лезгин, талышей и горских евреев фактически отсутствуют
в республике и в поисках средств к существованию проживают в других
странах, в первую очередь в России. Однако в переписи учитывалось
лишь постоянное население, но нет никакой информации о наличном.
Все это вынуждает относится к итогам переписи 1999 года в Азербайджане
с известной долей осторожности.
12.03.01
|