Rambler's Top100

№ 173 - 174
11 - 24 октября 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Мировой демографический взрыв и антропогенное давление на климат

Стоит ли России радоваться потеплению климата

Экономические аспекты климатических изменений и ограничение выбросов парниковых газов

Медико-демографическая оценка выгод от снижения выбросов парниковых газов

Итоги переписи населения Украины 2001 года

Демографические потери Украины в XX веке

Экономические аспекты климатических изменений и ограничение выбросов парниковых газов1

А.А. Голуб2, Е.Б. Струкова3, А. Маркандиа4
(опубликовано в книге: Изменения климата и здоровье населения России в XXI веке. Сборник материалов международного семинара (5-6 апреля 2004 г.) / Под ред. Н.Ф. Измерова, Б.А. Ревича, Э.И. Коренберга. М.: Издательское товарищество "АдамантЪ", 2004. с. 24-33)

1. Обоснованность действий по ограничению выбросов парниковых газов

Воздействие человеческой деятельности на климат привлекает внимание исследователей и политиков на протяжении нескольких десятилетий. Убедительные аргументы в пользу существования такого воздействия послужили основой косенсуса по вопросам климатических изменений и роли человека в этих изменениях, достигнутого к началу 90-х годов прошлого столетия и закрепленного в принятой в 1992 году Рамочной Конвенцией ООН по Изменению Климата. Несмотря на непределенность количественных оценок последствий воздействия человека на климат мировое сообщество пришло к заключению о некобходимости широкомасштабных действий направленных на сокращение выбросов парниковых газов. Согласно Третьему оценочному докладу (ТОД) Межправительственной группы экспертов по изменению климата (IPCC 2001) климатические изменения уже сейчас представляют реальную угрозу для человечества. За прошлое столетие среднее повышение температуры достигло 0,60С. Это повышение связано в увеличением концентрации СО2 в атмосфере, вызванных деятельностью человека. Атмосферная концентрация CO2 возросла с 338 ppm в 1980 году до 368 ppm в 2000 году. Концентрация CO2 до 1750 года была относительно постоянной и равнялась 280 ppm на протяжении тысячелетий. Сегодняшняя концентрация выше, чем когда бы то ни было за последние 420 тысяч лет. Этот вывод получен на основе анализа проб атмосферного воздуха, захороненных во льдах. Более того, по мнению ученых из МГЭИК, такой высокой концентрации CO2 не наблюдалось за последние 20 млн. лет.

Прогноз увеличения температуры в 21-ом столетии, представленный на рисунке 9-1б Третьего оценочного доклада МГЭИК5, получен при помощи сложных моделей. Он базируется на оценках выбросов парниковых газов при определенных социально-экономических и научно-технических условиях6. Ввиду того, что парниковые газы находятся в атмосфере продолжительное время, а климатическая система очень инерционна из-за гигантской тепловой емкости Мирового океана, воздействие выбросов парниковых газов за предыдущие годы пока не полностью отразилось на наблюдаемых значениях температуры. Поэтому потепление на Земле будет продолжаться столетиями, до тех пор, пока атмосфера не достигнет равновесного состояния, даже если выбросы парниковых газов будут снижены немедленно. Согласно прогнозам увеличение температуры в предстоящем столетии составит несколько градусов по Цельсию (см. рисунок 1)7.

Рисунок 1. Сценарий увеличения температуры Земли под воздействием выбросов парниковых газов

Источник: IPCC. 2001. Climate Change 2001: Synthesis Report. Summery for Policy-makers. Third Assessment Report. Cambridge University Press: New York.

Столь значительный рост температуры может привести к необратимым катастрофическим последствиям, что вызывает озабоченность ученых, политиков и общественности. Роль человека, приводящая к изменению климата, выражается в сжигании ископаемого топлива, развитии сельского хозяйства, обезлесевании и других формах изменения способа использования земель, приводящих к высвобождению углерода, ранее связанного экосистемами. Сюда также следует добавить утечки метана при его добыче и транспортировке; выбросы так называемых малых газов, связанные с различными производственными процессами.

Многие негативные изменения в результате глобально потепления наблюдаются уже сейчас. К ним относятся изменение уровня моря, снежного и ледового покрова, таяние вечной мерзлоты, увеличение заболеваемости инфекционными болезнями (малярия, лихорадка Восточного Нила, клещевой энцефалит и т.д.). В 2003 году рекордно высокая температура в Европе послужила причиной около 20000 случаев преждевременной смертности8. Повышение средней температуры приводит к дестабилизации климатической системы и соответственном увеличению вероятности экстремальных климатических явлений, таких как ураганы, наводнения, засухи. По всей видимости, увеличивается вероятность лесных пожаров. Наносится ущерб сельскому хозяйству9. В целом, изменение климата планеты приводит к колоссальным социальным и экономическим ущербам.

Всемирная конференция по изменению климата в Москве в сентябре-октябре 2003 года подтвердила эту озабоченность:

"В 2001 году в Третьем оценочном докладе Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) выработала основу для лучшего понимания этой области знаний. Большая часть международного научного сообщества разделяет главные выводы ТОД о том, что наблюдающиеся изменения климата в первую очередь связаны с антропогенными эмиссиями парниковых газов и аэрозолей и представляют угрозу для человечества и экосистем"10.

Исходя из сказанного выше деятельность по ограничению выбросов парниковых газов представляется обоснованной. Чтобы предотвратить изменение климата в 1992 году была принята Рамочная Конвенция ООН по Изменению Климата, а позднее в 1997 году Киотский Протокол к этой конвенции.

Киотский протокол определил количественные обязательства по сокращению выбросов парниковых газов для развитых стран (страны Приложения Б) на срок 2008-2012 годов, а также предоставил возможность пользоваться так называемыми "механизмами гибкости" при достижении этих ограничений. Механизмы гибкости включают в себя совместное осуществление проектов по сокращению выбросов парниковых газов или их поглощению лесами и экосистемами, торговлю квотами на выбросы, и осуществление проектов "чистого развития" совместно с развивающимися странами, для которых не установлены количественные ограничения на выбросы. При этом Киотский протокол предполагает, что каждая страна будет сама разрабатывать внутренний механизм управления выбросами парниковых газов. Важно отметить, что все обязательства были приняты только для первого бюджетного периода 2008-2012 годов. Какие обязательства будут установлены в дальнейшем - предмет переговоров, которые еще даже не начались.

Обязательства для развитых стран из Приложения Б в период 2008-2012 годов установлены так, чтобы их общие выбросы были на 5% ниже совокупных выбросов парниковых газов в 1990 году. Для России уровень выбросов соответствует ее выбросам в 1990 году. Кроме этого, квоты на выбросы могут быть увеличены за счет накопления углерода лесами решение было принято в 2001 году. Оно имеет огромную важность для России в связи с тем, что страна обладает большим потенциалом по накоплению углерода экосистемами.

2. Киотский Протокол как экономический документ

Киотский Протокол установил количественные обязательства по ограничению выбросов парниковых газов (бюджеты выбросов) для промышленно развитых стран, перечисленных в Приложении I к Протоколу. Национальные бюджеты выбросов вычисляются умножением выбросов "базового года" (для большинства стран это 1990 год, но для некоторых стран с переходной экономикой базовый год может быть другим) на "целевой коэффициент", показывающий обязательства стран по снижению выбросов. Этот коэффициент выражен в процентах от выбросов базового года и закреплен в Приложении В к Протоколу. Затем полученное произведение умножается на пять, то есть на число лет в первом бюджетном периоде (2008-2012).

Бюджет выбросов = (Выбросы базового года)*(целевой коэффициент)*5

Как страна с переходной экономикой, Россия в соответствии со Статьей 3.5 Киотского Протокола может выбрать в качестве базового года 1990 год или любой предшествующий. В 1990 году выбросы парниковых газов были самыми большими в истории Советского Союза, так что выбор этого года в качестве базового обеспечил России максимально возможный бюджет выбросов.

В Первом Национальном Сообщении для Рамочной конвенции ООН по изменению климата (http://unfccc.int/resource/docs/natc/rusnce1.pdf) которое было опубликовано в 1995 году, была приведена следующая оценка выбросов парниковых газов в 1990 году в России: 3039 млн. метрических тонн (ММТ)CO2-эквивалента. Основным парниковым газом был углекислый газ (СО2). Согласно приведенной в указанном документе оценке, выбросы углекислого газа в 1990 году были равны 2372 ММТ, что составило 78% общего выброса парниковых газов (ПГ). Агрегированные данные российской инвентаризации выбросов приведены в таблице 1.

Таблица 1. Агрегированные данные по выбросам ПГ в России за 1990 год

 

1990 год ММТ СО2- экв. в год

CO2

2372

CH4

557

N2O

70

Гидрофторуглероды, перфторуглероды, SF6

40

Суммарный выброс

3039

Источник: Первое Национальное Сообщение (http://unfccc.int/resource/docs/natc/rusnce1.pdf)

При выборе величины количественных обязательств по сокращению выбросов ПГ Россия учитывала возможность экономического роста в будущем, после выхода страны из экономического кризиса. Во время переговоров по Киотскому Протоколу российская делегация не могла точно предвидеть, будет ли экономический рост сопровождаться снижением удельного выброса парниковых газов на единицу ВВП или нет. Соответственно, было неясно, будет ли рост выбросов опережать рост ВВП или отставать от него. Неопределенность прогнозов выбросов ПГ и вероятность реализации наиболее пессимистического сценария роста выбросов и вынудила российскую делегацию принять обязательство сохранить средний годовой выброс ПГ в России в первый бюджетный период на уровне 100% от выбросов базового 1990 года. Таким образом, российский бюджет выбросов составил 15195 ММТ СО2-эквивалента или около 3000 CO2-эквивалента в год.

Кроме того, на Седьмой конференции сторон, проходившей в Марокко в 2001 году, были согласованы правила реализации Киотского Протокола, где в том числе, были определены лимиты зачета поглощающей способности лесов в соответствии со статьей 3.4. Протокола. Для России лимит был установлен на уровне 33 миллионов тонн углеродного эквивалента в год, что в пересчете наCO2 эквивалент составляет 121 миллион тонн, а за пять лет - 605 миллионов тонн. В итоге суммарный Российский бюджет выбросов составляет 15800 миллионов тонн CO2 эквивалента. Этот бюджет еще может быть увеличен за счет проектов по лесопосадке (статья 3.3) и дополнительных проектов по статье 3.4. По оценкам Бюро экономического анализа за счет этого ресурса Россия может получить еще полмиллиарда тонн CO2 эквивалента11.

За пределами 2012 года никаких ограничений пока не установлено. Переговоры начнутся, скорее всего, в 2005 году. Если следовать логике Киотского переговорного процесса, то Россия сможет взять на себя реалистичные обязательства, которые позволят наращивать ВВП и при этом оставаться продавцом на рынке квот. Если же Киотский протокол будет отвергнут, то правила установления бюджета выбросов могут быть другими. Например, распределение квот на выбросы в расчете на душу населения или на единицу ВВП. И тот, и другой подход активно обсуждались до принятия Киотского протокола и обсуждаются сейчас как альтернатива протоколу.

3. Использование квоты - прогноз выбросов ПГ

Значительная часть Российской квоты на выбросы, по разным прогнозам от 75 до 90% , Россия использует на собственные нужды - для покрытия собственных выбросов. Оставшаяся часть может быть продана на мировом рынке квот или сохранена для использования в будущие бюджетные периоды, которые последуют за Киотским периодом (2008-2012). Эффективное управление киотской квотой предполагает наличие надежного прогноза выбросов.

Прогноз выбросов парниковых газов важен для решения вопросов выполнения Киотского протокола, начиная с вопроса о его ратификации кончая вопросом использования квоты для поддержания Российских экспортеров. Прогноз выбросов лежал в основе Российской переговорной позиции в Киото, когда Российская делегация добилась получения квоты равной выбросам 1990 года (см. выше) в то время как большинство стран получили квоту на несколько процентов ниже (Евросоюз, например, выбросы 1990 года минус 8%). Прогноз выбросов на период 2012-2022 годов будет принципиальным для переговоров по следующему бюджетному периоду.

Прогноз выбросов, а точнее, анализ сценариев динамики выбросов на период 2008-2012 года важен, чтобы, наконец, решить вопрос о ратификации Протокола, и для того, чтобы решить вопрос, как этой квотой распоряжаться. В данном разделе мы проведем анализ различных прогнозов выбросов парниковых газов и обсудим условия осуществления каждого из них. Это даст возможность определить размеры свободной квоты и рекомендовать меры управления выбросами парниковых газов.

3.1. Динамика производства и выбросов парниковых газов в России

Поскольку выбросыCO2 составляют около 90 % выбросов всех парниковых газов, мы фокусируем наш анализ именно на этом компоненте. Падение ВВП в России в 1990-1998 гг. сопровождалось сокращением выбросовCO2, однако удельные выбросы росли в силу того, что сокращение выбросов парниковых газов отставало от сокращения ВВП. Восстановительный рост Российской экономики, начавшийся в 1999 году, кардинально изменил картину. Выбросы на единицу ВВП начали неуклонно сокращаться. В результате быстрый экономический рост сопровождался медленным увеличением выбросовCO2. По официальным данным, представленным в ТНС (2003), выбросы в 1999 году составили 63,9% от уровня 1990 года. Выбросы метана составили 52.9%. Всего парниковые газы, приведенные по стпени воздействия на климат, составили 61,5% от уровня 1990 года. Эти оценки практически совпадают с оценками Energy Information Administration (EIA, www.eia.doe.gov, 2004). Официальная Российская отчетность заканчивается в 1999 году. EIA дает оценки до 2001 года. Поэтому необходимы экспертные оценки текущих выбросы парниковых газов. В докладе ИЭПП в 2003 году величина выбросовCO2 была оценена в интервале 1580-1640 миллионов тоннCO2 или 67-69 % от уровня 1990 года. Согласно нижней оценке из доклада Защиты природы выбросы в 2003 году составили 1600 миллионовCO2-эквивалента. Это практически совпадает с оценками, приведенными в докладе Директора Института энергетических исследований РАН чл.-корр. А.Макарова на Секции экономики Отделения общественных наук РАН 30 июня 2004 года. С учетом некоторых расхождений в оценках в период с 1999 по 2003 г. на 1% роста ВВП приходилось только 0,2-0,3% роста выбросовCO2.

На рисунке 2 представлено процентное изменение ВВП и выбросовCO2 с 1999 года в России.

Рисунок 2. Процентное изменение ВВП и выбросовCO2 с 1999 года в России.

Источник: оценки авторов.

3.2. Прогноз выбросовCO2 в России

Наиболее современный из официальных прогнозов выбросов ПГ представлен в Третьем Национальном Сообщении, представленном Российской Федерацией в Секретариат Конвенции по Климату. Сообщение является официальным документом, отражающим позицию Российского правительства (см. таблицу 2).

Таблица 2. Прогнозные оценки эмиссииCO2
(Индексы эмиссии, 1990 = 2370 МтСО2/год = 100%)

Год

Сценарий I

Сценарий II

Сценарий III

2000

69,20%

69,20%

69,20%

2005

74,60%

72,00%

78,40%

2008

78,00%

73,80%

84,50%

2010

80,40%

75,00%

88,90%

2012

82,80%

76,20%

93,40%

2015

86,70%

78,00%

100,70%

2020

93,40%

81,20%

114,10%

Источник: Третье Национальное Сообщение, с. 89. http://unfccc.int/resource/docs/natc/rusncr3.pdf

Как видно из таблицы 2, ни при одном сценарии выбросыCO2 не превзойдут уровня 1990 года. Это касается не только куммулятивнх (за пять лет), но и годовых выбросов.

В таблице 3 мы приводим прогнозы выбросов CO212 по трем сценариям. Первый предполагает достаточно медленные темпы технического перевооружения. Обновляются только те производственные мощности, которые физически выходят из строя в силу большего износа. Второй сценарий подразумевает более быстрые темпу технического обновления под воздействием роста цен на энергоресурсы, а третий в дополнении к стимулам, создаваемым ростом цен на энергию предполагает, что сэкономленные квоты на выбросы ПГ будут продаваться на рынке квот по цене 25 долларов за тоннуCO2 эквивалента.

Таблица 3. ВыбросыCO2 в млрд. тонн (представлены выбросы только CO2)

Сценарий

2005

2008

2010

2011

2012

Первый

1,59

1,82

2,01

2,38

2,64

Второй

1,4

1,8

2

2,1

2,3

Третий

1,3

1,6

1,8

1,9

2,1

* Цена единичной квоты равна $25 за тоннуCO2.

Источник: Golub A., Strukova E.: 2004. Russia at GHG Market. Climatic change. In press

Даже при наихудшем сценарии Россия не превысит киотскую квоту в сумме за период 2008-2012 годов. Приведенная выше таблица демонстрирует, что развитие России по пути технического обновления будет также сопровождаться и низкими темпами роста выбросов ПГ. Вступление в силу Киотского протокола превратит квоты в новый ресурс, имеющий экономическую ценность. Это создаст дополнительные стимулы для сокращения выбросов ПГ на базе новых технологий (реализация третьего сценария).

Кроме того, есть прогнозы Министерства экономического развития и торговли, Российского регионального экологического центра, и упомянутый выше прогноз Института энергетический исследований. Их авторы приходят к аналогичному выводу, что киотский бюджет выбросов не будет препятствием для экономического развития России.

3.3. Вероятностный анализ прогноза выбросовCO2 в России

Предыдущий анализ предполагает рост ВВП равный 4-5%. В настоящее время поставлена задача выйти на уровень роста 7,1-7,2% в год. Однако в описанной выше модели предполагалось, что рост ВВП начнется раньше 1999 года. Поэтому для первого бюджетного периода 2008-2012 гг. уровень ВВП из модели близок к тому, каким он должен быть, чтобы достигнуть его удвоения за 10 лет. Соответствующие выбросы ПГ будут на 8-11% меньше, чем ограничения по Киотскому протоколу.

Анализ выбросов ПГ и динамики ВВП после 1999 года демонстрирует относительное снижение выбросов ПГ на единицу ВВП. Этот процесс происходит даже быстрее, чем предполагалось13. Структурные изменения и соответствующее снижение спроса на энергию оказались гораздо более чувствительны к росту цен.

Как отмечалось выше, есть некоторое расхождение в оценке динамики выбросов. Для учета неопределенностей мы предлагаем еще одну вероятностную модель для прогноза выбросов CO2:

CO2t = CO20** α/100+1)t       (1),

где CO2t - это выбросы CO2 в году t;
е - эластичность выбросов CO2 по ВВП;
α- годовой темп роста ВВП в процентах.

Разделим уравнение (1) на выбросы CO2 в 1990 году (CO21990 ) и получим уравнение (2):

It = I0 **α/100+1)t       (2),

Где It - индекс выбросов СО2 по отношению к 1990 году; I0 - это индекс выбросов в 2003 г.

Исходя из анализа статистических данных за 1990-2003 гг. I0 =0,657 и е = 0,3814. α пусть будет равно 7,2% исходя из целей удвоения ВВП за 10 лет.

Можно подсчитать, что общие выбросы ПГ в 2008-2012 годах составят 79% от бюджета ПГ России по Киотскому протоколу, даже если не будет реализована специальная программа по сокращению выбросов ПГ. Это будет результатом структурных изменений экономики и относительного уменьшения спроса на энергоресурсы.

В связи с тем, что для получения исходных данных использовались экспертные оценки, необходимо провести анализ неопределенности. Кроме того, темпы роста ВВП, строго говоря, не определены. Для анализа неопределенности мы применили метод Монте-Карло. Мы задали возможный разброс параметров для каждого из коэффициентов, описанных выше. Интервал годового роста ВВП принят равным 5,2-8,2%. Интервал эластичности энергопотребления по росту ВВП был принят равным 0,22-0,6215, согласно консервативной оценке. Ошибка начальной точки отсчета - энергопотребления в 2003 году была принята равной ±2.5%. Доля угля в энергобалансе составила ± 25%.

В результате получились следующие параметры: среднее значение выбросов CO2 в 2010 году получилось равным 1913 миллионов CO2-эквивалента, стандартное отклонение составило 290 миллионов CO2-эквивалента, минимальное значение выбросов 1856 миллионов CO2-эквивалента, максимальное значение - 1981 миллионов CO2-эквивалента. Выбросы CO2 не превысят 1940 миллионов CO2-эквивалента в 2010 году с вероятностью 95%. На основе этого анализа можно заключить, что Россия не превысит Киотских обязательств (около 15 000 миллионов CO2-эквивалента за 5 лет или 3000 миллионов CO2-эквивалента в год). С вероятностью 95% ее неиспользованная квота составит 18% от общей квоты на выбросы. Если экономические реформы создадут дополнительные стимулы для сокращения выбросов ПГ, то в сочетании со стимулами, создаваемыми торговлей правами на выбросы, Россия использует только 73% Киотской квоты16. Это несколько ниже, чем выбросы, соглано третьему сценарию, расчитанному по модели (см. таблицу 3). Подчеркнем, что для формирования политики использования квот на выбросы ПГ необходимо применять более сложную модель, учитывающую воздействие ценовых сигналов, экономических инструментов, и т.п.

Таким образом, Киотский протокол ориентирует экономику на освоение новых технологий, предотвращение выбросов не только парниковых газов, но и локальных загрязнителей, связанных с процессами сгорания топлива. Протокол создает дополнительные стимулы для сохранения и восстановления лесов, ведения устойчивого сельского хозяйства.

Для России, перед которой стоит выбор пути развития на основе гипертрофированного сырьевого сектора или на основе новых технологий, накопления человеческого капитала и преумножения интеллектуальных ресурсов общества. Киотский протокол еще один инструмент, который будет направлять Россию по второму пути развития. Только за счет новых технологий и структурных сдвигов в пользу наукоемких секторов, Россия может сократить удельные выбросы ПГ на ВВП в 4-5 раз. Поэтому в долгосрочной перспективе задачи ограничения выбросов и устойчивого экономического роста практически совпадают.

4. Сопряженные выгоды России от ратификации Киотского протокола

Сжигание ископаемого топлива является важнейшим источником не только выбросов парниковых газов, но и загрязнения воздуха в целом. Ведущиеся в последние пять лет исследования сопряженных выгод подтвердили сильную связь между снижением выбросов парниковых газов и сокращением выбросов традиционных загрязняющих веществ, которые являются вредными для здоровья человека. Как меры политики по снижению выбросов парниковых газов, так и целевые инвестиционные проекты в этой области приводят к существенным сопряженным выгодам для здоровья населения.

Обычно оцениваются потенциальные выбросыCO2 и сопутствующих вредных загрязняющих веществ, таких как твердые частицы, двуокись серы (SO2) и окислы азота. Твердые частицы наиболее существенно влияют на риск здоровью населения. В частности, они воздействуют на смертность от сердечно-легочных заболеваний и рака легких. Выбросы SO2 влияют на возникновение симптомов респираторных заболеваний, изменение легочных функций, рост уровней смертности от респираторных заболеваний.

Как показано в таблицах 4-5, сопряженные выгоды возникают в странах с развитой рыночной, развивающейся и переходной экономикой.

Таблица 4. Сопряженные выгоды в последних исследованиях

Год

Страна/Город

Сектор

Сопряженные выгоды $тС (1996 $)

1999

Лос-Анджелес

Все

300

1999

США

Энергетика

3

1999

Чили (1)

Все

20-70

1999

Чили (2)

Все

150-300 ($1992)

1995

Норвегия

Энергетика

24-452

1997

Штат Нью-Йорк

Энергетика

23,79

1995

США

Все

39,79

1993

Великобритания, США, Норвегия

Все

125-282;332;
254-386

1993

США

Все

33,36

1993

США

Энергетика

2,95

2001

Россия

Все

32

Источник: Ancillary Benefits and Costs of GHG Mitigation, OECD, 2000; расчеты авторов.

Таблица 5. Сопряженные выгоды в России17

Страна/Сектор/Город

Предотвращенных случаев смерти в год

Сокращение выбросовCO2 (тысяч т)

Предотвращенная смертность на 100000 населения

Россия

40000

3 млрд.

28

Энергетика

10000

140 млн.

7

Москва

850

3600

55

Воронеж

1130

220

120

Нижний Новгород

277

1700

28

Великий Новгород

51

1100

21

Вельск

40

50

150

Новодвинск

16

1000

140

Источник: Данилов-Данильян В.И. Климатические изменения: взгляд из России. РЕЦ и Защита природы. ТЕИС. 2003

Таким образом, вступление в силу Киотского протокола создаст стимулы для сокращения глобальных и локальных загрязнителей. Согласно таблице 5 в предстоящее десятилетие Россия может предотвратить около 40000 случаев смертности от воздушного загрязнения в год. Если оценка среднестатистической жизни равна 600000 долларов18, то предотвращенный ущерб составит 24 миллиарда долларов в год. Это составляет около 6% ВВП. Российская экономика просто не может себе позволить такое увеличение смертности, особенно если учесть, что детская заболеваемость верхних дыхательных путей, включая астму и бронхит, возрастет на 100 %.

5. Выводы

Киотский Протокол устанавливает бюджет выбросов на период с 2008 по 2012 годы. Российская квота составляет более 15 миллиардов тонн CO2 эквивалента. Ее с избытком хватит, чтобы покрыть собственные выбросы, даже если Россия удвоит ВВП в течение десяти лет.

Российская квота (как и квоты других стран) - это новый экономический ресурс обладающий ценностью. Несмотря на то, что квоты неограниченны в рамках России, страны ОЭСР напротив будут испытывать дефицит квот. Это создает для России прямые экономические выгоды, реализующиеся на рынке квот, природного газа, электроэнергии, металлов, целлюлозо-бумажной продукции и т.п.

Реализация Киотского протокола в России создает целый ряд сопряженных выгод. К ним относится эффект от предотвращенного загрязнения атмосферы, выражающийся в предотвращении роста и в сокращении заболеваемости и смертности населения.

Протокол также создает дополнительные стимулы для устойчивого лесопользования и сельского хозяйства.

Предотвращенный ущерб для здоровья неселения составит минимум 6% ВВП в год, что примерно соответствует наблюдаемым темпам роста ВВП.

Наконец, протокол ориентирует Россию на долгосрочное экономическое развитие на базе новых технологий и приоритетного развития наукоемких секторов, поддержания разумного баланса сырьевых отраслей и обрабатывающей промышленности.


1 - При подготовке данного доклада использовались материалы неправительственной организации Защита Природы, Социального форума в рамках Всемирной Конференции по климату и Института экономики переходного периода (ИЭПП)
2 - Государственный Университет - Высшая Школа Экономики, неправительственная организация "Защита Природы"
3 - Всемирный Банк
4 - Всемирный Банк
5 - SYR TAR, 2001, стр. 140 WGI TAR SPM, 2001 Рис. 1b и 5d.
6 - SR ES, 2000.
7 - SYR TAR, 2001, с. 140.
8 - Эти и другие последствия изменения климата для здоровья человека обсуждались на семинаре Академии Медицинских Наук в Москве 5-6 апреля 2004 года.
9 - См. Данилов-Данильян В.И. Климатические изменения: взгляд из России. РЕЦ и Защита природы. ТЕИС. 2003.
10 - Отчет о Всемирной конференции по изменению климата, Москва, октябрь 2003. http://www.wccc2003.org/press/summ_r.htm
11 - Golub A., Avertchenkov A., Berdin V., Kokorin A., Martunova M.,.Strukova E. : 1999, 'Study on Russian National strategy of GHG emission reduction', The World Bank, BEA, State Committee of Russian Federation on Environmental Protection, Moscow
12 - Golub A., Strukova E.: 2004. Russia at GHG Market. Climatic change. In press
13 - Golub A., Strukova E.: 2004. Russia at GHG Market. Climatic change. In press
14 - Анализ данных показывает, что эластичность зависит от выбора периода времени, на котором она рассчитывается. Так, например, если период анализа 1998-2002 гг., то эластичность е составит 0,38 (выличина, близная к оценкам из (Golub et al, 2004). Для периода 1999-2003 гг. эластичность е составляет только 0.1. Мы использовали консервативную величину е = 0,38 для дальнейших расчетов.
15 - Интервал предполагается достаточно широким, несмонря на то, что наблюдаемые значения эластичностей по разным оценкам колеблются в интервале 0,2-0,3.
16 - При е=0,22.
17 - По результатам исследований Защиты Природы в 2001-2002 гг.
18 - На основе переноса консервативной оценки человеческой жизни в США (4 миллиона USD) с учетом удвоении Российского ВВП.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)