|
|
Москва
этническая: грозит ли городу геттоизация?
|
|
Над темой номера работала
Ольга ВЕНДИНА
|
Так будут ли в столице этнические анклавы?
Попробуем представить, как могут выглядеть этнические
кварталы Москвы. Будут ли здесь, например, украинские кварталы с
выбеленными домами, или узбекские, подобные тем, что можно увидеть
в Бухаре, где дома прячутся за бесконечными стенами, охраняющими
их от дневного зноя, или азербайджанские - с дувалами и тенистыми
замкнутыми дворами, или еще какой-нибудь? Едва ли. В столице России
этнический квартал, скорее всего, ничем не будет отличаться от неэтнического.
Те же панельные многоэтажные дома, разбитый асфальт у подъездов
и машины, припаркованные на тротуарах. Он будет напоминать новостройки
Баку, Киева или любого другого крупного советского города. Об их
неразличимости так много было написано в позднее брежневское время.
Признаком "этничности" того или иного квартала
Москвы будет наличие вывесок на иностранном (украинском, армянском,
грузинском, азербайджанском…) языке, кафе и магазинов, ориентированных
на "своих", да гортанной или неправильной русской речи,
которая будет чаще слышаться на улице. Так ли все это ужасно? Тотальное
распространение латиницы в уличной рекламе и англо-французских вывесок
никого не пугает.
Проблема заключается не в колорите, а в концентрации
бедности и связанных с ней проблем, таких как: пенсионное обеспечение,
предоставление медицинской помощи, занятость свободного времени
детей и подростков, школьное образование, различие стартовых условий
жизни и приоритетов, наконец, преступности. Имущественное неравенство
и социальная стратификация являются главными проводниками процесса
этнической сегрегации. Поэтому, сколько бы Московское Правительство
не боролось с мигрантами и не ужесточало паспортный режим и милицейский
контроль, такими методами оно не сумеет избежать формирования этнических
анклавов в Москве. Основные усилия необходимо направлять на борьбу
с бедностью, с деградацией социальной инфраструктуры и жилого фонда,
что поможет сохранить или повысить статус периферийных районов и
сдерживать отток среднего класса. Одновременно нужны решения, устанавливающие
правовой статус мигрантов в Москве в соответствии с демократическими
нормами, и выработка политики, которая позволяла бы регулировать
миграционные потоки, исходя из принципа соблюдения прав человека
и социального обеспечения, а не полицейского отлова людей на улицах.
Возможно, подобные предложения выглядят утопией, но
избранный сегодня путь открывает прямую дорогу к этнической сегрегации,
которая вместе с букетом социальных и бытовых проблем, создаст новый
вызов городу и потребует несравненно больше средств и усилий для
поддержания стабильности и безопасности в Москве.
Другой существенный, политический, если угодно, момент
связан с распространением дискурса о многонациональности Москвы.
Приходится признать, что принятие этого тезиса в качестве аксиомы
и "внедрение" его в практику московской жизни имеет два
прямо противоположных следствия. С одной стороны, многонациональность
трактуется как "культурное богатство". Однако, с другой
- за идеями многонациональности, понимаемыми достаточно узко, стоит
представление об этничности как объективной данности, следствием
чего a priori является непреодолимость различий, провоцирующих обособление
и межгрупповую подозрительность. Представляется, что "многонациональность"
в подобной трактовке изжила себя. Необходим иной идеологический
подход, ориентированный на укрепление московской идентичности, предполагающей
культурный плюрализм и признающий схожесть культурных и исторических
судеб населения города.
Проблема формирования московской идентичности тесно
связана и с проблемой низкого уровня солидарности в обществе. Сегодня
цемент внутреннего единства населения Москвы заметно выкрошился,
чему в значительной степени способствовало имущественное расслоение
и стремление наиболее благополучной части населения к обособлению.
Свою разрушительную работу проделывают и те, кто заявляет о миграционном
перенаселении Москвы, создающем непосильную нагрузку на транспортную
и социальную инфраструктуру, провоцирующем экологическую катастрофу,
дестабилизирующем рынок труда, поглощающем ограниченные ресурсы
социальной поддержки, предоставляемой наиболее уязвимым слоям населения,
и приводящем к снижению уровня жизни коренных москвичей. Правдоподобная
безысходность данных аргументов, независимо от их реального наполнения,
создает чувство потерянности и заставляет людей бороться за выживание
в одиночку, рассчитывая только на собственные силы.
На этом фоне голоса тех, кто ставит вопрос в иной плоскости
и указывает на несправедливость господствующих оценок мигрантов,
остаются не услышанными. Эрозия общественной солидарности в сочетании
с расчетливо прагматичным отношением к мигрантам, предполагающим
одновременно их эксплуатацию и отказ от предоставления им социальных
гарантий, действительно способны породить конфликтную ситуацию в
масштабе города, поводом для которой могут послужить межэтнические
различия. Поэтому городским властям, если они действительно озабочены
предотвращением конфликтов, нужно задуматься о способах реального
включения иммигрантов в принимающее сообщество. При этом, для эффективности
этого процесса недостаточно стремления к интеграции только со стороны
мигрантов, должно измениться и само общество, восприняв привносимое
этно-культурное разнообразие как серьезное преимущество жизни в
столице.
|