… об отношении российского
общества к скинхедам
|
"Скинхеды - наши дети, их у нас не может
не быть
|
Скинхеды, как известно, изобретение не российское и
не московское. Но их бурная деятельность в столице, открывшаяся
погромом у платформы "Царицыно" осенью 1999 года, как
и субботняя (но, видимо, не последняя) акция в метро на перегоне
между "Аэропортом" и "Динамо", не вызывает у
добропорядочного населения активного протеста. Впрочем, как и всеобщего
сочувствия. Феномен отношения общества к молодым фашистам изучают
социологи.
"Я считаю, с одной стороны, конечно, скинхеды - это хулиганы,
но с другой - если бы у каждого человека была бы та же доля достоинства...
Осознание своего славянского достоинства..." - рассуждает безымянная
москвичка, оказавшаяся в дискуссионной фокус-группе Фонда "Общественное
мнение" (ФОМ).
Глобальный опрос россиян на тему толерантности и ксенофобии ФОМ
провел в марте 2004 года после убийства таджикской девочки в Санкт-Петербурге.
Выяснилось, что 67% россиян вообще не знают, кто такие скинхеды.
Одни прямо причисляют скинов к фашистам, шовинистам и считают существование
в обществе подобных организаций совершенно неприемлемым. Другие
относятся к скинхедам отрицательно, но трактуют их поступки скорее
как хулиганство и издержки дурного воспитания. Каждый пятый из тех,
кто слышал о скинхедах, не выражает однозначно отрицательного отношения
к русским фашистам и винит в межнациональных конфликтах их жертв
- приезжих.
Эту точку зрения доходчиво иллюстрирует фрагмент дискуссии на московской
фокус-группе.
- Все приезжие - из ста процентов девяносто девять - это отбросы,
и только один процент хорошие, вот и все.
- И как мы должны относиться к ним?
- Раньше уважаемые люди в Москву приезжали - и евреи, и казахи,
и кто угодно. А сейчас едут только урвать, понимаете?
По мнению социологов ФОМа, в последнее время ситуацию вынужденного
сосуществования с "чужими" россияне переживают крайне
болезненно. О чем бы ни шла речь, какая бы тема ни обсуждалась,
при малейшей соответствующей "зацепке" разговор легко
и естественно соскальзывает на национальный вопрос, приобретая при
этом весьма эмоциональную окраску. Проблему отношения к приезжим
из бывших советских республик и "национальных окраин"
России обостряет то обстоятельство, что национальный вопрос в сознании
россиян неразрывно переплетается со страхами, связанными с террористическими
актами и Чечней. "...Смотрите, еще здесь эти все диаспоры -
взять чеченскую, взять грузинскую, у всех диаспоры - они почему
все в Москве, почему они не наводят там, в той же Чечне, порядок?"
9% респондентов оправдывают скинхедов за то, что те "борются
против чурок"; "добиваются, чтобы русские были не изгоями,
а стали хозяевами в России". И вообще, "выполняют работу
за милицию, наводят порядок, разбираются с мразью понаехавшей".
"Национальный вопрос драками не решается", - рассуждают
приверженцы рационального подхода, коих насчитывается 7%. "Фашистов
надо ликвидировать и пресечь", - уверены 5% респондентов. "В
России должны жить все нации", - полагают всего лишь 2% граждан
федеративного государства с уникальным, как принято считать, опытом
межнационального и межконфессионального общежития.
В целом только 60% знающих, кто такие скинхеды, считают, что их
движение нужно запретить. Остальные либо затрудняются ответить однозначно,
либо считают, что движение скинхедов запрещать не нужно, - таковых
в России 12%.
"Они наши дети, - в итоге констатирует участник фокус-группы,
- это такое явление, которого у нас просто не может не быть".
И с этим, после таких результатов опросов, не поспоришь.
Юлия ИГНАТЬЕВА. "Известия", 21 сентября
2004 года
|