Rambler's Top100

№ 151 - 152
22 марта - 4 апреля 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Известия" о прогнозах мирового населения
"Известия" о населении Земли и демографических проблемах
"Парламентская газета" о глобальном демографическом кризисе и России
"RBC daily" о прогнозируемом изменении этнического состава населения США
"Yomiuri" о миграции и демографическом будущем Японии
"Молодежь Эстонии" об упразднении видов на жительство для граждан ЕС
"Столичные новости (Киев)" о незаконной миграции в Европе
"RBC daily" о российской миграционной политике
"Труд" о борьбе с нелегальной миграцией в Москве
"RBC daily" о миграции и преступности
"Известия" о митинге националистов в Москве
"Известия" о ксенофобии в России
"День" о трудовой миграции из Украины

"Новые известия" о языковых экзаменах для иностранцев
"Россiя" о китайской экспансии
"Известия науки" и "Известия" о депортациях народов
"Новые известия" о переселении турок-месхетинцев в США
"Независимая газета" о российских гражданах в Туркмении
"Эксперт" о внутренней миграции и пространственном развитии России
"Известия" о путях сокращения бедности в России
"RBC daily" о зарплатах
"Corriere della Sera" о поздних рождениях
"Труд" и "RBC daily" о диспропорциях полов в Китае
"RBC daily" и "Российская газета" о наркотиках и "дозах"
"Родная газета" о СПИДе
"Новая газета" о птичьем гриппе и других инфекциях
"Новая газета" об ожирении
"Российская газета" о глобальных климатических изменениях

… о российской миграционной политике

Россия создает "железный занавес"

Разумному привлечению новой рабочей силы российские власти предпочитают облавы на нелегалов и коррупцию паспортно-визовых служб
В среду Госдума отклонила несколько законопроектов, которые могли бы упростить соотечественникам из стран бывшего СССР принятие российского гражданства. Впрочем, эксперты полагают, что эти поправки в любом случае не облегчили бы процедуру принятия гражданства: они не затрагивали основных моментов, делающих принятие гражданства непосильным для большинства приезжих. Более того, законотворчество в этой сфере вообще работает вхолостую: паспортные столы и ОВИРы, особенно в регионах, до сих пор "не слышали" даже о принятых в прошлом году президентских поправках к закону о гражданстве. Таким образом, несмотря на низкую рождаемость, Россия не способна стать нормальным "импортером" рабочей силы. Более того, наша страна продолжает быть ее "поставщиком" не только на Запад, но и в страны СНГ, обгоняющие Россию по темпам экономического роста. И вместо того, чтобы перенять опыт разумной миграционной политики ближайших соседей - например, Казахстана, - Россия продолжает окружать себя новым "железным занавесом".
Авторы одной из поправок хотели распространить право на "упрощенное" получение российского гражданства на тех, кто получил гражданство стран бывшего СССР, а также на родившихся на территории РСФСР, но проживающих на территории соседних стран. Согласно Закону "О гражданстве РФ", право на получение гражданства в упрощенном порядке (без пятилетнего срока проживания в России и получения вида на жительство) имели только те жители стран бывшего СССР, которые не приняли гражданство новых государств и все эти годы оставались лицами без гражданства. Лица, родившиеся на территории РСФСР, могут получить гражданство России только после проживания в стране в течение одного года. Как отмечали авторы поправки, такие правила лишали сотни тысяч соотечественников возможности получить гражданство России. С одной стороны, жить в странах СНГ без принятия местного гражданства было затруднительно, с другой стороны - немногие жители СНГ могут позволить себе приехать в Россию и жить год до подачи заявления о получении гражданства.
Наконец, другая группа поправок предлагала упрощенный порядок приобретения гражданства России всеми лицами, состоявшими в гражданстве СССР, и их потомками по прямой нисходящей линии, не заявившими о своем желании состоять в гражданстве других государств. Главное отличие альтернативных проектов в том, что в одном из них предлагается ввести институт признания гражданами РФ представителей национальностей, не имеющих иных национально-территориальных образований, кроме находящихся на территории России. Все эти изменения были признаны "нецелесообразными", в том числе представителем президента, и отклонены палатой. Впрочем, по мнению президента Международной правозащитной ассамблеи, руководителя Центра по защите прав беженцев и вынужденных переселенцев Михаила Арутюнова, эти поправки в любом случае с самого начала были "пустым делом". "Гражданство могут получить только те, кто зарегистрирован по месту жительства, - сказал г-н Арутюнов RBC daily. - В старой терминологии это означает постоянную прописку". О том, как легко и просто получить такую прописку где бы то ни было, легенды ходят еще с советских времен. Большинство же граждан СНГ имеют регистрацию лишь по месту пребывания (обычно на три месяца), а зачастую у них нет и этого.
Впрочем, эффективность законодательства в миграционной сфере вообще вызывает большие сомнения. "Главная проблема даже не в законе, а в подзаконных актах, - сказала RBC daily президент Центра изучения проблем вынужденной миграции в СНГ Жанна Зайончковская. - От двух вице-губернаторов, которые отвечают за прием населения по социальным вопросам, мне приходилось слышать заявления, что они сами ничего не понимают". Действительно, какими бы благими намерениями ни руководствовался президент, инициировав в прошлом году принятие поправок к закону о гражданстве, реализация этих новаций все равно зависит от "нормотворчества" ведомств - в первую очередь МВД. Так, в одном из паспортных столов Химкинского района корреспондент RBC daily лично видел перечень документов, требовавшихся для получения гражданства по "упрощенной" схеме. Во всех вариантах этого перечня, в нарушение самой концепции упрощенной процедуры, обязательно числился вид на жительство. "Несколько недель назад в одном из региональных ОВИРов заявили: "Мы не слышали ни о каких поправках к закону о гражданстве", - соглашается Михаил Арутюнов. - Работники ОВИРов всегда говорят: "Мы работаем не по закону, а по инструкциям"".
В результате такого подхода со стороны государства официальная миграция из стран СНГ в Россию, как отмечает Жанна Зайончковская, практически прекратилась. По данным переписи с 1989 по 2002 год население России выросло за счет стран СНГ примерно на 5 миллионов человек. Причем большинство из них (порядка четырех пятых), говорит г-жа Зайончковская, составляют представители "титульных наций" России - этнические русские, татары, башкиры и т.д. "Мы могли бы получить больше, если бы с самого начала не создавали проблем, - полагает она. - А сейчас коллеги из Средней Азии, Казахстана, Узбекистана констатируют снижение миграционного потока в Россию, многие трудовые мигранты вернулись домой, особенно после того как стали жертвами облав в России". Между тем представители власти продолжают говорить о необходимости пополнять рабочую силу России не только за счет стран СНГ, но и дальнего зарубежья. На практике же Россия продолжает быть донором "мозгов" и "рук", причем не только для Запада (что уже стало традицией), но уже и для ближайших соседей.
"Многие россияне продолжают выезжать в западные страны, в том числе по туристическим визам, причем не только ученые, а простые работяги с семьями, - говорит Михаил Арутюнов. - И их там с удовольствием принимают, в первую очередь Испания, Франция, Германия - те страны, у которых не очень хорошая демографическая ситуация". В последнее время гибкую миграционную политику - которой есть смысл поучиться и России - начинают проводить и страны СНГ. "Растет абсорбирующая роль Казахстана. До сих пор он был донором, но в минувшем году получил чистый приток миграции, - говорит Жанна Зайончковская. - Это связано и с ужесточением миграционного законодательства в России, и с тем, что Казахстан показывает более высокие темпы экономического роста, чем Россия". По ее сведениям, с 1990 года Казахстан потерял 4 миллиона человек (то есть около трети населения), которые осели либо в России, либо в Германии. "Теперь там ведется политика по возвращению людей, привлечению специалистов из России, причем безо всяких проволочек: от них не требуют ни регистрации, ни гражданства, - говорит г-жа Зайончковская. - Надо просто решить, что нужно стране - налоги с произведенной продукции или штампы?"

Антон ПОПОВ. "RBC daily", 18 марта 2004 года

<<<Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)