Rambler's Top100

№ 173 - 174
11 - 24 октября 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"RBC daily" о взглядах Президента на демографические проблемы в России
"Clarin" о демографической ситуации в мире
"The Economist" о старении населения
"Известия" о демографической ситуации в России и старении
"The Washington Times" о смертности в России
"Независимая газета" о здоровье и смертности в России
Vip.lenta.ru, "Финансовые Известия" и BBC Russian.com о ратификации Россией Киотского протокола
"Коммерсантъ-Власть" о курении в России
"Зеркало Недели" о новом способе диагностики рака
"АиФ-Москва" о репродуктивных установках россиян
"Российская газета" о проблемах миграции в России
"Время новостей" о конференции по борьбе с незаконной миграцией
"Российская газета" о коллегии по проблемам миграции

"RBC daily" об ужесточении наказания за нарушение миграционного законодательства в России
"Новые известия" о "стукачах" и регистрации
"Новое русское слово" о квотах на переселение беженцев в США
"Известия" о "языке вражды" и ксенофобии в России
"Независимая газета" о возможных последствиях "кавказафобии"
"Российская газета" о русском языке на Украине
"Новое время" о российском образовании
"Телеграф" о социальной ситуации в странах ЕС
"Время новостей", "Российская газета" и "Новые известия" о бедности в России
"Труд" об избирательных правах граждан США
"Независимое военное обозрение" и "Vip.lenta.ru" об осеннем призыве в российскую армию
"New York Times" о донорстве спермы

… о российском образовании

Светлое пятно на безрадостном фоне

Образованность населения - единственное, что держит Россию в верхушке списка среднеразвитых стран. Данные Всероссийской переписи населения 2002 года позволяют лишний раз убедиться в невеселой демографической ситуации страны почти по всем параметрам. Население одновременно стареет, сокращает свою численность и покидает многие регионы…
Однако в одном отношении - в образовательной сфере - перепись показала и очень большие достижения России. За 14 межпереписных лет доля имеющих высшее и среднее специальное образование среди взрослого населения (с 15 лет) возросла почти в полтора раз, а имеющих только основное образование (9 классов общеобразовательной школы), и особенно начальное - резко снизилась.
Хуже Болгарии, лучше Ливии
Высокий уровень образования населения сильно поднимает рейтинг России в интегральных международных сравнениях. Недавно вышел капитальный труд ЮНЕСКО - Доклад о развитии человека 2004. В нем место страны определяется по трем показателям: ВВП на душу населения, средняя продолжительность жизни, уровень образованности. По первому Россия отстает от передовых стран в разы. По средней продолжительности жизни - на 15 лет. А по уровню образования населения находится среди самых развитых стран. Только это и позволило ей занять 57-е место, между Болгарией и Ливией. В мировой иерархии по уровню развития человеческого потенциала Россия отнесена к странам со средним уровнем. Правда, в начальной части их списка, близкой к развитым странам.
Одна из главных особенностей высшего образования в России - чрезвычайно высокая доля получающих естественное и техническое образование. В 1994-1997 годах студенты естественно-научных, математических и технических вузов составляли в России 49% от общего числа студентов, в то время как в Норвегии (первое место по развитию человека) - 18%, в Японии (9-е место) - 23%, во Франции (16-е место) - 25 % и т.д.
За 14 лет не увеличилась доля имеющих начальное профессиональное образование, то есть окончивших профессионально-технические училища и другие образовательные учреждения того же класса, то есть квалифицированных рабочих. Это уже вызвало значительные трудности с кадрами массовых рабочих профессий (например, рабочих-металлистов: токарей, фрезеровщиков и т.д.) в промышленности, несмотря на значительную безработицу. В постсоветское время система профессионально-технического образования сильно пострадала. В советское время многие ПТУ были при промышленных предприятиях. Глубокий экономический кризис привел к их свертыванию.
В возрасте от 20 до 25 лет начальное техническое образование в 1989 году имели 229 человек из 1000, а в 2002-м - всего 137. Страна остро нуждается в восстановлении системы ПТУ.
Больше ученых - меньше детей
Обратимся к высшему образованию.
За 14 лет между переписями доля лиц с высшим образованием "выровнялась" среди всех возрастных групп от 25 до 60 лет. Высшее образование имел в этих возрастах каждый пятый гражданин России. В 1989 году в старших рабочих возрастах и особенно за их пределами доля имевших высшее образование (то есть учившихся в вузах в 50-е годы и ранее) была относительно небольшой. За межпереписное время эти люди перешли в старшие возраста и "в мир иной". Однако если взять возрастные группы по годам рождения, то оказывается, что в старших возрастах доля имеющих высшее образование повышается. Так, в 1980 году в возрасте от 45 до 50 лет было 154 человека с высшим образованием на 1000, а в 2002-м в возрасте от 60 до 65 - 164 человека. После 45-ти высшее образование получают очень редко. Однако демографы хорошо знают, что у высокообразованных повозрастная смертность заметно ниже, чем у других. Повышение среднего уровня образования - заметный фактор роста средней продолжительности жизни. И если она у нас заметно упала с 1987 года, значит, перебороли другие факторы.
С другой стороны, однако, рост образованности сильно влияет и на рождаемость - в сторону ее снижения.
По итогам последней переписи можно ожидать заметного роста доли лиц с высшим образованием в младших возрастах в ближайшие годы. Об этом же говорит и текущая статистика. В 2003 году в вузы было принято 1644 тысяч человек против 913 тысяч в 1998 году (Россия в цифрах. 2004, с. 123). Престиж высшего образования заметно растет, средние конкурсы среди поступающих увеличиваются. Вскоре, однако, ожидается большой недостаток потенциальных студентов. Уже в 1992 году в стране родилось детей меньше, чем поступило в вузы в 2003-м, а в 1999-м - всего 1215 тысяч.
Из-за малочисленности нынешних детей скоро неизбежно придется сокращать число студентов вузов. Или в большем числе привлекать в российские вузы студентов-иностранцев. Скорее всего, будет и сокращение, и привлечение.
Число иностранных студентов в российских вузах сейчас невелико: в 2003/04 учебном году - всего 69 тысяч, в том числе из стран СНГ - 37 тысяч. Это - капля в море.
В 1992/93 учебном году их было 136 тысяч, из СНГ - 104 тысячи.
Если уровень вузовской подготовки в России так высок, как об этом часто говорят и пишут, почему бы не расширить масштабы образовательных услуг? Это, кстати, могло бы быть и одним из эффективных каналов притока населения в Россию. Часть выпускников российских вузов могла бы оставаться в стране. Напомню, что Россия стремительно вымирает. И остановить этот процесс в предвидимом будущем невозможно.
Блестящие образованцы
Перепись населения не может, естественно, определить качество профессиональной подготовки выпускников наших вузов. Насколько могу судить, здесь есть серьезные проблемы. Дипломы наших вузов не везде признают. Интересно, что при громадном росте доли людей с высшим образованием происходит снижение общей культуры. Недавно в нашем журнале об этом была специальная большая статья. И сам мог бы привести много выразительных примеров. Но ограничусь одним.
Дикторы нашего телевидения постоянно называют порт во множественном числе "порты", с ударением на последнем слоге. Но в нашем "великом и могучем" порты - это штаны, брюки.
Наши вузы очень сильно различаются по уровню подготовки своих выпускников. Теперь все бывшие педагогические институты стали университетами, ведомственные вузы превратились в академии и те же университеты. Борьба за имидж. Но "как розу ни зову, она все розой пахнет".
Полвека назад автор этой статьи, проучившись год в очень престижном среди нефтяников Бакинском индустриальном институте им. Мешади Азизбекова, покинул его по той причине, что, как ему показалось, уровень преподавания там был ниже, чем в московском техникуме. Поступив в Московский университет на Ленинских горах, я очень хорошо прочувствовал разницу.
Громадная доля нынешних студентов - заочники. Из 6,5 миллиона студентов России в 2003/04 году заочники составляют 2,7 миллиона, а еще 0,4 миллиона учились на очно- заочных отделениях. Студенты-очники - лишь половина (52,7%) всех студентов. Очень сомневаюсь, что заочники получают знания в том же объеме и того же качества, что и студенты-очники. Очень возможно, что одна из главных причин падения общей культуры - снижение уровня вузовской подготовки.
Как бы то ни было, при всех оговорках, число которых можно сильно увеличить, образование - большое светлое пятно на безрадостном общем демографическом фоне, обрисованном последней переписью.
Образовательная сфера России переживает период коренных реформ. Повышение реального образовательного уровня населения страны - одна из главных возможностей поддержания статуса России в мире.

Виктор ПЕРЕВЕДЕНЦЕВ. "Новое время", 3 октября 2004 года

<<<Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)