… о социальной составляющей
послания Президента
|
Государство ищет союзника
|
Послание президента 2004 года: мнения экспертов
Сам факт того, что президент на первое место поставил
решение социальных вопросов, а только потом начал говорить об увеличении
валового внутреннего продукта и о внешней политике, - это определенный
знак и правительству, и всему обществу.
Значит, удвоение ВВП - не самоцель, а имеет вполне определенную
задачу: качественно улучшить жизнь людей. Не просто поднять их доходы
в полтора раза, а сделать так, чтобы эти деньги можно было реально
использовать, например, на улучшение жилищных условий или на обучение.
С моей точки зрения, политически это очень сильный ход. Как и те
слова, которыми президент закончил свое выступление: "Нам нужно
построить свободное общество свободных людей". Общество людей,
которые сами отвечают за свое благосостояние, людей активных, небезразличных
к тому, что происходит в стране. Эти слова вполне могут претендовать
на роль национальной идеи, которая свяжет воедино и улучшение качества
жизни, и удвоение ВВП, и формирование сильного гражданского общества.
Главное, чтобы оно стало союзником власти во всех ее начинаниях.
Именно союзником, а не испуганным подопытным кроликом или апатичным
наблюдателем. Но, к сожалению, пока равноправного заинтересованного
диалога не получается. Почему? Любой шаг власти должен сопровождаться
экспертизой со стороны независимых специалистов, общественных организаций.
И только выслушав все мнения, можно принимать конкретные решения.
А что получается? Возьмем самые свежие примеры. Перестройка на ходу
пенсионной реформы, замена льгот денежными выплатами - все было
сделано, на мой взгляд, без должной общественной экспертизы. Не
случайно за день до послания президент поинтересовался, проведены
ли по этим вопросам консультации с общественными организациями.
Поэтому есть риск, что решения, которые будут приниматься в ближайшие
годы по принципиальным вопросам, затрагивающим интересы каждого
человека, могут оказаться не до конца продуманными. И тогда придется
все это корректировать на ходу. Вспомните, совсем недавно была история
с поправками в закон о митингах и шествиях, когда намеревались запретить
их проведение рядом с "резиденциями властей". Пришлось
вмешаться главе государства и расставлять другие акценты. А социальные
вопросы еще более чувствительные. Здесь особенно важно знать, на
что настроен общественный барометр. А он достаточно часто показывает
на "пасмурную погоду".
Например, сегодня речь идет о реформе здравоохранения. Хотя по оценкам
Всемирной организации здравоохранения, вклад деятельности медицинских
учреждений в формирование продолжительности жизни населения страны
всего 15 процентов. Остальное - это не здравоохранение, а экология,
образ и уровень жизни, условия труда и т.д. Да и сам президент поставил
более широкую задачу - преодолеть демографический спад, негативную
тенденцию смертности. Ведь при конструировании, например, новой
марки автомобиля вы же не ограничитесь заменой лишь одного крыла
у старой модели? Наверное, и о моторе подумаете, и о дизайне кузова.
Что касается здоровья нации, то здесь, к сожалению, происходит подмена
понятий. Взялись пока лишь "за обновление одного крыла"
- систему здравоохранения, а долгосрочной социальной стратегии так
и не разработали. Значит, сложно надеяться на то, что мы получим
новую "машину". Все равно будем ехать на тех же колесах
и с тем же мотором.
У реформы образования - обратная проблема. Стратегия здесь известна.
Она изложена в образовательной доктрине, которая широко обсуждалась
и была принята правительством несколько лет назад. За последние
четыре года сделано действительно немало. Вводится единый госэкзамен,
начат эксперимент по государственным именным финансовым обязательствам,
приступили к реализации идеи о профильной школе. Но в этих новациях,
на мой взгляд, все еще много спорного. Что-то стоит развивать дальше,
а от чего-то отказаться. Образовательное сообщество ждет сейчас
таких оценок, подведения хотя бы промежуточных итогов.
Самыми проработанными, на мой взгляд, оказались предложения по обеспечению
людей доступным жильем. Озвучены новые и нужные механизмы, связанные
с ипотекой, предоставлением социального жилья малоимущим. И цель
ясна: к 2010 году треть семей со средними доходами должны получить
возможность купить жилье, отвечающее всем современным требованиям.
Это конкретная, всем понятная задача. Ее надо только аккуратно и
последовательно реализовывать.
Евгений ГОНТМАХЕР, научный руководитель Центра
социальных исследований и инноваций.
"Российская газета", 28 мая 2004 года
|