Rambler's Top100

№ 183 - 184
20 декабря 2004 - 9 января 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

О некоторых тенденциях на рынке труда в странах с переходной экономикой

Казахстанский путь модернизации: этнодемографический аспект

Региональные тенденции демографического развития Республики Казахстан за 1990-2002 годы

Русскоговорящие в Германии

Этнический состав Азербайджана (по переписи 1999 года)

О социальной структуре монгольского общества

Алматы или Алма-Ата?

Этнический состав Азербайджана (по переписи 1999 года)

Юнусов А.
(опубликовано на сайте Института этнологии и антропологии РАН по адресу: http://www.iea.ras.ru/topic/census/mon/yunus_mon2001.htm)

Последняя перепись, проведенная в СССР в 1989 году, зафиксировала тогда в Азербайджане представителей 112 национальностей и малых этнических групп, всего 7021 тысячу человек. При этом основную часть населения республики - 5805 тысяч человек или 83% населения - составляли азербайджанцы. Далее по численности в стране шли русские, армяне и лезгины. В конфессиональном отношении более 87% населения составляли в тот период мусульмане (шииты и сунниты), 12% - христиане (православные и григориане) и 0,5% - иудеи.

Однако с того времени в Азербайджане произошли серьезные военно-политические и социально-экономические события, которые вызвали массовое перемещение населения внутри страны и за его пределы. Было ясно, что демографическая ситуация в Азербайджане за последние после переписи 1989 г. годы кардинально изменилась. Но насколько и как - это не было ясно. Хотя еще 22 февраля 1996 года президент Гейдар Алиев подписал распоряжение №442 о подготовке и проведении переписи, его все время отодвигали на неопределенный срок. Были серьезные опасения в том, что перепись даст нам реальные данные в условиях продолжающегося конфликта с Арменией из-за Нагорного Карабаха и колоссальной трудовой миграции населения в поисках средств к существованию. И, тем не менее, при финансовой поддержке ООН с 27 января по 3 февраля 1999 года власти республики осуществили эту перепись населения, результаты которой только-только становятся достоянием гласности. Из запланированных 10 томов в конце 2000 года были опубликованы 6 фолиантов. Для нашей темы особенно важны 3-й и 4-й тома, в которых приводится информация о проживающих в Азербайджане народах и этнических группах.

Итак, судя по данным переписи 1999 года, ныне в стране проживают 7953,4 тысячи человек, из них 7205,5 тысячи или 90,6% составляют азербайджанцы. Как видим, за истекшие 10 лет число азербайджанцев в стране возросло почти на 8% и стало еще более преобладающим. При этом в сельских районах, а также в Нахчеванской АР и крупных городах азербайджанцы составляют в среднем 96-99% населения. И лишь в столице азербайджанцев зафиксировано относительно мало - 88% населения города. Карабахский конфликт и последовавшие вслед за этим кровавые события, а также трудовая миграция привели к серьезным структурным изменениям среди азербайджанцев. В результате, женщины ныне составляют большинство (50,9%) и еще больше азербайджанцев (51,2%) стало жить в городах, в основном в крупных. Отъезд из страны т.н. "русскоязычных" азербайджанцев привел к тому, что возросло число азербайджанцев, которые говорят на родном языке - с 99,1% в 1989 году до 99,7% в 1999 году. Только 2,7 тысячи (0,04%) азербайджанцев ныне считают русский язык родным.

С другой стороны, формально азербайджанцы имеют хорошие перспективы: средний возраст нации - 27 лет, пожилых и нетрудоспособных азербайджанцев старше 60 лет не очень много (8,5%). Однако при внимательном изучении данных переписей выясняется, что это соотношение основано лишь благодаря преобладанию женского населения. И не все здесь благополучно. Так, резко возросло количество разводов: если в 1989 г. среди азербайджанцев было зафиксировано 11,3 тысячи разводов, то десять лет спустя таковых оказалось 64,7 тысячи, т.е. количество разводов за этот период среди азербайджанцев возросло почти в 6 раз! Наряду с этим резко возросло количество одиноких, особенно среди женщин в возрасте 20-39 лет. Если учесть, что подавляющее большинство разводов также отмечено среди лиц в возрасте 20-39 лет, то налицо серьезный кризис в семейно-брачных отношениях.

А какова ситуация у других народов Азербайджана? Начнем с русских, которые в 1989 году были вторыми по численности после азербайджанцев. В Азербайджане русские традиционно подразделялись на три неравные по численности группы. Первую составляли раскольники (молокане, субботники, духоборы, баптисты и др.), которые появились в Азербайджане после 1832 года и расселялись в сельских районах. К началу 20 века в Азербайджане было 46 русских сел раскольников. Вторая группа русского населения была связана с превращением г. Баку в конце 19 века промышленный центр Закавказья, а третью составили семьи военнослужащих бывшей Советской Армии, расквартированных в основном в городах, в первую очередь в столице. По данным переписи 1979 года, тогда в Азербайджане проживало 475,3 тысячи (7,9% населения республики) русских, в основном в Баку, Гяндже и Сумгаите, а также в Шемахинском, Исмаиллинском и Ленкоранском районах. С начала 80-х годов начался отток русских из республики, в основном по экономическим причинам и в результате последняя советская перепись 1989 года зафиксировала в Азербайджане чуть больше 392,3 тысячи русских (5,6% населения республики), из них 295,5 тысячи человек - в Баку.

Социально-политические процессы, произошедшие в Азербайджане в конце 80-х - начале 90-х гг., значительно усилили отток русских из республики. Война с Арменией, ввод советских войск в Баку в январе 1990 года, внутриполитическая нестабильность, экономический кризис, резкое сужение сферы применения русского языка и возрастание психологической дискомфортности этой группы населения страны привели к тому, что в первые годы независимости Азербайджана русские во многом оказались отчуждены от политической жизни страны. В результате, перепись 1999 года показала, что число русских сократилось за эти десять лет в три раза и теперь их осталось в Азербайджане 141,7 тысячи человек, составляя всего 1,8% населения республики. Правда, русские и сегодня по-прежнему играют заметную роль в жизни Азербайджана. Однако, есть и тревожные факторы: не считая армян, о которых речь ниже, только у этой категории населения страны существует весьма существенная разница в соотношении полов - среди русских число мужчин составляет всего 37%, тогда как женщин - 63%. Причем в основном преобладает старшее поколение и в результате средний возраст русского населения составляет 41 год, тогда как средний возраст у остальных народов колеблется в пределах 26-34 лет. Отнюдь не случайно у русских очень много зафиксировано людей старше трудоспособного возраста - 23,4%.

Вместе с тем, количество разводов за эти 10 лет возросло всего в 2,5 раза, что не свидетельствует о серьезном кризисе семьи у русских в Азербайджане, учитывая аналогичные показатели у азербайджанцев и других народов республики. Чуть больше 18% русских в Азербайджане одиноки, но эта высокая цифра возникла в основном за счет представителей старшего поколения, тогда как процент одиноких в возрасте 20-39 лет незначителен (2,3%), особенно среди женщин. Подавляющее большинство русских (95,1%) сегодня проживает в городах, в основном в Баку, где проживает 84,3% русских. При этом по численности русские уверенно занимают второе после азербайджанцев места в Баку (составляя 6,7% населения столицы), Гяндже (0,9% населения города) и Сумгаите (1,7% населения города). Они главным образом квалифицированные инженерно-технические работники, служащие, многие заняты в государственных, научных и образовательных учреждениях. Во многом это объясняется тем, что у русских один из самых высоких показателей количества людей (6,0%) с высшим образованием в стране. Поэтому в ближайшее время "русский фактор" будет по-прежнему играть существенную роль в социальной жизни Азербайджана. Из сельских районов больше всего русских проживает в Исмаиллинском (1,8% русского населения), Хачмазском (1,0%), а также в Кедабекском, Джалилабадском и Геранбойском районах Азербайджана.

Процент другого народа славянской группы - украинцев, в Азербайджане не очень значителен. По данным переписи 1999 года в Азербайджане проживает 29 тысяч украинцев. Практически все они проживают в Баку и только незначительная часть в Сумгаите и других городах и районах страны. При этом показатели украинцев не очень-то отличаются от показателей русских. Следует отметить только факт сильной русификации украинцев: лишь 32,1% украинцев отметили украинский язык в качестве родного, тогда как 67,0% таковым посчитали русский язык.

До начала карабахского конфликта армяне являлись самой крупной после азербайджанцев и русских этнической общностью страны. В 1989 году их было 390,5 тысячи человек или 5,6% населения. При этом большинство армян проживало в бывшем НКАО (145,5 тысячи человек) и столице (179,9 тысячи человек) республики. После начала карабахского конфликта и последовавших кровавых событий численность армян в Азербайджане резко сократилась, и ныне они проживают в основном в Нагорном Карабахе. Правда, долгое время официальные власти Азербайджана сообщали, что вне территории Нагорного Карабаха в республике проживает от 30 до 40 тысяч армян. Что же показала перепись 1999 года? Оказывается, ныне в Азербайджане проживает 120,7 тысячи армян! Однако внимательное изучение статистических данных переписи по районам показывает, что речь идет практически об армянах, живущих в Нагорном Карабахе. Но и эта цифра дана ориентировочно, и явно завышена. Даже по армянским данным, сегодня в Нагорном Карабахе проживает от 60 до 100 тысяч армян. Трагикомизм данных переписи об армянах заключается в том, что с одной стороны указывается, что 35,5 тысячи или 29,4% армян - это дети в возрасте до 14 лет, с другой тут же отмечается, что средний возраст армян республики равен 57 годам! На самом деле перепись затронула лишь тех армян, которые проживали вне оккупированной территории, а это действительно на сегодня пожилые люди, члены смешанных семей. И тогда, если иметь в виду информацию об армянах, проживающих вне Нагорного Карабаха и оккупированных территорий, тогда выясняется, что армян сегодня в республике осталось всего 645 чел. (36 мужчин и 609 женщин), больше половины из которых (378 человек или 59% армян в Азербайджане) живет в Баку, а остальные в сельских районах. Хотя на деле, реально численность армян вне Нагорного Карабаха должна быть чуть больше, в пределах 2-3 тысяч, поскольку многие сменили фамилии и не попали в материалы переписи.

Особый интерес для исследователей представляют данные переписи о кавказской группа этносов в Азербайджане. К ней относятся лезгины, аварцы, цахуры, удины, ингилойцы, крызы, будуги и хыналыгцы, издавна проживающие в республике. Ведущую роль в этой группе играют лезгины. В основном они проживают на северо-востоке Азербайджана, в бассейне реки Самур и на восточных отрогах Большого Кавказского хребта. Накануне падения СССР лезгины были четвертыми по численности после азербайджанцев, русских и армян в Азербайджане, их в 1989 году насчитывалось 171,4 тысячи человек или 2,4% населения республики. Эти данные все время оспаривались лидерами лезгинских движений ("Садвал" в РФ и "Самур" в Азербайджане), которые приводили цифры в 600-800 тысяч человек. Однако перепись 1999 года показала, что численное и процентное соотношение лезгин осталось по сути неизменным: было зафиксировано 178 тысяч лезгин или 2,2% населения страны. Вряд ли однако это данные реально отражают численность лезгин. Наши исследования, проведенные в 1994-1998 годах в северо-восточных районах страны, показывают, что на деле численность лезгин в Азербайджане колеблется в пределах 250-260 тысяч человек. Так или иначе, но теперь, по данным переписи 1999 года, лезгины уверенно стали вторыми после азербайджанцев народом Азербайджана. Основная масса лезгин (41,2%) проживают в Гусарском районе, где они составляют абсолютное большинство - 90,7% население района. Кроме того, 14,7% лезгин ныне проживает в столице, столько же - в Хачмазском районе. Достаточно много лезгин также проживает в Исмаиллинском, Губинском, Габалинском, и Гейчайском районах. В целом, большинство лезгин (63,3%) зафиксировано в сельских районах страны. Перепись показала, что большинство лезгин составляют трудоспособное население в возрасте 18-59 лет (55,9% лезгин) и младше трудоспособного (33,2% лезгин), что говорит о хорошей демографической перспективе этого народа. Средний возраст лезгин - 29 лет.

Аварцы. Это - наиболее крупная, после азербайджанцев, этническая общность, в основном проживающая на северо-западе страны в Шеки-Закатальской зоне. По переписи 1989 года их было 44,1 тысячи человек. За истекшие 10 лет, численность авар осталась практически неизменной и ныне составляет 50,9 тысячи человек или 0,6% населения республики. Проживают они в основном в двух районах - Закатальском (51%) и Белаканском (48%). Причем в основе своей аварцы сельчане (92,1%), в городах проживает только 7,9% авар.

В этой Шеки-Закатальской зоне живут близкие по языку к лезгинам цахуры. В 1989 году их было зафиксировано 13,3 тысячи человек. Десять лет спустя их численность достигла 15,9 тысячи человек или 0,2% населения республики. В основном они проживают в Закатальском районе (81%), а также в Гахском (18%). Также, как и аварцы, цахуры в своей основе сельские жители: только 17% живут в городах Закатала и Гах, остальные 83% - в селах.

Еще одной этнической общностью, расселенной на северо-западе Азербайджана, являются ингилойцы. Это весьма интересный с научной точки зрения народ, о происхождении которого до сих пор идут споры и очень многое не ясно. Считается, что это - один из древних местных народов, которые в раннем средневековье приняли православную ветвь (грузинскую) христианства и со временем перешли на грузинский язык. Позже, в 17-18 вв. грузиноязычное население здесь приняло ислам и получило азербайджанское имя "ингилой", т.е. "новообращенные". В 19 веке после покорения края Российской империей многие ингилойцы опять приняли христианство. В настоящее время мусульманская часть ингилойцев считает себя азербайджанцами, христианская - грузинами. При этом быт, многие черты культуры абсолютно схожи. В советское время ингилойцы не фиксировались в переписях, но по некоторым данным, в 1989 году в Азербайджане проживало до 10 тысяч ингилойцев. Проблема была в том, что в переписях большинство ингилойцев записывали себя или записывались как азербайджанцы, а меньшинство - грузинами. По переписи 1999 года в Азербайджане зафиксировано 14,9 тысячи грузин. Если не считать 2,5 тысячи грузин, проживающих в основном в Баку, а также г. Гяндже, остальные живут в районах, и это - ингилойцы. Таким образом, можно говорить о грузиноязычных ингилойцах, живущих в сельских районах, а именно - Гахском (7,5 тысячи человек), Закатальском (3 тысячи человек) и Белаканском (2 тысячи человек).

Восточнее Шеки-Закатальской зоны, на севере Азербайджана расположены Габалинский и Огузский районы Азербайджана, где живут удины. По вере они являются приверженцами григорианской ветви христианства, и это обстоятельство наложило серьезный отпечаток на их быт и жизнь, поскольку и армяне относятся к этой ветви христианства. Вот почему в быту удины были триязычны: говорили на удинском, армянском и азербайджанском языках. По переписи 1989 года в СССР проживало 8 тысяч удин, из них в Азербайджане - 6,1 тысячи человек, большинство (4,5 тысячи человек) в селе Нидж Габалинского района. После начала карабахского конфликта некоторая часть удин также покинула страну и расселилась в основном в России. Перепись 1999 года зафиксировала 4,2 тысячи удин, проживающих в основном в селе Нидж, а также 104 человека в Гахском районе. В подавляющем большинстве это сельские жители.

На высокогорье, у восточной подошвы горы Шахдаг, на территории Кубинского района Азербайджана проживает группа этносов, известная как "шахдагская". Этими малочисленными народами являются хыналыгцы, будуги и крызы - жители горных селений Будуг, Крыз и Хыналыг, откуда они и получили свои имена. Кроме того сегодня часть будугов проживает также еще в двух селах района - Дали Гая и Гюней Будуг, а крызы - в селениях Алик, Джек и Гапут Ергюдж. Все эти села находятся в труднодоступных высокогорных местах, что сказалось на их быте и культуре. В частности, по языку будуги и крызы очень близки к лезгинам, но есть и различия. А вот хыналыгский язык занимает особое место, хотя и относится к кавказской группе языков. В переписях они также не отмечались, в том числе и в последней 1999 года. Но считается, что их в общей сложности около 10 тысяч человек.

Иранская группа народов Азербайджана включает в основном татов, курдов и талышей. На северо-востоке Азербайджана находится ареал расселения татов. Их язык относится к иранской группе и близок к фарси. Само имя народа имеет тюркское происхождение: так тюрки в средние века называли оседлое, в основном городское, ираноязычное население в Азербайджане. По вере они в течение столетий разделились на три группы: большинство приняло ислам и ныне таты-мусульмане составляют основную часть населения поселков на Апшеронском полуострове вокруг Баку (из 40 поселков на полуострове - 33 татские), в Исмаиллинском раойне (села Лагидж, Баскал, Зарнава). Таты-мусульмане также проживают в Хызынском, Дивичинском, Губинском и некоторых других районах. Достаточно отметить такой факт: при завоевании Россией г. Баку, в начале 19 века все население города (8 тысяч человек) составляли таты. В результате длительного исторического совместного проживания татов-мусульман и азербайджанцев возникло много общих черт в их культуре и быту. Среди татов-мусульман азербайджанский язык получил столь широкое распространение, что вызвало значительные изменения в их этническом самосознании. Многие из них себя считают азербайджанцами и во многом утеряли татский язык и самосознание. Это сказывалось всегда на итогах переписей. Так, в 1931 году было зафиксировано 60,5 тысячи татов, а уже в 1989 году их количество сократилось до 10 тысяч. Десять лет спустя, в 1999 году, лишь 10,9 тысячи человек признали себя татами. При этом дома они используют татский язык (83% татов отметили татский язык в качестве родного), в повседневной жизни - азербайджанский.

Вторую группу татов составили те, кто принял иудаизм и кого стали именовать в республике горскими евреями. Правда, в течение столетий среди них шел такой сильный процесс смешения с евреями, что сегодня они себя отождествляют с евреями. В результате, перепись 1989 года зафиксировала в Азербайджане 30,8 тысячи евреев, из них 5,5 тысячи - горских евреев. В основном они проживали в Кубинском районе, а также Гусарском, Хачмазском и Огузском и г. Баку. Правда, эта цифра вызывала сильные сомнения и считалось, что на деле евреев, вместе с горскими, в Азербайджане проживало тогда не менее 60 тысяч человек. По данным Еврейского агентства Сохнут, за период с 1989 по 1999 годы из Азербайджана уехало 31,3 тысячи евреев, то есть больше, чем проживало 10 лет назад. Соответственно, в Азербайджане евреев больше не должно было остаться. Однако перепись 1999 года зафиксировала 8,9 тысячи евреев. Правда, на этот раз в переписи евреи не подразделялись и потому трудно сказать, сколько среди них горских.

Третью группу татов составили те, кто принял григорианскую ветвь христианства. Они проживали в селах Матраса (Шемахинский район) и Килвар (Хачмазский район), за годы советской власти практически арменизировались и после начала карабахского конфликта покинули страну, уехав в основном в Армению и Россию.

На самом западе Азербайджана традиционно жили курды. По переписи 1989 года их было 12,2 тысячи человек. Карабахский конфликт внес в их жизнь самые серьезные изменения: вначале в 1988-1990 годах около 11 тысяч курдов-мусульман были депортированы из Армении вместе с азербайджанцами и они расселились в основном среди своих соотечественников в регионе их проживания (Лачинский, Кельбаджарский, а также Кубатлинский и Зангеланский районы). А в 1992-1993 годах все эти районы были оккупированы армянской армией и в результате курды стали вынужденными переселенцами. При этом часть курдов, в основном бежавшие в 1988-1989 годах из Армении, в начале 90-х годов покинули страну и переселились на Северный Кавказ. Остальные вначале направились в Баку (почти 45% курдов), затем, по мере стабилизации политической ситуации в стране, значительная часть курдов переехала в Карабах, в основном в Агджабединский район, где ныне проживает почти 80% курдов. В целом, по переписи 1999 года, в Азербайджане ныне проживает 13,1 тысячи курдов. На деле, представляется, что их число должно быть больше, по некоторым экспертным оценкам, в пределах 50-60 тысяч человек. Однако проблема заключается в том, что курды ни в одном из указанных районов проживания никогда не составляли большинство, во всех по численности явно преобладали азербайджанцы. Еще в начале 20 века многие курды использовали даже в быту азербайджанский язык, и в результате среди них быстро шел процесс азербайджанизации. Перепись 1999 года показала, что лишь 48,9% курдов отметили в качестве родного языка курдский. Это самый худший после украинцев показатель среди народов Азербайджана, во многом объясняющий факт ассимиляции курдов.

Талыши расселены на юго-востоке Азербайджана, в основном в Ленкоранском, Ярдымлинском и Астаринском районах, а также в Масаллинском и Лерикском районах. В советские времена они не всегда попадали в переписи. Так, в 1926 году было зафиксировано 77,3 тысячи (3,3% населения Азербайджана) талышей, в 1939 году их число возросло до 87,5 тысячи человек. Однако 20 лет спустя, в 1959 году, официально талышей осталось всего 100 чел. В 1970 и 1979 годах они вообще исчезли из списка народов СССР. Вновь они появились в переписях в 1989 году, и теперь оказалось их всего 21,2 тысячи человек или 0,3% населения республики. За последние 10 лет произошли сильные изменения в самосознании талышей, изменилась также и общественно-политическая ситуация в республике, и в результате в переписи 1999 года было зафиксировано проживание в стране 76,8 тысячи талышей или 1% населения республики. Правда, думается, что численность талышей в Азербайджане на деле также должна быть больше. По нашим экспертным данным, реально в Азербайджане проживает не менее 200-250 тысяч талышей. В своей массе это жители сельских районов (97,4% талышей). Судя по переписи, 48% талышей живет в Масаллинском районе и 33% - в Ленкоранском. Остальные - в Лерикском, Астаринском и Ярдымлинском районах. Кроме указанных южных районов Азербайджана, перепись показала наличие части талышей в городах Сумгаит и Баку.

Наконец, следует отметить народы, входящие в тюркскую этническую группу, которая включает в себя в основном азербайджанцев, а также татар и месхетинских турок. Татарская община, составлявшая по переписи 1989 года 28,6 тысяч человек (0,4% населения республики), начала формироваться в Азербайджане со второй половины 19 века, но особенно в 20 веке. За последние 10 лет численность татар осталась почти неизменной и составляет сегодня 30 тысяч человек. Проживают они главным образом в Баку (28 тысяч человек) и Сумгаите (800 человек), а также в других городах. При этом они сохраняют свой родной язык и в то же время свободно владеют азербайджанским и русским языками.

Месхетинские турки или турки Ахыска, родственные по языку и культуре азербайджанцам, были депортированы в 1944 году указом Сталина со своей исторической родины Грузии в республики Средней Азии. После смерти Сталина в 1956 году вышел указ Президиума Верховного Совета СССР и турки получили право на переезд во все республики СССР, кроме Грузии. Тогда-то они впервые появились в Азербайджане, но как азербайджанцы. Позже, в 70-е годы они стали прибывать и как этнические турки. К 1989 году перепись зафиксировала в Азербайджане 17,7 тысячи турок, 96% которых жили в сельских районах. Еще 30-40 тысяч турок жили, будучи записанными как "азербайджанцы". В том же 1989 году, после погромов в Узбекистане в Азербайджан хлынула вторая волна турок, но уже в качестве беженцев. В настоящее время в общей сложности в республике зафиксировано 48 тысяч беженцев турок из Узбекистана, которые расселились в сельских районах, в основном в Саатлинском и Сабирабадском районах. По данным общества турок "Ватан", в настоящее время в Азербайджане проживает больше 100 тысяч турок, которые подразделяются на две группы: граждан, зафиксированных как "турки" и "азербайджанцы", а также беженцы. Перепись 1999 года внесла ясность в отношении количества граждан страны, зафиксированных как этнические турки: таковых оказалось 43,4 тысячи человек или 0,5% населения республики. При этом на этот раз стало больше горожан -11,8%, хотя большинство (88,2%) по-прежнему живет в сельских районах, в основном Саатлинском (33% турок), Сабирабадском (14% турок) и Хачмазском (11% турок). Кроме того, они живут в Бейлаганском, Дивичинском, Шамкирском и др. районах страны.

Таковы краткие результаты итогов переписи 1999 года. Как видим, имевшиеся сомнения об итогах переписи подтвердились. Данные о не-азербайджанцах вызывают сомнения. Особенно это касается данных о численности армян, а также лезгин, талышей и курдов. В то же время, абсолютно не нашел своего отражения факт колоссальной трудовой миграции населения и в первую очередь азербайджанцев. Ведь, по некоторым данным, от 2 до 2,5 млн. граждан, в основном азербайджанцев, а также лезгин, талышей и горских евреев фактически отсутствуют в республике и в поисках средств к существованию проживают в других странах, в первую очередь в России. Однако в переписи учитывалось лишь постоянное население, но нет никакой информации о наличном. Все это вынуждает относится к итогам переписи 1999 года в Азербайджане с известной долей осторожности.

12.03.01

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)