|  | 
               
                |  | ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО: МНИМЫЕ И РЕАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ 
                    ПОСЛЕДСТВИЯ М., Издательство "Поматур"2004. 159 страниц
 |  
 
               
                | Регионы с наибольшей долей монофункциональных 
                    городов (стр. 79) 
                     
                      | Регион | Количество городов, всего | В том числе монофункцио-нальных | Доля моно-функциональных городов, % |   
                      | Чукотский АО | 3 | 3 | 100 |   
                      | Республика Хакасия | 5 | 4 | 80 |   
                      | Республика Карелия | 13 | 10 | 77 |   
                      | Ивановская область | 16 | 12 | 75 |   
                      | Свердловская область | 47 | 33 | 70 |   
                      | Кемеровская область | 20 | 14 | 70 |   
                      | Нижегородская область | 25 | 17 | 68 |   
                    Источник: Монопрофильные города и градообразующие 
                      предприятия: обзорный доклад / Под ред. И.В.Липсица. М.: 
                      Издательский дом "Хроникер", 2000. С. 28. Группировка регионов, проблемных по уровню безработицы 
                    (стр. 88) 
                     
                      | Общая безработица, % | Зарегистрированная безработица, % |   
                      | Высокая (6-8) | Повышенная (3-5) | Средняя или низкая |   
                      | Сверхвысокая (20-44) | Дагестан*, Ингушетия, Тыва, Агинский АО |   |   |   
                      | Высокая (12-20) | Корякский АО | Калмыкия, Читинская обл., Коми-Пермяцкий АО, 
                          Усть-Ордын-ский АО | Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Адыгея, 
                          Северная Осетия, Пензенская обл., Марий Эл, Бурятия, 
                          Камчатская обл. |   
                      | Средняя или низкая |   | Владимирская обл., Мордовия, Кировская обл., 
                          Карелия, Мурманская обл., Коми, Ненецкий АО, Таймырский 
                          АО, Магаданская обл. |   |   
                    * Курсивом выделены регионы, наиболее проблемные по специализации 
                      промышленности. Для справки: в среднем по РФ уровень общей безработицы 
                      - 8,6% в ноябре 2002 г., зарегистрированной - 1,6% в декабре 
                      2001 г. Структура потребительских расходов домашних хозяйств 
                    в 1997-2001 гг., % (стр. 99) 
                     
                      |   | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003* |   
                      | Располагаемые ресурсы | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |   
                      | Из них: |   
                      | Денежный доход | 82 | 84,9 | 85,6 | 85,2 | 87,5 | 88,6 | 87,9 |   
                      | Стоимость натуральных поступлений продуктов питания | 9,6 | 9,9 | 9,1 | 7,9 | 7,4 | 7,1 | 8,3 |   
                      | Стоимость предоставленных в натуральном выражении дотаций 
                          и льгот | 1,3 | 1,3 | 1,4 | 1,6 | 2 | 1,9 | 1,8 |   
                      | Сумма привлеченных средств и израсходованных сбережений | 3,8 | 3,8 | 3,8 | 5,3 | 3 | 2,4 | 2,6 |   
                      | Расходы на конечное потребление | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |   
                      | Из них: |   
                      | Стоимость питания | 51,3 | 57,9 | 57,8 | 53,2 | 52,7 | 48,3 | 47,2 |   
                      | Расходы на покупку непродовольственных товаров | 31,5 | 26,2 | 27 | 30,4 | 31,1 | 32,3 | 32,1 |   
                      | Расходы на покупку алкогольных напитков | 2,4 | 2,2 | 2,1 | 2,2 | 2,2 | 2,3 | 2,2 |   
                      | Расходы на оплату услуг | 12,9 | 12 | 11,4 | 12,2 | 13,4 | 14,6 | 18,1 |   
                      | Стоимость предоставленных работодателем в натуральном 
                          выражении дотаций и льгот | 1,6 | 1,6 | 1,7 | 2 | 0,6 | 0,6 | 0,4 |   
                    * Данные за I кварталИсточники: Социальное положение и уровень жизни населения 
                      России - 2001-2002: Стат. сборник. М.: Госкомстат РФ, 2002; 
                      Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств в 2002 году 
                      (по итогам выборочных обследований бюджетов домохозяйств). 
                      Июль 2003. М:, Госкомстата РФ 2003; Доходы, расходы и потребление 
                      домашних хозяйств в I квартале 2002-2003 гг. (по итогам 
                      выборочных обследований бюджетов домохозяйств. Сентябрь 
                      2003. М.: Госкомстат РФ, 2003.
 Структура доходов населения в 2001 г., % (стр. 
                    105) 
                     
                      |  | Оценка Госкомстата РФ | По данным РМЭЗ |   
                      | Все население | Одинокие пенсионеры | Работающие пенсионеры | Неработающие пенсионеры | Супружеские пары с детьми |   
                      | с 2-мя и более работ-никами | с 1-м работ-ником |   
                      | Оплата труда | 64,6 | 42,4 | 8,2 | 48,6 | 0,9 | 69,9 | 43,8 |   
                      | Государственные социальные трансферты | 15,3 | 12,5 | 57,4 | 34,2 | 62,8 | 4,8 | 5,8 |   
                      | Межсемейные трансферты | - | 5 | 6,2 | 4,6 | 4,8 | 3,7 | 4,5 |   
                      | Предпринимательский доход | 12,4 | 18,7 | 11,6 | 8,9 | 17,6 | 10,9 | 16,4 |   
                      | Другие доходы | 7,7 | 21,4 | 16,6 | 3,7 | 13,8 | 1,7 | 29,5 |   
                      | Контролируемые денежные доходы* |  | 58,9 | 65,7 | 81,5 | 63,6 | 70,9 | 28,7 |   
                      | неконтролируемые денежные доходы |  | 41,1 | 34,3 | 18,5 | 36,4 | 29,1 | 71,3 |   
                    * Контролируемые доходы (по сценарию жилищных субсидий) 
                      - заработная плата на основном месте работы, пенсии, стипендии, 
                      пособия. Методика оценки доходов Госкомстата РФ не позволяет 
                      определить доля неконтролируемых доходов. Все скрытые доходы 
                      учитываются официальной статистикой в статье "оплата 
                      труда", что приводит к завышению вклада заработной 
                      платы в совокупный объем доходов. Расходы домохозяйств на жилищно-коммунальные услуги, 
                    1980-2002 гг., % (стр. 117) 
                     
                      |   | 1980 | 1990 | 1992 | 1995 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 |   
                      | Потребительские расходы домашних хозяйств, всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |   
                      | В том числе |   
                      | расходы на жилищно-коммунальные услуги | 3,7 | 3,1 | 0,9 | 4,3 | 5,1 | 5,2 | 4,7 | 4,6 | 5,2 | 6,2 |   
                      | из них на оплату: |   
                      | жилья | 1,2 | 1 | 0,2 | 1,3 | 1,6 | 1,5 | 1,6 | 1,2 | 1 | 1,2 |   
                      | электроэнергии | - | - | - | 0,7 | 0,8 | 0,8 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 1 |   
                      | газа | - | - | - | 0,3 | 0,6 | 0,7 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 |   
                      | центрального отопления | - | - | - | 0,9 | 0,8 | 0,8 | 0,6 | 0,7 | 1 | 1,3 |   
                      | прочих коммунальных услуг | - | - | - | 1,1 | 1,3 | 1,4 | 1,2 | 1,3 | 1,7 | 2,1 |   
                    Источники: Российский статистический ежегодник. 
                      М.: Госкомстат РФ, 2003. С. 192; Россия в цифрах. Краткий 
                      стат. сборник. М.: Госкомстат РФ, 2003. С. 110 Распределение домохозяйств по доле расходов на 
                    оплату ЖКУ в совокупных доходах домохозяйств (стр. 122) 
                     
                      | Расходы на ЖКУ в пределах социальной нормы, % от совокупных 
                          доходов | 2002 | 2007 |   
                      | До 5 | 27,4 | 4,5 |   
                      | 5,1 – 10 | 36,2 | 13,4 |   
                      | 10,1 – 15 | 23,1 | 27,2 |   
                      | 15,1 – 22 | 5,5 | 22,1 |   
                      | более 22 | 7,8 | 32,8 |   
                      | Число претендентов на жилищные субсидии | 14,2 | 51,9 |  |  Цель публикуемого исследования - анализ возможных изменений 
              социального характера, связанных с присоединением России к ВТО и 
              значимых для сектора домашних хозяйств. Проанализированы базовые положения основных документов, 
              регулирующих деятельность Всемирной торговой организации в вопросах 
              либерализации торговли и изменения доступа к внешним рынкам, установления 
              технических и технологических стандартов, приведения к стандартам 
              ВТО национального законодательства. Исследования показали, что принятие 
              этих правил потребует от России определенных экономических и институциональных 
              реформ, поэтому соотношение выгод и потерь будет определяться не 
              только переговорной позицией, но и эффективностью реализации внутренней 
              политики, направленной на приведение структуры российской экономики 
              к международным нормам, закрепленным в Соглашениях ВТО. Содержание Введение Глава 1. Основные экономико-социальные аспекты присоединения 
              России ко Всемирной торговой организации  
              1.1. Возможности и ограничения либерализации торговли и поддержки 
                отечественных производителей, вытекающие из Соглашений о ВТО и 
                деятельности стран-участниц1.2. Изменение доступа к внешним рынкам
 1.3. Изменение требований к стандартам регулирования технических 
                и технологических норм
 1.4. Приведение к стандартам ВТО федерального и регионального 
                законодательства
 1.5. Международный опыт предупреждения негативных социальных последствий 
                присоединения к ВТО, включая опыт стран с переходной экономикой
 Глава 2. Оценки возможных структурных и динамических изменений 
              в экономике, связанных со вступлением в ВТО Глава 3. Динамика доходного неравенства в контексте расширения 
              глобализационных процессов Глава 4. Социальные последствия вступления России в ВТО: региональный 
              анализ  
              4.1. Факторы регионального развития4.2. Подходы к разработке типологии регионов и основные индикаторы
 4.3. Выделение наиболее проблемных регионов
 Глава 5. Оценка влияния роста цен на электроэнергию на структуру 
              расходов домохозяйств 
              5.1. Что мы знаем о доходах и расходах российских домохозяйств5.2. Насколько существующая система социальной защиты населения 
                способна демпфировать ускоренный рост цен на оплату жилья и коммунальных 
                услуг
 5.3. Размер и качество занимаемого жилья
 5.4. Расходы домашних хозяйств на ЖКУ
 5.5. Моделирование параметров программ поддержки доходов населения 
                в условиях роста цен на ЖКУ, ориентированного на выравнивание 
                внутренних и внешних цен на энергоносители
 Заключение Список литературыПриложения
  
              
             |