Rambler's Top100

№ 155 - 156
19 апреля - 2 мая 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Российская перепись в этническом измерении

Перепись-2002 – проблемы и «узкие места»

Количество «народов» выросло со 128 до 150

Этнический состав населения России изменился не сильно

Кто численно возрастает, а кто – депопулирует?

Конец мифа о вымирании малочисленных народов Севера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Иван Пуни. Бегство форм. Ivan Puni. Flight of Forms (1919) Российская перепись в этническом измерении

Над темой номера работали

Валерий ТИШКОВ

Валерий СТЕПАНОВ

Перепись-2002 - проблемы и "узкие места"

За несколько лет до и даже в самый канун проведения первой российской переписи 2002 года многие эксперты и пресса предсказывали ее провал. Политики и общественные активисты заявляли, что сама процедура всеобщего опроса является вторжением в частную жизнь и нарушает права граждан. А работники российского Госкомстата боялись, что значительная часть населения страны откажется давать ответы на вопросы переписного листа. Причем, как полагали, люди будут настроены не только против вопросов о доходах, но и не захотят, чтобы их спрашивали об этнической идентичности1.

Несмотря на критику с нашей стороны организаторов переписи, мы полагаем, что в целом перепись населения России 2002 года прошла на должном уровне, ее результаты вполне легитимны, и они заслуживают критического анализа2. Один из фундаментальных вопросов - это оценка степени охвата населения и характер возможного недоучета населения. Оценки специалистов здесь различны, но, видимо, только работники Госкомстата и непосредственные исполнители переписи могут дать более или менее точный ответ. По нашему мнению, недоучет населения в ходе переписи составил 5-7% процентов. Это главным образом три категории населения, не охваченных переписью:

а) жители крупных мегаполисов,
б) мигранты из стран бывшего СССР, Китая и Вьетнама,
в) обитатели закрытых или трудно доступных загородных особняков.

На данной стадии можно только сказать, что самая высокая вероятность приписок (т.е. заполнение вопросников по данным паспортных столов) могла иметь место в трех случаях:

  1. в крупных городах, которые стремились сохранить или обрести свой статус городов с миллионным и более населением;
  2. на территориях и в местах межэтнического соперничества за получение этнически выгодных "правильных цифр", т.е. больших, чем у этнических соперников;
  3. в этнотерриториальных автономиях с целью утверждения или "улучшения" демографического статуса титульных групп.

На принципиальный вопрос, с избытком или дефицитом посчитано население, однозначно ответить нельзя. Как и до переписи, по этому поводу продолжается спор. Одни говорят о недоучете населения, другие - что численность жителей страны оказалось завышенной. На самом деле имело место и то, и другое. В одних регионах преобладал недоучет. Например, на Дальнем Востоке китайцев посчитали, но далеко не всех. И не то чтобы китайцы уклонялись, просто местным властям не очень-то хотелось их учитывать. Окажись выходцев из Китая очень много, федеральный центр усилил бы пограничный режим, и это негативно сказалось бы на экономике региона. В других случаях, как в Чечне, Ингушетии, людей насчитали с избытком. В Москве значительную часть приезжих не учли, но в подсчете местных жителей явно перестарались. Поэтому трудно разобраться, что получилось в целом.

Отклонения численности населения по данным переписи населения от текущего учета (оценка) по состоянию на 9 октября 2002 года по России и отдельным субъектам Федерации

 

Численность населения, тысяч человек

Отклонения

Оценка

Данные переписи

Тысяч человек

Проценты

Российская Федерация

143315

145182

1866,6

1,3

г. Москва

8529,1

10358

1828,7

21,4

Республика Дагестан

2194,7

2584,2

389,5

17,7

Республика Ингушетия

441,4

468,9

27,5

6,2

Кабардино-Балкарская Республика

780,7

900,5

119,8

15,3

Чеченская Республика

648

1100,3

452,3

69,8

Республика Коми

1109,3

1019

-90,3

-8,1

Таймырский (Долгано-Ненецкий АО)

44,7

39,8

-4,9

-11

Амурская область

976,4

902,5

-73,9

-7,6

Корякский АО

28,1

25

-3,1

-11

Магаданская область

226,6

182,7

-43,9

-19,4

Чукотский АО

73,1

53,6

-19,5

-26,7

Источник: О предварительных итогах Всероссийской переписи населения 2002 года. Материалы к заседанию Правительства Российской Федерации. Письмо Председателя Госкомстата России от 07.04.2003 №ВС-08-20/1328

Не только мигранты, но и некоторые этнические категории населения представлены в переписи с явным искажением. Причины разные, не только технические, но и политические. Очень трудно выделить один ведущий фактор. Даже в очевидных, казалось бы, случаях, искажения не являются только продуктом намеренных манипуляций.

Некоторые случаи занижения численности вполне очевидны. Например, перепись 2002 года зарегистрировала всего 3,3 тысячи турок-месхетинцев. Ранее такая категория в советских переписях не учитывалась вообще. Однако, известно, что только в одном Краснодарском крае их в несколько раз больше. Известно также и нежелание властей Краснодарского края видеть в турках-месхетинцах полноправное население, и этой категории жителей уже более десяти лет власти региона отказывают в социальных правах. Перепись почти "не заметила" представителей этой национальности, хотя с первых лет пребывания в крае (конец 1980-х) ведется административный учет турок-месхетинцев3. С другой стороны - следует иметь в виду несовершенство методики переписного учета и итоговых подсчетов. Многие записались просто турками, и их "месхетинская" принадлежность осталась неучтенной. Кто-то назвал так себя умышленно, ориентируясь на выезд в Турцию, часть же не пожелала называться "месхетинцами" из личных убеждений4.

Во многом этнодемография переписи складывалась на основе стойких представлений советского времени о том, что есть национальность. В России, как и в СССР, по-прежнему распространено мнение, что "национальность" это принадлежность к "своему народу" в смысле этнической общности, национальность является непременным атрибутом любого человека, причем у каждого она единственная и дана с рождения. Однако еще статистика советской поры показала, что реальность намного сложнее. По данным переписи 1989 года, четверть населения жила в семьях со сложным этническим составом, а это - весомая причина распространения двойной этнической идентичности. Так, известно, что почти 76% украинцев в России живут в смешанных семьях, в основном - в русско-украинских5. То же характерно и для российских немцев. Часто человек осознает себя не только немцем, а русским немцем, или русским и немцем одновременно, или ситуативно - в одних случаях русским, а в других - немцем. По этой причине, несмотря на жесткие установки, от переписи к переписи миллионы советских людей совершали переходы из одной группы в другую. Наиболее очевидные примеры таких переходов - это превращение украинцев в русских между переписями 1926 и 1937 годов6, евреев в русских в первых советских переписях и наоборот - русских в евреев в переписях 1979 и 1989 годов, татаро-башкирские дрейфы во всех советских переписях7. Феномен этнического дрейфа проявил себя и в переписи 2002 года, но зафиксирован он был только столь же жестким образом - на основе принципа единичной и взаимоисключающей идентичности.

Хотя этнологи убеждены в обратном, но некоторые люди в России никогда не задумывались над тем, кто они по национальности, тем более что в гражданском паспорте с 1997 года нет графы "национальность". Они просто не готовы дать определенный ответ переписчику, а для статистики получается, что они уклоняются от ответа. Таких "уклонившихся" Госкомстат более всего насчитал в Москве и Петербурге. В целом, среди тех, кто был учтен переписью, не смогли заявить свою этническую идентичность лишь 1%8.

По нашим наблюдениям, около 10-15 процентов вообще трудно воспринимали вопрос о "национальной принадлежности". А инструкция запрещала переписчикам что-то объяснять. Как и в прошлых советских переписях, перепись 2002 года не учитывала возможность двойной этнической идентичности и около 10 процентов населения были вынуждены делать жесткий выбор в пользу одной из национальностей своих родителей. Как и во все времена предпочтение отдавалось наиболее престижной и статусной форме идентичности - русской. Именно поэтому в России статистически стало меньше украинцев и белорусов, хотя они не "вымерли" и не уехали. То же в отношении таких численно крупных категорий как марийцы, удмурты, чуваши, мордва. Перепись как бы забежала вперед, отразив факт этнической ассимиляции представителей этих и ряда других групп, хотя на самом деле процесс развивается медленнее и не столь однозначно9.


1 - Степанов В.В. Российская перепись 2002 года: пути измерения идентичности больших и малых групп // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. No.145. М.: ИЭА РАН, 2001.
2 - См.: В.А. Тишков. Вместо введения. Как оказалась возможной этнография переписи? // Этнография переписи. Под ред. Е. Филипповой, Д. Ареля, К. Гусеф. М., 2003.
3 - Осипов А. Отклик на публикацию "О положении месхетинских турок в Краснодарском крае" // Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, N11, 1997.
4 - Наименование "турки-месхетинцы" чаще применяется властями для категории репрессированных в сталинские времена выходцев из Грузии, высланных в Среднюю Азию (Узбекистан, Казахстан, Киргизия). Реально же сюда относится несколько групп. Основная масса - собственно месхетинские турки или, как они себя часто именуют, "ахалцихские турки". Сюда также относятся выходцы из Аджарии: хемшилы, лазы, аджарцы (Попов А. Краснодарский край. Положение мигрантов из Закавказья // Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, N25, 1999).
5 - Степанов В.В. Сможет ли перепись посчитать народы? // Живописная Россия, 2002, N2
6 - См. В.А. Тишков Этнические загадки первых советских переписей населения. // Социальные трансформации в российской истории. Под ред. В.А. Виноградова. Оренбург, 2004.
7 - По этому вопросу см.: Gorenburg, Dmitry. Identity Change in Bashkortostan: Tatars into Bashkirs and Back. // Ethnic and Racial Studies 22 (3): 554-80.
8 - По итогам переписи 2002 г. в России 1,5 млн. чел. не указали свою "национальность" (т.е. этническую идентичность). В действительности сюда входят не только те. кто уклонился от ответа, но и те, кто учтен заочно (переписью предусматривалась такая возможность) - со слов родственников, соседей, а также по данным местных органов власти.
9 - Степанов В.В. Этническая идентичность и учет населения (как государство проводило Всероссийскую перепись - 2002) // Этнография переписи - 2002. - М.: "Авиаиздат", 2003.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)