Rambler's Top100

№ 161 - 162
7 - 20 июня 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Смертность от самоубийств в странах большой восьмерки

Общая смертность падает, а суицидальная - растет

Смертность от самоубийств на фоне общей смертности

Смертность от самоубийств на фоне общей смертности: возрастной срез

Застойный характер российских возрастных кривых смертности от самоубийств

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Поль Клее. Неустойчивое равновесие. Paul Klee. Unstable Equilibrium Смертность от самоубийств в странах
"Большой восьмерки"
Диана ЖДАНОВА

Над темой номера работала
Диана ЖДАНОВА

Общая смертность падает, а суицидальная - растет

"Смертность по причине суицида становится сегодня одной из основных проблем современного общества. По оценкам, ежедневно около миллиона человек в мире оканчивают жизнь самоубийством. В развитых странах ежегодно регистрируется около 200 тысяч суицидов. В 2000 году суицид стал одной из трех лидирующих в мире причин смерти в молодом возрасте"1.

Если сегодня проблема смертности от самоубийства особенно актуально встает в развитых странах, логично предположить, учитывая определяющую роль этих стран в развитии социальных, экономических и политических тенденций во всем мировом сообществе, что спустя некоторое время эта причина смерти может выйти на лидирующие позиции во всем мире и проблема станет настолько же актуальной для любого другого государства.

Рассмотрим смертность от суицида на примере наиболее влиятельных из развитых стран, составляющих так называемую "Большую восьмерку": Великобритании, Германии, Италии, Канады, России, США, Франции и Японии. Эти страны имеют как сходства, так и различия социального, исторического, политического, географического характера, различные пути экономического и социального развития, существуют сходства и различия и в тенденциях динамики суицидальной смертности в этих странах.

В исследовании использовалась информация об общей смертности, смертности по причине суицида и составе популяции из базы данных Всемирной организации здравоохранения. Исключение составляет Россия, данные для которой в базе ВОЗ имеются только с 1980 года, за 1965-1980 годы для России были использованы данные из технического приложения к изданию: Ф. Милле, В. Школьников, В. Эртриш и Ж. Валлен "Современные тенденции смертности по причинам смерти в России 1965-1994". Данные были стандартизованы по возрасту на основе европейского стандарта.

Общеизвестно, что в течение последних 50 лет происходит снижение смертности в развитых странах. Это хорошо видно на предложенных графиках стандартизированных коэффициентов смертности (рис. 1 и 2). Только Россия имеет отличную от остальных семи стран кривую: она проходит выше остальных, имеет большие флуктуации и не дает оснований говорить об устойчивой тенденции к снижению смертности.

Рисунок 1. Стандартизированный по возрасту коэффициент общей смертности в 8 странах. Мужчины

Рисунок 2. Стандартизированный по возрасту коэффициент общей смертности в 8 странах. Женщины

Теперь обратимся к суицидальной смертности. При рассмотрении общего вида кривых ее динамики нельзя не обратить внимание на то, что, хотя для всех стран они различны, в целом они нигде не демонстрируют столь устойчивого долговременного снижения, особенно для мужчин, как это имеет место с кривыми смертности от всех причин. А в ряде случаев имеет место даже рост показателя (рис. 3 и 4). По показателю смертности от самоубийств у мужчин на общем фоне снова резко выделяется Россия, но соответствующие российские показатели для женщин отличаются от показателей других стран восьмерки не столь разительно.

Рисунок 3. Стандартизированный по возрасту коэффициент смертности от самоубийства в 8 странах. Мужчины

Рисунок 4. Стандартизированный по возрасту коэффициент смертности от самоубийства в 8 странах. Женщины

Э. Дюркгейм в своем классическом исследовании самоубийства неоднократно отмечал взаимосвязь между социальными взаимоотношениями в обществе и склонностью к самоубийству. Если снижение общей смертности можно объяснить, в первую очередь, экономическим и социальным развитием (повышение уровня жизни, развитие медицины, программы экологической направленности), то на суицидальную смертность оказывают большое влияние культурно-исторические традиции. В качестве ярких примеров можно вспомнить обычай харакири в Японии или обычаи северных и восточных народов, где старики добровольно отказывались от жизни. Но все же искать объяснения межстрановых различий только в исторических традициях едва ли верно. Та же Япония по уровню смертности от самоубийств сегодня мало отличается от большинства стран "восьмерки", в России же, где традиции самоубийств в прошлом не было, сегодня их уровень очень высок.


1 - Brown, P. Choosing to die - a growing epidemic among the young. Bulletin of the WHO. 79(12), 2001.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)