Rambler's Top100

№ 177 - 178
8 - 21 ноября 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Как менялся этнический состав москвичей

Социально-географическая оценка результатов этнической миграции

Сдвиги в системе городского расселения России в трансформационный период

Страна пригородов: «американская мечта» сегодня

Иммиграция в России в новом веке: прогнозы и вызовы для политики

Внутрироссийские миграции: региональный анализ

Сдвиги в системе городского расселения России в трансформационный период

Браде И., Питерский Д.С., Шульце М.
(Полностью статья опубликована в книге: Проблемы урбанизации на рубеже веков. / Отв. ред. А.Г. Махрова. - Смоленск: Ойкумена, 2002. с. 87-98)

<…>

Обобщенная типология городов по особенностям их развития в ходе трансформационного процесса

Данная типология является результатом многосторонних исследований, проведенных в рамках научного проекта "Сдвиги в системе городского расселения России в трансформационный период" (Институт страноведения, Лейпциг, 1997-2000), а также использования знаний и опыта авторов статьи, многочисленных интервью со специалистами и результатов научных экспедиций. В связи с этим необходимо отметить экспертную оценку потенциала развития около 200 городов Российской Федерации, среди которых все центры субъектов федерации, а также репрезентативные центры различных отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности, транспортные, курортные центры, города науки и некоторые другие, которая осуществлялась под руководством профессора географического факультета МГУ Е.Н. Перцика1.

В качестве основной тенденции пространственного развития в России можно констатировать возрастающую поляризацию и периферизацию пространства с экономической и социальной точки зрения. В 90-х годов произошло усиление региональных диспропорций.

Одна из важнейших причин этого явления - дезиндустриализация, распад промышленных структур. Система городов, развивавшаяся в определяющей зависимости от централизованной плановой системы производства, претерпела в связи с этим значительные изменения.

Выделяются следующие характерные черты дальнейшего социально-экономического развития городов различного типа:

  • экономический бум - появление динамично развивающихся центров (островов модернизации);
  • незначительная положительная динамика экономического роста или ее возможность;
  • преимущественно негативная динамика развития.

К успешно развивающимся в экономическом отношении городам России несомненно относятся обе столицы - Москва и Санкт-Петербург.

Москва - с большим отрывом доминирующий в экономическом отношении центр Российской Федерации. В последние годы больше, чем когда-либо усилились ее позиции как экономического и финансового центра страны. Здесь сконцентрированы все важнейшие государственные структуры принятия решения. В современных условиях, когда особенно большую роль играют неформальные связи между отраслевыми и регионально ориентированными интересами, именно в столице принимаются важные политические и экономические решения, затрагивающие отдельные регионы и межрегиональные связи. Москва обладает относительно хорошо развитой рыночной инфраструктурой. В городе расположены штаб-квартиры крупнейших российских предприятий, концентрируется российский капитал. Москва получает столько же прямых инвестиций, сколько следующие за ней по рангу 14 российских городов вместе взятые. Четверть всех российских налогов собирается в столице, столь же высока ее доля в розничном товарообороте, в то время как доля Москвы в населении Российской Федерации составляет лишь 6%. Весьма высок среднедушевой доход, город располагает аттрактивным рынком рабочей силы. Москва все более интегрируется в глобальное экономическое пространство.

Санкт-Петербург в экономическом отношении находится на втором месте, но на значительно более низком, по сравнению с Москвой, уровне. Ему достались в наследство проблемы индустриального, военно-промышленного центра. После падения "железного занавеса" на передний план в качестве экономических факторов развития выдвинулись выгоды ключевого экономико-географического положения и портовые функции города. Хотя Санкт-Петербург в качестве центрального места и потерял свой балтийский хинтерланд, для города открылся непосредственный выход в Евросоюз через соседнюю Финляндию. Санкт-Петербург развивается как транспортно-коммуникационный мост между Россией и Западом, а также как международный центр культуры и искусства.

Значительную группу городов составляют центры с положительной динамикой экономического роста или ее возможностями. В их составе можно выделить следующие подгруппы.

1. Межрегиональные и региональные центры с численностью населения более 500 тысяч жителей. Возможности их перспективного развития относительно благоприятны в связи с наличием внутреннего потенциала, центральных функций, соответствующих организаций и структур, а также их полифункциональностью, хотя существенный промышленный спад протекал по-иному, нежели в Москве, и до сих пор не наверстан. В связи с этим в них отмечается весьма высокая безработица. Кроме Омска и Челябинска, значение всех городов-миллионеров как промышленных центров с 90-х годов уменьшилось. Как и в случае Санкт-Петербурга, это означает изменение функционального профиля. Так, экономико-географический анализ городов Урала указывает на отчетливое сокращение объема промышленной продукции и развитие третичного сектора в Екатеринбурге, в то время как Челябинск остается крупным промышленным центром макрорегиона. Екатеринбург по своим функциям становится важным финансовым региональным центром и транспортным узлом между европейской и азиатской частью страны. Новосибирск уступил свою ведущую в прошлом роль промышленного центра Омску и сосредоточивает в большей степени транспортные, обслуживающие и научно-культурные функции региона.

2. Промышленные центры с одним доминирующим предприятием или отраслью промышленности, удачно вошедшими в рынок (энергетика, добыча и переработка нефти и газа, металлургия, т.е. преимущественно экспортные отрасли). Характерные признаки городов этой группы: отсутствие падения производства и сокращения численности населения. В качестве примера можно привести такие металлургические центры, как Липецк, Череповец, Старый Оскол, нефтяные и газовые города Западной Сибири, центры энергетики Новокуйбышевск, Братск (Братская ГЭС), Сосновый Бор (Ленинградская АЭС) и др.

3. Города со смешанным промышленным профилем (доля занятых в промышленности от 20 до 40%). Доминирующее предприятие отсутствует; характерным является сокращение объемов промышленного производства и количества промпредприятий, при этом упадок какого-либо одного предприятия может компенсироваться развитием других. Это, как правило, небольшие предприятия энергетики, химической и металлургической промышленности. Сюда относится ряд региональных центров, в которых были созданы относительно благоприятные условия инвестирования и местные власти получили отечественные и международные кредиты для модернизации коммунальной инфраструктуры: Новгород, Владимир, Ярославль.

4. Города - обслуживающие центры, непромышленные города (10 больших городов, 30 средних городов, 260 малых и мельчайших городов). Доля занятых в промышленности менее 20%, основная часть работающих сконцентрирована в сфере обслуживания и коммерческой деятельности. В более крупных городах доминируют транспортные и таможенные функции, например, в портовых городах, таких как Новороссийск, Таганрог, Астрахань, Выборг, Находка. Другие города представлены рекреационными центрами общероссийского значения - Сочи, Анапа, города-курорты Кавказских Минеральных Вод. Здесь в целом отмечается наивысший миграционный прирост, поскольку имеются относительно неплохие шансы трудоустройства в (неформальном) частном секторе. В малых городах, в которых преимущественно развита пищевая промышленность, открываются, кроме того, лучшие возможности относительно быстро приобрести собственное жилье.

5. Города науки и бывшие закрытые города. Города науки или так называемые наукограды - особый тип советских городов, возникших преимущественно в 40-е и 50-е годы для обеспечения ускоренного технического развития прежде всего в оборонной промышленности. В основе их развития лежала высокая концентрация научно-технического потенциала. В этих городах были сконцентрированы соответствующие их профилю научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, испытательные полигоны, а также высшие и средние специальные учебные заведения (в области ядерной физики, биотехнологий, точного приборостроения, авиакосмической техники и др.). Среди этих городов науки были также 22 закрытых города, которых нельзя было отыскать ни на одной географической карте и в официальной статистике. После общественно-политических и экономических перемен начала 90-х годов большинство этих привилегированных островков экономического благополучия оказались в тяжелой ситуации. Ни городская администрация, ни руководство предприятий и организаций не были готовы к принятию самостоятельных решений, к персональной ответственности за судьбу вверенных им объектов. Города науки в советский период были в гораздо более сильной степени, чем прочие, подчинены иерархии соответствующих отраслевых министерств и в связи с этим развивались относительно независимо от своих регионов и своего окружения, а также намного лучше обеспечивались товарами и услугами, что в условиях почти повсеместного советского дефицита играло немаловажную роль. В условиях рынка они в особенности оказались затронуты произошедшими изменениями, став теперь частью экономики соответствующего региона. Позитивные возможности появляются у тех городов, ведущие предприятия которых благодаря наличию высокого технического потенциала и высококвалифицированной рабочей силы смогли найти новые рынки сбыта (Королев, Саров, Трехгорный, Жуковский), а также те, которые, став открытыми, получили шанс превратиться в инновационные центры российских технополисов и дать импульс региональному развитию.

6. Города в зоне влияния крупных агломераций. Из-за функциональной ориентации на соответствующие города-центры, недостатки, вызванные отсутствием собственных экономических структур и соответствующих налоговых поступлений, могут компенсироваться за счет размещения аэропортов, предприятий складского хозяйства и логистики, использования привлекательного рынка рабочей силы города-центра. В настоящее время в наибольшем выигрыше оказались города Московской агломерации.

7. Малые города с благоприятным инвестиционным климатом. Они характеризуются выгодным транспортно-географическим положением, благоприятными рамочными условиями для развития предпринимательства, взвешенной, свободной от бюрократизма муниципальной политикой. Пример - город Чудово (18 тысяч жителей, Новгородская обл.), с одним из самых высоких объемов инвестиций на душу населения в России. Здесь разместились три предприятия с иностранным капиталом. Тем самым обеспечиваются регулярные налоговые поступления в городской бюджет, участие в ремонте жилого фонда и инфраструктуры, проведении культурных мероприятий. В результате город приобрел привлекательность и для российских инвесторов.

8. Города в сельской местности Южной России с благоприятными природно-климатическими условиями (например, Алексеевка в Белгородской области с численностью населения 38,4 тысячи жителей). Последствия развала слабых в структурном отношении отраслей (в данном случае - машиностроения) могут быть, по крайней мере, частично, компенсированы развитием малых и средних предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья, агросервиса и прочих.

Тенденции преимущественно негативной динамики экономического развития в той или иной мере проявляются по-разному в городах следующих типов.

1. Промышленные центры с одним градообразующим предприятием или отраслью промышленности, особенно сильно затронутыми кризисом: центры оборонной промышленности и центры угольной промышленности Кузбасса, Печорского бассейна.

2. Монофункциональные промышленные центры со слабыми в структурном отношении отраслями или неконкурентоспособной продукцией - центры машиностроения и текстильной промышленности (например, Ярцево в Смоленской области с крупным моторостроительным заводом и текстильной промышленностью, текстильные города Иваново и Южа).

3. Малые города на большом удалении от региональных (областных, краевых, республиканских) и районных центров, которые из-за невысокой транспортной освоенности территории и неконкурентоспособности продукции их предприятий обладают неблагоприятными возможностями для дальнейшего развития. В качестве примеров можно привести Подпорожье на востоке Ленинградской области или Каргополь в Архангельской области. Эти центры могут подняться за счет развития лесного хозяйства или деревообрабатывающей промышленности, однако, из-за плохого развития транспортной инфраструктуры и удаленности от экспортных портов и рынков сбыта шансы для дальнейшего развития невелики.

4. Небольшие туристско-рекреационные центры, использовавшиеся ранее в значительной степени отечественными отдыхающими. Их основные проблемы заключаются в отсутствии рациональной стратегии маркетинга и недостатке капиталовложений для развития необходимой инфраструктуры и учреждений обслуживания (например, малые города "Золотого Кольца" России или Пушкинские Горы под Псковом).

5. Малые города с дотационными предприятиями в районах с экстремальными климатическими условиями на Крайнем Севере и Дальнем Востоке, где были упразднены государственные экономические льготы, практически не выплачивается заработная плата, к тому же отмечаются весьма высокие цены, высокая стоимость энергоносителей и значительные транспортные тарифы. Шансов на оживление экономической ситуации почти нет, поскольку нет ни новых, экономически эффективных рабочих мест, ни возможностей выживания за счет личного подсобного хозяйства. Отток населения исключительно велик, иногда он составляет за последние 10 лет от трети до половины населения: например, на Дальнем Востоке - Сусуман (с 17 тысяч человек в 1989 году до 9 тысяч человек в 1999 году), Певек (соответственно 13,3 и 6 тысяч человек), столица Чукотского автономного округа Анадырь (17,7 и 12,6 тысячи человек); в Восточной Сибири - Игарка (19,0 и 9,8 тысячи человек). Социально-экономическая ситуация более крупных городов этих регионов зависит от их промышленной специализации. Например, Норильск (146 тысяч жителей) с его цветной металлургией и сырьевым экспортом демонстрирует относительно стабильную ситуацию. Однако, и здесь происходит постоянное сокращение занятых на "Норильском Никеле", а санитарно-гигиеническая ситуация в городе и на прилегающих территориях приняла характер экологической катастрофы. Что касается других больших городов в районах с экстремальными природными условиями, то, например, Воркута (93 тысячи жителей) - центр угледобычи на севере Республики Коми - не может обеспечить стабильных социально-экономических условий, что приводит к значительному оттоку населения.

Региональная дифференциация развития городов в 90-х годах

<…>

Наряду с общей кризисной социально-экономической ситуацией почти во всех городах и регионах страны можно выявить региональную дифференциацию отдельных центров с определенными экономическими выгодами либо недостатками.

В качестве полюсов экономического роста в 90-х годах однозначно выделяются Москва и Санкт-Петербург с их непосредственным окружением. На северо-западе к внешней границе Евросоюза примыкает Новгородская область и северо-западная часть Ленинградской области.
С некоторыми исключениями, но с большим отрывом от других регионов выделяется промышленная дуга по направлению Поволжье - Южный Урал - северная и центральная часть Западной Сибири. Здесь сконцентрированы крупнейшие промышленные центры и центры вложения капитала в стране. С помощью различных транспортных и других коммуникаций осуществляется их включение в систему национальных и международных связей. По сравнению с городами других регионов страны для расположенных здесь городов эти факторы означают определенные экономические пространственные преимущества. Они создают важные предпосылки для формирования стабильных экономических структур. Для городов Западной Сибири, особенно находящихся на Крайнем Севере, эта стабильность связана, впрочем, с добычей ресурсов и тем самым лишь условно гарантирована в отдаленной перспективе. Предпосылками перспективного развития могли бы стать, в числе прочего, инвестиции в нефте- и газоперерабатывающие секторы данного региона.

Далее идут крупные города макрорегионального уровня, а также центры добывающих районов в азиатской части страны, обладающие относительно благоприятными условиями для развития экономики и проживания населения.

На более низком уровне, но со сравнительно стабильным социально-экономическим положением находятся отдельные аграрные районы в областях с благоприятными природно-климатическими условиями (Центрально-Черноземный экономический район, Краснодарский край), а также достаточно хорошо освоенное в инфраструктурном отношении Черноморское побережье.

Вдоль Транссиба в благоприятном для развития сельского хозяйства регионе между обоими экономическими центрами - Омском и Новосибирском - также сформировался узкий коридор, где социально-экономический спад в городах относительно невелик.

Подобная же ситуация наблюдается в южных пограничных регионах Дальнего Востока с г. Владивостоком как крупным портом и деловым центром в рамках азиатско-тихоокеанского экономического пространства.

Сравнительно стабильными предпосылками для дальнейшего экономического развития также обладает западная часть Кольского полуострова с горнодобывающими центрами Апатиты и Мончегорск, опорными пунктами дислокации Северного флота и административным центром и портом Мурманском.

В особо неблагоприятной ситуации находятся малые и средние города Крайнего Севера, каменноугольного Кузнецкого бассейна, в основном в его северной части, а также малые и средние города Нечерноземной зоны и города текстильного региона Иваново в Центральной России.

Таким образом, в ходе общественно-политического и экономического трансформационного процесса в России появляются города и урбанизированные территории, демонстрирующие существенный экономический спад. Характеристиками стагнирующего или депрессивного развития этих городов являются высокая (часто скрытая) безработица, спад промышленного производства, обострение финансовой ситуации на муниципальном уровне, сокращение социальных гарантий при обострении общей социально-экономической ситуации и одновременно лишь незначительное усиление оттока населения. Это в особенности касается городов с неблагоприятным экономико-географическим и транспортно-географическим положением, городов с моноструктурной экономикой, в которой доминирующее положение занимает слабая в структурном отношении отрасль промышленности, а также города, социально-экономическое положение которых, как и ранее, определяется предприятиями оборонных отраслей. С другой стороны, появляются города и урбанизированные территории, потенциал которых при изменившихся общественно-политических и экономических условиях дает возможность сохранения их экономического значения и превращения в новые центры экономического роста. Среди них:

  • многопрофильные города с развитой рыночной инфраструктурой;
  • города, обладающие выгодным экономико-географическим положением и развитой транспортной инфраструктурой (транспортные узлы, портовые города);
  • города с доминированием одной или нескольких сильных в конъюнктурном отношении предприятий;
  • города с благоприятным предпринимательским климатом и взвешенной стратегией маркетинга на муниципальном уровне.

Каким путем развития пойдет тот или иной город зависит, наряду с собственным потенциалом, во все возрастающей степени, от формирующейся системы регулирующих связей на региональном и местном уровне, а также от формальных и особенно от неформальных и официально невыраженных связей между политическими и экономическими структурами.


1 - см. также Браде И., Перцик Е.Н., Питерский Д.С. Районная планировка и разработка схем расселения. Опыт и перспективы. - М: Международные отношения, 2000; Перцик Е.Н., Питерский Д. С. Оценка потенциала развития городов России // Вести. Моск. ун-та. Сер. 5. Геогр. 2000. №1. С. 12-17.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Российского гуманитарного научного фонда - http://www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)