Rambler's Top100

№ 175 - 176
25 октября - 7 ноября 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Из архивных папок

Демография и религия

Десять лет назад на всемирной конференции по народонаселению и развитию (Каир, сентябрь 1994г.) развернулась полемика вокруг отношения к абортам и планированию семьи. Одним из аспектов этой полемики стало выяснение того, как понимают и оценивают то и другое представители различных вероисповеданий с религиозной точки зрения. Мировое сообщество столкнулось с новыми явлениями, на которые нужно было дать ответ, и, как всегда бывает в подобных случаях, мнения разделились. Каирская конференция не была, конечно, религиозным форумом, но вопрос о том, что дозволено, а что неприемлемо именно с религиозной точки зрения, поднимался во многих выступлениях.

Ниже приводятся несколько фрагментов из выступлений делегатов Конференции, так или иначе затрагивающих вопрос об отношении различных религий к аборту, планированию семьи, самой семье, репродуктивному здоровью и т.п., придерживавшихся разных точек зрения, но всегда пытавшихся обосновать свою позицию ссылками на предписания религии и нормы морали. Единственный вывод, который можно сделать, сопоставляя разные позиции, равно как и практику разных стран, даже разделяющих одну веру, заключается в том, что вопрос не так прост, как кажется.

Хосни Мубарак, президент Египта

Мы твердо убеждены, что нет противоречия между религией и наукой, между духом и материей или между требованиями модернизации и необходимостью идентичности, ибо праведная человеческая жизнь опирается на согласие между всеми этими факторами... Серьезность демографических проблем развивающихся стран требует интенсификации усилий по контролю демографического роста в соответствии с базовыми ценностями каждого общества, его небесными законами и религиозными принципами… Приемлемая формула решения проблемы народонаселения должна находиться в соответствии с религиозными верованиями и ценностями для того, чтобы породить энтузиазм добровольного участия. Египет отвергает любую политику населения, основанную на навязывании и принуждении. Центр тяжести этой политики - в повышении осведомленности людей о проблемах населения Египта …Благодаря демографической политике последнего времени темпы роста населения снизились с 2,8% в 1980 г. до 2,2% в 1994. Число семей, охваченных программой планирования семьи, выросло с 28 до 50%.

Гро Харлем Брундтланд, премьер-министр Норвегии

Иногда религия становится главным препятствием предоставлению услуг по планирование семьи. Это происходит тогда, когда планирование семьи превращается в вопрос морали. Но мораль не может ограничиваться вопросами контроля сексуальности или защиты зародыша. Мораль требует также дать выбор каждому человеку, отказаться от санкций всех видов, устранить все препятствия и избежать личной трагедии. Мораль превращается в лицемерие, если она допускает страдания или смерть матери из-за нежеланной беременности или нелегального аборта, появление нежеланных детей, живущих в нищете… Я тщетно пыталась понять, как выражение "охрана репродуктивного здоровья" можно истолковать как пропаганду аборта или квалифицировать аборт как средство планирования семьи… Я рада заявить, что общее число абортов в Норвегии после легализации аборта не изменилось, тогда как число нелегальных абортов упало до нуля. Наш уровень абортов - один из самых низких в мире.

Беназир Бхутто, премьер-министр Пакистана

Пакистан не может добиться прогресса, если он не остановит рост своего населения. Поэтому многочисленные демографические программы и программы планирования семьи реализуются в нашей стране. Тысячи "общинных агитаторов" были назначены для пропаганды планирования семьи. Мы должны стремиться к тому, чтобы обеспечить для матерей и их детей будущее, свободное от болезней. Лидерам наций приходится принимать решения, которые часто бывают непопулярными. Но узколобому меньшинству не должно быть позволено навязывать стране повестку дня отсталости. Мечети и церкви должны внести свой вклад в эту борьбу в такой же мере, как правительства и неправительственные организации…

Пакистан будет следовать в своей политике законам Ислама. Все процессы должны быть согласованы с непреходящим исламским моральным принципом святости жизни и придания особого значения семейной ячейке. Ислам не позволяет убивать детей и следовательно не признает аборт как средство планирования семьи.

Амаду Али Диав, заместитель генерального директора Исламской организации по образованию, науке и культуре

Любая система регулирования рождаемости, которая хочет быть долговременной и эффективной, должна строиться на культурно и духовно приемлемой основе. Вечные заветы Ислама запрещают мусульманам любое своеволие, в том числе и в том, что касается аборта. Впрочем, все религии рассматривают аборт как преступление. Никто не вправе разрушить жизнь, которая является божественным, а не человеческим достоянием… Международное сообщество должно сделать все, чтобы обеспечить женщине доступ к среднему и высшему образованию, которое представляет собой важнейшее средство, позволяющее женщинам на всех уровнях сделать справедливый выбор и добиться лучшего качества жизни. В самом деле, повышение статуса женщины связано прежде всего с ее образованием, которое, в конечном счете, есть лучший контрацептив.

Архиепископ Ренато Рафаэль Мартино, Ватикан

Право ответственно принимать решения, касающиеся числа детей и времени их появления, принадлежит родителям, которые не должны подвергаться никакому насилию или давлению со стороны властей. Но эти последние должны позаботиться о том, чтобы люди располагали всей необходимой информацией. Нужно быть бдительными, чтобы исключить злоупотребления, связанные с программами планирования семьи… Надо сосредоточиться на семье, основанной на браке. Святой Престол не поддерживает рождение детей любой ценой. Он подчеркивает ответственность, с которой родители должны принимать решение о рождении ребенка. Эта ответственность касается не только их самореализации, они должны быть ответственны также перед Богом, перед новой жизнью, которую они принесут в мир, перед своими уже рожденными детьми, перед своей семьей, а также перед обществом с учетом правильной иерархии моральных ценностей.

Святой Престол весьма озабочен тем, что проект программы, говоря о безответственном и опасном поведении, довольствуется тем, что рекомендует средства для уменьшения связанного с таким поведением риска, вместо того, чтобы рекомендовать изменить само поведение. Что касается аборта, Святой Престол считает, что новые жизни с самого начала имеют право быть с радостью приняты и семьей, и обществом. Святой Престол отвергает все попытки, направленные на ослабление семьи или изменение определения этого понятия и придания статуса семьи другим формам организации жизни. Концепция "права на аборт", содержащаяся в проекте, была бы нововведением для мирового сообщества и противоречила бы законам и конституциям многих стран, равно как вере и убеждениям многих людей.

Заявление Всемирного Совета Церквей

Хотя существуют различные позиции среди церквей - членов ВСЦ, многие из них отстаивают право семей регулировать рождаемость различными методами. Мы не признаем использования аборта как метода планирования семьи. Тем не менее, некоторые члены ВЦС полагают, что споры по поводу аборта без учета конкретных условий жизни женщин, в контексте которых приходится принимать решение о производстве аборта, не заслуживают доверия. Растущее число церквей признает, что несправедливое обращение с женщинами и их систематическая эксплуатация делают обращение к безопасному, добровольному аборту моральной необходимостью. Догматическое утверждение, которое настаивает на святости жизни, но игнорирует контекст, в котором происходит зачатие, не способно привести это утверждение в соответствии с реальными обстоятельствами жизни.

Мухаммад Али Ташкири, Иран

Следуя учению Ислама, Иран поддерживает право супругов принимать решение о числе детей и времени их рождения, но заботится о том, чтобы права нерожденных детей не были нарушены посредством аборта. Осуждая аборт, Иран достиг значительных успехов в регулировании деторождения, внедряя эффективные программы планирования семьи… Половое воспитание и предоставление информации о репродуктивном и сексуальном здоровье детям и подросткам может иметь опасные социальные последствия, и Иран категорически против этого. Необходимо защищать молодежь от любых аморальных действий и охранять ее здоровье.

Даниель Магвайр, Председатель религиозной консультации по населению, репродуктивному здоровью и этике

Я - католический теолог, учившийся в римском университете, аккредитованном при Ватикане. В моем лице вы слышите голос тех католиков, чья точка зрения не была представлена Ватиканом на этой конференции.

Широкий консенсус был достигнут на Конференции по следующим пунктам: проблемы населения не могут быть решены, пока женщины не станут образованными и равноправными; родители должны иметь надежу на то, что их дети будут жить; развитие должно быть направлено на устранение бедности, а не отдано на откуп бессодержательной, обсуживающей саму себя экономики; более богатые нации должны ограничить свое расточительное потребление; силы, разрушающие Землю, должны быть поставлены под контроль; контрацепция и безопасный аборт должны быть доступны тем, кто в них нуждается. Выделение всех этих шести пунктов подразумевает, что надежда - это лучшая контрацепция.

План действий призывает к огромной культурной революции. Он призывает мужчин разделить власть с женщинами, богатые нации - поддержать бедные, разработчиков проектов - поставить природу выше прибыли. Без помощи религий мира эта необходимая моральная революция не произойдет.

К сожалению, из-за идиосинкратической концентрации Ватикана на шестом пункте - контрацепции и абортах, моральный триумф проекта программы действий был ослаблен, и религия снова предстала как нечто вроде айсберга на пути прогресса… Заняв жесткую позицию в спорном вопросе, по которому добрые люди могут иметь разные мнения, не теряя взаимного уважения, Ватикан отошел от католической традиции терпимости (называемой пробабилизмом) и оскорбил другие мировые религии, которые расходятся с ним во взглядах на контрацепцию и аборт.

Религиозные эксперты, представляющие взгляды буддистов, мусульман, иудеев, протестантов и католиков, которые встречались вчера, все не согласны с непродуктивной позицией Ватикана в вопросе о контрацепции и абортах. Никто не поддержал позицию Ватикана по вопросу об опасном аборте - о том, что единственный моральный путь избежать его - это воздержание, ибо из нее следует, что женщина, которая погибает от такого аборта, того заслуживает.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)